Философия Аристотеля и её роль в развитии мировой философской мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 02:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы узнать в чём заключалась научная деятельность Аристотеля, связанная с естествознанием.
Задача - изучить и проанализировать литературу по теме данной курсовой работы

Оглавление

1 Введение
2 Философское учение Аристотеля
3 Роль Аристотеля в развитии мировой философской мысли
4 Заключение
5 Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

философия аристотеля.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Европейская философия

     Аристотель  привлекал схоластиков по причине сходства, которое они замечали между его органическим мировоззрением и христианским пониманием жизни и духа; они находили в его учении о бытии Бога и божественных свойствах близость к учению Писания, в его взгляде, что душа — форма тела, спекулятивное выражение библейской антропологии. Все, что из аристотелевской философии проникло в древнехристианский образ мыслей, у схоластиков, также получает своё развитие. Вместе с тем они ценили в Аристотеле человека универсальной мысли и широкого кругозора, видели в нём представителя того знания, которое достигается естественными усилиями разума, но с тем большею ясностью даёт понять специфическую особенность и высоту веры.

     Поворотным  пунктом в развитии схолистики служит расширение знакомства с аристотелевскими сочинениями, которым схоластика отчасти обязана арабам. Иоанн Салисбюрийский, около 1159 г., знает весь «Органон»; около 1200 г. из Константинополя на Запад прибывает перевод «Метафизики», но толкование аристотелевского учения в монистическом смысле (в чём некоторые следовали арабам) делает его подозрительным в глазах церкви. Папа Григорий IX в 1231 г. предписывает исключить libri naturales Аристотеля из школьного употребления, пока они не будут исследованы и очищены от всякого подозрения в заблуждении.

     Этим  вызывается более осторожное отношение  к сделавшимся известными незадолго  перед этим сочинениям Аристотеля, но уже около половины XIII века аристотелизм находит благосклонный приём  у христианских философов; вместе с  тем происходит более широкое усвоение античных приёмов мысли и начинается цветущий период схоластики.

     Первым  философом-схоластиком, изучившим всю  философию Аристотеля и часть  комментариев арабских философов и  обратившим все это на служение христианской теологии, был Александр Галес († 1245); в своей «Summa theologiae» он представляет силлогистическое обоснование церковных догматов, для чего пользуется философскими учениями. Его творение — не первое с подобным заглавием; были и раньше Summae, но авторы их пользовались только логикой Аристотеля, а не всей его философией, кроме этого Александр принимает четыре принципа Аристотеля, но называет принцип формы: causa exemplaris sive idealis.

     Разработанную систему христианского аристотелизма  с полным правом можно назвать  совместным делом как Фомы так  и Альберта. Впрочем, «два великих схоласта отличались самой манерой комментирования: если Альберт и з л а г а л  учение (per modum expositionis), то Фома  к о м м е н т и р о в а л  в собственном смысле слова (per modum commentarii), неотступно строка за строкой следуя за разбираемым текстом, поясняя и упорядочивая его».

Альберт Больштэдт (1193—1280), прозванный Великим (Albertus Magnus), или «doctor universalis» — первый схоластик, который воспроизвёл всю Аристотелевскую философию в систематическом порядке, постоянно принимая во внимание арабских комментаторов, и развил её в смысле церковной догмы.

     Кроме того благодаря трудам Аристотеля:

     Св. Альберт построил свои суждения о проблеме общих понятий. Изменяемость явлений мира, св. Альберт рассматривает согласно взглядам Аристотеля, то есть, используя понятия потенциальной материи и активной, образующей формы. Альберт Великий делает различие между "чем является" (quod est) и "посредством чего является" (quo est). Первое – suppossitum, второе – существованием этого suppossitum. Опираясь на данное различие, Альберт Великий разрешает проблему общих понятий (универсалий). Общие понятия не могут быть в вещах, ведь тогда вещь, к которой относится общее понятие не могла бы отличаться от другой вещи, к которой относится то же самое понятие. Общие понятие должны быть в разуме.

 В тогдашнем понимании философии Альбертом (основываясь на трудах Аристотеля) было сделано в её области следующие:

     Он  увидел и признал превосходство  философской доктрины Аристотеля над  той, которой пользовались христианские учёные до его времени. Он первым стал применять её к христианскому вероучению. Но одновременно со многими положениями Аристотеля он принял и неоплатонические доктрины, которые впоследствии смог окончательно отбросить только Фома, для того, чтобы двигаться в направлении чистого аристотелизма.

     Фома  Аквинат (род. 1225 или 1227, ум. 1274) довёл схоластику до высшего развития посредством возможно полного приспособления Аристотелевской философии к церковному учению. При этом он, однако, различал: а) специально-христианские откровенные положения; они могут быть защищены разумом только как свободные от противоречий и правдоподобные, и б) разумом положительно обосновываемые учения.

     Благодаря трудам Аристотеля:

     Аквинат различает пассивный и активный интеллект.

     Аквинат считал сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Фома Аквинский как и Аристотель рассматривал материю пассивным субстратом, основой индивидуации. И лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида.

     Аквинат видит в познании и особенно в познании Бога высшую цель человеческой жизни.

     А также:

     У Аристотеля выделялись четыре последовательных ступени истины: опыт (empeiria), искусство (techne), знание (episteme) и мудрость (sophia).

     У Фома Аквинский (на основе сочинений Аристотеля)выделил свои четыре последовательных ступени истины, в которых  мудрость становится независимой от других ступеней высшим знанием о Боге. Она основывается на божественных откровениях.

