Философия Денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:05, реферат

Краткое описание

Главную проблему мы видим в трансформации самой сущности денег. Почему изначально созданные для совершенствования процесса товарообмена и жизнеобеспечения деньги переходят сегодня в иное измерение - измерение внеэкономических интересов? Как случилось, что «презренный металл» из всеобщего экономического эквивалента перерождается во всеобщий эквивалент свободы? Наконец, какими факторами обусловлено вторжение денежно-товарных ценностей в социокультурный слой человеческого бытия?

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Современные деньги……………...……………………………6
Глава II. Деньги и человек……………………………………………….11
Глава III. Мировой финансовый кризис и человек.……………….15
Глава VI. Капитализм и человек..…………………………...………….17
Глава V. Финансовая грамотность человека в современном мире…………………………...…………………………...………………….19
Заключение…………………………………………………………………..22
Библиография.………………

Файлы: 1 файл

Философия денег 1.docx

— 42.12 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  Государственный  Университет

Экономики и Финансов 
 
 
 

Реферат

На тему: «Философия Денег». 
 
 
 
 
 

            Выполнил: аспирант 1 курса, очной формы обучения, кафедры денег и ценных бумаг

                 Нечаев Константин Юрьевич

            Проверил: к.философ.н., доцент каф. философии

                                            Тягунов Сергей Иванович 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011

Содержание 

Введение……………………………………………………………………...3

Глава I. Современные деньги……………...……………………………6

Глава II. Деньги и человек……………………………………………….11   

Глава III. Мировой финансовый кризис и человек.……………….15

Глава VI. Капитализм и человек..…………………………...………….17

Глава V. Финансовая грамотность человека в современном мире…………………………...…………………………...………………….19

Заключение…………………………………………………………………..22

Библиография.……………………………………………………………...24 

Введение

     В современном мире тема денег затрагивает  фактически все уровни жизни человека. Их нельзя уже рассматривать, как  просто меру обмена или как культурный феномен. Место денег в жизни  человека с каждым годом усиливается по причине все большей интеграции человека в мировую экономику, деньги даже уже «перетекли» в духовные ценности человека и стали подменять их. Деньги стали всё больше формировать обыденную жизнь человека и влиять на его социальное поведение. У многих людей именно через призму денег идет формирование ценностей, рождается новая этика. Деньги диктуют свою политику, навязывают свое мировоззрение, свою философию. Глубоко ошибочно полагать, что современные деньги охватывают лишь экономическую область человеческой деятельности: деньги давно стали универсальной категорией, на основе которой создается всеобъемлющая «картина мира». Более того, деньги стали претендовать на ведущую роль в развитии цивилизации и культуры, истолковывая на свой лад смысл истории, назначение человека, проблемы духовного бытия.

     Особенно  остра проблема денег встала с  развитием капитализма, научно-технического прогресса. Человек все больше концентрируется на потребление и достижениях научно-технического прогресса. Товарно-денежные отношения, изначально призванные быть лишь «строительным материалом», рычагом создания новой цивилизации, начинают приобретать концептуальный смысл. Духовно-культурные ценности все больше вытесняются ценностями материального характера. Проблема соотношения духовного и биологического встала на сегодняшний момент как нельзя остро, возможно причина в двойственной и противоречивой природе человека.

     Концепция «постиндустриального общества», так  же как и концепция марксизма  показала свою утопичность и несостоятельность. Как следствие всё новые катаклизмы и кризисы. Также свою лепту внесли идеи современного либерализма.

     Соотношение культуры и цивилизации на сегодняшний  момент уже нельзя рассматривать  в традиционных формах, поскольку  сама цивилизация (понятая в качестве утилитарно-прагматической структуры) претендует на создание своей собственной  «культуры», со своей собственной  иерархией ценностей. Нельзя не обратить внимание и на то, что процесс  вытеснения духовности и сама культурная эсхатология теснейшим образом  сопряжены с новым статусом экономических  отношений. Меняется общественная психология человека; интенциональность сознания приобретает сугубо «денежный» характер. Иными словами, сегодня мы становимся свидетелями рождения новой, монетаристской ментальности.

