Философия марксизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:48, контрольная работа

Краткое описание

Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторического процесса реализуется в философии посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой — всеобщего духовного опыта человечества.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….3
1. Предпосылки и источники марксистской философии………………….5
2. Диалектический и исторический материализм-основные
направления марксистской философии…………………………….…....6
3. Материалистическое понимание истории……………………………….7
3. Проблема теории и практики в марксизме (теория истины)…………...9
4. Историческое значение марксистской философии……………………..10
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Марксизм.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

 

Минобрнауки России

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Белгородский государственный технологический  университет

им В.Г. Шухова»

 

 

 

 

Контрольная работа по курсу

ФИЛОСОФИИ

На тему: «Философия марксизма»

 

 

 

                                            Фамилия: Титков

                                      Имя: Евгений

                                                 Отчество: Олегович

                                                             Специальность: экономика

                                                        Курс: 1  Группа: ЭКз-12

                                                                         Преподаватель: доц. Бацанова С.В.             

                                                                      Отметка о выполнении ________

                                                                       Подпись преподавателя_______

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012/2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 Введение …………………………………………………………………….3

1. Предпосылки и источники марксистской философии………………….5

2. Диалектический и исторический материализм-основные

    направления марксистской философии…………………………….…....6

3. Материалистическое понимание истории……………………………….7

3. Проблема теории и практики в марксизме (теория истины)…………...9

4. Историческое значение марксистской философии……………………..10                               

 Заключение

 Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Учение Маркса вышло на общественную арену в 40-х годах, стало  значительным идейно-политическим течением в Европе в 70—90-х годах  XIX  века.  В  России марксизм появился и укрепился в конце  XIX  века.  К  середине  XX  века  он развивается в различных регионах Азии,  получает  распространение  в  Африке, Латинской  Америке.  Судьбы  марксизма  в  различных  странах   складывались неодинаково:  в   одних   он   был   несколько   оттеснен   другими   типами мировоззрения,  в  других  же,  наоборот,  сумел  стать   главной,   ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал  и  оказывает  огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно  проявляется в политической сфере: партии и  организации,  рассматривающие  марксизм  как свою теоретическую базу, действуют в  большинстве  стран  мира.  Несомненно,

также значительное воздействие марксизма на науку, культуру,  искусство,  на обыденное сознание практическую жизнь людей.  Историческое значение марксизма было и остается связанным с  деятельностью огромных масс людей — пролетариев, интерес которых защищала и  выражала  эта

общественная  теория. Вместо всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся  и

марксизм. В  ходе истории появляются новые  виды производства, изменяется

социальная  структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его

вес в общественных делах. В наше время наемные работники  составляют

большинство человечества. Следовательно, социальная база марксизма

гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается  и марксизм в целом, и философии как его составная часть.

    Высшая  цель марксизма — разработка  и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения  и  несвободы  людей. Этот высший смысл  исторического  процесса  реализуется в философии посредством изучения, анализ исследования,  с  одной  стороны,  всеобщего практического опыта человечества и, с другой —  всеобщего духовного опыта человечества. Или, как неоднократно высказывает эту мысль Маркс, философское  рассмотрение начинается  на  уровне всемирно-исторического подхода к интерпретации действительности.  Этот подход - по  необходимости весьма обобщенный, абстрактный и отнюдь не всегда соотносим с задачами сиюминутной практики.

     Сердцевину, суть философии марксизма образуют исследование

фундаментальных классических проблем, концентрирующих  вокруг   отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между  собой и природы (или сущности) человека вообще. Это мировоззренческое  «ядро» любой философии. На решении этих проблем в марксистской философии  базируется  ряд концепций  более  конкретного  характера  (о  законах  истории, о значении материального производства в жизни общества,  о классовой борьбе и социальной революции и т. д.), которые уже более  тесно связаны с экономической и исторической науками, выработкой  программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре. В перспективе дальнейшего развития человечества философские  решения кардинальных мировоззренческих проблем, предложенные марксизмом и очищенные от различных догматических и вульгарных  наслоений и истолкований, станут несравнимо более значимыми  и  действенными, чем в предшествующий период истории. Связано это с тем, что задачи, которые Маркс называл  «всемирно-историческими», а в наше  время называют общечеловеческими, планетарными, глобальными, только-только выходят на передний план исторического процесса (да и то, к сожалению, больше в виде угрозы и опасности самоуничтожения—в форме  «зла»). Между тем марксистская философия была и остается ориентированной преимущественно на решение именно общечеловеческих,

всемирно-исторических задач.

