Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:48, контрольная работа
Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторического процесса реализуется в философии посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой — всеобщего духовного опыта человечества.
Введение …………………………………………………………………….3
1. Предпосылки и источники марксистской философии………………….5
2. Диалектический и исторический материализм-основные
направления марксистской философии…………………………….…....6
3. Материалистическое понимание истории……………………………….7
3. Проблема теории и практики в марксизме (теория истины)…………...9
4. Историческое значение марксистской философии……………………..10
Заключение
Список используемой литературы
Минобрнауки России
Федеральное государственное
высшего профессионального образования
«Белгородский государственный
им В.Г. Шухова»
Контрольная работа по курсу
ФИЛОСОФИИ
На тему: «Философия марксизма»
2012/2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………….3
1. Предпосылки и источники марксистской философии………………….5
2. Диалектический и исторический материализм-основные
направления марксистской философии…………………………….…....6
3. Материалистическое понимание истории……………………………….7
3. Проблема теории и практики в марксизме (теория истины)…………...9
4. Историческое значение марксистской
философии……………………..10
Заключение
Список используемой
ВВЕДЕНИЕ
Учение Маркса вышло на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70—90-х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке, Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Несомненно,
также значительное воздействие марксизма на науку, культуру, искусство, на обыденное сознание практическую жизнь людей. Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей — пролетариев, интерес которых защищала и выражала эта
общественная теория. Вместо всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и
марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется
социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его
вес в общественных делах. В наше время наемные работники составляют
большинство человечества. Следовательно, социальная база марксизма
гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философии как его составная часть.
Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторического процесса реализуется в философии посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой — всеобщего духовного опыта человечества. Или, как неоднократно высказывает эту мысль Маркс, философское рассмотрение начинается на уровне всемирно-исторического подхода к интерпретации действительности. Этот подход - по необходимости весьма обобщенный, абстрактный и отнюдь не всегда соотносим с задачами сиюминутной практики.
Сердцевину,
суть философии марксизма образ
фундаментальных классических проблем, концентрирующих вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между собой и природы (или сущности) человека вообще. Это мировоззренческое «ядро» любой философии. На решении этих проблем в марксистской философии базируется ряд концепций более конкретного характера (о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе и социальной революции и т. д.), которые уже более тесно связаны с экономической и исторической науками, выработкой программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре. В перспективе дальнейшего развития человечества философские решения кардинальных мировоззренческих проблем, предложенные марксизмом и очищенные от различных догматических и вульгарных наслоений и истолкований, станут несравнимо более значимыми и действенными, чем в предшествующий период истории. Связано это с тем, что задачи, которые Маркс называл «всемирно-историческими», а в наше время называют общечеловеческими, планетарными, глобальными, только-только выходят на передний план исторического процесса (да и то, к сожалению, больше в виде угрозы и опасности самоуничтожения—в форме «зла»). Между тем марксистская философия была и остается ориентированной преимущественно на решение именно общечеловеческих,
всемирно-исторических задач.
Чем дальше человечество будет выходить из состояния господства
архаических и современных видов частной собственности и отчужденного труда, тем прочнее будут симптомы и гарантии приближения к концу его
«предыстории», как называл Маркс общество, где сохраняется необходимость материального производства в его современной для XIX—XX веков форме, тем очевиднее будет становиться для людей историческая перспективность, значимость философии марксизма.
1. Предпосылки и источники марксистской философии
Своим возникновением эта философия обязана появлению в первой половине XIX в. на политической арене пролетариата — самого низшего класса общества. Пролетариат, который в XVIII и начале XIX в. помогал буржуазии бороться против феодальной власти, теперь впервые начал выступать как самостоятельная политическая сила. Отсюда в обществе обострилось внимание к новому явлению. Да и сам новый класс нуждался в теоретическом обосновании своего движения (кто мы, чего должны добиваться, на что можем надеяться? — вот вопросы, которые задавали себе рабочие). Ответ, данный К. Марксом и Ф. Энгельсом, был невероятным для того времени: пролетариат — класс будущего, освобождая себя, рабочие спасут все общество. То есть наступит общество всеобщего благоденствия. И это они говорили о классе, который в то время находился на самом низу социальной лестницы.
Непосредственными идейными источниками марксизма были основные философские, экономические и политические учения конца 18 — 1-й половины 19 вв. Маркс и Энгельс творчески переработали идеалистическую диалектику Гегеля и предшествующий философский материализм, в особенности учение Фейербаха. В диалектике Гегеля они вскрыли революционные моменты — идею развития и противоречие как его источник и движущую силу. В формировании марксизма важное значение имели идеи представителей классической буржуазной политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.); труды социалистов-утопистов (К. А. Сен-Симон, Ф. М. Ш. Фурье, Р. Оуэн и др.) и французских историков времён Реставрации (Ж. Н. О. Тьерри, Ф. П. Г. Гизо, Ф. О. М. Минье). Большую роль в развитии марксизма сыграли достижения естествознания конца 18 и 19 вв., в котором научный прогресс пробивал себе дорогу.
