Философия Ф. Бэкона – основателя эмпиризма Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:02, контрольная работа

Краткое описание

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. Один из таких вопросов – это вопрос «что такое философия?» В зависимости от его решения философ создает свою концепцию, определяет конкретные проблемы и использует те или иные категории для её раскрытия. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность.
Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существенного, для Сократа она связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени – как возможно познание, для современного позитивизма – в чем суть «логики научного открытия» и т.д.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика философии Нового времени…………………...........6
2. Фрэнсис Бэкон (1561-1626)……………………………………………………7
3. Характерные черты эмпиризма философии Нового времени……………....16
Заключение………………………………………………………………………..21
Список используемых источников………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика  философии Нового времени…………………...........6

2. Фрэнсис Бэкон  (1561-1626)……………………………………………………7

3. Характерные  черты эмпиризма философии Нового  времени……………....16

Заключение………………………………………………………………………..21

Список используемых источников………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Философия как сложившаяся  система знаний имеет целый ряд  специфических вопросов, которые  она призвана решать. Один из таких  вопросов – это вопрос «что такое философия?» В зависимости от его решения философ создает свою концепцию, определяет конкретные проблемы и использует те или иные категории для её раскрытия. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность.

Так, для античных философов  это вопрос о первоосновах всего  существенного, для Сократа она  связывался с принципом «познай  самого себя», для философов Нового времени – как возможно познание, для современного позитивизма –  в чем суть «логики научного открытия» и т.д.

Но существует общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, среди них следует  назвать вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или  материальное? От его решения зависит  общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. Другими словами, помимо материального и идеального в бытии просто ничего нет. Кроме того, в зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм. Формулируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания.

Семнадцатый век открывает  следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII веке.

Коренные социально-экономические  сдвиги, совершавшиеся в период перехода от феодального к капиталистическому обществу, связанные с ними изменениями в духовной жизни и прежде всего великие открытия в области естествознания в XVII-XVIII в. обусловили возникновение новой философии.

В связи с разложением  феодальных отношений, свершением буржуазной революции, развитием капитализма  складывается в европейской жизни новый тип человека с новыми духовными запросами и идеалами. Представители новой идеологии и культуры начали беспощадную войну со схоластикой, царившей в философии и науке со времен средневековья.

В упорной борьбе со схоластикой  и религиозной идеологией вырабатывались новые научные методы изучения природы, основанные на опыте и применении математики для обработки и обобщения, данных опыта. Особенно велики были достижения астрономии и механики, научный прогресс которых подвел в плотную к созданию основ теоретической механики земных и небесных тел. К началу XVIII в. были прочно заложены основы нового естествознания, развитие которого принесло невиданные доселе успехи в деле познания материального мира и использования науки в интересах человека.

В связи с отпадением от философии конкретных наук изменяется сам предмет философии: сосредотачивается  внимание на изучение соотношения материя-сознание, а также логико-гносиологических проблем. Вопросы теории познания, закономерностей  и логики мышления становятся центральными в творчестве крупнейших философов.

В XIV-XVI веках происходил процесс  постепенного отмирания средневековой  философской парадигмы. Вместо неё  формировалась новая парадигма, основные черты которой соответствовали  специфике зарождающегося буржуазного общества, которое утверждало себя как промышленно-урбанистическую цивилизацию. Соответственно, возникает новая тенденция к отождествлению бытия и природным бытием. Сначала природное бытие вступает в форме природного человека, однако потом на место природного человека становится природа вообще, человек же становится просто одной из частей природы. Отсюда, главным становится естествознание, а его развитие, в свою очередь, требовало замены схоластического, умозрительного метода мышления новым, обращенным к реальному миру.

Господствующей философской  тенденцией в XVII-XVIII в.в. становится материализм, так как растущие знания о природе  подтверждали его истинность и опровергали  положения идеализма. Но, из-за того, что наиболее развитыми науками были механика и математика, материализм того времени был механистическим. Именно в механике видели философы того времени ключ к тайнам мироздания. Характерной чертой философии Нового времени являлось то, что великие философы были также великими учёными – естествоиспытателями. Аристотелевская логика, наиболее полно отвечающая требованиям, предъявляемым к обоснования уже имеющихся знаний, перестает быть жизненно необходимой. Необходимой становится логика, направленная на добавление новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика  философии Нового времени.