   Чем дальше  человечество будет выходить  из состояния господства

архаических и  современных видов частной собственности и отчужденного  труда, тем прочнее будут симптомы и гарантии приближения к концу его

«предыстории», как называл Маркс общество, где сохраняется необходимость материального производства в его современной для  XIX—XX веков форме, тем очевиднее будет становиться для людей историческая   перспективность, значимость философии марксизма.

 

1. Предпосылки и источники марксистской философии

    Своим возникновением эта философия обязана появлению в первой половине XIX в. на политической арене пролетариата — самого низшего класса общества. Пролетариат, который в XVIII и начале XIX в. помогал буржуазии бороться против феодальной власти, теперь впервые начал выступать как самостоятельная политическая сила. Отсюда в обществе обострилось внимание к новому явлению. Да и сам новый класс нуждался в теоретическом обосновании своего движения (кто мы, чего должны добиваться, на что можем надеяться? — вот вопросы, которые задавали себе рабочие).  Ответ, данный К. Марксом и Ф. Энгельсом, был невероятным для того времени: пролетариат — класс будущего, освобождая себя, рабочие спасут все общество. То есть наступит общество всеобщего благоденствия.  И это они говорили о классе, который в то время находился на самом низу социальной лестницы.

   Непосредственными идейными источниками марксизма были основные философские, экономические и политические учения конца 18 — 1-й половины 19 вв. Маркс и Энгельс творчески переработали идеалистическую диалектику Гегеля и предшествующий философский материализм, в особенности учение Фейербаха. В диалектике Гегеля они вскрыли революционные моменты — идею развития и противоречие как его источник и движущую силу. В формировании марксизма важное значение имели идеи представителей классической буржуазной политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.); труды социалистов-утопистов (К. А. Сен-Симон, Ф. М. Ш. Фурье, Р. Оуэн и др.) и французских историков времён Реставрации (Ж. Н. О. Тьерри, Ф. П. Г. Гизо, Ф. О. М. Минье). Большую роль в развитии марксизма сыграли достижения естествознания конца 18 и 19 вв., в котором научный прогресс пробивал себе дорогу.

 

2. Диалектический и исторический материализм – основные направления марксистской философии

 

   Диалектический и исторический материализм возник как прямое и непосредственное продолжение предшествующего этапа развития передовой философской мысли. Он является преемником и продолжателем прогрессивных идей, выдвинутых предшествующими мыслителями. Это означает, что наряду с социальными и естественнонаучными предпосылками возникновения философии марксизма существовали определенные теоретические предпосылки. Они связаны прежде всего с немецкой классической философией второй половины XVIII — первой половины XIX века, особенно с философскими взглядами Гегеля и Фейербаха.

   Гегель, сформулировав основные принципы диалектики, представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, в виде беспрерывного движения, изменения, развития, и сделал попытку раскрыть внутренний источник этого процесса. Но, будучи идеалистом, Гегель изобразил процесс развития в виде самодвижения понятия, абсолютной идеи. Обнаруживающееся в природе и истории диалектическое развитие у Гегеля в конечном счете представляет собой результат самодвижения духа. Нужно было устранить это идеалистическое толкование диалектики. 
С критикой объективного идеализма Гегеля выступил Фейербах. Он показал, что природа, мир, существуют независимо от сознания, что последнее представляет собой свойство природы, целиком и полностью зависит от нее, порождается ею. Фейербах восстановил в своих правах основные принципы материализма. Но, критикуя Гегеля, он не заметил рационального ядра гегелевской философии, его диалектики. Фейербах, писал Ф. Энгельс, не преодолел Гегеля, «а просто отбросил его в сторону как нечто негодное к употреблению...».[1, стр. 370]

