Философия Плотина и неоплатонизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:15, реферат

Краткое описание

Философия Плотина (205-270) - последнее и, пожалуй, одно из самых значительных достижений античного умозрения. Плотин по праву считается крупнейшим мыслителем, вобравшим в себя достижения почти всех древнегреческих философских школ. Становление и расцвет неоплатонизма проходили одновременно с формированием христианской патристики. Церковные учителя были хорошо знакомы с античной мудростью и это отчетливо запечатлено в их трудах. Христианское вероучение, ищущее рационально-догматического самоопределения, часто вынуждено было заимствовать культуру умозрения у неоплатоников. Один из исследователей проблемы соотношения неоплатонизма и патристической.
Приступая к изучению темы реферата, изначально необходимо выяснить, что такое неоплатонизм вообще.

Оглавление

Введение.
Вопрос 1. Плотин, основоположник неоплатонизма. Краткий биографический очерк.
Вопрос 2. Философия плотина.
2.1 Монистический идеализм.
2.2 Структура мировой системы.
2.3 Единое.
2.4 Ум.
2.5 Мировая душа.
2.6 Природа.
2.7 Материя.
2.8 Восхождение к Единому. Экстаз.
Вопрос 3. Становление патристического богословия.
Вопрос 4. Последователи Плотина.
Заключение.
Приложение 1.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 143.50 Кб (Скачать)

    Свт. Григорий Нисский и в сотериологии нередко использует термины, несущие  явственную печать плотиновского учения. В частности в трактате “О девстве” встречается метафора о гное на глазах, замутняющем око души. Она не встречается  ни у Платона, ни у Филона Александрийского, но она есть во фрагменте Энн. I, , 9, 26: “Кто очистил все силы своей  души от всякого порока, для того становится ясным, что единственно  прекрасно по своей природе. Как  чистый от гноя глаз ясно видит все  находящееся на небе, так и душа, которая по нерастленности приобретает  способность созерцать этот свет”  Однако христианская религия понимает очищение совсем в ином смысле . Просто вернуться к своей природе  человеку явно недостаточно. Естество человека не божественно, а тварно; после грехопадения оно омрачено грехом – между человеком и  Богом пропасть. Поскольку любой  грех в христианстве – это оскорбление  Творца (грех есть беззаконие), то только Творец может освободить людей от греха, спасти, искупить нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою. В учении Плотина “ниспадение” душ не имеет оттенка вины, оскорбления Божества (что, безусловно, в большой степени присуще христианству). Поэтому у Плотина совсем не требуется прощения людей и их Искупления. Путь духовного совершенствования в неоплатонизме движется в иных координатах – это не отношения между творением-личностью и Личностью - Богом, а возвращение к себе, “исцеление”. У Плотина нет таинств, обрядов, молитв. Это отсутствие объясняется двумя причинами. Во-первых, какие-либо молитвы и обряды не нужны для Плотина, ибо вся философия – это некое религиозное действо. Философия означает для Плотина не просто решение интеллектуальных проблем (хотя и это тоже). Погружаясь в занятие философией, человек некоторым образом готовит свою душу к тому, чтобы видеть сущность вещей и созерцать высшую реальность. Другая причина в том, что Плотин отрицает какое-либо действие по спасению людей со стороны Блага. Поэтому не требуются специальные обряды, устанавливающие символическую связь с действием Бога. Уже в своем вечном, неизбежном излиянии Благо дает человеку все, что нужно для его спасения – оно дает ему такое бытие, которое укоренено в нем и направленно к нему.14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 4. Последователи  Плотина. 

      Плотин завещал своему ученику,  Порфирию  привести в порядок и издать его сочинения. Порфирий вошел  в  историю  философии  как комментатор  Аристотеля  и  Плотина.  Но  он  гораздо  больше,  чем  Плотин, интересовался  практической  философией,  которую  понимал  как   учение   о добродетелях, очищающих от различного рода  аффектов.  Порфирий  призывал  к тому, чтобы ум был образцом для всей духовной жизни.

