Философия любви

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:54, реферат

Краткое описание

Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя. И если человек – центральный объект философии, то тема человеческой любви, взятая во всей ее широте, должна быть одной из ведущих в философских размышлениях.

Оглавление

1.О смысле любви ……………………………………………………………….3
2.Детство человеческой любви ……………………………………………..…4
3.Любовь в Античной Греции ………………………………….......................6
4.Тема любви в философской культуре Нового времени …….......................10
5.Любовь как способ существования человека …………..……………..……11
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат-философия любви.docx

— 49.03 Кб (Скачать)

   Любовь  – и в этом проявляется ее уникальная роль  в  жизни  –  одна  из немногих сфер, в которых человек  способен  почувствовать  и  пережить  свою абсолютную незаменимость. Во многих социальных ролях и функциях  конкретного человека можно заменить, заместить, сменить,  только  не  в  любви.  В  этой сфере жизни индивид имеет, таким образом, высшую ценность,  высшее  значение по сравнению со всем остальным. Здесь человек не функция, а он сам, в  своем конкретном и  непосредственном  абсолюте.  Именно  поэтому  только  в  любви человек может прочувствовать смысл своего существования для другого и  смысл существования другого для  себя.  Это  высший  синтез  смысла  существования человека. Любовь помогает ему проявиться, выявляя,  увеличивая,  развивая  в нем хорошее, положительное, ценное.

   И, наконец, любовь – это одно из проявлений человеческой свободы. Никто не может заставить любить – ни  другого,  ни  самого  себя.  Любовь  –  дело собственной инициативы, она основа самой себя.

   Специфику любви Ортега-и-Гассет характеризует  так: «Любовь –  и  именно любовь, а не общее  состояние  души  любящего  –  есть  чистый  акт  чувств, направленный  на  какой-либо  объект,  вещь  или  личность.  Как   одно   из чувственных  проявлений  памяти,  любовь  сама  по  себе  отлична  от   всех составных  памяти:  любить  –  это   не   соотносить,   наблюдать,   думать, вспоминать, представлять; с другой стороны, любовь отлична и от влечения,  с которым  она  зачастую  смешивается.  Без  сомнения,  влечение  –  одно   из проявлений любви, но сама любовь не есть влечение… Наша любовь  –  в  основе всех наших влечений, которые, как из семени, вырастают из нее».

   Любовь  всегда означает новое видение: с  приходом любви и ее предмет,  и все его окружение начинают восприниматься совершенно иначе, чем раньше.  Это выглядит так, как если бы человек в один  момент  был  перенесен  на  другую планету, где многие объекты ему незнакомы, а известные видны в  ином  свете.

   Новое видение, сообщаемое любовью, это,  прежде  всего  видение  в  ауре,  в модусе очарования. Оно придает объекту любви  особый  способ  существования при котором возникает ощущение уникальности этого объекта,  его  подлинности и незаменимости. Любовь, создающая ореол вокруг любимого  объекта,  сообщает ему святость и  внушает  благоговение.  О  том,  сколь  сильным  может  быть благоговение, говорит, к примеру, то, что даже самые  уродливые  изображения богоматери находили себе  почитателей,  и  даже  более  многочисленных,  чем хорошие изображения.

   А. Шопенгауэр  и  З. Фрейд полагали,  что любовь  ослепляет,  притом настолько,  что   в   любовном   ослеплении   человек   способен   совершить преступление, ничуть не раскаиваясь в  этом.  Но  любовь  не  ослепление,  а именно иное видение, при котором все  злое  и  дурное  в  любимом  предстает только как умаление и искажение его подлинной природы. Недостатки  любимого, замечает С. Л. Франк,— это как болезнь у больного: ее  обнаружение  вызывает не ненависть к нему, а стремление выправить его.

   Ситуация, создаваемая любовью, парадоксальна: два  человека  становятся одним и одновременно остаются  двумя  личностями.  Это  ведет  к  тому,  что любовь приобретает не  только  облик  совпадения  и  согласия,  но  и  облик конфликта и борьбы. Эту внутреннюю противоречивость любви хорошо выразил Ж. П.  Сартр,  считавший  конфликт  изначальным смыслом   «бытия для другого».

   Единство  с другим неосуществимо  ни  фактически,  ни  юридически,  поскольку соединение  вместе  «бытия-для-себя»  и  «другого»  повлекло  бы  за   собой исчезновение   отличительных   черт   «другого».   Условием   отождествления «другого»  со  мною  является  постоянное  отрицание  мною,  что  я  —  этот «другой». Объединение есть источник конфликта и потому, что, если  я  ощущаю себя объектом для «другого»  и  намереваюсь  ассимилировать  его,  оставаясь таким объектом, «другой» воспринимает меня как объект среди других  объектов и ни в коем случае не  намеревается  вобрать  меня  в  себя.  «...Бытие для  другого,— заключает Сартр,— предполагает двойное внутреннее отрицание». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  1. Философия любви. Ч. 1/Под общ. ред. Д. П.  Горского;  Сост.  А.  А.  Ивин. – М.: Политиздат, 1990.
  2. Василев К. Любовь. М.: Прогресс, 1992.
  3. Ивин А.А. Философия любви. М.: Научное издательство, 1990
  4. Сухомлинский В.А. Книга о любви. – М.: Политиздат., 1983
  5. Газета "БВ", № 44  Смотрицкий Е. Ю. «О ревности с любовью»  15 июня 2000 г.
  6. Серебряков С.Б. Трактат  Ибн  Сины  (Авиценны)  о  любви. Тбилиси:     Мениереба, 1976.
  7. А. Рубенис. Сущность любви. М.: Политиздат, 1989.

Информация о работе Философия любви