Философия, её предмет, круг основных проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:50, контрольная работа

Краткое описание

Философия появилась не так давно. Около VIII в. до н.э., одновременно, в трех районах древних культур: в Индии, в Китае и в Греции- начинаются какие-то глубокие и загадочные изменения в сознании людей, которые приводят к рождению философии.
Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)

Оглавление

Введение
1. Философия, её предмет, круг основных проблем.
1.1 Понятие философии
1.2 Предмет философии и круг проблем
2.Философия культуры
2.1 Понятие культуры
2.2 Место в культуре
Заключение. Специфика философии……………………………………….14
Литература……………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

План.

 

Введение

1. Философия, её предмет,  круг основных проблем.

1.1 Понятие философии

1.2 Предмет философии  и круг проблем

2.Философия культуры

2.1 Понятие культуры

2.2 Место в культуре

Заключение. Специфика  философии……………………………………….14

Литература……………………………………………………………………16

 

Введение

 

Философия появилась не так давно. Около VIII в. до н.э., одновременно, в трех районах древних культур: в Индии, в Китае и в Греции-  начинаются какие-то глубокие и загадочные изменения в сознании людей, которые приводят к рождению философии.

Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)

Философское образование является одним из главных элементов подготовки современного специалиста. Профессиональная сфера деятельности в условиях техногенной и информационной цивилизации так или иначе связана с социальными, экологическими, нравственными, политическими и другими последствиями этой деятельности.

Особо актуальной становится проблема мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, смысла жизни, ответственности за собственные действия и поступки, выбор форм и направлений своей деятельности.

Наряду с мировоззренческой  культурой философское образование призвано формировать адекватную методологическую культуру. Не случайно мыслители разных эпох считали, что философия должна стать способом мышления и основой жизненного поведения каждого человека.

Философия помогает ориентироваться в поставленных проблемах, в выборе путей их решения, развивает мышление.

          Согласно Цицерону, философия является "учительницей жизни, изобретательницей законов, побудительницей ко всяческой добродетели", а Сенека определяет философию как теорию и искусство правильного образа жизни.

 

 

 

1. Философия, её предмет,  круг основных проблем.

1.1 Понятие философии

 

Каждый человек рано или поздно задаётся вопросом «Для чего я живу? Кто я? В чём смысл моего существования?», возникает необходимость понять отношение человека и его существования в мире. Мы живём осмысливая свои действия, вырабатываем план своего существования.

Философия – это форма рационально обоснованного представления человека о мире и о себе.

Философия –  это система общих теоретических  взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения  человека к миру. Если сравнить это  определение с определением мировоззрения, то станет ясно, что они схожи. Можно сказать, что философия – это теоретически сформулированное мировоззрение. И такое определение будет не случайно: философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Вот почему, определяя философию, употребляются такие понятия, как теоретические мировоззрение, система взглядов.

Первоначально понятие "философия", означало совокупность теоретических знаний, приобретенных человечеством. Однако по мере того, как совершенствовались методы научного исследования, формы теоретического освоения действительности дифференцировались, философия обрела новый облик, изменились ее метод и функции. В новых условиях более четко обнаружилась специфика философии как формы универсального теоретического осмысления мира и человека.

Специфика философии отражается в её функциях.

-  Мировоззренческая  - теоретическая функция; с помощью категорий, примеров и законов обосновывает мировоззрение той или иной эпохи, того или иного периода;

 

- Методологическая функция выступает как общее учение о методе и вырабатывает совокупность наиболее общих методов познания и освоения мира человеком;

- Познавательная функция исследует наиболее общие стороны, связи и закономерности в системе "мир-человек". Цель: разрабатывать и обосновывать основные подходы и принципы нравственной, эстетической, научной, социополитической ориентации людей. В этом смысле философия выступает как школа теоретического мышления и мудрости;

- Способствует формированию и развитию культуры мышления человека;

- Прогностическая функция - формулирует гипотезы об общих тенденциях развития природы, общества, человечества...;

- Социокультурная функция - выступает как высшая форма самосознания культуры данной эпохи или данного народа. Она анализирует, критикует и оценивает состояние культуры и прогнозирует перспективы её развития в будущем.

Возникновение философии означало появление особой духовной субстанции – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим поколениям ценное прозрение того, что познание само по себе неполноценно, что оно – лишь одна из функций культуры, приобретающая смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой, возникшей у самых истоков философской мысли, было и понимание того, что мудрость – это не что-то готовое, что можно открыть, выучить, затвердить и использовать. Это стремление, поиск, требующий напряжения ума и духовных сил человека, это путь, который каждый человек, даже приобщаясь к мудрости великих, к мудрости прошлых веков и наших дней, все же должен пройти сам.

 

 

 

 

1.2 Предмет философии и круг проблем

Философия, по словам Платона  и Арестотеля, начинается с удивления, способна  превратить любой предмет в нечто отличное от того, что он есть на самом деле.

В истории человеческой мысли философия являлась истоком  различных сфер человеческих интересов – наука, поэзия, религия и логика.

Именно поэтому философия  помогает человеку быть всесторонне  развитым.

В античном мире не было достаточных стимулов для развития науки. Поэтому наука, как самостоятельный  социальный институт зародилась в Европе в XVI – XVII вв. Именно с этого времени науки начинают осваивать отдельные области природы и общества.

