“Философия абсурда” А.Камю

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 02:03, курсовая работа

Краткое описание

Альберт Камю — один из крупнейших представителей западной философии ХХ века. Среди всего многообразия философских вопросов, затронутых в творчестве А.Камю, для данного реферата была выбрана проблемы абсурда.

Оглавление

Введение
1. Биографические сведения
2. Философия абсурда
3. Философия Камю
4. Влияние “абсурда” на человеческое бытие
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 52.01 Кб (Скачать)

БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ

ФАКУЛЬТЕТ ДИЗАЙНА И ДПИ

КАФЕДРА ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по дициплине  “Основы философии”

“Философия  абсурда” А.Камю 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила                                                         студентка 3-го курса

                                                                             специализация: графический 

                                                                             дизайн

                                                                             Герасимович Яна

                                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2010

Содержание: 
 

    Введение

  1. Биографические сведения
  2. Философия абсурда
  3. Философия Камю
  4. Влияние “абсурда” на человеческое бытие

    Заключение

    Литература 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

    Альберт Камю — один из крупнейших представителей западной философии ХХ века. Среди  всего многообразия философских  вопросов, затронутых в творчестве А.Камю, для данного реферата была выбрана проблемы абсурда.

      Противоречивость мира и бытия,  смысл жизни, отношение к свободе,  неоднозначная оценка места и  роли человека в мире и в  обществе, - эти вопросы всегда  были открытыми и привлекали  мыслителей во все времена.  Но особенно актуальными они  стали именно в ХХ веке, который  войдет в историю как эпоха  бурного развития техники и  появления техногенной среды  обитания, эпоха драматичных политических  преобразований и глобальных  войн, эпоха становления и краха, невиданных до этого тоталитарных режимов. Рассматривая понятие абсурда, Камю анализировал идеи современных ему философских школ, и некоторыми своими мыслями и выводами полемизировал с ними. Камю выдвинул собственную точку зрения на эти проблемы, и тем интереснее для современного читателя его творчество.  
 

Биографические сведения 

       Альбер  Камю  родился  в 1913  году  в  небольшом  городе  Мондови  во  французском  Алжире  в  семье  сельскохозяйственных  рабочих.  В  самом  начале  первой  мировой  войны  его  отец,  Люсьен  Камю,  погиб   в  битве  на  Марне.  Потеряв  кормильца,  семья - мать  и  двое  сыновей - перебираются  в  город  Алжир,  столицу одноименного  департамента. Мать  устраивается  работать  прачкой,  обстирывает  господ,  денег  едва  хватает  для  того,  чтобы  поднять  на  ноги  сыновей.  Старший  брат  Альбера,  как  то  было  обычным  делом  в  рабочих  семьях,  рано  начинает  зарабатывать  себе на  хлеб.  Младшему  сыну  было   суждено  выйти  из  своего  круга,  стать  властителем  дум,  кумиром  интеллектуалов.  Для  этого  требовалось  образование.

       Окончив  в  1924  году  начальную  школу  в  Белькуре,  одном  из  беднейших  районов  Алжира,  Камю  должен  был  бы  пополнить  ряды  рабочих  после  кратковременного  обучения  ремеслу.  Судьба  распорядилась  иначе:  учитель  начальной  школы,  Луи  Жермен,  обратил  внимание  на  одаренного  подростка  и  добился  для   него  стипендии.  Французский  лицей  давал  хорошую  гуманитарную  подготовку  и  право  без  экзамена   поступить  в  университет.  Учился  Камю  прекрасно,  проблемы  возникали,  скорее,  социально-психологические.  На  нищего  стипендиата,  выходца  из  Белькура,  смотрели  покровительно  и  преподаватели,  и  соученики - потомки  местной  денежной  аристократии.  Стремление  к  справедливости,  к  социальному  равенству  было  у  Камю  в  зрелые  годы  не  умственной  конструкцией,  а  результатом  жизненного  опыта.  В  классе  Камю  вторично  повезло  с  преподавателем:  учителем  класса  философии  был  Жак  Гренье,  в  будущем  близкий  друг  Камю.  Он  способствовал  пробуждению  интереса  к  метафизике,  литературе,  театру.

