Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:32, реферат
В данной работе будут представлены философские идеи разных исторических этапов, перекликающиеся с проблематикой психосоматической медицины, начиная с размышлений древнегреческих мыслителей о влиянии души на тело и заканчивая современными представлениями о данном направлении медицины. Представления о взаимовлиянии души и тела встречаются на всем протяжении истории философии и психологии. На каждом историческом этапе философы уделяли внимание столь важной теме, как взаимодействие психического и соматического в организме, пытаясь объяснить патологические состояния человека.
Введение
1.Психосоматика. Общие сведения
2. Психосоматические идеи в философии
2.1. Античность
2.2 Средневековье
2.3.Ренессанс
2.4.Новое время
2.5.Новейшее время
Заключение
Список литературы
Оглавление
Введение
1.Психосоматика. Общие сведения
2. Психосоматические идеи в философии
2.1. Античность
2.2 Средневековье
2.3.Ренессанс
2.4.Новое время
2.5.Новейшее время
Заключение
Список литературы
В данной работе будут представлены философские идеи разных исторических этапов, перекликающиеся с проблематикой психосоматической медицины, начиная с размышлений древнегреческих мыслителей о влиянии души на тело и заканчивая современными представлениями о данном направлении медицины. Представления о взаимовлиянии души и тела встречаются на всем протяжении истории философии и психологии. На каждом историческом этапе философы уделяли внимание столь важной теме, как взаимодействие психического и соматического в организме, пытаясь объяснить патологические состояния человека.
Актуальность данной темы заключается в том, что полноценное лечение человека может быть осуществлено только при рассмотрении болезни с помощью психосоматического методов. В настоящее время наукой доказано влияние психики на состояние сомы, что подтверждает многочисленные размышления философов, указывающих на наличие данного влияния.
Задача данной работы – показать, что психосоматика зародилась гораздо раньше, чем появилась как самостоятельное направление медицины, что предпосылками психосоматки явились философские рассуждения о душе и теле, их соотношении и связи.
Психосоматика (от психо... и греч. soma — тело) - это термин, принятый в медицине для обозначения такого подхода к объяснению болезней, при котором особое внимание уделяется роли психических факторов в возникновении, течении и исходе соматических заболеваний. Также данный термин обозначает направление в современной медицине, возникшее на основе применения теории и техники психоанализа к истолкованию и терапии так называемых неврозов органов и органических заболеваний. Впервые термин "психосоматика" был предложен немецким врачом Иоганном Хайнротом в 1818 году. Он использовал данный термин для обозначения взаимосвязи телесных недугов пациентов и их душевных страданий. Связи, по его мнению, причинно-следственной, исходящей из представления о том, что соматические расстройства могут вызываться расстройствами душевными.
Последователи Хайнрота считали, что все телесные болезни имеют психологические причины. Психосоматика изначально представлялась именно как "психосоматическая медицина".
Термин «психосоматика» следует использовать только для иллюстрации методологического подхода в исследовании и в терапии, что означает одновременное и согласованное использование соматических — то есть физиологических, анатомических, фармакологических, хирургических и диетических — методов и понятий, с одной стороны, и психологических методов и понятий — с другой. Акцент здесь ставится на выражении «согласованное использование», показывающее, что в концептуальной основе причинных последовательностей применяется два метода. Возьмем конкретный пример. Исследование желудочной секреции может быть ограничено физиологическими методами, с помощью которых изучается локальный процесс. Оно может включать также физиологическое исследование нервных импульсов, регулирующих желудочную секрецию. Пока что это чисто соматическое исследование. Психосоматическое же исследование желудочной секреции захватывает не одну часть этого сложного процесса, а процесс в целом, поэтому оно распространяется также на центральную корковую стимуляцию, которая воздействует на желудочную секрецию и не может быть описана или исследована непсихологическими методами. К примеру, ностальгическая тоска или желание получить помощь и любовь тоже стимулируют желудочную активность. Эти явления отображают определенные мозговые процессы, хотя они могут быть полноценно описаны только в рамках психологической парадигмы, поскольку тоска не может быть выявлена с помощью биохимических, электрических и каких-либо других непсихологических методов. Эти мозговые процессы субъективно воспринимаются, как эмоции и могут быть выражены с помощью речи. Поэтому их можно изучать в рамках психологии и, что гораздо важнее, их можно изучать адекватно только психологическими средствами.
То, что психосоматика не является в теории и лечебной практике простым сложением соматических и психических данных и последовательным рядом высказываний позитивистского естествознания и позитивистской психологии, уже давно чётко и глубоко осмыслил В. Вайцзеккер в психосоматическом учении о болезнях, в котором телесное и душевное не только понимаются как взаимодействие двух субстанций, как психофизика, психосоматика или соматопсихика, но и предполагают новые перспективы их изучения. Вайцзеккер определил эти новые перспективы как “медицинскую антропологию”, в рамках которой болезнь человека должна оцениваться врачом и приобретать определённый смысл.
