Философия древнего китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 04:22, контрольная работа

Краткое описание

В середине I тысячелетия до н.э. в трёх очагах древней цивилизации (в Китае, Индии и Греции) практически одновременно возникает философия. Несомненно, что восточная культура и цивилизация возникла раньше, чем западная. В древнем Китае и Индии философия возникла в III-II тысячелетии до н.э., в Греции - в VII-VI веках до н.э. Общей закономерностью для духовного развития трёх древних цивилизаций является взрыв интеллектуальной энергии, духовной революции, относящейся к VI в. до н.э.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 42.14 Кб (Скачать)

Концепция школы пяти элементов  находит отклик в дальнейшем развитии китайской философии.

Школа имен

Философы школы имен обратили внимание на необходимость объяснения наименования вещей из них же самих, на неточность чисто внешнего наименования вещей лишь по отдельным чувственным  знакам. Философами этой школы можно  назвать Инь Вэнь-цзы и Дэн Си-цзы; последний точно сформулировал цель школы имен: «Истина, открывающаяся исследованием имен, является высшей истиной. Имена, открытые истиной, являются всеобщими именами. Когда эти два способа взаимно соединяются и дополняются, человек обретает вещи и их имена».

Школа моистов

Моистская школа получила название по имени основателя Мо Ди (479-391 до н.э.). Главное внимание в ней, прежде всего, уделяется проблемам социальной этики, которая связывается посредством строгой организации с деспотической властью главы. Физический труд в школе был основой пропитания ее послушников. Учение моистов - коренная противоположность учению Конфуция. Весь смысл заключался в идеях всеобщей любви (цзянь ай) и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны печься о взаимной пользе. Мо Ди в своем учении признавал небесную волю, которая должна была повлиять на утверждение моистских принципов.

Моисты формулируют требование приспособления имён к вещам, учреждают категорию малых и больших причин возникновения вещей.

Школа законников

Основателем школы (легистов) «законников» (фацзя) был правитель области Шан-Шан Ян (390-338 гг. до н.э.). Шан Ян выступал с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания.

Представления легистов о  жестоких законах как основном средстве управления тесно связаны с их пониманием взаимоотношений между  населением и государственной властью. Эти взаимоотношения носят характер по принципу «кто кого»: «Когда народ  сильнее своих властей, государство  слабое; когда же власти сильнее  своего народа, армия могущественна» .

В целом вся концепция  управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, что посредством насильственных мер их можно подчинить желательному «порядку». Причем под «порядком» имеется в виду полнейшее безволие подданных, позволяющее деспотической центральной власти мобильно и без помех манипулировать ими как угодно в делах внутренней и внешней политики.

Древнекитайская философия  представляет собой большую культурную ценность для всего человечества. Китайский народ создал свою оригинальную систему взглядов на природу и  человеческое общество, на историю  развития культуры. В размышлениях китайских мудрецов с древности  до наших дней неизменно важное место  занимают рассуждения о природе  человека, о сущности знания и методах  его достижения, о взаимоотношении  человеческого знания и действия, о влиянии познания и действия на его нравственный облик.

Китайский народ создал свою оригинальную систему взглядов на природу  и человеческое общество, на историю  развития культуры. В размышлениях китайских мудрецов с древности  до наших дней неизменно важное место  занимают рассуждения о природе  человека, о сущности знания и методах  его достижения, о взаимоотношении  человеческого знания и действия, о влиянии познания и действия на его нравственный облик.

С полным основанием можно  утверждать, что такие мудрецы, как  Лао-цзы и Конфуций своим философским творчеством заложили прочный фундамент для развития китайской философии не только в Китае, но и за ее пределами на многие века вперед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Горелов А.А. Основы философии: уч. пособ. М.: Академия, 2003. - 256 с.
  2. Гуревич П.С., Столяров В.И. Мир философии. М., 1991. - 208 с.
  3. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии М.: Радикс, 1994. - 112 с.
  4. Малявин В.В. Китайская цивилизация М.: Астрель 2001. - 216 с.
  5. Мартынов, В. Ф. Мировая художественная культура/В.Ф.Мартынов.-3-е изд., стереотип. Минск: ТетраСистемс, 2000.
  6. Скворцова, Е. М. Теория и история культуры: Учебник для вузов/Е.М.Скворцова.- М.:ЮНИТИ,1999.-406с.
  7. История мировой культуры: Учеб. пособие / А.Н.Маркова, Л.А.Никитич, Н.С.Кривцова и др. - М.: ЮНИТИ, 1995.

Информация о работе Философия древнего китая