Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 06:15, контрольная работа
История античной философии представляет собой общий и вместе с тем живой индивидуальный образ духовного развития. Первый период по преобладающим в нем интересам можно назвать космологическим, этико-политическим и этико-религиозно философским. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых в последствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и V вв. до н.э. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе – отдельно от философии. Второй период античной философии (V-VI в. до н.э.) начинается постановкой антропологических проблем. Натурфилософское мышление достигло границ, за которые оно в то время не могло выйти. Данный период представлен софистами, Сократом и сократиками. В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: «необходимостью каждому познать самого себя и тем, что ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает». Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с деятельностью Платона и Аристотеля. Платон далеко переступает за границы сократовского духа.
Философия эпохи эллинизма (киники, скептики, эпикурейцы, стоики)……………………………………………………………………….
Введение
1.2.Скептицизм
1.3.Эпикуризм
1.4. Стоцизм
1.5. Кинизм
Антропотеизм и антропологический материализм Л. Фейербаха и
ограниченность его учения о человеке.
Введение
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Атеизм Фейербаха.
Выводы.
Тест на размышление
Таблица № 1.
Список литературы
Философия «героического пессимизма» (именно так логично охарактеризовать стоицизм) была очень созвучна мировоззрению римского народа. Тем более что в Рим стоицизм проник в то время, когда тот по своему историческому возрасту соответствовал эпохе Зенона: исторические сумерки сгущались уже и над ним. Как капитан должен покинуть тонущий корабль последним, так и стоику римлянину предстояло в ближайшей исторической перспективе продемонстрировать «городу и миру» свою абсолютную выдержку и доказать свою непоколебимую верность вскормившей его империи. Роптать ему было не на кого, надеяться не на что, нужно было только молча и с достоинством умереть, дабы не уронить себя перед лицом вечности. Но стоик всегда должен знать (и он знал это), что каждый его поступок встречался скептической ухмылкой циника и что плодами его трудов воспользуется не он сам, а некий «эпикуреец»… Вот те причины, в силу которых философия стоиков оказалась для римлян в буквальном смысле слова «философией жизни». Разумеется, сказанное относится не ко всем римлянам поголовно, а лишь сознательным носителям «римской идеи».
Переворот, совершенный стоиками
в философии можно назвать, если
воспользоваться современным
Со смертью Марка Аврелия умер и стоицизм. Точнее, началось бессмертие стоицизма. В той или иной степени, в той или иной форме стоицизм (уже не столько как философское учение, а как определенное умонастроение, определенный склад ума и характера) возрождался неоднократно. Стоиками были английские пуритане, носители «духа капитализма» и основатели Новой Англии. В России несомненным стоиком был протопоп Аввакум и многие, многие тысячи других.
Философия для стоиков
– не просто наука но, прежде всего
жизненный путь, жизненная мудрость.
Только философия в состоянии
научить человека сохранять самообладание
и достоинство в трудной
1.5. Кинизм.
Киническая философия возникла в Афинах как реакция социальных низов свободной бедноты, метеков, вольноотпущенников на ухудшение жизни, усиление политической и экономической неустойчивости на рубеже V — IV вв. до н. э. Ее родоначальником считается Антисфен (ок. 445 — 360 гг. до н. э.), который учил в гимназии, называвшемся Киносаргом (“Белая собака”). Этот гимнасий за городской стеной предназначался для неафинян. Идеи основанной Антисфеном школы, которая по месту ее существования и по бесприютному образу жизни ее последователей, сходному с собачьим, получила название кинической, широко разошлись по античному миру. Кинизм представляет собой не только философию, обосновывающую специфическую форму мировоззрения, но и способ жизнедеятельности, для которого характерно неприятие ценностей рабовладельческого общества, его законов, обычаев, традиций и морали. Киники не удалялись от жизни, а наоборот жили среди людей и пропагандировали идеалы внутренней свободы, презрения к богатству, опрощения и бедности, равноправия, космополитизма и другие.
Для киника теория и практика философствования максимально сближены. Эта философия находила своих приверженцев среди людей, осознавших несправедливость общественной жизни, утративших надежду на то, что жизнь можно улучшить общепринятыми средствами, изверившихся в установлениях государства и обещаниях политиков. Кинизм был философией бедных, гонимых и разочаровавшихся, но не утративших желания видеть мир людей иным. Словом, эта философия отражала противоречия в сознании бедноты, она включила в себя достоинства и недостатки тех, чьи интересы она выражала.
