Философия Плотина и неоплатонизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:15, реферат

Краткое описание

Философия Плотина (205-270) - последнее и, пожалуй, одно из самых значительных достижений античного умозрения. Плотин по праву считается крупнейшим мыслителем, вобравшим в себя достижения почти всех древнегреческих философских школ. Становление и расцвет неоплатонизма проходили одновременно с формированием христианской патристики. Церковные учителя были хорошо знакомы с античной мудростью и это отчетливо запечатлено в их трудах. Христианское вероучение, ищущее рационально-догматического самоопределения, часто вынуждено было заимствовать культуру умозрения у неоплатоников. Один из исследователей проблемы соотношения неоплатонизма и патристической.
Приступая к изучению темы реферата, изначально необходимо выяснить, что такое неоплатонизм вообще.

Оглавление

Введение.
Вопрос 1. Плотин, основоположник неоплатонизма. Краткий биографический очерк.
Вопрос 2. Философия плотина.
2.1 Монистический идеализм.
2.2 Структура мировой системы.
2.3 Единое.
2.4 Ум.
2.5 Мировая душа.
2.6 Природа.
2.7 Материя.
2.8 Восхождение к Единому. Экстаз.
Вопрос 3. Становление патристического богословия.
Вопрос 4. Последователи Плотина.
Заключение.
Приложение 1.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 143.50 Кб (Скачать)

      Итак, исторгнутое Плотином из многого  единое становится у него Единым. Но, будучи вынесенным за скобки, внутри которых  остался весь интеллектуальный, душевный и телесный мир, Единое оказывается  в сущности ничем. И оно непознаваемо.

      Глубочайшая единственность Единого заключается  в том, что оно есть ничто. Плотин, правда, не называет Единое ничем, но в  сущности это так. По Плотину, единое, будучи вечным началом всего существующего, само по себе не существует. Во всяком случае, о нем нельзя сказать, что  оно существует. Сказать, что Единое существует, – значит его ограничить, поставить рамки, определить. Единое же нельзя заузить, так как оно  беспредельно.

      Плотин  взял диалектику единого и многого  у Платона и превратил горизонталь  «единое – многое» в вертикаль. Единое не познается через многое, потому что единое выше, а многое ниже, а высшее не постигается через  низшее, низшее не может быть ключом к пониманию высшего. В высшем всегда есть то, что низшему не доступно, на то оно и высшее.

      Единое  есть абсолютное единство и в том  смысле, что не содержит в себе многого, оно, естественно, не содержит в себе и различия, и противоположности, и противоречия.

      Нет в едином и субъектно-объектного отношения, и саморефлексии, и самопознания. Единое себя знает, но оно знает себя без познания, потому что познание есть переход от незнания к знанию, что предполагает в качестве исходного  состояния состояние незнания, т.е. несовершенства, неполноты, ущербности, недостатка, – а все это чуждо  Единому, потому что оно совершенно целостно, самодовлеюще и едино.

      Единое  ни к чему и не стремиться. Ведь всякое стремление также предполагает исходную ущербность, которая должна быть восполнена достижением цели. Единое, ничего не желая и не к чему не стремясь, следовательно, абсолютно счастливо, если под счастьем понимать вечный покой. И в самом деле, в Едином нет времени, оно вневременно. Это нетронутая временем вечность.

      Однако  тезис Плотина о непознаваемости  Единого, о его непостижимости и  несказанности, имеет трещину, ведь Плотин только и делает, что на протяжении всех своих трактатов говорит  о Едином. Да и сказать, что оно  не существует и непознаваемо, что  оно выше всякого ума и интеллекта, не значит ли сказать о Едином главное, существенное?

      Плотин  сравнивает Единое с Солнцем как  источником света и тепла. Он говорит, что Единое есть Благо и Свет и  тем самым опять противоречит сам себе.

      Говоря  о генезисе мира из Единого, Плотин отвергает идею творения мира богом  из ничего. Ведь здесь опять-таки бог  есть некий деятель, который к  чему-то стремиться, чего-то хочет, который  как-то даже ограничен своим творением, которое ведь может восстать против своего творца. Плотин понимает творение мира Единым как абсолютно немотивированный объективный процесс. И называть этот процесс принято латинским  словом эманация (от emanare – течь, литься). Но у Плотина текущее, вытекающее Единое не убывает. Оно, творя мир, ничего не утрачивает, оно остается неизбывно целостным, и этот процесс происходит вне времени, от вечности.

      Единое, будучи светом, светит вокруг себя, оно  сияет. Единое не может не производить  вокруг себя освещенность, которая, как  и всякий свет, убывает по мере удаления от своего источника. Свет светит необходимо. И Единое также производит все  иное, чем оно, необходимо. Идея необходимости  Плотина состоит в том, что  высшее порождает низшее, а низшее должно быть порождено высшим.6

       2.4 Ум. 

