Философия Аристотеля и её роль в развитии мировой философской мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 02:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы узнать в чём заключалась научная деятельность Аристотеля, связанная с естествознанием.
Задача - изучить и проанализировать литературу по теме данной курсовой работы

Оглавление

1 Введение
2 Философское учение Аристотеля
3 Роль Аристотеля в развитии мировой философской мысли
4 Заключение
5 Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

философия аристотеля.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

     Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

     

  • Политик и политика
  •      Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил специальное  научное изучение определённой области  общественных отношений в самостоятельную науку о политике.

         Согласно  Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, так как «человек по природе  своей существо политическое». Чтобы  правильно устроить общественную жизнь  людям необходима политика.

         Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве.

         Политика  представляет собой искусство и  умение государственного управления.

         Сущность  политики раскрывается через её цель, которая по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики — справедливое (общее) благо. Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной цели, государственного устройства.

         Государство — продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека.

    Формы государственного правления

         В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

         Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

    • Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
    • Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
    • Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

         Неправильный  строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:

    • Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
    • Олигархия — блюдет выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
    • Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
               Отклонение от монархии даёт тиранию,отклонение от аристократии — олигархию,отклонение от политии — демократию. 
    отклонение от демократии — охлократию.
         

         В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.

         При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

         Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в  средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права».

         Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.

         Аристотель  предпринял гигантское по масштабам  исследование «конституции» — политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно — «Афинская полития»).

    Роль  Аристотеля в развитии мировой философской мысли

         Основоположник  формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает  философский лексикон и сам стиль  научного мышления.

         Аристотель  был первым учёным, создавшим всестороннею систему философии, охватившей все сферы человеческого развития – социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию  имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

    Арабская  философия

         Развитие  схоластической философии с конца XII век до высшей её степени расцвета стоит в связи с тем, что схоластики через арабов и евреев, а затем и греков, знакомятся со всею совокупностью сочинений Аристотеля, а также и с образом мыслей философов, излагавших содержание этих сочинений. С тех пор, как по декрету Юстиниана (529 г.) неоплатоническая философия стала преследоваться, как неблагоприятно влияющая на ортодоксию христианской теологии, — Аристотелевская философия стала распространяться все более и более.

        Школа сирийских несториан в Эдессе (позднее — в Низибии) и медицинско-философское учебное заведение в Гандисапоре были главными местами изучения Аристотеля; преимущественно оттуда Аристотелева философия перешла к арабам. Сирийские монофизиты также занимались изучением Аристотеля. Монофизит и тритеист Иоанн Филопон и православный монах св. Иоанн Дамаскин были христианами- аристотеликами. В VIII и IX вв.

        Философия у арабов вообще представляет собою  перемешанный с неоплатоническими  воззрениями аристотелизм. Проникли к арабам греческое врачебное  искусство, естествознание и философия преимущественно в эпоху господства Аббасидов (с 750 г. н. э.), благодаря тому, что сирийскими христианами переводились на сирийский и арабский языки с греческого сначала медицинские, а потом и философские произведения. Вследствие строгого монотеизма мухаммеданской религии аристотелевская метафизика, особенно её учение о Боге, достигла здесь большого значения, чем у неоплатоников и христиан. Ещё успешнее развивалась здесь естественно-научная доктрина Аристотеля вследствие связи философских занятий с медицинскими, таланта и разносторонности таких философов как Авиценна, Ибн Рушид и Маймонид.

         Авиценна вслед за Аристотелем подразделяет знания на теоретические и практические, которые называются так потому, что их предмет определяется исключительно человеческими действиями. К практическим наукам относятся этика, экономика, политика. Авиценна стоит на позициях соотношения материи и формы, которые защищал Аристотель. Материя и форма не могут существовать самостоятельно, они тесно связаны между собой. В решении проблемы универсалий - одной из основных в средневековой схоластике - Авиценна, руководствуясь аристотелевским соотношением формы и материи, полагает, что универсалии существуют и в вещах, и в человеческом уме, который извлекает их из вещей, и даже до вещей, и после них. Авиценна не сомневался в возможности познать мир, придавая большое значение логике и рассматривая ее как введение к любой