К числу наиболее существенных жизненных принципов, распространяемых киниками, относится практическое воплощение философии в жизнь посредством упражнений, сопутствующих неукоснительному следованию избранному жизненному пути. Упражнения при этом делятся киниками на те, что укрепляют тело и на те, что укрепляют душу. Другой жизненный принцип — ограничение своих потребностей в благах, в том числе еде и одежде. Киник стремится максимально освободиться от потребностей и от владения вещами. Грубый плащ, котомка и посох — это единственное его достояние. Третий принцип заключается в стремлении к независимости и самодостаточности, умении довольствоваться своим. Киник бездомен и неприкаян. Киник ведет деятельную и подвижническую жизнь, направленную на то, чтобы продемонстрировать людям, как неправильно они живут. Легендарный киник Диоген Синопский прославил себя многими причудами. Он “средь бела дня” с зажженной лампой или, как говорят, “днем с огнем” ищет, бродя по многолюдным улицам, хорошего человека, плюет в лицо богатого хозяина, пригласившего его в дом с красивым полом и многочисленными ценными вещами и произведениями искусства, объясняя это тем, что худшего места, куда можно плюнуть, кроме лица хозяина, в доме нет. Сторонники этой философии считали, что боги дали людям все необходимое, обеспечив им легкую и счастливую жизнь, но люди утратили меру в потребностях и в погоне за ними обретают лишь несчастья. Богатство, к которому стремятся люди, расценивается киниками как источник человеческих бед, оно же рассматривается как источник тирании. В социально-экономических воззрениях киников отразился протест обездоленной массы свободного населения в ответ на угнетение, непосильные налоги, несправедливость властей, алчное хищничество и расточительство тех, кто сколачивал громадные состояния и жил праздно в роскоши. Киники в противовес этому выдвинули пренебрежение к жизненным благам, презрительное отношение к собственности и собственникам, негативное отношение к государству и общественным установлениям, пренебрежительное отношение к науке. Отчаянный подвиг в борьбе с несовершенствами мира со стороны киников означал, что организация хозяйственной жизни, базирующаяся на рабовладении, вступила в непримиримое противоречие с чаяниями обедневших слоев общества.
2. Антропотеизм и антропологический материализм Л. Фейербаха и ограниченность его учения о человеке.
2. 1. Введение.
Отказ от традиций метафизики, который произошел в XVIII веке, разрушил основу единства всей системы знания. В результате произошло никогда прежде с такой определенностью не проводившееся разделение бытия на мир природы и мир человека. Это разделение последовательно осуществил Кант, основоположник немецкого идеализма. Видным представителем немецкого идеализма был Гегель (1770-1831). Отправляясь от философии Канта, он в то же время подверг пересмотру его понятие трансцендентального субъекта, предложив рассматривать в качестве такового историю человечества в целом. Гегель создал на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Последователем Гегеля первоначально был Фейербах (1804-1872), но затем 1839 году подверг критике гегелевский идеализм, показав его связь с религией. Фейербах выдвинул в центр своей философии человека, трактуемого как биологическое существо, абстрактный индивид.
2. 2. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
В середине XIX века с острой
критикой идеализма выступил немецкий
философ Людвиг Фейербах. С точки
зрения Фейербаха, идеализм есть не что
иное, как рационализированная
Материализм Фейербаха
существенно отличается от
Но труды Фейербаха, вышедшие после революции 1848-49 годов, уже не оказывали такого влияния и глубокого воздействия на читателей, как его первые материалистические сочинения. И его работа «Теогония» не оставила почти никакого значимого следа в этот период времени. В 1867-69 годах Фейербах пишет свое главное этическое произведение – «Эвдемонизм», в котором утверждает, что стремление к счастью является двигательной силой поведения людей, основой моральных отношений. «Эвдемонизм» не был, однако, опубликован при жизни Фейербаха и увидел свет лишь в 1874 году.
Антропологический принцип
Фейербаха в теории познания выражается
в том, что он по-новому интерпретирует
само понятие ”объект”. По Фейербаху,
понятие объекта первоначально
формируется в опыте
2. 3.Атеизм Фейербаха.