Это время характеризуется  переходом от религиозной, идеалистической  философии к философскому материализму и материализму естествоиспытателей, так как материализм соответствует  интересам наук. И тот и другой начинают критику схоластики и постановки вопроса и познаваемости мира. Возникает два течения в гносеологии: сенсуализм и рационализм.

Сенсуализм  – это учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания. Сенсуализм неразрывно связан с эмпиризмом – все знания обосновываются на опыте и посредством опыта.

Рационализм –  учение, признающее разум единственным источником познания.

Однако материализм  Нового времени не смог отойти от метафизики. Это обусловлено тем, что под  законами развития и движения мира понимаются только механические. Поэтому материализм этой эпохи является метафизическим и механистическим.

Рационализм Нового времени характеризуется дуализмом. Признаются два первоначала мира: материя и мышления. Разрабатываются методы познания мира. Сенсуализм использует индукцию – движение мысли от частного к общему. Рационализм опирается на дедукцию – движение мысли от общего к частному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Френсис Бэкон  (1561-1626)

Среди мыслителей конца XVI в. - начала XVIII в., которые внесли существенный вклад в развитие культурологической теории, прежде всего следует назвать Фрэнсиса Бэкона (1561-1626).

Обычно, когда  говорят о Френсисе Бэконе, то вспоминают, что он был родоначальником английского  материализма, последовательно отстаивающим идеи таких «стихийных» материалистов-диалектиков Древней Греции, как Левкипп, Демокрит, Фалес и др. Другие видят его заслугу, прежде всего в том, что он заложил основы нового направления философской мысли, которое впоследствии получило название «философия науки».

Третьи утверждают, что своей славой Фрэнсис Бэкон  обязан разработке кардинальных вопросов методологии научного познания, что  его учения об «идолах», т.е. об ошибках  мышления, возникающих в процессе взаимодействия познающего субъекта и  познаваемого объекта, стало базисом современной гносеологии.

Сам Фрэнсис  Бэкон считал, что вклад в сокровищницу человеческой мысли весьма скромен (например, он писал в отличие  от Телезио и Патрици, он не предлагает никакой цельной теории, позволяющей  объяснить закономерности развития природы, общества и человека), однако потомки высоко оценили ту роль, которую он сыграл в развитии западноевропейской философию. В частности, Карл Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали в «Святом семействе», что Бэкона «…материализм таит в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития». Они писали, что в работах английского философа «материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку».

Но как бы ни относились к Фрэнсису Бэкону его  современники, как бы не оценивали его потомки, нельзя не признать, что его творчество составило эпоху в истории европейской философиской мысли, и многие наши представления о природе и специфике научного познания, о границах человеческого разума, о соотношении эмпирии и теории в процессе научного поиска уходят своими корнями в его работы. Ему не обязаны и целой россыпью оригинальных идей, вошедших в арсенал современной культурологической мысли. Фрэнсис Бэкон родился в семье представителя так называемого «нового дворянства», которое начало появляться а Англии во времена Генриха VIII, проводившего жесткую политику на отрыв английской церкви от католического мира и установления верховенства светской власти над властью церковной. Генрих VIII чрезвычайно нуждался в союзниках, поддерживающих его внутреннюю и внешнюю политику.

Он сотнями  создавал новых лендлордов, раздавая за заслуги перед короной и  продавая за бесценок бывшие монастырские земли и вотчины представителей родовой знати, попавших в опалу  или казненных по решению суда за государственную измену. Одним из таких лендлордов был и отец Фрэнсиса Бэкона, который, превратился в крупнейшего землевладельца, благодаря милости короля.

Далеко не случайно Фрэнсис Бэкон во многих своих  сочинениях восхваляет династию Тюдоров, сумевших прекратить вызов капитала из страны и добиться духовной автономии от Ватикана и экономической независимости от более развитых стран Европы.

«Новое дворянство» в  силу своего происхождения находилось в антагонизме с древними феодальными  родами, и, даже обладая реальной властью (подавляющее большинство мануфактур, корабельных верфей, доков, фабрик по выработке парусины и шерстяных тканей, железоделательных заводов, банкирских контор и т.д. принадлежало выходцам из этого нового социального слоя), нуждалось в идеологах, обосновывающих сложившийся порядок вещей, а также в хорошо образованных людях из своей среды, которые могли бы отстаивать их интересы на высших государственных постах.

