Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:26, статья
Может ли человек иметь любовь? Будь это возможно, любовь должна была бы существовать в виде какой-то вещи, субстанции, которой человек может владеть и обладать как собственностью. Но дело в том, что такой вещи как "любовь" не существует.
Семинар№13 Философия любви
Вопрос№1
Может ли человек иметь любовь? Будь это возможно, любовь должна была бы существовать в виде какой-то вещи, субстанции, которой человек может владеть и обладать как собственностью. Но дело в том, что такой вещи как "любовь" не существует.
"Любовь" - это абстракция; может быть, это какое-то неземное существо или богиня, хотя никому еще не удавалось увидеть эту богиню воочию. В действительности же существует лишь акт любви. Любить - это форма продуктивной деятельности. Она предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения.
Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает, что он стремится лишить объект своей "любви" свободы и держать его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее. Когда люди говорят о любви, они обычно злоупотребляют этим словом, чтобы скрыть, что в действительности они любви не испытывают.
Рассматривая любовь как ответ на проблему человеческого существования, как глубочайшую потребность человека в преодолении своей отдельности, своего одиночества, видим смысл любви в желании межличностного слияния - наиболее мощном стремлении в человеке. Это наиболее фундаментальное влечение, это сила, которая заставляет держаться вместе членов человеческого рода, клана, семьи, общества. Неудача в его достижении ведет к безумию или уничтожению - уничтожению себя и других.
Зрелая любовь - это единение при условии сохранения собственной целостности, собственной индивидуальности. В то же время любовь - это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к ответственности. Любящий человек чувствует ответственность за всех ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было такого компонента любви как уважение, означающее способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть. Уважение существует только на основе свободы. Уважать человека невозможно, не зная его. Забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание, желание познать "тайну человека".
Высказывания о любви:
"Три источника имеют влечения
человека: душу, разум и тело. Влечения
душ порождают дружбу, Влечения
ума порождают уважение. Влечения
тела порождают желание.
"Если бы это прекрасное
ты увидел, то и не подумал
бы сравнивать его ни с
"Истинная сущность любви
состоит в том, чтобы
"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится".
Категория «бытийной любви» появилась
в философском лексиконе
Опираясь на работы психологов-гуманистов, в качестве основных специфических признаков бытийной любви выделим следующие:
Однако создать законченную, непротиворечивую теорию любви психологам-гуманистам не удалось, что, по-видимому, обусловлено трудностями концептуализации любых человеческих эмоций, невозможностью адекватного перевода языка чувств на язык понятий [10, с. 94].
Главной трудностью в гуманистической концепции любви является, на наш взгляд, противоречие в понимании самой сущности любви. С одной стороны, любовь рассматривается как интенсивное, «пиковое» (в терминологии А. Маслоу) переживание [11, с. 107], но, с другой стороны, противопоставляется влюбленности и объявляется формой продуктивной деятельности, связанной с заботой, ответственностью, уважением и не имеющей ничего общего со страстью или аффектом [11, с. 86]. Высшим воплощением такой любви оказывается любовь матери к ребёнку и христианская любовь к ближнему, для которых характерны спокойный, ровный эмоциональный фон, труд на благо любимого, бескорыстная забота о нём.
***
Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается. (Л.Толстой)
- влечение одушевленного
Вопрос№2
Любовь в Античной Греции
Тема любви в философской
культуре нового времени.
В эпоху Возрождения тема любви расцвела
в обстановке общего острого интересе
ко всему земному и человеческому, освобождающемуся
из-под контроля церкви. Лю6онь» возвратила
себе статус жизненной философской категории,
который она имела в античности у Эмпедокла
и Платона. Под пером Д.Бруно любовь превращается
во всепроникающую космическую силу, которая
делает человека непобедимым, Человеком
овладевает горячее желание быть причастным
к божественной, в смысле ее величия, Природе,
то есть пребывать в той интеллектуальной
«любви к Богу», о которой флорентинец
Л. Эбрео писал в своих «Диалогах о любви»
(1549) и понятие которой заимствовал впоследствии
Б. Спиноза.
