Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:32, реферат
В данной работе будут представлены философские идеи разных исторических этапов, перекликающиеся с проблематикой психосоматической медицины, начиная с размышлений древнегреческих мыслителей о влиянии души на тело и заканчивая современными представлениями о данном направлении медицины. Представления о взаимовлиянии души и тела встречаются на всем протяжении истории философии и психологии. На каждом историческом этапе философы уделяли внимание столь важной теме, как взаимодействие психического и соматического в организме, пытаясь объяснить патологические состояния человека.
Введение
1.Психосоматика. Общие сведения
2. Психосоматические идеи в философии
2.1. Античность
2.2 Средневековье
2.3.Ренессанс
2.4.Новое время
2.5.Новейшее время
Заключение
Список литературы
Психоаналитики также не ограничились только лечением психоневрозов. В 1908 г. дрезденский врач и психоаналитик Штегман впервые описал астму у детей. В 1913 г. Федерн представил в Венском психоаналитическом обществе случай больного с астмой. Сегодня известно, что Фрейд сам предпринимал попытки в этом направлении, но своих данных не опубликовал. В то время как психоаналитики ставили в один ряд психосоматические и невротические симптомы в их патогенезе и говорили о “невротической надстройке у соматических больных”, Вайцзеккер решительно подчеркивал разную динамику “соматических процессов и неврозов”.
Вайцзеккер предлагал Фрейду вступить на путь психоаналитического исследования органических болезней, на что Фрейд в своём письме ответил: “То, что Вы пытаетесь найти общие подходы к природе психических и органических заболеваний, является для нас новым и заставляет нас настораживаться, тем более что отдельные наблюдения уже приблизили нас к границам этой не исследованной ещё области. Мы внимательно относимся к психогенным факторам органической болезни, к тому, что невроз часто провоцируется развившейся болезнью, что у многих невротиков имеется превосходный иммунитет против инфекций и простуд, который снижается при улучшении психического состояния, – всё это не осталось незамеченным. Общие для всех болезненных состояний свойства, такие, как прерывистость течения, неожиданные его изменения, кризы и т.д., подготавливают нас к новым открытиям в этой сфере”. Однако в этом же письме Фрейд говорил: “Вы указываете также на тонкие механизмы нарушений, которые свидетельствуют о противоположной направленности иннервации, причём эти механизмы должны либо поддерживать друг друга, либо препятствовать один другому. От подобных исследований я должен в воспитательных целях оградить психоаналитиков, так как изучение иннервации, расширения сосудов, нервных проводящих путей было бы для них опасным искушением; им следует ограничиваться психологическим образом мышления. Во всяком случае, мы можем быть благодарны клиницистам за расширение наших взглядов”.
После 1920 г. в разных регионах Германии возник большой интерес к психофизиологическим исследованиям. В опытах с гипнозом Густавом Хейером и Э. Витковером было обнаружено относительно специфическое влияние психических раздражителей и представлений на соматические функции, например на деятельность желудка и жёлчного пузыря. В 1935 г. в работе “Изучение патогенеза” Вайцзеккер провел психологические и медико-антропологические исследования при тонзиллярной ангине, несахарном диабете, пароксизмальной тахикардии.
Собственным путём пошёл врач Г. Гродцек, на которого в своё время оказал влияние Фрейд. Он применил понятие “Оно” к области, формирующей наши переживания, переняв этот термин от Фрейда. Гроддек с 1917 г. занимался психоаналитическим лечением соматических больных и интерпретировал болезненные процессы рискованным, часто неудержимо спекулятивным образом как “осмысленную деятельность "Оно"”. “Психоанализ может и будет заниматься органическими страданиями, не останавливаясь перед ними”.
В 1928 г. в Германии был основан журнал “Невропатолог”, в котором особое внимание должно было уделяться психоматическим взаимосвязям. После 1930 г. в США, куда переехали из Европы многие психоаналитики, также стали заниматься психосоматической медициной. Венский психоаналитик Феликс Дойч, который в 1927 г. возобновил понятие “психосоматика” и сформулировал её основную концепцию, в 1939 г. начал издание в США первого исключительно психосоматического журнала “Психосоматическая медицина” – органа основанного в 1934 г. американского психосоматического общества. В 1935 г. Флендерс Данбер описала дифференцированные личностные профили при разных соматических заболеваниях. В 1948 г. вышла её книга “Обзор психосоматической диагностики и лечения”, которая предлагалась как “путеводитель” для врачей, практикующих в этой области.