       Материальную  нужду,  как  вспоминал  Камю,  значительно  легче  переносить  там,  где  ее  восполняет  красота  природы,  полнота  телесной  жизни.  Средиземноморской  природе  посвящены  самые  прекрасные  страницы  прозы  Камю.  Эта  земля,  сохранившая  элементы  античности,  постоянно  присутствовала  в сознании  Камю  как  солнечный  аполлоновский  мир,  унаследовавший  от  эллинов  ясность  мысли  и  чувства.  Несчастным,  обделенным  Камю  себя  не  считал  хотя  бы  потому,  что  ему  было  даровано  Средиземное  море,  пляжи,  спорт.

       По  окончании  лицея  он  поступает  на  философско-исторический  факультет  местного  университета.  Несмотря  на  постоянные  заботы  о  хлебе  насущном,  он  успешно  осваивает  классические  философские  тексты,  знакомится  с  современной  философией.  Ницше,  Кьеркегор,  Шестов,  Ясперс  входят  в  круг  его  чтения  одновременно  с  Достоевским,  Прустом,  Мальро.  Завершая  обучение  в  университете,  он  пишет  дипломную  работу  «Христианская  метафизика  и  неоплатонизм».  Эта  тема - соотношение  христианской  и  языческой  мысли - будет  в  дальнейшем  составлять  одну  из  важнейших  философствования  Камю.  Сформировавшееся  ко  времени  написания  этой  учебной  работы понимание  христианства  сохраняется  и  в  «Бунтующем  человеке» - в  этом  главном  философском  произведении  Камю  есть  отдельные  страницы,  воспроизводящие  текст  дипломной  работы,  которая  чрезвычайна  важна  как  этап  формирования  его  мировоззрения.  Христианству  в  нем  места  не  нашлось.  Религиозного  воспитания  Камю  не  получил,  веры  у  него  не  было  ни  в  юности,  ни  в  зрелости.  Идеалы  евангельского  христианства он  рассматривал  через  труды  своего  «земляка» - святого  Августина,  а  также  современных  философов - Кьеркегора,  Шестова,  Ясперса.  На  всю  жизнь  у  него  сохранилось  уважение  к  древним   и  средневековым  ересям - к  гностикам,  манихеям,  катарам - и  неприятие  католицизма  ни  как  народной  религии,  ни  как  богословской  доктрины.  Ницшеанского  презрения  к  христианству  Камю  никогда  не  разделял;  выходцу  из  бедноты  были  чужды  и  гневные  филиппики  Ницше  против  «подлой  черни».  Но  провидение  для  него  означало  род  фатализма  (сказывалось  сведение  христианства  к  учению  Августина);  первородный  грех,  загробное  воздаяние,  спасение  Камю  считал  мифами,  примиряющими  человека  с земной  несправедливостью.

       Огромное  место  в  жизни  Камю  занимал  театр.  Камю  был  талантливым  актером,  постановщиком,  драматургом.  В  конце  30-х  годов  с  театральной  труппой  «Экип»  он  объезжает  весь  Алжир,  играет   в  небольших ,  неприспособленных  залах,  почти  без  декорации  роли  в  классических  и  современных  пьесах,  выполняет  функции  и  режиссера,  и  работника  сцены,  и  суфлера.  Главная  его  роль  в  то  время - Ивана  в  собственной  постановке  «Братьев  Карамазовых».  «Я  играл  его,  быть  может  плохо,  но  мне  казалось,  что  понимаю  я  его  в  совершенстве», - вспоминал  Камю  о  ролях  Ивана  в  «Театре  труда»  и  «Экип».  Одной  из  особенностей  размышлений  в  «Мифе  о  Сизифе»  и  в  «Бунтующем  человеке»  является  актерское  вхождение  Камю  в  роль - Прометей,  Дон  Жуан,  Иван  Карамазов,  «Завоеватель»  или  русский  террорист-эсер - они  пережиты  «изнутри»,  прочувствованы,  сыграны.  Размышления  об  актерском  принятии  удела  человеческого  в  «Мифе  о  Сизифе»  прямо  связаны  с  личным  опытом.

