Философия Плотина и неоплатонизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:15, реферат

Краткое описание

Философия Плотина (205-270) - последнее и, пожалуй, одно из самых значительных достижений античного умозрения. Плотин по праву считается крупнейшим мыслителем, вобравшим в себя достижения почти всех древнегреческих философских школ. Становление и расцвет неоплатонизма проходили одновременно с формированием христианской патристики. Церковные учителя были хорошо знакомы с античной мудростью и это отчетливо запечатлено в их трудах. Христианское вероучение, ищущее рационально-догматического самоопределения, часто вынуждено было заимствовать культуру умозрения у неоплатоников. Один из исследователей проблемы соотношения неоплатонизма и патристической.
Приступая к изучению темы реферата, изначально необходимо выяснить, что такое неоплатонизм вообще.

Оглавление

Введение.
Вопрос 1. Плотин, основоположник неоплатонизма. Краткий биографический очерк.
Вопрос 2. Философия плотина.
2.1 Монистический идеализм.
2.2 Структура мировой системы.
2.3 Единое.
2.4 Ум.
2.5 Мировая душа.
2.6 Природа.
2.7 Материя.
2.8 Восхождение к Единому. Экстаз.
Вопрос 3. Становление патристического богословия.
Вопрос 4. Последователи Плотина.
Заключение.
Приложение 1.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 143.50 Кб (Скачать)

План: 

    Введение.

    Вопрос 1. Плотин, основоположник неоплатонизма. Краткий биографический очерк.

    Вопрос 2. Философия плотина.

         2.1 Монистический идеализм.

         2.2 Структура мировой  системы.

         2.3 Единое.

         2.4 Ум.

         2.5 Мировая душа.

         2.6 Природа.

         2.7 Материя.

         2.8 Восхождение к  Единому. Экстаз.

    Вопрос 3. Становление патристического богословия.

    Вопрос 4. Последователи Плотина.

    Заключение.

    Приложение 1.

    Список  литературы. 
 
 
 
 
 

 

Введение. 

       Философия Плотина (205-270) - последнее и, пожалуй, одно из самых значительных достижений античного умозрения. Плотин по праву считается крупнейшим мыслителем, вобравшим в себя достижения почти всех древнегреческих философских школ. Становление и расцвет неоплатонизма проходили одновременно с формированием христианской патристики. Церковные учителя были хорошо знакомы с античной мудростью и это отчетливо запечатлено в их трудах. Христианское вероучение, ищущее рационально-догматического самоопределения, часто вынуждено было заимствовать культуру умозрения у неоплатоников. Один из исследователей проблемы соотношения неоплатонизма и патристической.

    Приступая к изучению темы реферата, изначально необходимо выяснить, что такое неоплатонизм вообще.

    Как известно:

    НЕОПЛАТОНИЗМ  – последняя форма греч. философии, выступавшая во многих и различных  видах возникла вследствие смешения учения Платона, а также аристотелевского, стоического, пифагорейского и др. учений (за исключением эпикуреизма) с восточной  и христ. мистикой и религией. Легендарным  первосоздателем неоплатонизма  является Аммоний Саккас, подлинный же его основатель – Плотин; наиболее значительными философами неоплатонизма были также Ямвлих, Порфирий и Прокл. Осн. учения: мистически-интуитивное познание высшего, существование ряда ступеней при переходе от высшего, от «единого и всеобщего» к материи, освобождение человека, материально обремененного, к чистой духовности с помощью экстаза или аскетизма1.

    Философия   неоплатонизма возникает в III н. э. и развивается вплоть до  начала  VII  в.  Неоплатонизм связан, прежде  всего,  с  именами  Плотина,  Порфирия,  Прокла  и  Ямвлиха. Характерно, что возврат к идеям Платона и потребность  в  их  переосмыслении возникают в  период,  когда  античный  способ  философствования  подходит  к концу,  постепенно  уступая  новому  и   радикально   отличному   от   него, философствованию, отправляющемуся от христианского Откровения.  Неоплатонизм возникает на фоне широкого распространения эклектических учений,  пытающихся сочетать в себе несоединимые элементы древних философских систем.

      Подобно  тому,  как  стоицизм  был   характерен   для   теоретического 

мировоззрения Ранней  Римской  империи,  так  для  Поздней  Римской  империи характерен  неоплатонизм.  Точнее,  неоплатонизм  возникает  не  во  времена Поздней Римской империи, а немного  раньше,  в  промежутке  между  Ранней  и Поздней империями, в смутное время, когда Ранняя Римская империя  почти  что перестала существовать, а Поздняя Римская Империя  еще  не  возникла.  Иначе говоря, он возникает в вакууме  между  империями.  Этот  вакуум  продолжался полвека: с 235 г., с года, когда был убит солдатами последний  представитель династии Северов и до  284  г.,  когда  власть  в  восстановившейся  десятью годами ранее Римской империи жестко взял в  свои  руки  Диоклетиан,  введший новую форму высшего правления по типу восточных деспотий, доминат.

