Философия Аристотеля и её роль в развитии мировой философской мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 02:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы узнать в чём заключалась научная деятельность Аристотеля, связанная с естествознанием.
Задача - изучить и проанализировать литературу по теме данной курсовой работы

Оглавление

1 Введение
2 Философское учение Аристотеля
3 Роль Аристотеля в развитии мировой философской мысли
4 Заключение
5 Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

философия аристотеля.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
 
 

Студента  1- го курса,  гуманитарного  факультета, группы ПС - 13

Никитенко Владимира Владимировича

  • Учебная дисциплина: Философия
  •  
     

    Тема: Философия Аристотеля и её роль в развитии мировой философской мысли

     
     
     
     
     
     

       Руководитель - консультант:

                            Ищук М. Н.

                                                                                                                                            (ФИО)

                      к. ф. н. профессор

                                                                                   (ученое звание, степень)

    Защищена                                                                                      Оценка

    «______»___________2010 г.                                                «___________»            

    План

    • 1 Введение
    • 2 Философское учение Аристотеля
    • 3 Роль Аристотеля в развитии мировой философской мысли
    • 4 Заключение
    • 5 Список использованной литературы
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

         Актуальность  темы данной курсовой работы объясняется неутихающим интересом, который вызывает личность и научные изыскания Аристотеля.

         Аристотель (384 - 323 до Р.Х.) - древнегреческий философ  и ученый-натуралист. Биография Аристотеля известна в самых общих чертах. Родился в селении Стагире  в Халкидике, из-за чего нередко его называют Стагиритом. Отцом его был врач Никомах, который возводил свой род к мифическому богу-целителю Асклепию и был автором многих сочинений по медицине. Семнадцати лет, в 367 г. Аристотель отправился в Афины и поступил слушателем в платоновскую Академию, а затем преподавал в ней. В 347 г. после смерти Платона наступили годы странствий. В 343 г. Аристотель был приглашен македонским царем Филиппом воспитателем к 13-летнему Александру. После воцарения того вскоре возвратился в Афины, где основал школу, которая стала называться Лицеем, поскольку она соседствовала с храмом Аполлона Лицейского. Особенность школы состояла в форме занятий, которые проходили на открытом воздухе, во время прогулок по тенистым дорожкам Лицея. Поэтому школу Аристотеля и его последователей стали называть перипатетиками (прогуливающимися). Во второй период своего пребывания в Афинах Аристотель написал свои важнейшие труды по философии и естествознанию. Покровительство македонского двора позволила ему собрать большую библиотеку, откуда он черпал сведения для обработки. Однако эта же близость вызвала обвинения против Аристотеля, когда Афины восстали против македонских правителей. Ему пришлось бежать в Халкиду на о. Эвбея. Здесь он и умер, оставив дочь Пифию и сына НикомахАристотель

         Цель  данной курсовой работы узнать в чём заключалась научная деятельность Аристотеля, связанная с естествознанием.

         Задача - изучить и проанализировать литературу по теме данной курсовой работы

    Философское учение Аристотеля

         .Физика — наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией.

    • «Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия.

         

  • Бытие
  •      Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

    1. Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля и огонь и эфир (небесная субстанция).
    2. Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
    3. Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть
    4. Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

         Аристотель  рассматривал бытие как объективный  мир, актуальный принцип вещи, неразрывный  с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 10 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, действие, страдание.

         Содержание  и значимость каждой категории определяются движущимся объективным бытием.

         Субстанция  как предельное основание всего  сущего не является таковой, если в  ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного бытия нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется как реальная абстракция, в смысле выделения одной грани из состава целого.

         Вопросы онтологии:

         1) философия занимается вопросами  бытия как такового или бытия вообще.

         2) философия или физика исследует  сущее, причастного к движению.

         

  • Акт и потенция
  •      Своим анализом потенции и акта Аристотель ввёл в философию принцип развития, что явилось ответом на апорию элейцев, по которой сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего. Аристотель же говорил, что и то и другое невозможно, во-первых — потому что сущее уже не существует, а во-вторых — нечто не может возникнуть из ничто, а значит возникновение и становление вообще невозможно и чувственный мир должен быть отнесен к царству «небытия».

         Акт и потенция (действительность и возможность):

    • акт («энергия») — деятельное осуществление чего-либо;
    • потенция — сила, способная к такому осуществлению.

         

  • Категории философии
  •      Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.

         Аристотель  разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками.

         Стремясь  к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди  основных девяти категорий только три — время, место, положение (или сущность, состояние, отношение).

         С Аристотеля начинают складываться основные концепции пространства и времени:

    • субстанциональная — рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, первоначала мира.
    • реляционная — рассматривает существования материальных объектов.

         Категории пространства и времени выступают как «метод» и число движения, то есть как последовательность реальных и мысленных событий и состояний, а значит органически связаны с принципом развития.

         Конкретное  воплощение Красоты как принципа мирового устройства Аристотель видел в Идее или Уме.

         Аристотель  создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее):

    • неорганические образования (неорганический мир).
    • мир растений и живых существ.
    • мир различных видов животных.
    • человек.

         История философии

         Аристотель  утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук.

         Философия — это система научных знаний.

         Философские знания разделены Аристотелем на метафизику, логику, этику, физику, историю, эстетику.

    Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал

         По  утверждению Аристотеля, мировое  движение есть цельный процесс: все  его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличия и единого  двигателя. Далее, исходя из понятия  причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это т. н. космологическое доказательство бытия бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всех причин.

         Абсолютное  начало всякого движения — божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.

    Идея души

         Аристотель  считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый  от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — это энтелехия тела. Душа не может существовать без тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа.

               "Именно душа придаёт смысл и цель изни".        

         Телу  присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение  актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал  анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщённому представлению; от мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле.

         Душа  различает и познаёт сущее, но она сама много «времени проводит в ошибках».

         Смерть  тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

    Теория познания и логика

         Познание  у Аристотеля имеет своим предметом  бытие. Основа опыта — в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном.

         Однако  с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное  знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий  характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.

         Детально  и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения.

         Аристотель является и основоположником логики.

         Задача  понятия состоит в восхождении  от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически  доказуемое и необходимое.

    Информация о работе Философия Аристотеля и её роль в развитии мировой философской мысли