Материализм Фейербаха, как и всякий материализм вообще, тесно связан с атеизмом, ибо материалистические основоположения уже содержат в себе атеистический смысл. Но эволюцию атеистических взглядов Фейербаха, как и любого материалиста, нельзя сводить только к развитию его материализма, затушевав антирелигиозный аспект его философии. Кроме того, необходимо иметь в виду, что антирелигиозные взгляды Фейербаха начала складываться еще до его прихода к материализму. У Фейербаха атеизм и материализм неразрывно связанные, взаимодополняющие и переходящие друг в друга вещи. Фейербах видел центральную тенденцию, в борьбе разума с верой, науки с религией, философии с теологией. Этой борьбой, показывает Фейербах, пронизана вся философия нового времени — Бэкона и Гоббса, Гассенди и Декарта, Лейбница и Бей-ля, Декарта и Спинозы. Фейербах отмечал стремление каждого из этих мыслителей освободить человеческий ум от религиозного влияния и их несомненный вклад в это дело. Но никто из них, по его мнению, не освободился полностью от дуализма веры и разума. «Философы новейшего времени признавали веру, но так, как законная жена признается в качестве уполномоченного лица мужа, когда он уже внутренне с ней разошелся». Фейербах требовал последовательности и бескомпромиссности в этом вопросе. Срывая с божества его таинственность, Фейербах вначале еще полагал, что человеческое мышление, как таковое, обладает самостоятельным бытием. Под влиянием гегелевского принципа тождества субъекта и объекта, мышления и бытия он на место сверхчувственного бога поставил сверхчувственный разум, мышление. Следует подчеркнуть, что для Фейербаха атеизм не сводился к простому отрицанию бога. Эту точку зрения он считал характерной для XVII и XVIII вв. Таким образом, Фейербаха не удовлетворял негативный атеизм его предшественников. Атеизм Фейербаха требует положительного утверждения человека в противоположность его религиозному, фиктивному утверждению. Утверждение человека должно быть не только реальным, но и всесторонним, охватывающим все сферы его бытия. Фейербах понимал, что немногого стоит забота «о ясности и здоровом состоянии головы и сердца», если «желудок не в порядке» и «основа человеческого существования повреждена. По Фейербаху, для того чтобы вылечить «болезни головы и сердца», к которым он относил и религиозную идеологию, необходимо решение проблемы «желудка». Тем самым Фейербах ограничивал свой атеизм узкими рамками просветительства. Так как к материализму философ пришел через критику религии, а в свою очередь, эта критика становилась более глубокой и убедительной по мере формирования его материалистических взглядов. Каковы же идейные и теоретические источники атеизма и материализма Фейербаха?
2.4.Выводы.
Изучение историко-философских
сочинений Фейербаха
3. Тест на размышление
"
Истинный философ - это врач,
но такой, который не позволяет
своим пациентам догадываться,
что он их врач, при этом
он обслуживает их в соответствии
с их природой, то есть
лечит их, исходя из них
самих и через них самих
(Фейербах Л.
Л. ФЕЙЕРБАХ. Итак, абсолютный философский
акт состоит в том, чтобы беспредметное
делать предметным, непостижимое — постижимым,
другими словами, объект жизненных интересов
превращать в мысленный предмет, в предмет
знания,— это тот же акт, которому философия,
вообще знание обязано своим существованием.
А непосредственным следствием этого
является то обстоятельство, что начало
философии составляет начало науки вообще,
а вовсе не начало специального знания,
отличного от знания реальных наук. Это
подтверждается даже историей. Философия
— мать наук. Первые естествоиспытатели,
как древнего, так и нового времени, были
философами. На это, правда, указывает
и автор разбираемого произведения, но
не в начале философии, как следовало бы,
а в конце. В самом деле, если начало философского
и эмпирического знания непосредственно
совпадает как тождественный акт, то, очевидно,
задача философии в том, чтобы с самого
начала помнить об этом общем происхождении
и, следовательно, не начинать с отличия
от (научного) опыта, но, скорее, исходить
из тождества с этим опытом. По мере развития
пусть философия отмежуется, но если она
начнет с обособления, то она никогда в
конце надлежащим образом с опытом не
объединится, как это все же желательно,—
ведь благодаря самостоятельному началу
она никогда не выйдет за пределы точки
зрения отдельной науки, она неизменно
сохранит как бы надуманное поведение
щепетильной особы, которая боится потерять
свое достоинство от одного прикосновения
с эмпирическими орудиями; словно одно
только гусиное перо было органом откровения
и орудием истины, а не астрономический
телескоп, не минералогическая паяльная
трубка, не геологический молоточек и
не лупа ботаника. Разумеется, это очень
ограниченный, жалкий опыт, если он не
достигает философского мышления или,
так или иначе, не хочет подняться до него;
но столь же ограниченной оказывается
всякая философия, которая не опирается
на опыт. А каким образом философия доходит
до опыта? Тем, что она только усваивает
его результаты? Нет. Только тем, что она
в эмпирической деятельности усматривает
также деятельность философскую, признавая,
что и зрение есть мышление; что чувственные
органы являются органами философии. Новейшая
философия именно тем и отличалась от
философии схоластической, что она снова
соединила эмпирическую деятельность
с мыслительной, что она в противоположность
мышлению, отмежеванному от реальных вещей,
выставила тезис — философствовать следует,
руководствуясь чувством. Поэтому если
мы обратимся к началу новейшей философии,
то мы будем иметь перед собою подлинное
начало философии. Не в конце своего пути
приходит философия к реальности, скорее
с реальности она начинает. Только этот
путь, а не тот, который намечается автором
в согласии со спекулятивной философией
со времен Фихте, есть единственно естественный,
то есть целесообразный и верный путь.
Дух следует за чувством, а не чувство
— за духом: дух есть конец, а не начало
вещей. Переход от опыта к философии составляет
нечто неизбежное, переход же от философии
к опыту — произвольный каприз. Философия,
начинающаяся с опыта, остается вечно
юной, философия же, опытом кончающая,
в конце концов дряхлеет, пресыщается
и становится самой себе в тягость...