Одним из таких людей и  был Фрэнсис Бэкон, который наследовал дело своего отца занимавшего весьма значительное место в служебной иерархии. Кстати, из этой среды вышел и Оливер Кромвель  - будущий вождь английской буржуазной революции, который впоследствии сделал очень многое для восстановления монархии в Англии.

После окончания Кембриджского  университета Фрэнсис Бэкон был определен на дипломатическую службу и провел несколько лет в английском посольстве в Париже. Однако после смерти отца он был вынужден возвратиться домой. Здесь она начинает заниматься политикой и вскоре избирается депутатом «Платы общин  английского парламента».

Весьма быстро молодой  талантливый адвокат, обладающий редким даром красноречия и не скрывающий своих монархических убеждений, был замечен. На него обратил внимание сам король Яков I Стюарт, увидевший  в нем человека, на которого можно положиться в той ситуации перманентной конфронтации и между парламентом и двором, что проявлялась достаточно часто не только в скрытых, но и в открытых формах. Представление королю стало исходной точкой блестящей и быстрой карьеры Фрэнсиса Бэкона, который к 57 годам стал лордом-канцелором английского королевства, бароном Веруламским, виконтом Сент-Албанским, обладателем многих поместий и замков.

Однако судьба распорядилась  так, что вскоре его восхождение  к вершинам власти было прервано. Борьба короля и парламента в начале 20-х годов XVII в. резко обострилась, и, стремясь найти компромиссное решение, король решил пожертвовать рядом высших должностных лиц, вызывавших наибольшую яркость городского плебса и мелких буржуа из-за последовательно и жестоко проводимой ими политики на укрепление позиций королевской власти.

Среди них был и Френсис  Бэкон, которого парламент обвинил  во взяточнистве и казнокрадстве. Заключение в Тауэр закончилось для Фрэнсиса Бэкона более счастливо, чем для  Тома Мора. Он не лишился головы в плахе, но его политической карьере был положен конец. Более он уже никого не занимался политикой и остаток дней посвятил науным знаниям.

Это было благом для философии, ибо именно тогда им были созданы  наиболее известные работы, обессмертившие его имя, и среди них знаменитые «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон» и утопический социальный роман «новая Атлантида», где бывший лорд-канцлер размышляет о принципиальной возможности создания гармоничного и справедливого общества, основой экономического могущества которого была бы наука и техника

Для культуролога три названных выше работы имеют  особое значение, ибо о них, по сути, излагается бэконовская концепция  культуры, хотя небезынтересным с  культурологической точки зрения являются и другие его сочинения, в частности «Опыты и наставления нравственные и политические», написанные явно под влиянием бессмертного сочинения Мишеля Монтеня. Сразу же необходимо сказать, что в своем понимании культуры Фрэнсис Бэкон коренным образом расходится с теми представлениями, которые были выработаны средневековыми мыслителями. Противоречит он частично и своим предшественникам на философском поприще, принадлежащим к кругу гуманистов Возрождения.

Если абсолютное большинство  авторов до Фрэнсиса Бэкона, говоря о культуре и цивилизации, обращали все внимание прежде всего на духовные аспекты и видели культурный прогресс в первую очередь в бурном развитии изобразительного искусства и литературы, музыки и архитектуры, в воспитании всесторонние развитого, гармоничного человека, способного к раскрепощению всех имеющихся у него потенций и задатков, то Фрэнсис Бэкон переносит акцент на рассмотрение достижений в области науки, техники, достижении той или иной нацией определенного культурного уровня.

Культура для Фрэнсиса Бэкона не только и не столько результат «возделывания души», как считали древние греки и римляне, а финал деятельности по покорению сил природы, подчинению её воле и интеллекту действующего индивида, опирающегося на мощь техники и данные опытной науки. Она по, его мнению, возникает из взаимоотношения природы и человека и, по сути, есть не что иное, как «человек в его отношении к природе». О культуре того или иного общества, считал Бэкон, прежде всего необходимо судить по достижениям в области естествознания, по уровню сельскохозяйственного и промышленного производства, по накопленной сумме знаний и масштаба внедрения научных открытий в практику.

Информация о работе Философия Ф. Бэкона – основателя эмпиризма Нового времени