    Но то, что не смог сделать Фейербах, сделали основоположники диалектического и исторического материализма — К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на материалистические принципы, восстановленные Фейербахом, они подвергли всесторонней критике гегелевскую философию. И в ходе этой критики они выделили главное приобретение немецкой классической философии — диалектику, освободили ее от мистики, бесчисленных искусственных схем и конструкций и, развивая ее дальше на материалистической основе, создали диалектический и исторический материализм — последовательно научное мировоззрение и общий метод познания и преобразования действительности.

 

3. Материалистическое понимание истории

   Философский материализм Маркс считал основой своего научного мировоззрения. Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение Основного вопроса философии. Первичность материи она видит в том, что: 1) материя является источником сознания, а сознание - отражением материи; 2) сознание - результат длительного процесса развития материального мира; 3) сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга; 4) существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи; 5) сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека; 6) сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием Маркс никогда не использовал термин “исторический материализм”, которым после его смерти стали обозначать его метатеорию общества. Этот термин ввел Энгельс, использовав его сначала в своих письмах 1890 г. К. Шмидту и Й. Блоху, а затем во введении к английскому изданию своей работы «Развитие социализма от утопии к науке» в 1892 г. Сам же Маркс предпочитал пользоваться более осторожным выражением “материалистическое понимание истории”, тем самым как бы подразумевая, что речь идет не о философской системе, а об определенной теоретико-методологической позиции или установке. Это не помешало историческому материализму стать одной из теоретических систем, наиболее догматических, замкнутых и претендующих на универсальные объяснения.

   Что же такое материалистическое понимание истории в марксовой трактовке? Суть этого понимания выражена в известном предисловии Маркса к работе «К критике политической экономии»: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.» Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». [3, с.7]

   Вместе с тем материалистическое понимание истории заключало в себе важнейшее для социальной науки положение о том, что общества и группы нельзя объяснять теми представлениями, которые они сами о себе создают, что за разного рода идеологиями необходимо стремиться обнаруживать глубинные основания социальной реальности. Сведение этой реальности к экономической подсистеме было безусловно ошибочным. Но включение этой подсистемы в социальную систему, анализ ее взаимосвязей с другими подсистемами общества были несомненно плодотворны. В ряде своих работ Маркс исследовал не одностороннее воздействие базиса на надстройку, а взаимодействие экономических и неэкономических институтов и взаимодействие последних между собой. Тем не менее, экономика, а также политика всегда представлялись ему более “реальными” (“материальными”) сущностями, чем, например, мораль, право или религия.

4. Проблема  теории и практики в марксизме  (теория истины)

   В своих ранних работах Маркс с одной стороны осуждает философию за ее умозрительное сознание, но с другой стороны, настойчиво подчеркивает необходимость воплощения философии в действительность.

   Так, широко известен 11-й тезис Маркса о Л. Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его».[2 изд., т. 3, стр. 3—4]

   Ожидалось, что рабочий класс, сталкиваясь с резким ухудшением своего положения, особенно в периоды кризисов, сможет перейти от выдвижения требований экономического характера и стихийных бунтов к осознанной борьбе за коренное переустройство общества. Условием этого К. Маркс и Ф. Энгельс считали создание политической организации, партии, способной внедрить в пролетарские массы революционные идеи, возглавить их в борьбе за завоевание политической власти. Ставшее пролетарским, государство должно было обеспечить обобществление собственности, подавить сопротивление сторонников старых порядков. В перспективе государство должно было отмереть, сменившись системой самоуправляющихся коммун, реализующих идеал всеобщего равенства и социальной справедливости.  
К. Маркс и Ф. Энгельс не ограничились разработкой теории, они пытались претворить ее в жизнь. В 1848 г. они написали программный документ для революционной организации — Союза коммунистов, который стремился стать международной партией пролетарской революции. В 1864 г. при их непосредственном участии сложилась новая организация —

Информация о работе Философия марксизма