Идею “круга образов” он развил в процессе последующего исследования физиологии чувств и использовал как модель психосоматических связей. Душевное и телесное могут взаимно замешать друг друга. “Через душу мы станем доступными для неосознаваемого разума и страдания тела, а через тело мы познаем естественные потребности души”. Тело может объяснить душу, а душа – тело. Соотношение тела и души заключается не в том, что они пребывают рядом (субстанциальное значение) и действуют друг на друга (динамическое значение), но в том, что они взаимно представляют и объясняют друг друга. Такое представление и объяснение как рациональная данность, независимая от постулатов объективного вневременного естествознания или психологии, их осмысление и изучение возможны только на основе понимания истории жизни. Вайцзеккер заключает из этого, что не только покраснение, рвоту, понос и сердцебиение следует рассматривать как формы душевного выражения, но и работу желудка, кишечника, лёгких и печени – как органов выражения жизнедеятельности страдающего человека. Можно сказать, что человек при болезненных изменениях своих функций находит такое применение своим органам, которое физиологией не предусмотрено, во всяком случае, той физиологией, которая рассматривает организм лишь как систему гомеостатического равновесия.
Принято считать, что психосоматическая медицина – ровесница текущего века. Однако речь при этом идет не о возникновении новой концепции в медицине, а о возрождении принципов медицины древности, подходившей к заболеванию как к специфически индивидуальному явлению, как к болезни конкретного человека, болезни души и тела. Психосоматическая медицина стара, как само врачевание. В данной главе будут представлены психосоматические идеи на разных исторических этапах.
Древняя Греция. В греческой философии была довольно распространённой мысль о влиянии души и духа на тело. Идея целостности человека и в состоянии болезни была руководящей для врачей в их практике. Так, одержимость злыми духами устранялась посредством катарсиса, однако её лечили и с помощью определенных форм собеседования.
Врачи “круга Гиппократа” впервые описали органический токсический делирий, так же как и симптомы депрессии, которую они называли меланхолией и причиной которой считали скопление черной желчи. Они также описали характерные признаки родильного умопомешательства, в современной терминологии — “послеродовый психоз”; им принадлежит описание фобии, они ввели слово “истерия” для обозначения состояния, которое и в наши дни достаточно широко распространено и которое последователями Гиппократа считалось специфически женским. Они думали, что причиной истерии была блуждающая матка, утратившая свои связки в полости таза. Вероятно, они подозревали сексуальную природу истерических симптомов, поскольку рекомендовали замужество и половые сношения как лечение этих состояний.
Создатели “Кодекса Гиппократа” предложили первую классификацию душевных заболеваний, причем она оказалась исключительно рациональной. Они включили в нее эпилепсию, манию (возбуждение), меланхолию и паранойю. Они сделали первую попытку охарактеризовать личностные особенности в терминах своей гуморальной теории, и до сегодняшнего дня мы говорим о людях: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. Даже в наше время много внимания уделяется исследованиям взаимоотношений личностного профиля и физиологических особенностей организма. Ученики Гиппократа пользовались большой известностью, их высоко ценили за умение распознавать и лечить психические болезни, да и сам Гиппократ исторически предстает перед нами упорным исследователем душевнобольных людей. Самым замечательным было то, что Гиппократ и его единомышленники не только подробнейшим образом выясняли историю жизни пациентов, но придавали большое значение установлению достаточно доверительных взаимоотношений между больным и врачом.
Размышления Платона о теле и его отношениях с миром разума, желаний и чувств содержат удивительное интуитивное предвидение позднейших научных взглядов. Он понял, что жизнь является динамическим равновесием. Тело постоянно созидает новые вещества и освобождается от отходов; жизнь являет собой процесс непрерывного ритма угасания и регенерации наподобие дыхательного ритма. По Платону, состояние тела отражает состояние души. Жизненным источником тела является душа. Местоположение рассудка — рациональной души — постоянно и расположено Богом в голове, месте, наиболее близком к небу. Иррациональная душа пребывает в теле. Ее верхние составляющие — смелость, честолюбие и энергия — располагаются в сердце; нижние — желания, наклонности и аппетит — находятся под диафрагмой. Все тело в целом управляется рациональной душой. Души внутри тела сообщаются между собой посредством внутренних органов. Основная идея заключалась в том, что в нижних частях тела психологические и физиологические процессы изначально хаотичны и неуправляемы и они получают свою организацию и управление от высших функций разума.
Самый значительный вклад Платона в медицину состоит в том, что он рассматривал психологические феномены как общие реакции всего организма, как отражение его внутреннего состояния. Конфликт между дезорганизованными нижними (низменными) побуждениями и высшими организующими функциями разума является основой платоновской психологии.
