Философия Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:20, реферат

Краткое описание

Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое оснавала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

Оглавление

Введение

Философия Древнего Китая

1. Особенности развития философии в Китае
а) основные этапы развития философской мысли
б) специфика философии

2. Школы в китайской философии

3. Основные проблемы, которые были поставлены древнегреческими мыслителями
а) Небо и происхождение всего сущего
б) Общество и человек
в) Природа и человек
г) Природа знания и логические идеи.

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат философия.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Сама идея Конфуция была весьма плодотворной, ее дальнейшее развитие

привело к  появлению двух противоположных  концепций - о “доброй природе” и о “злой природе”. Общей для той и другой концепции была убежденность в том, что природа человека с помощью воспитания, усовершенствования общества, законов может быть изменена. Моисты развивали идею о том, что обстоятельства жизни людей делают их добрыми или злыми, а сама по себе изначальная природа человека весьма неустойчива и может быть и доброй и недоброй.

Впервые вопрос о человеке как индивиде поставил Ян Чжу. Этические

воззрения Сводятся к положениям о раскрытии  человеком тех свойств, которые заложены в нем от рождения природой. Он рассматривал жизнь и смерть как форму бытия природы.

Отвергая  идеи Ян Чжу, конфуцианцы приводят в  систему взгляды Конфуция

о воспитании и управлении. Они утверждали, что  природа человека изначально, врожденно добра.

Высшими критериями доброты, согласно Мэн Цзы, является конфуцианские

этические принципы.

Древнекитайские мыслители, особенно выражавшие интересы сил,

оппозиционных наследственной аристократии, в своих взглядах на человека

делали упор не только на возможность переделать его природу, но

подчеркивали  активную преобразующую роль человеческой деятельности. Впервые этот вопрос поставил Мо-Цзы, который в способности людей к сознательной деятельности видел главное отличие человека от животных и условие изменения жизни самих людей. Впоследствии аналогичную точку зрения высказывали Сюнь Цзы и представители школы легистов: “люди одинаковы по природе и “благородный муж и простолюдин” от природы равны, но разница между ними возникает в результате накопления добрых качеств и преодоления злых”. Сюнь- Цзы обосновывал социальную роль воспитателя, с помощью которого можно “переделать изначальную природу человека”.

Взгляды сторонников  даосизма на природу человека вытекают из их учения

о первозаконе. Природа человека соответствует  дао, она пуста, непознаваема, смысл жизни - в следовании естественности и недеянии.

Чжуан-цзы  считал что природа человека и окружающий мир в следствии

свое бесконечной  и скоротечной изменчивости непознаваема.

                                  Природа знания и логические идеи.

Человеческое  сознание, мышление в китайской философии  стали предметом

специального  исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого времени по

вопросу о  природе мышления имелись лишь отдельные  высказывания.

Вопрос о  знании и его источники сводился в основном к изучению древних

книг заимствованию  опыта предков. Древнекитайских  мыслителе не интересовало понятийно-логическая основа знания.

Конфуций  считал основным методом получения знаний - обучения, а

источником  знания древнее придание и летописи.Конфуций проповедовал способ восприятия знаний через призму традиционных установлений и подгонки новых знаний, нового опыта под авторитеты древности.

Превратившись в освященную авторитетом веков традицию и привычку,

конфуцианский образ мышления став серьезным препятствием развития науки и мысли в Китае.

Антиподом конфуцианства была школа ранних и поздних моистов. Их

взгляды на познание были не только обобщением достижений китайских мыслей V-III в. до н. э. в области изучения мышления и процесса познания, но вершиной достижения китайской философии в области гносеологии и логики вплоть до конца XIX в.

Заслуга Мо-цзы  и моистов в истории китайской философии состоит в том,

что они  первыми начали изучать сам процесс познания, поставили вопрос о

критерии знания, об источнике знания, о путях познания человеком

окружающего мира и самого себя. Они рассматривали вопросы о целях и

проктическом  значении знания, о критерии истенности и пытались дать ответы на них.

                                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Заключение.

Исторически сложилось так, что развитие Китая в течение длительного

периода времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания

китайцев  об окружающем их мире были очень ограниченными это способствовало появлению Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром мира, а все остальные страны находятся в вассальной зависимости от него.

Что же касается Европы, то она по-настоящему “открыла” Китай лишь в

период позднего средневековья, когда после путешествия  Марка Пола в Китай стали прибывать миссионеры для обращения многомиллионной массы китайцев в христианство. Миссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не сумели понять ее культуру и традиции. Это привело к искажению истинного облика китайской культуры, в том числе и основной части философии.

С легкой руки миссионеров Китай то представал как страна особых,

неповторимых  в своей оригинальности традиции и культуры, где люди всегда жили по иным социальным законам и нравственным нормам, чем в Европе, то как страна где якобы в первозданной чистоте сохранились утраченные на Западе истинные моральные принципы. Это привело к появлению двух диаметрально противоположных точек зрения на историю китайской культуры и философии,

одна из которых сводилась к проитвопоставлению западной и китайской

культуры  и философии за счет принижения последних, а другая - к превращению отдельных элементов китайской культуры в том числе и философских учений (конфуцианство), в образец для подражания.

Информация о работе Философия Древнего Китая