     На  сегодняшний день деньги играют существенную роль в нашей жизни. Их наличие  обусловлено чисто экономической  необходимостью. Часто их воспринимают, как чисто вынужденный элемент реальности. Из всего этого необходимо признать факт, а не игнорировать его, что деньги обладают прямым психологическим и мировоззренческим воздействием на человека и общество, хотим мФ этого или нет.

     Главную проблему мы видим в трансформации  самой сущности денег. Почему изначально созданные для совершенствования процесса товарообмена и жизнеобеспечения деньги переходят сегодня в иное измерение - измерение внеэкономических интересов? Как случилось, что «презренный металл» из всеобщего экономического эквивалента перерождается во всеобщий эквивалент свободы? Наконец, какими факторами обусловлено вторжение денежно-товарных ценностей в социокультурный слой человеческого бытия?

     Важно понять феномен денег с разных точек зрения, понять плюсы и минусы, того или иного отношения к  деньгам. Их влияние на жизнь людей, на проблемы общества, на человека, как  индивида, выяснить взаимосвязь капитализма  с деньгами. Откуда пошел прагматический подход по отношению ко всем сферам жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Современные деньги

     Изучение  традиционных функций денег в  философском плане, я считаю бессмысленно. Важнее как мне кажется проанализировать влияние финансовых излишков на человека. Как способность познания мира, расширения возможностей человека. Увеличение функций денег. Современными формами денег являются квази деньги, именно они заменой бумажных денег. Под квази деньгами понимаются кредиты и долговые обязательства.

     В основном деньги на сегодняшний день выполняют компенсаторную функцию, то есть заполняют духовную пустоту  человека его экономической исключительностью, общественным мнением, достижениями научно-технического прогресса. Цель этих действий доказать, что человек полноценен. Общественное мнение стало мерилом реализации человека. Что приводит к состоянию напряжения и неудовлетворенности.

     Деньги  выступают эквивалентом ценности человека, его способностей, и самоидентификации  личности человека. Толчком у такому развитию послужило принципы равенства  в обществе. Единых для всех правил игры. При этом, достижение обозначенного  неравенства переживается как исключительность духовная, а его не реализация - как  духовная ущербность. Говоря о «психологии» или «философии денег», я имею в  виду то мировоззренческое и психологическое  влияние, которое оказывает логика денежных отношений на мироощущение и поведение человека.

     Дабы  с самого начала избежать некорректных упреков относительно оценки денег  в жизни общества и личности, мы должны сделать одну немаловажную оговорку.

        Нередко денежный капитал воспринимается  в качестве источника свободы  человека, его счастья, здоровья, гармонического существования. Возможность  приобретения благ может быть  расценена как фундамент благополучия  и даже как необходимое условие  реализации творческих потенций  личности. В самом деле, мы знаем,  что не имея достаточных денежных  средств, мы рискуем оказаться  выброшенными из социальной жизни.  Физическое здоровье, которое «не  купишь ни за какие деньги»,  оказывается заложником наших  имущественных и финансовых проблем.  Свобода, лишенная экономического  подкрепления, сужается до рамок  жесткой необходимости, а все  наши представления о «должном»  в условиях нищеты разбиваются  о реальность вынужденной «действительности».

     Материальное  благосостояние и деньги мыслятся нами как противоположность нищете и  бедности, столь унижающих и угнетающих нас. Разве не бедность и нищета чаще всего являются источниками ощущения бесперспективности и бессилия? Разве  финансовое неблагополучие не есть причина  болезней, эмоционального дискомфорта  и бытовых конфликтов? И не нищенское  ли существование часто становится главным фактором распада семей; не оно ли провоцирует преступления, алкоголизм и суицид? А если бедность - т.е. отсутствие возможности к обладанию, отсутствие денег - есть унижение, дисгармония, страдание, то не следует ли из этого, что деньги есть источник возвышения человека, источник гармонии и счастья?

