Философия Денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:05, реферат

Краткое описание

Главную проблему мы видим в трансформации самой сущности денег. Почему изначально созданные для совершенствования процесса товарообмена и жизнеобеспечения деньги переходят сегодня в иное измерение - измерение внеэкономических интересов? Как случилось, что «презренный металл» из всеобщего экономического эквивалента перерождается во всеобщий эквивалент свободы? Наконец, какими факторами обусловлено вторжение денежно-товарных ценностей в социокультурный слой человеческого бытия?

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Современные деньги……………...……………………………6
Глава II. Деньги и человек……………………………………………….11
Глава III. Мировой финансовый кризис и человек.……………….15
Глава VI. Капитализм и человек..…………………………...………….17
Глава V. Финансовая грамотность человека в современном мире…………………………...…………………………...………………….19
Заключение…………………………………………………………………..22
Библиография.………………

Файлы: 1 файл

Философия денег 1.docx

— 42.12 Кб (Скачать)

        Конечно, проще всего было бы  ограничиться весьма корректным  утверждением, что предел функциональности  денег лежит в области экономики,  а сфера духа чужда не только  деньгам, но и любого рода  прагматизму и практической заинтересованности. Однако, несмотря на очевидность,  подобное утверждение сегодня  нередко стало подвергаться сомнению. Кроме того, нельзя забывать, что  наш век являет собой становление  так называемого «экономического  сознания», для которого характерны  причудливые и неожиданные переплетения  духовных и прагматических интенций. Да и сама грань между экономикой  и духом, прагматическими и  культурными потребностями оказывается  чрезвычайно неопределенной в  силу того, что человек все  чаще рассматривается современной  наукой в качестве исключительно  «социального» существа, без учета  его иррациональных переживаний,  субъективно-психологических установок,  вне его связи с Абсолютом.  Я же исхожу из изначальной дуальности человека, оценивая его природу как духовно-»тварную». И именно это противоречие между его духовностью и «тварностью», между его предметно-эмпирическим и духовно-трансцендентным бытием и обуславливает его самосознание и самореализацию не только в системе социума, но и в системе космоса, и в системе индивидуальной экзистенции.

        Поэтому первый шаг к пониманию  смысла денег и смысла нищеты  возможен лишь на основе четкого  разграничения «денег как экономического  феномена» и «денег как феномена  культуры» и, соответственно, «безденежья»  и «духовной нищеты». Как мы  выяснили, источником нищеты является  декларированная зависимость безусловного  права человека на самореализацию  от его финансовых возможностей. При этом, сам факт этой зависимости  может существовать на основе  деформированного, больного сознания. Как известно, залогом успеха  в лечении любой болезни является  правильно поставленный диагноз.  В нашем случае это будет  означать выявление истоков, причин  и симптомов монетаристского  мышления. Понятно, что, пытаясь  реализовать эту цель, мы поставим  больше вопросов, чем сумеем дать  ответов; а те выводы, к которым  мы придём в конце научного  пути, окажутся дискуссионными и  весьма спорными. Но в чем же  основная ценность научной работы, как не в том, чтобы ставить  перед человеком вопросы? И  в чем ценность спора, если  не в рождении Истины?  
 

     Деньги  и человек

     Отношения между человеком и деньгами, является своеобразным парадоксом и уже не очень понятно кто кого использует.

     Деньги  определяют КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ  ВОЗМОЖНОГО в действиях людей. Посредством  денег устанавливаются количественные пропорции обмена, в основе которых  лежит принцип эквивалентности  отчуждаемых и присваиваемых  благ. В этом смысле можно говорить о том, что деньги - это “порядок из хаоса”, это определенные правила  “коллективной игры” под названием  “рынок”, которые обеспечивают равные права ее участников, это механизм соционормативной регуляции общества.

     Однако  деньги одновременно выражают КАЧЕСТВЕННУЮ БЕЗГРАНИЧНОСТЬ ВОЗМОЖНОГО в действиях  людей. Благодаря своей всеобщей ценности они выступают безусловным  стимулом и побудительным мотивом  любых видов деятельности, в том  числе и антигуманных, они делают привлекательной любую работу, в  том числе и направленную против человека, они превращают в предмет  купли-продажи то, что таковым  быть не должно. В этом смысле можно  говорить о том, что деньги вносят “х а о с” в жизнь общества, они наглядно демонстрируют как частный интерес может влиять на общественный порядок. Будучи искушением и соблазном деньги выступают ИСПЫТАНИЕМ НРАВСТВЕННОСТИ.

     Деньги  наполняют материальной силой волю человека во всех ее проявлениях и  создают одновременно общественный механизм ее реализации (рынок), но они  индифферентны к тому, на что эта  воля направлена. Это уже сфера  разума.