      Идеи Плотина и Порфирия были  развиты Проклом,  который считал, что  высший  тип  знания  возможен  только  благодаря  божественному озарению; любовь (эрос), по Проклу,  связывается  с  божественной  красотой, истина  открывает  божественную  мудрость,  а  вера  соединяет  человека   с благостью  богов.  Историческое  значение  учения  Прокла,  по  словам  А.Ф. Лосева, не столько в интерпретации мифологии, сколько  в  тонком  логическом анализе,  непосредственно   не   связанном   ни   с   какой   мифологией   и представляющем огромный материал для изучения  истории  диалектики. Большое значение имела  разрабатываемая  им  диалектика  Космоса.  Философия  Прокла оказала громадное влияние на всю средневековую философию.

      Ученик Порфирия, сириец Ямвлих  анализировал  и систематизировал диалектику древней мифологии. Он  обращал  преимущественное внимание на практически-культовую сторону философии,  разъясняя  сущность  и методы пророчества, чудотворения,  ведовства  и  внутреннего  экстатического восхождения в сверхъестественный мир.15

 

    Заключение. 

      Наиболее значимым моментом в философии неоплатонизма  является  учение о потусторонности, сверхразумности и даже сверхбытийности первоначала  всего сущего  и  о  мистическом  экстазе  как   средстве   приближения   к   этому первоначалу. В лице Плотина античная  философия  приходит  к  тому,  с  чего начала индийская  философия  в  «Упанишадах»  с  их  непознаваемыми  разумом атманом и брахманом.

      Неоплатонизм выходит даже за  пределы философии,  если  под   философией понимать  разумное   мировоззрение.   Неоплатонизм   сверхразумен.   В   нем наблюдается возврат к мифологии  или  ремифологизация.  Гегель  не  случайно использовал неоплатонизм как иллюстрацию своего закона отрицания  отрицания: философия сперва отрицала религию (мифологию), а затем в своих самых  зрелых формах, отрицая  саму  себя,  постигла  внутреннее  содержание  мифологии  и образовала с ней синтез. Итак, по Гегелю, неоплатонизм не столько  философия как антипод мифологии, сколько синтез философии и мифологии.

       Философия  неоплатонизма   является  последовательным   монистическим идеализмом и даже  сверхидеализмом.  В  отличие  от  бога  Платона,  который доступен разуму, бог неоплатоников ускользает от  мысли.  Это  уже  мистика. Пафос их учения заключается в сведении  многого  к  единому  и  в  выведении этого единого за пределы  многого.  Это  схема  тоталитаризма.  Тоталитаризм выносит присущее многому единое за пределы многого и затем привносит  единое во многое извне как некую высшую силу.

      Согласно учению неоплатонизма,  во главе  иерархии  сущего  стоит  одно

начало,  единое  как  таковое,  сверхбытийное  и  сверхразумное,  постижимое только в состоянии  экстаза  и  выразимое  только  средствами  апофатической теологии. Мировая система  является  строго  иерархичной,  она  строится  не снизу вверх, а сверху вниз.

      Неоплатонизм радикально отличается  от своего первообраза  -  философии Платона.  Несколько  веков  послеплатоновской  идейной  эволюции  не  прошли даром. Тем не менее, ретроспективно он позволяет многое понять как в  учении Платона, так и в философии его лучшего ученика, Аристотеля.

    Осуществленная  Плотином систематизация учения Платона  легла в основу многовековой традиции неоплатонизма. Широкое проникновение  идей Плотина в европейскую культуру происходит через Макробия и особенно Августина. Плотин оказал значительное влияние на средневековую философию и особенно на мыслителей Возрождения. Прямое знакомство с философией Плотина происходит в XV в. благодаря латинским переводам Марсилио Фичино. Под влиянием Плотина находились английские (А. Шефтсбери, Дж. Беркли) и немецкие (Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель) идеалисты; также И. В. Гете и представители йенского романтизма.

 

Приложение 1. 

 

Список  литературы:

  1. Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 1996.
  2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998.
  3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 1991.
  4. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 1998.
  5. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. М. 1988г.

Информация о работе Философия Плотина и неоплатонизм