Вначале философия отвечала на вопросы, которые уже были поставлены религиозно - мифологическим мировоззрением. Однако смысл разрешения этих проблем  уже был другим, он базировался на теоретическом анализе этих вопросов, который включал логику и практику. Первые мыслители античного мира главным образом стремились уяснить .происхождение разнообразных природных явлений.

С развитием науки возникают различные философские теории и дисциплины, формируется ее предмет, то есть круг вопросов, которые она изучает.

Кроме того, постепенно формируются специфические отрасли философского знания. Это философия истории, предметом которой является выявление закономерностей исторического процесса, изучение специфики, природы и форм исторического знания, а так же выяснение смысла и направленности истории человечества. Специфической областью является философия культуры, которая исследует вопросы становления культуры, ее сущность и значения, а так же особенности и закономерности культурно - исторического процесса. Философия науки рассматривает проблемы развития науки, которая создает и теоретически систематизирует объективные знания о действительности. Объектом изучения этики является мораль как форма общественного сознания, одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни. Эстетика изучает два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического выявления ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей.

Человек, человечество, человечность - вот основной спектр тех проблем, которые всегда волновали мыслителей.

Философия как сложившаяся  система знаний имеет целый ряд  вопросов, как общего, так и специфического характера. Общим вопросом, раскрывающим характер философского мышления, является вопрос о том, что первично: дух (духовное, идеальное) или материя (материальное). В зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм.

Деление на указанные  направления существовало с самого начала развития философии. Материализм - понимает материю, как первичную основу, как источник всего, идеализм - объясняет возникновение материи из духа. Материализм и идеализм неоднородны в своих проявлениях. С точки зрения исторического развития материализма можно отметить следующие его формы:

· материализм Древней  Греции - это форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания, как состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Парменид и др.)

· метафизический  материализм  Нового времени в Европе. В его  основе лежит изучение отрицающее качественное саморазвитие через противоречия, сводящий разнообразие форм движения к механическому движению · диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

Специфической формой материализма является деизм (от лат. deus - бог), представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения (Ф. Бэкон, Дж. Толанд, М.В. Ломоносов и др.)

Подобно материализму, идеализм так же неоднороден. Идеализм можно поделить на две главные его разновидности: объективный и субъективный идеализм. Первый провозглашает независимость идеи, бога, духа - вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Г. Гегель). Второй характеризуется тем, что утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли, Д. Юм). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus - один, единственный, и ipse - сам). Согласно последнему, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного Я и моих ощущений.

В рамках названных форм идеализма существуют различные  его разновидности: рационализм  и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является пантеизм. Точка зрения иррационализма (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического в познании действительности. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение, а само бытие рассматривается как иррациональное (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер).

С вопросом о первоначалах бытия связан вопрос о монизме, дуализме и плюрализме.

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает вопрос о  познаваемости мира, или о тождестве  мышления и бытия. Одни мыслители  полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может, более того, мир принципиально  непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция которую они представляют - агностицизм. Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину.

Предмет и специфику  философии нельзя раскрыть в достаточной  степени полно, не затрагивая вопроса  о ее функциях. Основными функциями  являются мировоззренческие (гуманистическая, социально - аксиологическая, культурно - воспитательная), методологические (эвристическая, координирующая, интегрирующая, логико - гносеологическая).

Специфика мировоззренческих  функций состоит в том, что  они вооружают людей знанием  всеобщих законов развития мира, пониманием мира и человека как единой сложной  системы. Философия является основой социальной ориентации, деятельности людей, их подхода к оценке явлений современности.

Методологические функции  связаны с выработкой системы  способов и приемов объяснении, изучения мира. Общие методы деятельности, вырабатываемые философией в равной степени, относятся и к научной деятельности. Поэтому философия является общей методологией для всех наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Понятие культуры

Философия исторически изображает исторический процесс как процесс  развития культуры.

Философия культуры - это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры.

Термин “культура” переводится  с латинского языка как “возделывание”, “уход”, “обработка”, “почитание”. В основе культуры лежит деятельность человека как основной способ его  существования в мире. Эта деятельность весьма разнообразна по форме и по сферам своего проявления, и следовательно, культура тоже многолика. Однако культура – это не только живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также отношения между людьми как ее творцами. Культура – это сложнейший социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным явлениям.

В философской истории в понятие  «культура» вводится оценочный момент и соотносится с понятием «цивилизация».

Культура как явление  общественной  жизни  является  объектом  изучения  для многих наук. Философия также  изучает  культуру,  но  не  ее  единичные  проявления.  Она рассматривает культуру как  целостное  и  многомерное  явление  общественной жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том,  что такое культура, какое место она занимает в историческом  процессе  и  какую  роль  играет  в социализации  человека.   Философию   интересуют   самые   общие   проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.

В средние века культура ассоциировалась  прежде всего с личным  совершенством человека. Культура — это богоподобие человека,  самопознание,  его  служение Богу и самоукрощение. В эпоху Возрождения под культурой  стало  пониматься  соответствие  человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально  развитый

Информация о работе Философия, её предмет, круг основных проблем