    науке. Божественная деятельность осуществляется по законам логики,

    имея тем самым  интеллектуальный характер. Однако Бог не руководствовался при этом какой-либо целью, что означает, что развитие мира не носит фаталистического характера. В вопросах психологии Авиценна идет вслед за Аристотелем и различает растительную, животную и разумную душу. Особо он рассматривает человеческую душу и не отрицает ее бессмертия. Однако он понимает это не в прямом смысле, а в философском, отрицая возможность переселения душ - метемпсихоз. Занимавшись проблемой метафизики Ибн Сина считал верным следовать Аристотелю и Аль-Фараби (философом и комментатором Аристотеля) . Вслед за ними Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу.

         Маймонид занимался теодицеей (попытка примирения существования Бога с наличием зла в мире). Он взял за отправную точку положение, что всемогущий и всеблагой Бог существует. Маймонид полностью отклонил двойственность неоплатоников относительно хорошей изначально души и несовершенного материального мира. Он принимает положение Аристотеля, который определял зло как уменьшение присутствия Бога.

         Маймонид  утверждает:

    • всё зло проистекает из материального элемента человеческого существования
    • Люди, способные избавиться от тирании тела и безусловно подчиниться велению разума, защищены от многих зол
    • Человек должен отвлечься от желаний тела, стараться не говорить и не думать о них; веселые и эротические песни портят самое благородное, чем одарен человек, — мышление и речь
    • Материя — перегородка, отделяющая человека от чистых интеллигенций; она — «густое облако», через которое истинное знание должно пробиться, чтобы достичь человека
    • На самом деле зло — это всего лишь обратная сторона добра: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Бытие 1:31). Зло вообще не существует. Когда в Писании говорится о зле как творении Бога, эти слова не следует понимать буквально.

         А также Маймонид опирался на учение Аристотеля в изучение Талмуда, обычно находя основание в положения иудаизма для философа, тем самым он доказывал, что не может быть никакого противоречия между истинами, которые Бог показал, и данными науки и философии

           Аверроэс рассматривая центральный для всего средневекового периода вопрос об истолковании бытия: существует ли мир вечно, или он сотворен Богом опирался на Аристотеля. Согласно Аверроэсу, материальный мир вечен, как и Бог, который и сотворил мир. Отвергая креационистскую концепцию возникновения мира, Аверроэс не отказывается от аристотелевского понятия Бога как перводвигателя. Он также признает платоновскую эманацию, которая объясняет возникновение низших по отношению к Богу сущностей, двигающих небесные сферы. Конечная причина бытия - Бог, находящийся на вершине иерархии и представляющий собой мыслящее само по себе мышление. Материя существует как постоянная возможность форм, которые возникают из материи; материя и форма, для Аверроэса, нераздельны и образуют единство. Индивидуальные души не являются бессмертными, так как умирают вместе с телом. Этика Аверроэса заключается в учении, что человек сам создает добро в соответствии со своими установками, а не в зависимости от того, что его ожидает на том свете рассматривая центральный для всего средневекового периода вопрос об истолковании бытия: существует ли мир вечно, или он сотворен Богом опирался на Аристотеля. Согласно Аверроэсу, материальный мир вечен, как и Бог, который и сотворил мир. Отвергая креационистскую концепцию возникновения мира, Аверроэс не отказывается от аристотелевского понятия Бога как перводвигателя. Он также признает платоновскую эманацию, которая объясняет возникновение низших по отношению к Богу сущностей, двигающих небесные сферы. Конечная причина бытия - Бог, находящийся на вершине иерархии и представляющий собой мыслящее само по себе мышление. Материя существует как постоянная возможность форм, которые возникают из материи; материя и форма, для Аверроэса, нераздельны и образуют единство. Индивидуальные души не являются бессмертными, так как умирают вместе с телом. Этика Аверроэса заключается в учении, что человек сам создает добро в соответствии со своими установками, а не в зависимости от того, что его ожидает на том свете.

    Информация о работе Философия Аристотеля и её роль в развитии мировой философской мысли