Космической силой стала любовь и в творчестве
немецкого мистика-пантеиста эпохи Возрождения
Якоба Бёме (1575—1624). Он объявляет любовь
и гнев существенными свойствами божества
и движущей пружиной человеческой истории,
где они превращаются соответственно
в добро и зло. Принимая учение о творении
мира богом, Бёме придал ему в высшей степени
своеобразный характер: бог изначально
имел в себе и любовь и раздор и «саморазделился»
на существующие в природе вещи. Таким
путем возник и Адам — первый человек,
который, однако, наоборот, представлял
собой будто бы нераздельность мужского
и женского начал, он был «девическим мужчиной»
и «мужской девой» одновременно, андрогином.
Охваченный любовной тоской, андрогин
Адам совершил акт двойного грехопадения.
В результате этого любовь утратила единство
с мудростью, то есть потеряла то совершенство
любви, которым она обладала в божественном
лоне. Начало новому соединению любви
с мудростью положил акт искупления Христом
грехов человеческого рода. Будущее любви
— в ее соединении с разумом, в распространении
среди людей разумной любви. Схема эта,
конечно, фантастическая, но она воодушевлялась
мыслью о достижимости людьми совершенства
как в познании тайн мира, так и в любви,
которая есть «все». Идея человека - андрогина
была известна еще с эпохи античности,
она была и у Платона, а потом появлялась
в философии любви не раз, например у Н.
А. Бердяева.
Рене Декарт в трактате «Страсти души»
(1649) утверждает, что «любовь есть волнение
души, вызванное движением «духов», которое
побуждает душу добровольно соединиться
с предметами, которые кажутся ей близкими,
а ненависть есть волнение, вызванное
духами.
Декарт для себя проводил различие между
видами «соединения», но в своем трактате
стремился продемонстрировать максимальную
беспристрастность, объективность.
Определение любви Спинозы, построенное
в духе абстрактных и педантичных составляющих
его философской системы, недалеко ушло
от формализма соображений Декарта, но
направленность конкретизации этого определения
иная. Пусть в общем виде «любовь есть
удовольствие, сопровождаемое идеей внешней
причины», но как различны эти «причины»
и связываемые с ними «удовольствия»!
Спиноза вовсе не ратует за аскетизм, его
идеал — это человек, не уничтоживший
свои телесные страсти, но сумевший ввести
их в разумное русло и подчинивший их таким
аффектам, которые все более обогащают
душу и делают ее обладателя целеустремленной и стойкой
личностью. Высший среди этих аффектов
— «интеллектуальная любовь к богу», то
есть любознательность, пытливость, горячая
увлеченность делом познания «бога», то
есть бесконечной и неисчерпаемой Природы.
Это воодушевленная самоотверженность
ученого, посвятившего свою жизнь научным
исследованиям. В исследовательской деятельности
человек находит для своих потенций наибольшее
выражение, он достигает единения с универсумом,
и это возвышает его над преходящими житейскими
радостями и страданиями, поселяя , в его
душе ликующее чувство приобщения к вечности.
Третий, после Декарта и Спинозы, великий
новатор 17в. Лейбниц перенес центр тяжести
на столь прославлявшуюся в древности
Цицероном любовь-дружбу, которая в лучших
своих образцах развивает в характере
людей черты жертвенной и бескорыстной
самоотверженности. В небольшом наброске
«Об аффектах» он упрекает Декарта, что
тот недостаточно ясно отграничил бескорыстное
и светлое чувство любви от эгоистического
и темного тяготения к наслаждениям. Подлинная
любовь означает стремление к совершенству,
и оно заложено в самых сокровенных глубинах
нашего «я», развиваясь тем сильнее, чем
более совершенен объект нашей любви или
хотя бы кажется нам таким. Для возрастания
и распространения любви необходимы знание
и действие в их единстве — познание общих
идеалов человеческого рода и деятельность
ради укрепления дружбы и гармонии между
людьми. Но жертвенности и беззаветности
самоотдачи в подлинной дружбе противоречат
столь же естественно укорененная в людях
сила самосохранения, любовь к самим себе.
Как эти два стремления согласуются между
собой, зависит от особенностей каждого
конкретного лица, в принципе же они должны
быть соединены через то волнующее и сладкое
чувство, которое овладевает нами, когда
мы видим успехи и счастье тех лиц, к которым
мы особенно тепло расположены.
Арнольд Хейнлинк в своем вышедшем в
1665 г. труде «Любовь» разделяет ее на два
подвида — чувственную и действенную
любовь.
