Философия древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:06, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучить возникновение философии в Древней Индии, основные философские учения: джайнизм, буддизм, чарвака-локаята, а также особенности учений философских школ индуизма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть возникновение философии в Древней Индии;
Изучить философские школы индуизма.

Оглавление

Введение 3
1. Возникновение философии в Древней Индии 4
2. Философские школы индуизма 13
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

Философия Древней Индии.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

      Реальность  богов как самостоятельных существ  мимансаки отрицали. Те персонажи, к  которым обращены ведийские гимны, - всего лишь имена, присутствующие в ритуальном тексте. Примечательно, что самая ортодоксальная из индуистских философских школ была по западным меркам откровенно «безбожны». Но то, что исследователи часто принимали за «атеизм», скорее представляло собой способ совместить многочисленные народные культы с традицией брахманизма. Ведь в каждой деревне есть свои боги, которым издревле приносятся жертвы, и все они оказывались теперь совместимы с индуистской дхармой: исполнение ведийских обрядов не противоречит местным, так как служит иной цели.

      В VIII в. ведущую роль среди ортодоксальных школ начинает играть веданта. Со временем в ее рамках создается основа нового синтеза классических систем, которые постепенно превращаются в ее разделы. Отношение этой школы к древнему брахманизму двойственно. С одной стороны, ее приверженцы возводили свои концепции к сутрам. Бадараяны и даже к Упанишадам, с другой же – новая веданта складывается спустя более чем тысячу лет и совсем не там, где старая, - не в долине Ганга, а на варварском юге.

      Наиболее  ранней формой новой веданты стала адвайта–веданта, или «веданта недвойственности». Ее основатель – великий проповедник и философ Шанкара. Адвайта тесно связана с шиваитской традицией, и ее приверженцы рассматривают Шанкару как воплощение Шивы.

      Главная задача Шанкары – обосновать полное тождество Атмана и Брахмана. Осознать его, полагал он, способны лишь очень немногие люди. Большинство же видит мир прямо противоположным образом: для них реально то, что находится перед глазами – вещи, другие люди, изображения богов. И уж никак невозможно для них усомниться в абсолютной, ни с чем не сравнимой реальности самих себя. Как же преодолеть пропасть, разделяющую истину и обыденный опыт? Единственное средство для этого – шрути. Шанкара резко критикует другие школы, например, йогу за недостаточное внимание к священным текстам.

       Когда-то Шакья-муни утверждал, что понять сущность нирваны можно, лишь достигнув ее. В учении Шанкары проблема освобождения решалась по-другому. Его надо не достигнуть, а осознать.

 

Заключение

 

       Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Поиск "света, который идет с Востока", "истины о происхождении рода человеческого", которым были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже нашего века - очевидное свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести.

      Древняя Индия является одним из самых  больших очагов древней цивилизации, где зародилась философия.

      Философия Древней Индии возникла примерно во втором тысячелетии до н. э., когда  северную часть Индии стали заселять индоевропейские племена – арии. Древнейшим памятником индоарийской культуры являются Веды. Веды передавались в устной форме. Устный характер ведийской традиции предопределил многие особенности индийского мышления. Поэтому Индия на тысячи лет опередила Европу в осмыслении и анализе языка. Главными философскими учениями в Древней Индии считались джайнизм, буддизм, чарвака-локаята. Индуизм включает в себя шесть ортодоксальных школ: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса и веданта.

 

Список  используемой литературы

 
    1. Введение  в философию: учебник для вузов/Под  общ. ред. И. П. Фролова. – М. : Политиздат, 1989. – 1-ая часть.
    2. Философия: учебник для студентов вузов/ Под ред. Губина В. Н. – М., 2000 г.
    3. Чанышев М. В. Философия Древнего мира. – М., 2003 г.
    4. Парибок А. Философия в Индии // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. -- М.: Республика, 1996. -- С. 432.

Информация о работе Философия древней Индии