Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 21:22, контрольная работа
Классическая марксистская философия возникла в 40-х годах XIX века в Германии. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоретическими источниками – французский материализм XVIII века и немецкая классическая философия. В России марксистская теория появилась в 80-х годах XIX века, благодаря Плеханову и его соратникам. Данная общественная теория защищала и выражала интересы пролетариата. Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества.
Введение……………………………………………………………………….....2
1. Теоретические предпосылки возникновения марксизма…………............... 3
2. Материалистическое понимание истории и социальной философии марксизма………………………………………………………………………….6
3. Историческая судьба марксизма………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………........12
Список использованной литературы…………………………………………...13
· осуществлено соединение теории и практики, философии и революционного коммунистического движения.
3.Историческая судьба марксизма.
Марксизм возникает как совокупность философских, экономических и социально-политических концепций, объясненных общей идеей коммунизма как конечной цели общественно-исторического процесса, достижение которой возможно лишь «путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя» и установления диктатуры пролетариата под руководством его авангарда – революционной партии коммунистов. Для его создателей марксизм выступал одновременно и как философское мировоззрение, и как фундаментальная основа социально-политической программы радикального преобразования общественного устройства. Теоретическому обоснованию и практической подготовке такого преобразования посвятили они всю свою жизнь.
В то время как мыслители XIX века разнообразили и усложняли философскую проблематику, марксисты стремились максимально упростить ее, сосредотачивая внимание лишь на том, что, с их точки зрения, было наиболее существенным. Они не признавали средних и компромиссных позиций, не искали полутонов и оттенков, сводя самые сложные отношения к простым двухполюсным контрпозициям: материализм-идеализм, буржуазия-пролетариат, революционер-оппортунист. Такая черно-белая картина социальных отношений легко усваивалась в пролетарской среде, складываясь в систему классификационных признаков, по которым любое философское учение или политическая программа легко определялась как близкая или враждебная, «наша» или «не наша». В результате цель создателей учения была достигнута – марксизм становится политической идеологией революционного движения пролетариата, победу которого предопределял в своих теоретических построениях как исторически неизбежную[12].
Однако к концу XIX века среди наиболее авторитетных марксистов Германии намечается отход от ортодоксального учения. В работах Э. Бернштейна появляется склонность к неокантианству, Ф. Адлер увлекается эмпириокритицизмом, а такой видный социалист, как К. Каутский допускает даже философский плюрализм, утверждая, что главное – освобождение пролетариата, при этом совершенно безразлично, как это освобождение будет обосновано – материалистически, идеалистически, по - кантовски или по – христиански[13].
В то время как Западная Европа отходила от ортодоксального марксизма, он находит себе новую социальную базу в России. Возникшая было среди русских большевиков тенденция к сближению марксизма с эмпириокритицизмом (А. Богданов, А. Луначарский, П. Юшкевич), встретила решительный отпор со стороны Ленина, подвергшего «русских махистов» жесточайшей критике в своем главном философском труде «Материализм и эмпириокритицизм» (1909). Наметившаяся же после его смерти дискуссия о философских основах марксизма (Н. Бухарин и А. Деборин), была жестоко пресечена Сталиным, окончательно придавшим марксизму в СССР статус официальной идеологии, малейшее отступление от которой каралось как серьезное государственное преступление. В дальнейшем в Советском Союзе эта идеологическая система фигурировала под официальным названием «марксизм – ленинизм»[14].
Что касается западного мира, то в XX веке там получили достаточно широкое распространение неканонические учения, условно объединяемые под общим наименованием неомарксизма. Для всех этих учений характерно критическое отношение как к капиталистической системе, так и к советскому варианту социализма с его марксистско – ленинской идеологией. Философские школы нео- (или евро-) марксизма весьма неоднородны, но могут быть разделены на два основных направления, в которых, в свою очередь, можно выделить ряд более мелких течений. Главными направлениями можно назвать «гуманистическое», основы которого были заложены в 30-е годы ХХ века работами Д. Лукача и А. Грамши, и «сциентистское» (научное), сформировавшееся в 60-х годах под влиянием работ Л. Альтюссера[15].