       Эти  годы  являются  переломными  для  Камю.  Рухнули  надежды  на  продолжение  учебы  в Эколь  Нормаль - высшей  школе,  готовящей  университетских  преподавателей  философии, - к  конкурсному  экзамену  не  допускают  по  состоянию  здоровья,  из-за  туберкулеза.  Разваливается  первый  брак.  Камю  едва  сводит  концы  с  концами,  обостряется  болезнь - близко  знавшие  Камю  в  те  годы  полагали,  что  тема  самоубийства  приходит  в  «Миф  о  Сизифе»  из  личных  переживаний.  Но  в  тоже  самое  время  он  не  только  играет  на  сцене  и  делает  наброски  «Калигулы».  В  печати  появляются  первые  прозаические  сборники - «Изнанка  и  лицо»,  «Бракосочетания»;  написан  и  отложен  первый  роман  «Счастливая  смерть»,  начата  работа  над  философским  эссе,  которое  получит  название  «Миф  о  Сизифе». 

       В  начале  1938 г. в  мансарду  к  Камю  приходит  Паскаль  Пиа,  основавший  газету  «Республиканский  Алжир»,  и  Камю  начинает  осваивать  и  еще  один  вид  деятельности - журналистику,  где  он  также  сумел  достичь  много.  Эпопея  Народного  фронта  уже  завершается  во  Франции,  но  в  Алжире  она  не  привела  к  каким-либо  реформам.  Новая  газета  выступает  за  равные  права  арабов,  разоблачает  подтасовки  на  выборах.  Камю  пишет  статью  за  статьей  о  нищете  и  бесправии,  голоде арабского  населения,  вызывая  все  большее  раздражение  истеблишмента.

       Работа  в «Республиканской  газете»  прекращается  вскоре  начала  второй  мировой  войны.  Камю  идет  добровольцем   на  призывной  пункт,  но  туберкулез  опять  становится  у  него  на  пути.  Между  тем  военным  положением  воспользовались  местные  власти,  статьи  Камю  вычеркиваются  военной  цензурой.  Наконец  газета  закрывается,  а  Камю  остается  без  работы.  Через  знакомых  Пиа  он  получает  работу  технического  секретаря  в  столичной  «Пари-Суар».  Камю  в  первые  приезжает  в  Париж.  «Странная  война»  скоро  кончается,  вместе с  газетой  Камю  сначала  перебирается  в  Клермон-Ферран,  потом  в  Лион.  После  капитуляции  остаются  только  газеты,  прославляющие  оккупантов  и  правительство  Петэна.  С  ними  Камю  отказывается  сотрудничать  и  уезжает  в  Алжир.  Там  его  слишком  хорошо  знают - работы  в  газете  он  не  получит.  Какое-то  время  Камю  учит  еврейских  детей,  изгнанных  из  школ  новым  режимом.  В  феврале  1941  года  он  заканчивает  «Миф  о  Сизифе».

       В  1942 г.  Камю  возвращается  во  Францию,  вступает  в  подпольную  группу  «Комба»,  образовавшуюся  в  результате  слияния  двух  групп  Сопротивления  с  собственными  печатными  органами.  Из  последних  возникает  газета  «Комба»,  во  главе  которой  сначала  становится  Пи,  но  занятый  другими  делами  в  рядах  Сопротивления,  он  фактически  передает  управление  газетой  Камю.  В  подпольной прессе  печатаются  «Письма  немецкому  другу».  Идеальным  прикрытием  для  подпольной  деятельности  стало  издательство  «Галлимар»,  сотрудником  которого  Камю  был  всю  оставшуюся  жизнь  и  где  вышли  основные  его  произведения.

       24  августа  1944 г.  Во  время   боев  в  Париже  выходит   первый,  уже  не  подпольный  номер  «Комба»   с  передовицей   Камю  «Кровь  свободы».  В   ней  говорится  о  свершающейся  революции:  люди,  годами  сражавшиеся   против  оккупации  и  фашистского   режима,  уже  не  потерпят  порядков  Третьей  республики,  социальной  несправедливости,  эксплуатации.  Битва  идет  «не  за  власть,  а  за  справедливость,  не  за  политику,  а  за  мораль».  Камю  дает  газете  следующий   подзаголовок: «От  Сопротивления   к  Революции».  В  передовице  от  24  ноября  того же  года  он  уже о  социализме. 