     Деньги  одинаково добросовестно обслуживают  и разрушительные и созидательные  действия человека, они - лишь средство реализации его воли и разума. Но в этой роли они не пассивны - они  творят или разрушают самого человека как личность, они активно влияют на формирование его индивидуальной системы ценностей, на расстановку  его личных приоритетов и целей. Все зависит от соотношения двух сил - разума и денежного интереса - в целеполагающей деятельности людей.

     Проблемой людей в отношение денег является не умение ими управлять. Рассмотрение денег или только в практическом плане или в философском. Необходимо признать влияние денег на человека и не отрицать роль денег в жизни  людей. Необходимо время для изучения феномена деньги. Их разрушительное и  созидательно влияние. В руках одних  людей деньги становятся злом, а  в руках других добром. Это говорит  о том, что деньги не является первопричиной  всех «бед человека», но возможно они  являются катализатором или поводом  для действий человека.

     Деньги  также открыли большие возможности  для улучшения жизни людей, повышению  их благосостояния, развитие технического прогресса. На сегодняшний момент деньги уже начали играть разрушительную роль, они все более вредят экологии планеты, то есть на определённом этапе деньги были положительным фактором развития экономики и человека, но в дальнейшем они стали слишком забирать много времени у людей, отбирать у них свободу, приводить к кризисам и носить деструктивный характер. 
 
 

     Мировой финансовый кризис и человек.

     Проблема  кризиса, что никто не понимает не причин кризиса, не считает нужным хоть что-то менять. Нет даже понимания, что  кризисы это естественные процессы и это естественная очистка экономику  от неэффективных собственников  и управленцев. Люди живут в предположение, что все экономика должна только расти и отсутствие кризисов –  это естественно. То есть большое  количество заблуждений по поводу экономику  и денег. Такое ощущение, что об инопланетянах мы знаем больше, чем  о деньгах. Причиной кризиса с одной стороны стало не соответствие виртуальных и реальных денег в экономике. С другой стороны людская жадность дошла до предела, люди возомнили себя богами, что они все могут, что развитие и рост экономики бесконечно. С другой стороны кризис – это возможность изменить своё будущее, подготовиться к будущему к другим кризисам. Устойчивость системы и человека определяется не отсутствием кризисов, а способностью преодолевать эти кризисы.

     Американский  доллар сейчас является мировой валютной системой, остальные валюты являются производными от американского доллара, как следствие от благополучия США зависит благополучие других стран. Слишком сильная интеграция и глобализация в мировое пространство приводит к повышению уровня рисков, так как предполагается отсутствие кризисов и чем больше система, тем более она устойчива, но другой стороной является – обрушение таких больших систем ведет к исчезновению государств, как таковых и огромным последствиям от кризисов. Причина этого, что человек возомнил, что он полностью управляет своим будущим. В современном мире деньги – это всего лишь циферки в мониторе, деньги приравнены к кредитам, то есть развитие экономики происходит в основном за счет кредитов, но кредиты дают возможность развивать бизнес, масштабировать производство, но для простых людей кредит превращается в долговое рабство. Идет погоня за материальными ценностями, страх перед финансовыми проблемами, ощущение не комфорта и моральное давление кредитора на должника.

     Управление  мировой экономикой осуществляется посредством монетарной политикой  и кредитованием населения. Замечена прямая взаимосвязь между толерантностью и количеством кредитов у человека. Чем больше на человеке кредитов, тем больше у него проблем и тем меньше он думает о своем будущем и своей жизни и постепенно попадает в замкнутый круг бесконечного потребления, то есть появляется проблема поставленная еще Фромом «быть или казаться», человек начинает себя ассоциировать с вещами, в не самим собой. Происходит подмена понятий и как следствие ценности человека подменяются вымышленными ценностями.

     Вообще  проблема кризиса – это больше эмоциональная проблема, проблема восприятия и комфорта. Проблема совпадения реальности и действительности, но жизнь намного  богаче и разнообразнее, чем наше восприятие нашего мира и как следствие  появление неожиданных факторов.

     Вначале деньги воспринимались просто как «талоны  на потребление» но в дальнейшем они  раздвоились превратились в наличные и безналичные деньги, говоря философским языком старая форма бытия денег перестала совпадать с их новым содержание и как следствие кризисы, как несовпадение этих реальностей.

     Кризисы доказывают слабость человека в вопросах управления будущим, с одной стороны  человек достиг больших высот  в техническом прогрессе, но по существу ничего не изменилось, человек стал еще более беззащитным перед экологическими проблемами, финансовыми проблемами, проблемами техногенного характера.