      Первым, что с необходимостью происходит от Единого, есть Ум (Нус). В отличие  от небытийного Единого Ум бытиен. Ум у Плотина и аристотелевский  бог как само себя мыслящее мышление, и платоновский демиург, который, однако, не имеет перед собой идей, как  нечто ему заданное в качестве образцов, а содержит их в себе как  свое внутреннее состояние.

      Ум  не только бытиен, но и множествен в  том смысле, что в нем существует многое как идеально многое, как  множество идей. Ум имеет две стороны: ту, которая обращена к Единому, и  ту, которая отвращена от Единого. Как обращенное к Единому Ум един. Как отвращенное от Единого Ум множествен. В целом же Ум есть саморефлексия  систематизированной совокупности идей. Ум, в отличие от Единого, делится  на познающее и познаваемое. Ум познает  самого себя. В этом его ограниченное единство. Как и Единое, Ум существует вне времени. И процесс познания Умом самого себя как системы идей является вневременным процессом. Ум, мысля свое содержание (идеи), одновременно и творит их. Ум мыслит сам себя, начиная  с наиболее общих идей, с категорий: бытие, движение и покой, тождество  и различие. От них происходят в  процессе мышления Умом самого себя все  остальные идеи.

      У Плотина Ум парадоксален в том  отношении, что он содержит в себе не только идеи общего, но и индивидуального. Например, идея льва как такового и  идея каждого льва.7 
 
 
 

      2.5 Мировая душа. 

      Распространяемый  Единым свет весь не поглощается Умом, а распространяется и дальше. Его  результатом является душа, которая, в отличие от Единого и Ума, существует во времени. Время появляется благодаря Душе. Душа происходит от ума непосредственно, а от Единого  – опосредованно. Душа, как и Ум, имеет две стороны. Одной она  обращена к Уму, а другой отвращена  от Ума. Это различие в Душе столь  существенно, что можно говорить о двух Душах: верхней и нижней. Верхняя Душа ближе к Уму (Нусу) и не имеет непосредственного  контакта с чувственным феноменальным  миром. Нижняя Душа имеет такой контакт. В целом Душа является связующим  звеном между сверхчувственным и  чувственным мирами. Она сама по себе бестелесна и, в сущности, неделима. Душа созерцает идеи как нечто  для нее внешнее. Отражение идей в Душе есть логос. Каждой идее соответствует  свой сперматический логос, который  бестелесен.

      Душа  является источником движения. Существуя  во времени, Душа имеет уже не категорию  движения, как Ум, а само движение.8 

        2.6. Природа. 

      По  Плотину, природа – это мир  явлений, которые реальны настолько, насколько они отражают в себе идеи Ума. Природа у Плотина имеет  две стороны. Своей лучшей стороной она есть не что иное, как низшая часть мировой души, как низшая душа. Именно она через сперматические логосы порождает в ней вещи, которые, в конечном счете, есть отражения  неубывающих идей Ума. В феноменальном  мире Душа дробится. Есть душа неба, души звезд, у Солнца, у Луны, у планет, у Земли есть свои деепричастные души. Душа земли рождает души растений, животных, низшие части душ людей, через которые люди как раз и заземляются, тяжелеют, попадают в кабалу к телу.

      Итак, природа с лучшей своей стороны  является затененной частью мировой  Души. С худшей же стороны природа  – порождение материи.9 

      2.7 Материя. 

      Плотин  понимал материю как «небытие», т.е. как «абсолютное  не-существование, но только то, что отлично от реального  существования».

      У Плотина материя существует вечно, как вечно Единое и его свечение. Материя не есть какое-то самостоятельное  начало наряду с Единым. Материя  Плотина противоречива: она и  то, что противостоит Единому, и то, что производится им. Материя есть результат угасания света. Там, где  свечение Единого угасает, там, где  смыкается тьма, там и вечно  возникает материя. Материя –  это отсутствие должного быть света. Она является погасшим, источившимся светом. Но все-таки она не абсолютное ничто, а нечто. Но это такое нечто, которое почти что ничто. И  это такое ничто, которое содержит в себе нечто. Ведь согласно Плотину, Единое везде и нигде. И, будучи везде, оно, по-видимому, должно быть и в  материи, поскольку она ведь тоже есть единое как отличное от реально  существующего и от Сверхсущего (Единого).

      Противостоя свету, как тьма, материя противостоит Единому (Благу) как Зло. Для Плотина  источник зла содержится в материи. Так как материя у Плотина - не позитивное в смысле своей самостоятельности  начало, то и зло не есть нечто  равномощное добру, благу, а недостаток должного быть добра. Зло имеет причину  не достаточную, а не достающую. При  всех изменениях материя остается неизменной, равной самой себе. В отличие от Единого, материя познаваема, но только с помощью искусственного и даже ложного силлогизма.10 

      2.8 Восхождение к  Единому. Экстаз. 