Чувственная любовь еще не сама нравственность,
а награда за нее (можно принимать, можно
не принимать ее). Она выражается как телесная
и чувственная любовь, то есть страсть
и желание (так же душа связана с телом);
сама по себе она не плоха и не хороша;
и, так же как духовная любовь, есть подтверждение
того, что наши действия находятся в зависимости
от разума и высшего закона нравственности
(люди, однако, этого не ценят).
Действенная любовь как целенаправленное,
твердое желание к действию выражается
в трех формах. Первая — любовь-уважение
— формирует нравственность как готовность
действовать по велению разума. Вторая
— любовь-доброжелательность — не может
быть преступной, плохой, ибо является
одной из черт Бога. Третья — любовь-стремление,
склонность — характеризует деятельность
как нравственную наиболее глубоко.
В свою очередь Стендаль в знаменитом
трактате «О любви» (1822) указывает на четыре
формы любви:
любовь-страсть, любовь-желание, физическую
любовь и любовь-честолюбие.
Разумеется, можно найти и другие варианты
классификации видов любви, но ясно одно
— всегда надо иметь в виду многозначность
этого феномена.
Любовь как способ существования человека.
Согласно Ницше, любовь всегда эгоистична, альтруизм невозможен, его соучастие в любви противоестественно. В этом смысле любовь и мораль исключают друг друга, любовь оказывается «по ту сторону добра и зла». Если одухотворенность и возможна в любви, то это лишь одухотворенность чувственности в смысле ее острой осознанности, «пронзительности». Так как любовь есть способ самоутверждения Воли, то она проявляет себя не только как любовь к существу противоположного пола, но и как любовь к жизни вообще и любовь к власти особенно. Но эти два последние измерения присутствуют и в половой любви как стремление к преодолению налично существующего, как желание победить партнера в любви, сломать его и подчинить себе. Преодолеть
существующее — значит преодолеть и свое прежнее существование: любовь способствует жизненному творчеству, но также и отрицанию уже существующей жизни, так что она оказывается преамбулой смерти, вводит на ее порог.
Страсть любить, отмечает в книге «Искусство любить» американский социолог Э. Фромм, это самое существенное проявление человеческих положительных, жизнеутверждающих влечений. «Любовь – единственный утвердительный ответ на вопрос о проблеме существования человека». Однако, продолжает он, большая часть людей не способна развить ее до адекватного уровня возмужания, самопознания и решимости. Любовь вообще – это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания, словом, его надо постигать. Причиной того, что многие не признают этой необходимости, являются, по мнению Фромма, следующие обстоятельства: 1) большая часть людей смотрит на любовь с позиции «как быть любимым», но не «как любить», не с позиции возможности любви; 2) представление, что проблема в самой любви, а не в способности любить; 3) смешиваются понятия «влюбленность» и «состояние любви», в результате чего доминирует представление о том, что нет ничего легче любви, в то время как на практике это совсем иначе. Чтобы преодолеть это состояние, надо осознать, что любовь – искусство (равно как человеческая жизнь вообще), что его необходимо постичь. Прежде всего, надо понять, что любовь нельзя сводить только к отношению между противоположными полами, мужчиной и женщиной. Любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех ее проявлениях (любовь к труду, родине, удовольствиям и т.п.), более того, любовь может быть побудительницей этой деятельности, ее стимулом, источником энергии. «Любовь становится более плодотворной от наших внутренних переживаний, - пишет Х. Ортега-и-Гассет, - она рождается во многих движениях души: желаниях, мыслях, стремлениях, действиях; но все то, что прорастает из любви, как урожай из семени, еще не сама любовь; любовь – это условие, чтобы названные движения души проявились». Поэтому в каждую эпоху выделились разные виды и аспекты любви, делались попытки систематизировать формы ее проявления, расположив их по мере значимости и смыслу. Любовь – и в этом проявляется ее уникальная роль в жизни – одна из немногих сфер, в которых человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. Во многих социальных ролях и функциях конкретного человека можно заменить, заместить, сменить, только не в любви. В этой сфере жизни индивид имеет, таким образом, высшую ценность, высшее значение по сравнению со всем остальным. Здесь человек не функция, а он сам, в своем конкретном и непосредственном абсолюте. Именно поэтому только в любви человек может