В диалоге «Хармид» Платон рассказывал Сократу об одном юноше, который страдал головной болью: «Если будет хорошо с глазами, то хорошо пойдёт и с головой, а если будет хорошо с головой, то будет хорошо и всему телу, а тело нельзя лечить без души. Ибо от души идет всё – как доброе, так и злое, как на тело, так и на всего человека... А душа должна лечиться особыми целебными разговорами...». Однако эти целебные разговоры должны быть и красивыми речами (logoi kaloi). Благодаря речам такого рода в душе преобладает благоразумие. Платон говорит в этом диалоге о том, что, по современным представлениям, определяет возможности психосоматического мышления и реагирования: «Можно сказать, что молодому человеку повезло с его головной болью, так как благодаря излечению головы он сможет улучшить всю свою душевную жизнь!».
Но психосоматики как медицинского направления в древности не существовало. Греки уделяли мало внимания психической жизни в системе своей физиологической медицины.
Древний Рим. Два наиболее значительных римских открытия в области психиатрии были сделаны философом Цицероном и врачом Сораном, последователем методической школы. Цицерон (106—43 до н.э.), сочетая в себе достоинства римского прагматизма с выдающейся ясностью мысли и непревзойденной способностью проникать в самую сущность проблемы, высказался по некоторым медицинским вопросам в свойственной ему безупречно отточенной манере. Несмотря на то что — или скорее потому, что — он не был врачом, он обратил внимание на исключительное значение психического состояния и задался вопросом: “Почему для лечения и ухода за телом создано целое искусство... тогда как необходимость искусства, призванного заботиться о душе, всерьез не воспринималась... Эта проблема даже не изучалась”. Цицерон выдвинул смелую идею о том, что физическое здоровье может находиться под влиянием эмоциональных проявлений. Таким образом, он по праву может быть назван первым психосоматологом. Он возражал против концепции Гиппократа, считавшего наличие черной желчи причиной меланхолии, придавая куда большее значение психологическим причинам. “То, что мы называем волнением, они называют меланхолией, как будто причина состоит только в черной желчи, а не в нарушении покоя, как это часто наблюдается при сильном гневе, страхе или горе”.
Он определил два основных параметра, необходимых для выявления сходства и различий между болезнями телесными и психическими. “При сем разум и тело очень неодинаковы; хотя разум, так же как и тело, может быть поражен болезнью при видимости полного здоровья, болезнь тела не обязательно приводит в ошибкам в поведении, а болезнь разума — обязательно. Вследствие нарушений и изменений в мыслях происходит пренебрежение здравым смыслом, следовательно, подобные расстройства наблюдаются только у людей; звери, хотя и действуют иногда так, как будто у них есть разум, не подвержены подобным расстройствам”
Эта мысль является основополагающей в современной психотерапии, ибо, когда человек воспринимает и понимает психологические первоисточники своих психических нарушений, он становится способным изменить обстоятельства, которые привели его к затруднениям. В своей работе “Тускуланские беседы” Цицерон говорит: “Способы лечения тоски и других расстройств зависят от укоренившегося взгляда на них; мы предпочитаем их, так как они нам кажутся самыми правильными. Философия берет на себя задачу уничтожить этот грех как корень всех наших бед”. В настоящее время мы на практике обращаемся за помощью не к философии, а к психотерапии.
Врач Соран, который упоминался выше, имел ученика Целия Аврелиана, изложившего взгляды своего учителя в книге “Течение острых и хронических заболеваний”. Семнадцать глав этой книги посвящены “френиям” — болезням разума. Они назывались “френиями” согласно представлению о расположении умственных способностей в диафрагме (phren).
Соран не сомневался в том, что психические болезни возникают из-за нарушений в организме, но смягчал эту органическую точку зрения недогматическими и практически целесообразными процедурами, назначение которых способно было облегчить душевные муки психически больных. В отличие от других методистов он не удовлетворялся правилом лечить всех чрезмерно беспокойных пациентов расслабляющими средствами, а расслабленных — вяжущими. Он высоко ценил практические выводы при индивидуальном наблюдении пациента, а теорию полагал вторичной по отношению к практике. Один из замечательных уроков, оставленных Сораном последующим поколениям психиатров, состоит в том, что, несмотря на описание психических болезней в терминах механистического органического подхода, лечил он душевнобольных психологическими средствами. Применение лекарств и физических методов Соран свел к минимуму, уделяя главное внимание установлению дружеского контакта между врачом и пациентом.
Соотношение плоти и духа в рамках душевных побуждений рассматривается Филиппом Пустынником — византийским автором VI в., произведение которого «Диоптра» было переведено в XIV в. на старославянский язык и стало, пожалуй, одним из самых читаемых на Руси. Характерно, что оно начинается с картины грехопадения, однако она рисуется не на материале общественных злоупотреблений, войн, убийств, а на примерах, казалось бы, безгрешной иноческой жизни. Автор взывает к душе: проснись, что спишь, смерть может настать в любой час, приготовься! «Во врачевании нуждаются не здоровые, а больные. Поскольку же я болен многими грехами, излей на меня многую милость»90. Проснувшаяся душа начинает обвинять плоть: