Философия Ф. Бэкона – основателя эмпиризма Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:02, контрольная работа

Краткое описание

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. Один из таких вопросов – это вопрос «что такое философия?» В зависимости от его решения философ создает свою концепцию, определяет конкретные проблемы и использует те или иные категории для её раскрытия. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность.
Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существенного, для Сократа она связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени – как возможно познание, для современного позитивизма – в чем суть «логики научного открытия» и т.д.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика философии Нового времени…………………...........6
2. Фрэнсис Бэкон (1561-1626)……………………………………………………7
3. Характерные черты эмпиризма философии Нового времени……………....16
Заключение………………………………………………………………………..21
Список используемых источников………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Говоря другими словами, для Бэкона критериями культурного  развития являются темпы научно-технического прогресса глубина познания законов природы и их использование для блага людей.

Но последнем моменте  Бэкон акцентирует особое внимание. С его точки зрения, объем накопленных  знаний еще не говорит об уровне культурного развития того или иного  общества. Только их практическое применение позволяет судить о  том, достигла ли та или иная система высот культуры. Культура, с точки зрения Фрэнсиса Бэкона, не есть не что данное изначально. По его представлениям, она развивается, переходя с одной степени на другую. Бэкон считает, что европейская культура прошла в своем развитии при стадии, которые соответствуют культуре Древней Греции, культуре Древнего Мира и культуре Западной Европы Нового времени.

В Средневековье, с его  точки зрения, наблюдается упадок культуры, выражающийся в засилье религии, пренебрежении к естественным наукам, схоластическом теоретизировании, которое ничего не давало для овладения силами природы и облегчения жизни людей, вынужденных в поте лица своего добывать хлеб, насущный.

После того, как христианство стало одной из трех мировых религий, говорит Бэкон, большинство лучших умов ряд столетий посвящали себя занятию теологией, что не могла не сказаться на уровне культурного развития Европы, которая постепенно погружалась во мрак невежества и обскурантизма. Достижения древних греков и римлян были забыты, и только в эпоху Возрождения была восстановлена «времен связующая нить».

Новое время, по мнению Бэкона, есть время возврата к античной традиции с ее пиететом по отношению к науке  и человеческому разуму. Бэкон  считает, что культура – сложный феномен. Она проявляется во всех сферах деятельности людей, но главными ее элементами являются наука и искусство.

Следует сказать, что в понятие «искусство»  Бэкон выкладывает смысл, отличный от того, к которому мы привыкли. Под  «искусством» он понимает всякое практическое умения, необходимое для овладения силами природы, основанное на знании ее свойств и законов. Искусство согласно Бэкону, суть квинтэссенция культуры. Оно призвано не исправлять природу, а раскрепощать её. «Природа, - пишет Фрэнсис Бэкон, - подобно Протею вынуждается искусством делать то, что без искусства не было создано, как бы это ни назвать – насилие м узы или помощь и совершенствование».

Развивая идею о взаимосвязи  культуры и природы Бэкона приходит к мысли о том, что культура и природа не являются противоположностями, а широко распространенное мнение о совершенном различии естественного и искусственного является ошибочным.

Он показывает, что искусственное  возникает, как качество своеобразное явления на почве универсального движения природы, в бесконечные модификации которого включена деятельность человека. Таким образом, понимание культуры Бэкона противоположно ее религиозно-схоластическому пониманию в философской мысли Средневековья, где мир природы и мир, созданный человеком, воспринимались как противостоящие и никаким образом не связанные друг с другом.

Но вклад Бэкона в теоретическую  культурологию не ограничивается констатацией факта взаимосвязи культуры и  природы и введением технического прогресса в качестве критерия культурного развития. Им был высказан еще целый ряд конструктивных идей, не утративших своего значения и до сегодняшнего времени. В частности, это относится к идее о преемственности культуры как преемственности знаний. Он подчеркивает, что «знания и открытия мгновенно распространяются и разлетаются по всему свету, ибо передача знаний подобна бурно вспыхнувшему пламени, зажженному от другого пламени». Знания, утверждает он, являются нитью, связующей различные культуры.

Исследуя проблему преемственности культуры, Бэкон  вплотную подходит к мысли о том, что преемственность представляет собой процесс диалектического  «снятия», утверждения всего позитивного, что было накоплено представителями  предыдущих исторических эпох. С его точки зрения, чтобы достичь подъема культуры, нужно «соблюсти такую меру, чтобы не отбрасывать то, что правильно положено древними, и не пренебрегать тем, что правильно принесено новыми». Полемизируя с представителями средневековой философской мысли, Бэкон отмечает, что схоластика тоже стояла на позициях преемственности культурного наследия прошлых эпох, однако она стремилась к дальнейшему развитию унаследованной культуры, видя свою главную задачу в приспособлении накопленного ранее знания для осмысления богословских проблем.

Для Бэкона богатства  культуры прошлых эпох – базис  культуры настоящего, которая по отношению  к культуре канувших в Лету исторических эпох является более богатой и  содержательной. Заслуживает внимания и мысль Бэкона и противоречивости развития культуры. Воздав должное человеческому разуму, убедительно демонстрирующему свою мощь и способность создавать совершенные орудия, обеспечивающие его владычество над живой и неживой природой, Бэкон обращает внимание на то, что средства, которые созданы человеком для увеличения его могущества, зачастую используется против своих создателей. Так, применение технических изобретений и открытий в области естественных наук в военном деле способствует увеличению числа жертв различных конфликтов, провоцирует тех, кто обладает более совершенным оружием, навязывать свою волю более слабому в техническом отношении противнику. Применение же открытий в промышленности ведет к обогащению тех, кто владеет орудиями и средствами производства, способствует развитию у них порочных наклонностей, аморализма и безудержной жажды богатства. Источник противоречий культуры Фрэнсис Бэкон видит в самой культуре, которая, развиваясь, способствует не только возвышению человека, но и при определенных условиях становится средством его порабощения.

Теоретическая культурология обязана Фрэнсису Бэкону также идеей об изменении  взаимоотношений между наукой и  практикой как в поворотном моменте  в развитии европейской культуры. Автор «Нового Органона», опираясь на многочисленные письменные источники и апеллируя к реальностям своего времени, убедительно доказывает, что в XVII в. произошли кардинальные перемены в европейской культуре. С его точки зрения, культура Нового времени, будучи тысячами нитей связанной с культурой Античности, качественно отличается от последней. Ибо знание стало действительной силой.

Возникновение непосредственного влияния науки  на практику Френсис Бэкон рассматривал как свидетельство изменения  базовых структур европейской культуры, характерной особенностью которой  стало с XVII в. сакрализация науки и преклонение перед могуществом познающего разума.

Интерес представляет и идея Фрэнсиса Бэкона о тесной взаимосвязи между культурой  и свободой. Согласное его точке  зрения человек существует в условиях универсальной детерминированности, однако он вовсе не обречен на рабское подчинение природе и обществу.

Фрэнсис Бэкон  считает, что по мере роста объёма знаний, которыми владеют люди, по мере овладения «искусством», углубления представлений о природе и  законах ее развития расширяется и «после свободы» человека. В пределах использования законов природы, пишет автор «Нового Органона», «человек может всё, если даже такой возможности нет, он ничего не может». Говоря другими словами, свобода у Фрэнсиса Бэкона есть результат овладения культурой. Предлагая такое решение, он коренным образом расходится со Спинозой, для которого свобода есть свобода мудреца, познавшего необходимость поступать определенным образом и способного обуздывать свои страсти и желания, повинуясь голосу разума. На этот момент обращает внимание Куно Фишер: «Цель Спинозы – созерцание. Цель Бэкона – культура».

Такой в самых  общих чертах комплекс культурологических воззрений, содержащихся в работах  выдающегося английского мыслителя  Нового времени Фрэнсиса Бэкона, который  внес весомый вклад в становление европейской философии, но и в формировании теоретической культурологи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характерные  черты эмпиризма философии Нового  времени.

Европейскую философию 17 века условно понятно называть философией Нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, а Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция переживает период рассвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается надолго отброшенной с переднего края общественного  развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические формы. Расхождение между силой власти, права и денег приводит к тому, что сами жизненные условия для человека становятся случайными.

В силу всего  перечисленного, философия Нового времени  не является тематически и содержательно  однородной, она представлена различными национальными школами и персоналиями. Но, несмотря на все различия, сущность философских устремлений у всех одна: доказать, что между фактическим и логическим положением дел существует принципиальное тождество. По вопросу о том, как реализуется это тождество, существуют две философские традиции эмпиризм рационализм.

Успешное освоение природы в рамках капиталистического способа производства было немыслимо без развития наук о природе, а претворение в жизнь новых социально-политических идеалов предполагало иную, по сравнению с теоцентризмом, модель человеческого участия в переустройстве мира. Новое время входило в жизнь и развивалось под лозунгом свободы, равенства, активности индивида. Главным орудием этих двух лозунгов явилось, рациональное знание. Один из классиков философии Нового времени, Ф. Бэкон, выразил это в ставшем знаменитым утверждении: «Знание, есть сила, и тот, кто овладеет знанием, тот будет могущественным».

Сын высокопоставленного  английского сановника, Бэкон и  сам стал со временем государственным  канцелором Англии. Главный труд Бэкона – «Новый Органон» (1620). Название это  показывает, что Бэкон сознательно противопоставлял свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на которое опирался «Органон» (свод логических работ) Аристотеля. Другим важным сочинением Бэкона была утопия «Новая Атлантида».

В согласии с  передовыми умами своего века Бэкон провозгласил высшей задачей познания завоевания природы и усовершенствование человеческой жизни. Но это – практическое в последнем счете – назначение науки не может, по Бэкону, означать, будто всякое научное исследование должно быть ограничено соображениями о его возможной непосредственной пользе. Знание – сила, но действительной силой оно может стать, только если оно истинно, основывается на выяснении истинных причин происходящих в природе явлений. Лишь та наука способна побеждать природу и властвовать над ней, которая сама «повинуется» природе, то есть руководится познанием ей законов.

Поэтому Бэкон  различает два вида опытов:

1) «Плодоносные».  Плодоносными он называет опыты,  цель которых – принесение  непосредственной пользы человеку;

2) «Светоносными». Светоносными – те, цель которых не непосредственная польза, а познание законов явлений и свойств веществ.

Недостоверность известного доселе знания обусловлена, по Бэкону, ненадежностью умозрительной  формы умозаключения и доказательства.

Как уже говорилось, творчество Бэкона характеризуется определенным подходом к методу человеческого познания и мышления. Исходным моментом любой познавательной деятельности являются дня него, прежде всего чувства. Поэтому его часто называют основателем эмпиризма – направления, которое строит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте. Принятие этих гносеологических посылок характерно и для большинства других представителей английской философии Нового времени. Основной принцип этой философской ориентации в области теории познания выражен в тезисе: «Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства».

Понятия бывают обычно путем слишком поспешного и недостаточного обоснованного  обобщения. Поэтому первым условием реформы науки, прогресса знания является усовершенствование методов обобщения, образования понятий. Так как процесс обобщения есть индукция, то логическим основанием реформы науки должна быть новая теория индукции.

До Бэкона философы, писавшие об индукции, обращали понимание главным образом на те случаи или факты, которые подтверждают доказываемые или обобщаемые положения. Бэкон подчеркнул значение тех случаев, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Это так называемые негативные инстанции. Уже один единственный такой случай способен полностью или по крайней мере частично опровергнуть поспешное обобщение. По Бэкону, пренебрежение к отрицательным инстанциям есть главная причина ошибок, суеверий и предрассудков.

Бэкон выставляет новую логику: «Моя логика, однако, существенно отличается от традиционной логики тремя вещами, самой своей целью, способом доказательства и тем, где она начинает свое исследование. Целью моей науки не является изобретение аргументов, но различные искусства; не вещи, что согласны с принципами, но сами принципы; не некоторые правдоподобные отношения и упорядочения, но прямое изображение и описание тел».

Как видно, свою логику он подчиняет той же цели, что и философию. Основным рабочим  методом своей логики Бэкон считает  индукцию. В этом он видит гарантию от недостатков не только в логике, но и во всем познании вообще. Характеризует он её так: «Под индукцией я понимаю форму доказательства, которая присматривается к чувствам, стремится постичь естественный характер вещей, стремится к делам и почти с ним сливается».

Бэкон, однако, останавливается на данном состоянии  разработки и существующем способе  использования индуктивного подхода. Он отвергает ту индукцию, которая, как он говорит, осуществляется простым  перечислением. Такая индукция «ведет к неопределенному заключению, она подвержена опасностям, которые ей угрожают со стороны противоположных случаев, если она обращает внимание лишь на то, что ей привычно, и не приходит ни к какому выводу». Поэтому он подчеркивает необходимость переработки или, точнее говоря, разработки индуктивного метода.

Информация о работе Философия Ф. Бэкона – основателя эмпиризма Нового времени