«Гуманисты», опираясь на работы молодого Маркса, и, прежде всего, на «Экономическо-философские рукописи 1844 года», выступали против обьективистско – натуралистического истолкования исторического процесса, появляющегося в более поздних произведениях. Они стремились сконцентрировать свои исследования вокруг проблемы человека, которого понимали как действительного субъекта истории, и не ограничивали себя слишком жесткой привязанностью к основоположениям Маркса, включая в свои рассуждения идеи, сложившиеся в рамках иных философских направлений[16].
«Сциенисты», напротив, акцентировали внимание именно на элементах объективизма, присущих материалистическому пониманию истории, и, апеллируя к поздним работам Маркса, стремились придать своим социальным исследованиям строгую форму естественнонаучной теории[17].
Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями конца XVIII-начала XIX века. Сами Маркс и Энгельс неоднократно отмечали то серьёзное влияние, которое Л. Фейербах и особенно Гегель оказали на формирование их философских взглядов. Однако созданная Марксом философия существенно отличается от традиционных доктрин, систем и учений. Этим отличием является теснейшее содержательное единство философских идей с политико-экономической и научно-социальной сторонами марксистского мировоззрения. Целостность, многосторонняя взаимообоснованность «составных частей», универсальность марксизма во многом объясняют широту распространения и влияния этого учения в быстро меняющемся мире XIX-XX веков.
Учение Маркса вышло на общественную арену в 40- х годах, стало значительным идейно-политическим движением в Европе в 70-90- х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке, Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались не одинаково-в одних он был несколько оттеснён другими типами мировоззрения, в других же наоборот, сумел стать главной, ведущей и идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Несомненно, также значительное влияние на науку, культуру, на обыденное сознание и практическую жизнь людей. Историческое значение марксизма было и остаётся связанным с деятельностью огромных масс людей-пролетариев, интересы которых защищает и выражает эта общественная теория.
Список использованной литературы:
1. Введение в философию. Учебник для вузов в 2-ух частях. Ч.1. / Под ред. Фролова И.Т. М., 1989. – 369 с.
2. Лекторский, В. А. «Философские истоки коммунизма» / В. А. Лекторский. – М. : «Наука», 1986. – 176 с.
3. Философия. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. Я.С. Ясневич. Мк, 2006. – 624 с.
4. Юдин, Б. Г. «Великие философы» / Б. Г. Юдин. – М.: Мысль, 1989. – 340 с.
13
[1] Юдин, Б. Г. «Великие философы» / Б. Г. Юдин. – М.: Мысль, 1989. –235 с.
[2] Юдин, Б. Г. «Великие философы» / Б. Г. Юдин. – М.: Мысль, 1989. –326 с.
[3] Лекторский, В. А. «Философские истоки коммунизма» / В. А. Лекторский. – М. : «Наука», 1986. –98 с.
[4] Введение в философию. Учебник для вузов в 2-ух частях. Ч.1. / Под ред. Фролова И.Т. М., 1989. –286 с.
[5] Там же.286 с.
[6] Введение в философию. Учебник для вузов в 2-ух частях. Ч.1. / Под ред. Фролова И.Т. М., 1989.-290 с.
[7]Там же,290 с.
[8] Там же,290 с.
[9] Введение в философию. Учебник для вузов в 2-ух частях. Ч.1. / Под ред. Фролова И.Т. М., 1989.-291 с.
[10] Там же,291-292 с.
[11] Там же,292 с.
[12] Философия. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. Я.С. Ясневич. Мк, 2006. –162 с.
[13] Там же,162 с.
[14] Там же,163 с.
[15]Философия. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. Я.С. Ясневич. Мк, 2006. –164 с.
[16] Там же,164 с.
[17] Там же,164 с.
Информация о работе Философия Марксизма и её историческая судьба