     Фома  анализирует добродетели (навыки, позволяющие  людям устойчиво использовать свои способности во благо (Сумма теологии I—II, 59-67)) и противостоящие им пороки (Сумма теологии I—II, 71-89), следуя аристотелевской  традиции, однако он полагает, что для достижения вечного счастья помимо добродетелей существует необходимость в дарах, блаженствах и плодах Св. Духа (Сумма теологии I—II, 68-70). Нравственную жизнь Фома не мыслит вне наличия теологических добродетелей — веры, надежды и любви (Сумма теологии II—II, 1-45). Вслед за теологическими идут четыре «кардинальные» (основополагающие) добродетели — благоразумие и справедливость (Сумма теологии II—II, 47-80), мужество и умеренность (Сумма теологии II—II, 123—170), с которыми связаны остальные добродетели.

     Следуя  Аристотелю, Фома полагал для человека естественной общественную жизнь, требующую  управления ради общего блага. Опираясь на Аристотеля Фома выделял шесть  форм правления: в зависимости от принадлежности власти одному, немногим или многим и в зависимости от того, исполняет ли данная форма правления надлежащую цель — сохранение мира и общего блага, или же преследует частные цели правителей, противоречащие общественному благу. Справедливые формы правления — монархия, аристократия и полисная система, несправедливые — тирания, олигархия и демократия. Наилучшая форма правления — монархия, поскольку движение к общему благу наиболее эффективно осуществляется, направляясь единым источником; соответственно наихудшая форма правления — тирания, поскольку зло, осуществляемое волей одного, больше, чем зло, проистекающее из множества различных воль, кроме того демократия лучше тирании тем, что служит благу многих, а не одного.

     Упадок  спекулятивной мысли и схоластики начинается в XIV век.Средневековая схоластика разделилась на два направления мысли: одно, не проявляя творчества, верно хранило приобретения цветущего периода — другое обнаруживало признаки саморазложения. Кроме внутренней причины падения схоластики, были и другие содействовавшие ему факторы — возбуждение интереса к изучению природы и возрождение знания древности. И тому, и другому должно было благоприятствовать усилившееся с XIII век изучение Аристотелевой философии. Теологический характер обучения ещё господствовал в школе; все учреждения, влияние которых отражалось на направлении умов, были в ведении церкви: только благодаря тому, что схоластика сама в себе распадалась, могло взять верх другое направление. Распадение схоластики обнаружилось в XIV век, в решении старого философского вопроса об универсалиях. До XIV век господствовал реализм; теперь перевес переходит на сторону номинализма.

     Кроме всего выше сказанного Аристотель создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннею систему философии, охватившей все сферы человеческого развития – социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Аристотель первым предложил выделить из философии собственно научных форм знаний (логика, физика и т. д.)

Заключение

     Маркс   называл   Аристотеля   «Александром   Македонским    греческой философии…».  Это  сравнение  имеет   глубокий   исторический   смысл,   ибо Аристотель как ученый объединил в смелых, широких  обобщениях  весь  научный опыт Греции,  подобно  Александру,  объединившему  под  своей  властью  весь античный  мир.  Научная  деятельность  Аристотеля   охватила   все   области античного знания. Произведения его носят энциклопедический  характер.  Труды Аристотеля – важнейший источник наших  знаний  в  области  до аристотелевской философии. Аристотель сумел  охватить  и  обобщить  огромный  познавательный материал, накопленный в развитии античной  науки  и  философии.  Смелость  и глубина постановки вопросов, широта охвата, живая, творческая, ищущая  мысль сделали Аристотеля одним из  наиболее  выдающихся  мыслителей,  каких  знает история философии. Все области знания, с которыми  соприкасался  Аристотель,-  политика,  этика,  эстетика,  натурфилософия,  логика,  теория  познания, метафизика – получили благодаря деятельности Аристотеля новый вид.  Стремясь найти единство и систему в многообразии бытия, он в  то  же  время  старался раскрыть  пути  превращения  бытия  из  одного  вида  в   другой,   старался обнаружить противоречивые связи и взаимоотношения бытия. За это  философы  и ценили высоко Аристотеля как  самую  всеобъемлющую  голову  среди  греческих философов.

Список использованной литературы

  1. Абдуллаев М. С. Аристотель и аристотелизм в истории анатомии. Баку, 1988. −195 с.
  2. Авраамова М. А. Учение Аристотеля о сущности. М., 1970.
  3. Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти. / Пер. Е. В. Алымовой. СПб.: Издательство СПбГУ, 2004. 184 стр.
  4. Аристотель. Евдемова этика. / Пер. Т. В. Васильевой (кн. 3, 7), Т. А. Миллер (кн. 1, 2, 8), М. А. Солоповой (кн. 4-6). Изд. подг. М. А. Солопова. (Серия «Философская классика: впервые на русском»). М.: ИФ РАН, 2005. 448 стр. 500 экз.
  5. Аристотель. О памяти и припоминании. / Пер. С. В. Месяц. // Космос и душа. М., 2005. С. 407—419.
  6. Аристотель. О сновидениях. / Пер. О. А. Чулкова. // Академия. Вып. 6. СПб., 2005. С. 423—432.
  7. Аристотель. О предсказаниях во сне / Пер. М. А. Солоповой // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (Исследования и переводы). М.: Кругъ, 2010. С.169-175.
  8. Псевдо-Аристотель. Экономика. / Пер. и прим. Г. А. Тароняна. // Вестник древней истории. 1969. № 3.

Информация о работе Философия Аристотеля и её роль в развитии мировой философской мысли