      У Плотина Единое не только нисходит во многое, но и многое восходит к  нему, стремясь стать единым, преодолеть свою разобщенность и приобщиться  к благу, ведь Единое есть еще и  благо. Все, что ни есть, даже, по-видимому, материя, нуждается во благе и  стремится к Благу.

      Наиболее  осознанно это стремление проявляется  у человека. Человек низменный  никуда по вертикали не стремится. Это  двухмерный человек, и он живет по горизонтали. Но эта ситуация не безнадежна. У каждого человека есть ведь душа, часть мировой Души. И в человеческой душе есть низшая вожделеющая и высшая возносящаяся часть. У обыденного низменного человека эта часть тоже есть, но она загнана угрожающей и агрессивной  низшей частью души. Однако победа разума над вечно алчущей чувственностью возможна. Низший человек может стать  более высоким.

      Но  есть нечто большее, чем вторая, интеллектуальная ступень в состоянии человеческой души, а именно жизнь в экстазе. Экстаз означает «исступление», т.е. состояние, когда душа как бы исступает из тела. На этой ступени душа уже не только действует независимо от тела, но и пребывает вне тела. Это  состояние слияния души с Единым как богом, состояние присутствия  в душе бога, состояние растворения  в боге как Едином. Таким образом, Единое доступно человеку, но не как  реально чувствующему и реально  мыслящему существу, а как существу переживающему. А это не что иное, как мистика, т.е. внеинтеллектуальное, непосредственное слияние души с  богом, высшее состояние, по мнению мистиков, которое может достичь человек  в своей бренной жизни.

    Плотин  достигал такого состояния, по крайней  мере, четыре раза, его ученик, Порфирий – один раз. Неоплатоники считали, что  там, в этом слиянии с богом, и  есть «истинная жизнь», тогда как  жизнь без бога, жизнь «здесь и  теперь», есть лишь мимолетный след истинной жизни.11

 

    Вопрос 3. Становление патристического богословия.

    Становление и расцвет неоплатонизма проходил одновременно с формированием патристического  богословия. Отцы Церкви, как показывают их труды, были хорошо знакомы с античной мудростью. Плотина упоминает Евсевий  Кессарийский в своем трактате “Приуготовление  к Евангелию” . Евсевий был достаточно известным и разносторонним автором. Его труды, особенно Церковная история, были широко известны в церковной  среде. В Приуготовлении к Евангелию  Евсевий приводит выдержки из Эннеады  и соотносит триаду Плотина с  тремя Ипостасями христианства. Конечно, святые отцы могли знать Плотина  по разным источникам, их философская  эрудиция, особенно Григория Нисского и Григория Богослова, была широка, они знали и использовали многие Эннеады Плотина. Однако большинство  отцов Церкви были знакомы со взглядами  Плотина, скорее всего, благодаря тексту Евсевия.

    У свт. Василия Великого в 16-й главе  трактата “О Св. Духе” имеется отрывок, содержащий полемику с Плотином. В  нем Василий Кессарийский говорит  о трех ипостасях и показывает, что он придерживается иного мнения чем Плотин, подчеркивая совершенство и законченность Сына и Св. Духа: “Пусть никто не подумает, – пишет  он, – что я утверждаю, будто  действование Сына несовершенно”. Святитель Василий Великий прямо указывает на отличие своего учения от философии Плотина. Для неоплатоников было характерно учение о трех ипостасях. “Триадический” взгляд на мир ведет свое начало еще от Платона. Однако эта традиция имела дело с “вертикальными” триадами . В них второе начало имеет меньшее божественное достоинство, чем первое. Еще менее совершенным является третье начало. Для платонической и неоплатонической традиций каждое вновь произведенное бытие хуже чем то бытие, от которого оно произошло, ибо “рождаемое должно быть менее совершенным, чем рождающее” 12 . Душа (третье начало) благодаря посредничеству ущербна, а ее порождение – космос – еще менее совершенен. Свт. Василий Великий в своем трактате подчеркивает именно равное божественное достоинство Св. Духа с Отцом и Сыном: “Слыша слово “Дух”, невозможно вообразить в мысли естества ограниченного, или подлежащего изменениям и переиначиваниям, или вообще подобного твари, но простираясь мыслями к Высочайшему, необходимо должно представить себе сущность умную, бесконечную по силе, беспредельную по великости, неизмеримую временами или веками” . Св.Дух “столь же далек от тварной природы, сколь единичное не подобно составному и имеющему в себе множество”.

Информация о работе Философия Плотина и неоплатонизм