       В дальнейшем  Камю  недолгое  время  работал  в  еженедельнике  «Экспресс»,  но  от  журналистики  он  в  целом  отходит.  Из  публикаций  в  «Комба»  наибольший  интерес  представляет  цикл  его  статей  1946 г.  «Ни  жертвы,  ни  палачи»,  в  котором  уже  поднимаются  многие  философские  и  политические  вопросы  «Бунтующего  человека».

         В годы  войны  вышли  два   произведения,  которые  принесли  Камю  широкую  известность, - повесть   «Посторонний»  и  эссе  «Миф  о  Сизифе».  В  1947 г.  вышел   роман  «Чума»,  за  ним   последовали  пьесы  «Осадное  положение»  и  «Праведники».  «Бунтующий  человек»  был   последним  и  самым  значительным  произведением  Камю,  «Падение»  - его  последним  романом.  Присуждение  Нобелевской   премии  по  литературе  в  1957  году  было  поводом  для   «Шведских  речей»,  получивших  широкий  отклик во  всем  мире.  Из  публикаций  50-х   годов  следует  выделить  «Размышления  о  гильотине» - страстный  призыв  отменить  смертную  казнь.

       4  января  1960  г.  Камю  принимает   приглашение  своего  друга   и  издателя  М. Галлимара   вернуться  в  Париж  не  поездом,  а  на  автомобиле.  Сошедшая  с  дороги  машина  врезалась  в  дерево,  Камю  погиб.  Роман  «Первый  человек»  был  только  начат,  посмертно   были  изданы  записные  книжки  и  юношеский  роман  «Счастливая   смерть». 

Философия абсурда

               В течение своей жизни человек  сталкивается со многими ситуациями, и каждая из них оставляет  в его душе свой след. Но  что бы ни узнал человек,  ему всегда будет чего - то не  хватать. Находясь в постоянном  поиске, он будет томиться от  неопределённости и задавать  себе вопросы, на которые нет  ответа: “ Кто есть я и что  есть мир? Где начинается бытие  и где заканчивается? Чего я  ищу и когда я найду, да  и найду ли вообще? “

               В итоге однажды бумажные декорации  мира начинают исчезать, и человек  понимает, что ему пора умирать.  И тогда из глубин его души  всплывает еще один вопрос, последний:  “ А чего ради я жил? “  И вслед за этим вопросом  приходит осознание того, что  жизнь, потраченная на поиски  эфемерного ориентира, окончена  и готова перейти в небытие.  Человек чувствует необыкновенное  противоречие между собой, своими  помыслами и желаниями и миром,  окружающим его.

               “ Мир, который поддаётся объяснению, пусть самому дурному, - этот мир  нам знаком. Но если вселенная  внезапно лишается как иллюзий,  так и познаний, человек становится  в ней посторонним. “ В этой  фразе сосредоточена основная  идея “ абсурдной “ философии  Альбера Камю. В своей обычной  жизни человек либо познаёт,  то есть принимает свои ощущения  за исходный пункт, либо живёт  иллюзиями, то есть привязывает  свои ощущения к тому, что уже  знает. Но если вдруг человек  понимает, что всю жизнь обманывался,  так как считал, что знает всё,  и всё казалось ему знакомым  и очевидным, то его разочарованию  нет конца. Ничего знакомого  в своей жизни он больше  не находит. Всё куда - то исчезло,  словно неожиданно во время  действия в театре рухнули  декорации, а актёр, не зная  что делать, в недоумении бродит  по сцене. Что же делать? Актёр  и сцена не сочетаются друг  с другом, они из разных миров.  Человек чувствует свою жизнь  чем - то абсурдным, чем - то  невозможным. И тогда актёр  спрыгивает с подмосток!

              Человек стреляется, вешается, выпрыгивает  из окна... Можно поставить точку.  Человек понял, что ему не  стоит жить! Но Альбер Камю  ставит здесь точку с запятой;  он предлагает проследить путь  человека с самого начала: а  не упустили ли мы чего - нибудь? “Исподволь утверждалось, будто  взгляд на жизнь как на бессмыслицу  равен утверждению, что она  не стоит того, чтобы её прожить",  - говорит он и тут же спрашивает: “ А так ли это на самом деле? “ 
 

Информация о работе “Философия абсурда” А.Камю