     Капитализм  и человек.

     В процессе развития товарно-производственных отношений происходила все большая специализация и дифференциация производства с целью упрощения процесса производства, снижения издержек, повышение конкурентоспособности, как результатом этих процессов стало всё более узкая специализация человека в своем направление,  и как следствие человек слишком узок, его восприятие стало ограничиваться только его профессией. В человеке появилась какая-то циничность (на примере хирурга – он перестал видеть в человеке человека, лишь тело, которое необходимо исправить, то есть количественный и абстрактный подход к человеку, но проблема если он будет тело воспринимать как человека, то он может сойти с ума от психологических проблем, как следствие он должен абстрагироваться от своей работы). Цифры стали править жизнью человека, эффективность, норма прибыли. Реальность какая-то стала исчезать люди, отношения осталась лишь абстракция цифры. Капитализм дал возможность полностью реализоваться рационалистическому принципу, то есть рационализм именно в капитализме нашел свое подтверждение и правильность своих взглядов. В Капитализме человек – стереотипен и формализован, на него смотрят сквозь анкеты и тесты, никакой индивидуальности не учитывается. Вообще рационалистические теории возникли на в Древней Греции у Пифагора, для своего времени эти учения были запретны, так как их никто не воспринимал всерьез и они были не понятны людям того времени. Но в Древней Греции учение Пифагора воспринималось абсолютно по-другому и использовалась для развития определенных качеств человека. Восприятие мира в Древней Греции было целостным и всё было взаимосвязано. Не было никакого деления на капиталистов и трудящихся. То есть видимо причина лежит и не в учение Пифагора и не в капитализме, а все большем желание человека разбогатеть, превзойти бога, разделение человека на разные сферы жизни. Возможно это связано с все большей без духовностью людей и попытках полностью управлять своим будущем, тяжело сказать что было первопричиной, все слишком связано в этих вопросах. Результатом этого стало общество потребления с концентрацией человека на своей узкой специальности. Профессия тала накладывать отпечаток на людей, они стали все более циничны, жестки, расчетливы – особенно это видно у врачей, финансистов, бухгалтеров, юристов, солдат. С другой стороны возможно причина всех этих проблем в двойственной природе человека, как материального и духовного существа. Вопрос: Деньги это источник свободы, его творческой деятельности или человек – стал рабом своих вещей, попав в круговорот фетишей.

     Наконец, может ли монетаризм быть прагматической частью целостного и разностороннего  мировоззрения, или же, возникнув  однажды, монетаризм с необходимостью призван заполнить все существо человеческого Я, уничтожить все  основы духовности и низвести личность до уровня животного, заботящегося лишь о своей комфортности и физиологических  отправлениях?

     Это наверное парадокс нашего мира.

     Финансовая грамотность для человека.

     Финансовая  грамотность рассматривается с  точки зрения реализации человечески  и творческих возможностей человека, а не товаро-денежных отношений. То есть человек является не покупателем или товаром, а человеком с неограниченными возможностями, то есть приближенному к богу. Отношения по схеме «продавец-покупатель» могут существовать лишь в границах социальности.

     За  пределами социальности подобные отношения невозможны. Продавец, пытающийся продать дух, сам становится товаром. Покупатель, стремящийся реализовать себя с помощью денег, отождествляется со своим капиталом, т.е. сам становится деньгами. Любые попытки перенести схему «продавец-покупатель» в область духовного сопряжены с отчуждением человечности и в реальной жизни всегда заканчиваются трагедией. Продающий себя, трансформируясь в товар, в конце концов, перестает ощущать себя человеком, духовным существом. Оценивающий себя пропорционально возможностям своего капитала также вынужден идентифицировать свое Я вне его самого. При этом сознание того и другого неминуемо замыкается в рамках извращенно понятого предметно-эмпирического бытия.

     Деньги  должны быть всего лишь средством  для поддержания своего идеала, для  реализации себя, а не как самацель. Деньги больше, как вынужденный фактор реальности.

     Деньги  – это идея, обеспеченная верой  людей. Без этой идеи человек никогда бы не обменял бы бумажки на реальные богатства.

     По  существу к деньгам необходимо относится  не как к злу, а позитивно, как  к возможности – относится  одухотворенно, иначе они теряют смысловую нагрузку и просто все превращается в нагромождение физических объектов. С деньгами происходит тоже самое. Как субстанция с онтологической точки зрения – деньги это очень странный объект для исследования, так как они сейчас стали и товаром для спекуляции и приобрели электронный вид и стали даже отрицательными величинами – это кредиты, овердрафт. Теперь их смысл и сущность полностью не зависит от реальной формы.

Информация о работе Философия Денег