2. Диалектический и исторический материализм – основные направления марксистской философии
Диалектический и исторический материализм возник как прямое и непосредственное продолжение предшествующего этапа развития передовой философской мысли. Он является преемником и продолжателем прогрессивных идей, выдвинутых предшествующими мыслителями. Это означает, что наряду с социальными и естественнонаучными предпосылками возникновения философии марксизма существовали определенные теоретические предпосылки. Они связаны прежде всего с немецкой классической философией второй половины XVIII — первой половины XIX века, особенно с философскими взглядами Гегеля и Фейербаха.
Гегель, сформулировав основные принципы
диалектики, представил весь природный,
исторический и духовный мир в виде процесса,
в виде беспрерывного движения, изменения,
развития, и сделал попытку раскрыть внутренний
источник этого процесса. Но, будучи идеалистом,
Гегель изобразил процесс развития в виде
самодвижения понятия, абсолютной идеи.
Обнаруживающееся в природе и истории
диалектическое развитие у Гегеля в конечном
счете представляет собой результат самодвижения
духа. Нужно было устранить это идеалистическое
толкование диалектики.
С критикой объективного идеализма Гегеля
выступил Фейербах. Он показал, что природа,
мир, существуют независимо от сознания,
что последнее представляет собой свойство
природы, целиком и полностью зависит
от нее, порождается ею. Фейербах восстановил
в своих правах основные принципы материализма.
Но, критикуя Гегеля, он не заметил рационального
ядра гегелевской философии, его диалектики.
Фейербах, писал Ф. Энгельс, не преодолел
Гегеля, «а просто отбросил его в сторону
как нечто негодное к употреблению...».[1,
стр. 370]
Но то, что не смог сделать Фейербах, сделали основоположники диалектического и исторического материализма — К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на материалистические принципы, восстановленные Фейербахом, они подвергли всесторонней критике гегелевскую философию. И в ходе этой критики они выделили главное приобретение немецкой классической философии — диалектику, освободили ее от мистики, бесчисленных искусственных схем и конструкций и, развивая ее дальше на материалистической основе, создали диалектический и исторический материализм — последовательно научное мировоззрение и общий метод познания и преобразования действительности.
3. Материалистическое понимание истории
Философский материализм Маркс считал основой своего научного мировоззрения. Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение Основного вопроса философии. Первичность материи она видит в том, что: 1) материя является источником сознания, а сознание - отражением материи; 2) сознание - результат длительного процесса развития материального мира; 3) сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга; 4) существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи; 5) сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека; 6) сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием Маркс никогда не использовал термин “исторический материализм”, которым после его смерти стали обозначать его метатеорию общества. Этот термин ввел Энгельс, использовав его сначала в своих письмах 1890 г. К. Шмидту и Й. Блоху, а затем во введении к английскому изданию своей работы «Развитие социализма от утопии к науке» в 1892 г. Сам же Маркс предпочитал пользоваться более осторожным выражением “материалистическое понимание истории”, тем самым как бы подразумевая, что речь идет не о философской системе, а об определенной теоретико-методологической позиции или установке. Это не помешало историческому материализму стать одной из теоретических систем, наиболее догматических, замкнутых и претендующих на универсальные объяснения.
Что же такое материалистическое понимание истории в марксовой трактовке? Суть этого понимания выражена в известном предисловии Маркса к работе «К критике политической экономии»: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.» Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». [3, с.7]
Вместе с тем материалистическое понимание истории заключало в себе важнейшее для социальной науки положение о том, что общества и группы нельзя объяснять теми представлениями, которые они сами о себе создают, что за разного рода идеологиями необходимо стремиться обнаруживать глубинные основания социальной реальности. Сведение этой реальности к экономической подсистеме было безусловно ошибочным. Но включение этой подсистемы в социальную систему, анализ ее взаимосвязей с другими подсистемами общества были несомненно плодотворны. В ряде своих работ Маркс исследовал не одностороннее воздействие базиса на надстройку, а взаимодействие экономических и неэкономических институтов и взаимодействие последних между собой. Тем не менее, экономика, а также политика всегда представлялись ему более “реальными” (“материальными”) сущностями, чем, например, мораль, право или религия.
4. Проблема теории и практики в марксизме (теория истины)
В своих ранних работах Маркс с одной стороны осуждает философию за ее умозрительное сознание, но с другой стороны, настойчиво подчеркивает необходимость воплощения философии в действительность.
Так, широко известен 11-й тезис Маркса о Л. Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его».[2 изд., т. 3, стр. 3—4]
Ожидалось, что рабочий класс, сталкиваясь
с резким ухудшением своего положения,
особенно в периоды кризисов, сможет перейти
от выдвижения требований экономического
характера и стихийных бунтов к осознанной
борьбе за коренное переустройство общества.
Условием этого К. Маркс и Ф. Энгельс считали
создание политической организации, партии,
способной внедрить в пролетарские массы
революционные идеи, возглавить их в борьбе
за завоевание политической власти. Ставшее
пролетарским, государство должно было
обеспечить обобществление собственности,
подавить сопротивление сторонников старых
порядков. В перспективе государство должно
было отмереть, сменившись системой самоуправляющихся
коммун, реализующих идеал всеобщего равенства
и социальной справедливости.
К. Маркс и Ф. Энгельс не ограничились разработкой
теории, они пытались претворить ее в жизнь.
В 1848 г. они написали программный документ
для революционной организации — Союза
коммунистов, который стремился стать
международной партией пролетарской революции.
В 1864 г. при их непосредственном участии
сложилась новая организация —