    Э. Иванка - отмечает, что когда христианские мыслители обращаются к платонизму - это не только образец и источник вдохновения, но и опасность для  ортодоксального вероучения. Хотя подходы  к решению важнейших онтологических проблем и многие ключевые понятия  платонизма получают в христианстве иной смысл и выполняют иные функции  чем в античной мысли, все же при  их некритическом использовании  они вносят в патристическую литературу оттенки прежнего значения, что приводит к двусмысленности и неопределенности у некоторых христианских авторов.

    Объектом  исследования является философия неоплатонизма и учения античного философа Плотина.

    Актуальность: исследование истории происхождения неоплатонизма является очень важной задачей историко-философской науки. В это время закладывались не просто основы метафизики Поздней Античности, но, можно сказать, формировались фундаментальные константы самосознания средневековой Европы, которые сохраняют свою значимость до настоящего момента. Речь идет и о специфической концепции творения универсума, которая базируется на интуиции единства человека и мироздания в целом, и о деятельно-интеллектуальном характере Абсолюта (в полемике с чем и рождался неоплатонический трансцендентизм), и о способах толкования текстов Платона, то есть о принципах герменевтического отношения к тексту.

    Методы  работы: Анализирование соответствующих источников и литературы.

    Цели  и задачи проекта: Анализ неоплатонической философии и ее основоположника Плотина. Исследование последователей и учеников Плотина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Вопрос 1. Плотин, основоположник неоплатонизма. Краткий биографический очерк. 

    В это смутное  пятидесятилетие,  во  времена  солдатских  императоров,

тогда, когда на империю, кроме готов, обрушились зарейнские племена  франков и алеманов, а в Египте блемиев, когда Галлия и Испания,  а  также  восточные провинции отпали от Рима, когда  императоры  Гордиан  III  и  Валериан  были разгромлены персами, когда алеманы угрожали  Риму,  и  протекала  творческая деятельность основоположника неоплатонизма, Плотина (204/205 –270 гг.) см. Приложение 1.

      Плотин родился в  римской   провинции  Египта  в  городе  Ликополе.  Он

учился  у ряда философов, которые его  не  удовлетворяли.  Затем  он  попал  к

Аммонию Саккасу. Плотин пробыл учеником Аммония  одиннадцать  лет,  а  когда ему стало под сорок, то он возымел  желание  ознакомиться  с  мировоззрением персов, а если возможно, то и индийцев, и примкнул к  войску  Гордиана  III. Военный поход, в котором участвовал Плотин, закончился разгромом римлян.  Но основоположнику неоплатонизма  все  таки  удалось  спастись.  При  сменившем Гордиана III Филиппе Аравитянине Плотин оказался в Риме,  где  основал  свою школу и возглавлял ее в течение четверти  века,  имея  в  числе  учеников  и сенаторов, и самого императора Галлиена. Имея на Галлиена  большое  влияние, Плотин  просил  о  выделении  ему  территории  для   реализации   социально- политического проекта Платона, для создания  Платонополиса.  Император  было согласился,   но   осуществлению   этого   утопического   замысла   помешали императорские советники. 

      Плотин написал 54 опуса  на  различные  темы.  Он  не  претендовал  на

оригинальность. На  Плотина  оказал  значительное  влияние  Платон.  На  его мировоззрение  также  повлияли  многие  другие  греческие  и  даже   римские философы, в том числе Сенека и Аристотель.2

    Порфирий  пишет, что Плотин относился к  своим ученикам с безграничным терпением. «У него был талант хорошо объяснять  на занятиях, и он прекрасно умел находить нужные мысли. Когда он говорил, его ум как бы становился зримым и освещал его лицо. Всегда приятный на вид, он делался тогда прекрасным». Он жил в столь высоких духовных сферах, что становится понятным, почему его совершенно не интересовало свое физическое тело, почему он не желал рассказывать о своих родителях, дате своего рождения, не позволял писать с себя портреты. Многие из его друзей не понимали этого и в конце концов покинули его. Заболев неизлечимой болезнью, Плотин удалился умирать в деревню. Последними его словами, дошедшими до нас, были следующие: «Стремлюсь вознести Божественное во мне к Божественному во всем». Плотин умер в возрасте 66 лет.3

 

    Вопрос 2. Философия неоплатонизма. 

