Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:05, реферат
Главную проблему мы видим в трансформации самой сущности денег. Почему изначально созданные для совершенствования процесса товарообмена и жизнеобеспечения деньги переходят сегодня в иное измерение - измерение внеэкономических интересов? Как случилось, что «презренный металл» из всеобщего экономического эквивалента перерождается во всеобщий эквивалент свободы? Наконец, какими факторами обусловлено вторжение денежно-товарных ценностей в социокультурный слой человеческого бытия?
Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Современные деньги……………...……………………………6
Глава II. Деньги и человек……………………………………………….11
Глава III. Мировой финансовый кризис и человек.……………….15
Глава VI. Капитализм и человек..…………………………...………….17
Глава V. Финансовая грамотность человека в современном мире…………………………...…………………………...………………….19
Заключение…………………………………………………………………..22
Библиография.………………
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Экономики
и Финансов
Реферат
На тему:
«Философия Денег».
Выполнил: аспирант 1 курса, очной формы обучения, кафедры денег и ценных бумаг
Нечаев Константин Юрьевич
Проверил: к.философ.н., доцент каф. философии
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Современные деньги……………...……………………………6
Глава
II. Деньги и человек……………………………………………….11
Глава III. Мировой финансовый кризис и человек.……………….15
Глава VI. Капитализм и человек..…………………………...………….17
Глава
V. Финансовая грамотность
человека в современном
мире…………………………...…………………………...
Заключение……………………………………………………
Библиография.……………………………………………
Введение
В современном мире тема денег затрагивает фактически все уровни жизни человека. Их нельзя уже рассматривать, как просто меру обмена или как культурный феномен. Место денег в жизни человека с каждым годом усиливается по причине все большей интеграции человека в мировую экономику, деньги даже уже «перетекли» в духовные ценности человека и стали подменять их. Деньги стали всё больше формировать обыденную жизнь человека и влиять на его социальное поведение. У многих людей именно через призму денег идет формирование ценностей, рождается новая этика. Деньги диктуют свою политику, навязывают свое мировоззрение, свою философию. Глубоко ошибочно полагать, что современные деньги охватывают лишь экономическую область человеческой деятельности: деньги давно стали универсальной категорией, на основе которой создается всеобъемлющая «картина мира». Более того, деньги стали претендовать на ведущую роль в развитии цивилизации и культуры, истолковывая на свой лад смысл истории, назначение человека, проблемы духовного бытия.
Особенно остра проблема денег встала с развитием капитализма, научно-технического прогресса. Человек все больше концентрируется на потребление и достижениях научно-технического прогресса. Товарно-денежные отношения, изначально призванные быть лишь «строительным материалом», рычагом создания новой цивилизации, начинают приобретать концептуальный смысл. Духовно-культурные ценности все больше вытесняются ценностями материального характера. Проблема соотношения духовного и биологического встала на сегодняшний момент как нельзя остро, возможно причина в двойственной и противоречивой природе человека.
Концепция
«постиндустриального общества», так
же как и концепция марксизма
показала свою утопичность и
Соотношение культуры и цивилизации на сегодняшний момент уже нельзя рассматривать в традиционных формах, поскольку сама цивилизация (понятая в качестве утилитарно-прагматической структуры) претендует на создание своей собственной «культуры», со своей собственной иерархией ценностей. Нельзя не обратить внимание и на то, что процесс вытеснения духовности и сама культурная эсхатология теснейшим образом сопряжены с новым статусом экономических отношений. Меняется общественная психология человека; интенциональность сознания приобретает сугубо «денежный» характер. Иными словами, сегодня мы становимся свидетелями рождения новой, монетаристской ментальности.
На
сегодняшний день деньги играют существенную
роль в нашей жизни. Их наличие
обусловлено чисто
Главную проблему мы видим в трансформации самой сущности денег. Почему изначально созданные для совершенствования процесса товарообмена и жизнеобеспечения деньги переходят сегодня в иное измерение - измерение внеэкономических интересов? Как случилось, что «презренный металл» из всеобщего экономического эквивалента перерождается во всеобщий эквивалент свободы? Наконец, какими факторами обусловлено вторжение денежно-товарных ценностей в социокультурный слой человеческого бытия?
Важно
понять феномен денег с разных
точек зрения, понять плюсы и минусы,
того или иного отношения к
деньгам. Их влияние на жизнь людей,
на проблемы общества, на человека, как
индивида, выяснить взаимосвязь капитализма
с деньгами. Откуда пошел прагматический
подход по отношению ко всем сферам
жизни.
Современные деньги
Изучение
традиционных функций денег в
философском плане, я считаю бессмысленно.
Важнее как мне кажется
В
основном деньги на сегодняшний день
выполняют компенсаторную функцию,
то есть заполняют духовную пустоту
человека его экономической
Деньги
выступают эквивалентом ценности человека,
его способностей, и самоидентификации
личности человека. Толчком у такому
развитию послужило принципы равенства
в обществе. Единых для всех правил
игры. При этом, достижение обозначенного
неравенства переживается как исключительность
духовная, а его не реализация - как
духовная ущербность. Говоря о «психологии»
или «философии денег», я имею в
виду то мировоззренческое и
Дабы с самого начала избежать некорректных упреков относительно оценки денег в жизни общества и личности, мы должны сделать одну немаловажную оговорку.
Нередко денежный капитал
Материальное благосостояние и деньги мыслятся нами как противоположность нищете и бедности, столь унижающих и угнетающих нас. Разве не бедность и нищета чаще всего являются источниками ощущения бесперспективности и бессилия? Разве финансовое неблагополучие не есть причина болезней, эмоционального дискомфорта и бытовых конфликтов? И не нищенское ли существование часто становится главным фактором распада семей; не оно ли провоцирует преступления, алкоголизм и суицид? А если бедность - т.е. отсутствие возможности к обладанию, отсутствие денег - есть унижение, дисгармония, страдание, то не следует ли из этого, что деньги есть источник возвышения человека, источник гармонии и счастья?
Искушенный логик без труда
увидит в этих рассуждениях
весьма распространенную
Еще
один паралогизм заключен в некорректной
подмене понятия «условие»
Нищета есть унижение человека.
Но нищета уже сама по себе
является порождением денежных (имущественных)
отношений. Трагедия нищеты
Страх нищеты и унижение
Деньги
можно расценивать как благо
лишь в том случае, если мы принимаем
нищету за норму человеческого
Идея «благости денег»