Дальнейшее развитие психосоматической медицины происходило под влиянием психоанализа, который в противоположность прежней психологии переживаний создал многостороннюю теорию личности и сформулировал ряд новых понятий. Психоаналитическое учение о развитии личности, о психологии конфликтов, о неосознанных мотивациях дало новый импульс и психосоматике как учению и как методу лечения. Так, Александер исследовал психодинамические неосознанные конфликтные ситуации при разных соматических заболеваниях. После второй мировой войны и наступления почти полной разрухи в Германии вновь возникли сомнения в отношении признанных ценностей, которые затронули также и естественнонаучные и материалистические представления о болезнях. В медицине всё острее ощущалась необходимость выработки нового взгляда на природу человека. Так, в 1950 г. Александр Мичерлих открыл в Гейдельберге первую психосоматическую клинику при университете. В последующие десятилетия были созданы психосоматические отделения либо в составе медицинских клиник, как это сделал А. Йорес в Гамбурге, либо как самостоятельные учреждения. С 1954 г. издаётся первый немецкоязычный “Журнал психосоматической медицины и психоанализа”.
В Англии психосоматическое направление развилось в 50-е годы, хотя оно было строго эмпирическим и носило чисто экспериментальный характер. В 1956 г. в “Журнале психосоматических исследований” указывалось на значение эмпирически направленных исследований, на развитие так называемых операционных и статистически подтверждённых гипотез.
Речь шла о точных знаниях в сфере взаимодействия психосоматического и соматопсихического, о знаниях, которые ещё совершенно недостаточны: “Нигде в медицине нет такого противоречия между высоконаучными теориями и упрощённым толкованием конкретных фактов”. В то время как в американском журнале “Психосоматическая медицина” преобладали теоретические и практические статьи психоаналитического содержания, в английском журнале доминировали эпидемиологические и экспериментальные работы, а также исследования методик поведенческой терапии.
Современные тенденции развития психосоматики заключаются в усилении акцента на терапевтические задачи. В то время как в начале её развития казалось более важным вообще распознать психические факторы как причинные или способствующие манифестации болезни и решать вопросы о специфичности заболевания в научном плане, в последние годы возникла тенденция к более дифференцированному подходу к проблемам лечения соматически больных. В связи с особенностями соматического заболевания, с трудностями раскрытия душевных конфликтов для понимания болезни и часто длительно предшествовавшим чисто соматическим лечением исходная ситуация совершенно иная, чем при неврозах, при которых применяются классические психотерапевтические методы. Кроме того, иначе формирующиеся психосоматические популяции больных в соответствии с их принадлежностью к разным социальным слоям нуждаются в использовании новых стационарных и амбулаторных форм лечения.
В заключении хотелось бы повторить, что психосоматика – важное направление медицины, которое позволяет рассматривать болезнь и назначать лечение с учетом особенностей взаимодействия психики и тела. Основания этого направления хоть и были заложены в XX веке (в результате появления психоанализа), предпосылки же уходят корнями в глубокое прошлое.
Влияние души на тело было замечено еще философами Античности, и размышления об этом влияние можно наблюдать на протяжении всей истории философии. В Средневековье большее внимание уделяли душе и психологическим процессам, но некоторые философы все-таки искали взаимосвязь души и тела. С XVII века закладываются основы современных наук, изучаются связи между функционированием органов и систем организма с психологическими и эмоциональными процессами. Научное обоснование психосоматика получила с развитием психоанализа в XX веке.
Список литературы:
1. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка; Предисл. В.Г. Остроглазова. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. - 376 с.// http://www.twirpx.com/file/
2. Панасюк В. Ю. История западной философии: учебное пособие для вузов., М. , 2001.// http://www.twirpx.com/file/
3. Франц Александер Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение http://www.psychol-ok.ru/lib/
4. Франц Александер, Шелтон Селесник Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней http://www.aquarun.ru/psih/
5. Ждан А. Н. История психологии. От Античности до наших дней http://www.gumer.info/
25