2.1 Монистический идеализм. 

      Плотин  обосновывает свое идеалистическое  учение через учение о разных типах  людей. Обыденный человек погружен в чувственно-практическое существование. Он весь во внешнем и вещном бытии, потерян и самоунижен в нем. Для  такого человека вещи важнее идей, материальное важнее идеального. Для обыденного низменного человека тело важнее души, и он тешит свое тело, нисколько  о душе не беспокоясь. Вся деятельность души такого человека обусловлена его  пребыванием в теле, целиком зависит  от тела. Но это потому, что душа такого человека заужена, ведь он сам сделал ее служанкой тела, и не больше того.

      Иной, возвышенный человек поднимается  от низшего состояния существования  к высшему его состоянию. Он переносит  центр тяжести своего бытия с  телесного на душевное. Он развивает  в  себе способности к сверхчувственному  интеллектуальному умосозерцанию, он обращается от внешнего мира в глубины  своей души и находит там истину, покой и безмятежность, которые  столь недоступны низменному человеку. Возвышенный человек отворачивается от чувственной красоты, презирает  ее и ищет красоту истинную. Прежде всего, он способен увидеть то, что  не видит низменный человек: красоту  добродетели, благоразумных действий, добрых нравов, красоту величия характера, справедливости сердца и т.п. На этой ступени человеческого бытия  душа в своей деятельности все  еще пребывает в теле, но она  от тела независима.

      Эту относительную независимость души от тела возвышенного человека Плотин обосновывает идеей о предсуществовании  души. Эта душа созерцала и добродетель, и справедливость, и саму красоту  в чистом виде как нечто совершенно идеальное, как идею. Оттого она и  способна узнать все это в заземленной и частной, конкретной форме существования.4 

      2.2 Структура мировой  системы.  

      Мир в представлении Плотина строго иерархичен, он образует ступени нисходящего  бытия, начинающегося в сверхбытии. Существование чувственного телесного  мира самоочевидно, он дан нашим  чувствам, наше тело – часть этого  мира, мы его часть. Но относится  Плотин к этому миру, как говорилось выше, отрицательно и не считает  его единственным, исчерпывающим  все возможное бытие. Даже лучшее в этом мире, его несомненная красота, красота, в частности, природы, которая  так волнует многих, порождая в  их душах великую радость, лишь слабый и тусклый отблеск истинной, сверхтелесной  и сверхприродной красоты.

      Источником  красоты является объективный мировой  разум. Ведь красота – это гармония и форма. Но в природе форма  разделена пространственно на части, и в этой разделенности очень  легко утратить единство формы. Красота  в природе, красота телесной вещи – в единстве ее частей, а это  единство – от разума. Следовательно, разум есть нечто иное, чем природа, высшее по отношению к ней начало.

      В природе есть как одушевленное, так  и неодушевленное. Материальное не может породить душевное. Следовательно, надо допустить иное, чем природа, начало, а именно, мировую душу. Мировая  душа не тождественна мировому разуму, потому что душа равно одушевляет и прекрасное, и безобразное, душа равнодушна к красоте. Поскольку  прекрасного меньше, чем одушевленного, то разум дальше от природы и выше, чем мировая душа, ведь его проявление в природе более избирательно.

      Один  мировой разум не может быть источником красоты, в основе которой лежит  единство вещей. Сам по себе разум  не содержит в себе единства, он может быть и хаотической совокупностью содержащихся в нем идей. Поэтому Плотин выдвигает в качестве начала еще и единое. Таким образом, в философии неоплатонизма можно выделить четыре начала: природа, мировая душа, мировой разум и единое.5 

Схема I. Иерархия бытия.

ЕДИНОЕ

Мировой разум

 

Мировая душа 
 

природа

 

материя

Материя является конечным продуктом  и антиподом Единого.

 

      2.3 Единое. 

      Все мировоззрение Плотина пронизано  пафосом единства, и этот пафос  доходит до обожествления Единого. Единство, конечно, является важнейшей  стороной мироздания и всего, что  в нем. Без единства невозможны ни красота, ни жизнь, ни общества. Каждое человеческое общество потому и общество, что в нем есть какое-то единство и взаимное сочувствие.

      Плотин  выносит единое за пределы многого, возвышает его над многим и  делает его первичным по отношению  ко многому. Единое для многого недоступно, многое не способно никак повлиять на единое, заставить его считаться с собой. А само многое к самоорганизации неспособно. Это типичная схема тоталитаризма. Мировая иерархия Плотина есть и отражение социальной иерархии в Римской империи, и предвосхищение феодальной иерархии.

Информация о работе Философия Плотина и неоплатонизм