Философия Ф. Бэкона – основателя эмпиризма Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:02, контрольная работа

Краткое описание

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. Один из таких вопросов – это вопрос «что такое философия?» В зависимости от его решения философ создает свою концепцию, определяет конкретные проблемы и использует те или иные категории для её раскрытия. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность.
Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существенного, для Сократа она связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени – как возможно познание, для современного позитивизма – в чем суть «логики научного открытия» и т.д.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика философии Нового времени…………………...........6
2. Фрэнсис Бэкон (1561-1626)……………………………………………………7
3. Характерные черты эмпиризма философии Нового времени……………....16
Заключение………………………………………………………………………..21
Список используемых источников………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Условия реформы  науки должно быть также очищение разума от заблуждений. Бэкон различает  четыре вида заблуждений, или препятствий, на пути познания – четыре вида «идолов» (ложных образов) или призраков. Это  – «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы площади» и «идолы театра».

«Идолы рода» - препятствия, обусловленные общей  для всех людей природой. Человек  судит о природе по аналогии с  собственными свойствами. Отсюда возникает  телеологические представления  о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства человеческих чувств под влиянием различных желаний, влечений. «Идолы пещеры» - ошибки, которые присуще не всему человеческому роду, а только некоторым группам людей вследствие субъективных предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различия между предметами, другие – их сходства; одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, другие, наоборот, отдают предпочтение только новому. «Идолы площади» - препятствия, возникающие вследствие общения между людьми посредством слов. Во многих случаях значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета; а на основании совершенно случайного впечатления от этого предмета. «Идолы театра» - препятствия, порождаемые в науке некритически усвоенными, ложными мнениями. «Идолы театра» не врожденны нашему уму, они возникают вследствие подчинения ума ошибочным воззрениям.

Этим Бэкон  существенно способствовал формированию философского мышления Нового времени. И хотя его эмпиризм был исторически  и гносеологически ограничен, а с точки зрения последующего развития познания его можно по многим направлениям критиковать, он в свое время сыграл весьма положительную роль.

 

Заключение

Очень трудно сделать  вывод об окончательной правоте  какой-либо из описанных концепций познания – полное отрицание значения опыта одной школой и отрицание организующего начала в качестве более сложной системы (составной частью которого является наш трехмерный мир) другой школой не позволяет нам сделать этого.

Скорее всего, как это не раз доказывала история, истина окажется где то в стороне от ристалища, но философы по-прежнему будут пытаться выяснить «что важнее», «что раньше появилось», «что первично – идея или материя», пытаясь запустить колесо истории от какой-то одной абсолютной точки («начала времени») пространственных координат.

Занятие увлекательное  и достойное уважения, но совершенно непосильное человеческому разуму на его теперешнем уровне развития, ибо невозможно найти начало у  идеального круга. Идея порождает материю, и наоборот. Этот процесс был и будет всегда бесконечен.

Что касается Френсиса Бэкона, размышляя сегодня над  его наследием – философией далёкого английского Возрождения и вместе с тем европейского научного Возрождения  мы можем выделить в нем самые  различные элементы и напластования – новаторские и традиционалистские, научные и политические, мудрые и наивные, те, корни которых уходят вглубь средневековья, и те, которые протягивают во времени свои вечнозеленые побеги в миры иных структур, проблем и умонастроений. Такова уже судьба классической философской мысли – долгая жизнь, в отличии от эпигонских и плоских философствований, претензионность которых болезненно ощущается уже современниками. Анализ и оценка последних обычно не представляют труда и легко могут перекрывать их убогое содержание. Оригинальность же мысль всегда содержит в себе тайну метаморфозы, возможность многократного и неожиданного преломления в умах будущих поколений.

Творчество  Бэкона оказало сильное влияние  на ту общую духовную атмосферу, в  которой формировалась наука и философия XVII в., особенно в Англии. Не случайно его призыв обратиться к опыту стал лозунгом для основателей Лондонского естественнонаучного общества, куда вошли творцы новой науки – Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон и другие.

Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью. Эту мысль он выразил в своем знаменитом афоризме «Знание-сила!», который красной нитью проходит через всю его философию.

Однако, как  мне кажется, нельзя не отметить, что  английский философ сделал чрезмерный акцент на эмпирических методах исследования, недооценив при этом роль рационального начала в познании, и прежде всего – математики. Поэтому развитие естествознания в XVII в. пошло не совсем по тому пути, который ему предначертал Бэкон. Индуктивный метод, как бы тщательно он ни был отработан, все же в конечно счете не может дать всеобщего и необходимого знания, к какому стремится наука. И хотя призыв Бэкона обратиться к опыту был услышан и поддержан – прежде всего, его соотечественниками, однако экспериментально-математическое естествознание нуждалось в разработке особого типа эксперимента, который мог бы служить основой для применения математики к познанию природы.

Таким образом  Френсис Бэкон первым с протестантской решительностью и безоглядностью на церковные авторитеты порвал со схоластическим прошлым и аристотелизмом как  главным тормозом дальнейшего развития теории и практики. «Истина –  дочь Времени, а не Авторитета», - провозгласил барон Веруламский (таков был дворянский титул философа). Он был первым, кто четко обозначил магистральный путь науки, по которому она движется по сей день: опора на достоверные факты, на опыт и эксперимент.

Для философии  нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.

Вообще, характерной чертой философии Нового времени была ее ориентация на изучение процесса познания, то есть, во главе угла стояла гносеология. Однако существенным недостатком этой теории познания было то, что субъектом познания был отдельный, конкретный человек, а объектом – природа, нетронутая человеком, природа, как таковая. И истина в этой философии понималась лишь, как соответствие содержания человеческих знаний вне человека существующей природы. Современная же теория познания исходит из иных принципов, подробное рассмотрение которых выходит за рамки данной контрольной работы.

Новое время  в отличие от Средневековья, характеризуется  господством не духовного, а светского  сознания, которое заключает в  себе момент иррелигиозности. Кроме  того, если в Средние века пользовались в основном дедуктивным методом, то есть рассуждением и получением истины, идя от общего к частному, то философии Нового времени строится на методе эмпиризма (познания с помощью опыта) и рационализма.

В целом же Новое  время ознаменовалось бурным развитием естественных и точных наук. Наследуя и развивая достижения Ренессанса, естествоиспытатели и философы того времени создали новую картину мира, ставшую основой европейской научно-технической революции Нового времени. Философские системы Бэкона, Декарта, Гоббса были ориентированы на практическое использование достижений науки в интересах промышленности, кораблестроения, мореплавания. Девиз «Знание-сила» стал отражением духа новой эпохи.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В. // Философия // Учебник // М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 608 с.

2. Фролов А.  Л. // «Введение в философию» // Учебное  пособие для высших учебных  заведений // 3-е изд., перераб. и  доп. // М.: Руспублика, 2003. – 623 с.

3. История философии в кратком изложении // Пер. с чеш. И. И. Богута // М.: Мысль, 1995. – 590 с.

 

 


Информация о работе Философия Ф. Бэкона – основателя эмпиризма Нового времени