        Искушенный логик без труда  увидит в этих рассуждениях  весьма распространенную логическую  ошибку. Но как это не парадоксально,  при всей своей очевидности,  именно ошибки подобного рода  стали наиболее повторяемыми  не только в рассуждениях теоретиков, но и в действиях практиков.  В.И. Ленин, к примеру, связав все беды трудящегося человека с капиталистическим укладом общества, сделал вывод, что счастье рабочего непременно осуществится с уничтожением буржуазии. З.Фрейд, доказав, что источником психозов является сфера бессознательного, стал проповедовать максимальную рационализацию психической деятельности. Таким же образом рассуждает человек, призывая к атеизму или даже сатанизму, лишь на том основании, что мир полон зла и несправедливости.

     Еще один паралогизм заключен в некорректной подмене понятия «условие» понятиями  «источник», «причина». Увидев связь  между нищетой и унижением, между  деньгами и полноценным существованием, мы зачастую спешим абсолютизировать эту связь, то есть впасть в крайность. Из того, что благополучию сопутствуют деньги совершенно не следует, что именно они являются причиной или источником благополучия или гармонии. Деньги могут выступать условием благополучия, что не одно и то же. При этом, капитал, как условие благополучия, не является условием необходимым - поскольку мы знаем о нищенском, но вполне гармоничном и полноценном существовании аскетов, святых, бессребреников, - а, тем более, условием достаточным - поскольку мы прекрасно осведомлены о многих трагических судьбах весьма зажиточных людей.

        Нищета есть унижение человека. Но нищета уже сама по себе  является порождением денежных (имущественных)  отношений. Трагедия нищеты заключена  не в отсутствии денег, а  в той зависимости, которую  они декларируют. Нищета есть  унижение, которое проистекает из  самого факта денег как условия  и оценки человеческого существования.  Необходимо признать, что подлинным  источником нищенского бесправия  является не отсутствие денег,  а декларированная зависимость счастья, свободы, здоровья и радости человека от его кредитоспособности.

        Страх нищеты и унижение нищетой  провоцируется не отсутствием  денег, а возможностью потери (или ограничения) свободы выбора, свободы творческой реализации, самовыражения и достойного существования.  Источник же этого страха и  унижения заключен в отрицании  безусловного права человека  на свободу, творчество, счастье,  в отрицании права быть человеком,  личностью как естественного  условия его существования. В  тот момент, когда деньги становятся  своеобразным «пропуском в жизнь», необходимым условием для воплощения  своего Я, источником подлинно  человеческого существования, - возникает  страх перед нищетой. В этом  смысле, деньги лишь во вторую  очередь есть преодоление нищеты, но в первую очередь - они  есть провокация нищеты и нищенского  сознания. Деньги пытаются преодолеть  проблемы, которые сами же создают.

     Деньги  можно расценивать как благо  лишь в том случае, если мы принимаем  нищету за норму человеческого существования, а возможность самореализации, свободы  выбора и достойной человеческой жизни за привилегию. Но, как только мы принимаем за норму полноценную  жизнь человека, «благость» денег  становится сомнительной. Если общество здорово, если человек естественно  для самого себя принимает свободу  выбора, свободу творчества, свободу  самореализации вообще как норму  существования, то о каком конструктивном смысле денег можно говорить? Об особом значении денег можно говорить лишь в контексте общества больного, не допускающего естественного права  человека на свободу, творчество и достойное  существование. В таком обществе деньги приобретают статус идола, поскольку  именно от них становится зависим  человек как личность, как уникальное и полноценное Я. Образно говоря, здесь деньги приобретают значение утренней сигареты заядлого курильщика, которая выкуривается не ради наслаждения, а ради преодоления состояния дискомфорта.

        Идея «благости денег» деструктивна, поскольку она построена на  отрицании естественного и абсолютного  права человека развивать и  реализовывать свое Я независимо  ни от каких внешний условий.  В свою очередь, отрицание этого  права и является истинным  источником нищенского бесправия.  Как можно заметить, этот диктат  денег, который ввергает общество  в состояние болезни, основан  не столько на самом факте  присутствия денег в нашей  жизни, сколько на деформированном  осознании их смысла и функций.  Путь к преодолению нищеты  лежит через познание идеи  денег. Познать идею денег - означает определить четкую границу  ее применения.

Информация о работе Философия Денег