Феноменология
(от греч. phainomenon - являющееся + logos - учение)
- методологическая позиция. Описывает
формы психологической структуры
без ее разрушения и без экспериментального
анализа. Мир существует в форме
индивидуального знания. Здесь находит
соединение экзистенциальная психология
- , с одной стороны, и гештальтпсихология
- , с другой. В диагностике личности
этот подход реализуется прежде всего
при использовании проективных
методик, в которых должно быть зафиксировано
индивидуальное своеобразие видения
мира.
Термин
“феноменология” впервые встречается
в “Новом органоне” (1764) И.Г. Ламберта
как название его “учения о
видимости Содержание и цель Ф. различным
образом истолковывались в истории философии.
И. Г. Ламберт (впервые предложивший термин
«Ф.») видит в Ф. учение о явлениях как основе
и предпосылке опытного познания, учение
о заблуждениях чувственного опыта. К
этой позиции близка точка зрения И. Канта
в докритический период: он усматривает
в Ф. пропедевтическую, вводную дисциплину,
предохраняющую метафизику от ограниченности
и несовершенства чувственого знания.
В критический период идея о возможности
критической науки, подвергающей анализу
ценность и границы чувственности, перерастает
у Канта в критику чистого разума. Противопоставляя
мир явлений и «вещей в себе» (См. Вещь
в себе), Кант утверждал, что рассудок не
может выйти за пределы мира явлений как
объектов опытного знания. Эта линия философии
Канта в последующем привела к Феноменализму,
линия же, связанная с анализом априорных
форм созерцания и категориального синтеза,нашла
своё развитие в Ф. Новый этап в развитии
Ф. связан с философией Г. Гегеля (См. Гегель),
для которого Ф. – это учение о становлении
науки, учение об исторических формах
сознания, восходящего к абсолютному знанию.
Ф., по Гегелю, выявляет различные ступени
развития духа, даёт «... подробную историю
образования самого сознания до уровня
науки» («Феноменология духа», в кн.: Соч.,
М., 1959, т. 4, с. 44).
Самостоятельную
значимость понятие феноменологии
приобретает в 20 веке, будучи обозначением
одного из ведущих направлений современной
философской мысли. Основоположником
феноменологической философии и
феноменологического движения является
Эдмунд Гуссерль (1859-1938), критически развитивший
основные идеи “дескриптивной психологии”
Ф. Брентано. В процессе своей творческой
эволюции Гуссерль испытал также
влияние философских концепций
Декарта, Лейбница, Юма, Канта, Больцано,
Дильтея и др., в той или иной
степени ассимилированных феноменологией,
которую ее основатель именовал то
“неокартезианством”, то “бергсонианством”,
то “радикальным позитивизмом”, преодолевая
тем самым классические оппозиции
рационализма, интуитивизма и эмпиризма.
Специфика феноменологии состоит
в том, что по своей сути она
есть не теоретическая конструкция,
но практика особого рода, направленная
на раскрытие и осмысление первичного
опыта. Овладение феноменологией возможно
только в ходе феноменологического
исследования.
- Основные
термины феноменологии
Феномен
Кант
различает феномены и ноумены. Под
феноменом Кант подразумевает явления,
под ноуменом - не вещи-в-себе, которые
непознаваемы, но реально существуют,
а то, что реально не существует,
но умопостигаемо.
Гуссерль
называет феноменом «явление предмета
в сознании» или сам процесс
такового «явления предметом себя»
в сознании. «Всякий феномен имеет
свою собственную интенциональную
структуру, анализ которой показывает,
что она есть постоянно расширяющаяся
система индивидуально интенциональных
и интенционально связанных компонентов»1.
Интенциональность
Понятие
интенциональности, заимствованное Гуссерлем
в философии своего учителя Брентано,
который, в свою очередь, заимствовал
его у средневековых схоластов,
и переосмысленное в ходе второй
части «Логических исследований»,
является у Гуссерля одним из ключевых
понятий феноменологии. В исследовании
интенционального сознания акцент перенесен
с «что», или «выносимого за скобки»
бытия предмета, на его «как», или
многообразие способов данности предмета.
Наполнение
интенции бытийным содержанием Гуссерль
называет истиной, а ее переживание
в суждении - очевидностью. Понятие
интенциональности и интенционального
сознания связываются в феноменологии
Гуссерля первоначально с задачей
обоснования знания, достижимого
в рамках некой новой науки
или наукоучения.
Понятие
интенциональности характеризует
психические феномены. По мысли Гуссерля,
сознание характеризуется направленностью
на предмет. Оно всегда направлено на
что-то, является "сознанием... о".
Это отношение сознания зависит
от него самого, а не от предмета, то
есть, направленность сознания определяется
его типом. Главное в интенциональности
– момент соотнесенности сознания
к объекту. Эта интенциональность
всегда присутствует в акте сознания,
переживания, независимо от того, существует
ли объект, или нет.
Эпохэ
«Наше
универсальное эпохэ заключает,
как мы говорим, мир в скобки, исключает
мир (который просто здесь есть),
из поля субъекта, представляющего
на его месте так-то и так-то переживаемый-воспринимаемый-вспоминаемый-выражаемый
в суждении-мыслимый-оцениваемый
и пр. мир как таковой, "заключенный
в скобки" мир. Является не мир
или часть его, но "смысл" мира.
Чтобы войти в сферу феноменологического
опыта, мы должны отступить от объектов,
полагаемых в естественной установке,
к многообразию модусов их явлений,
к объектам "заключенным в скобки".»2
Как
полагает А.Н. Суворова, «…необходимо
очистить вещь от характеристик, привнесенных
познанием. Девиз "Возвращение к
предметам" означает в гносеологическом
плане воздержание от ноэмы, воздержание
от суждений о свойствах предметов,-
это и есть знаменитое эпохе Гуссерля...»3
Горизонт
Работа
Гуссерля в области описания интенционального
сознания приводит его к таким
новым понятием или моделям этого
сознания, как внутреннее время-сознание
и сознание-горизонт. Внутреннее время-сознание
- это предпосылка понимания сознания
как потока переживаний. Исходным моментом
в этом потоке является точка "теперь"
настоящего времени, вокруг которой - в
горизонте сознания - собраны только-что-бывшее
и возможное будущее. Сознание в
точке "теперь" постоянно соотнесено
со своим временным горизонтом. Эта
соотнесенность позволяет воспринимать,
вспоминать и представлять нечто
только возможное.
По
мнению А.Н. Суворовой, «… горизонт означает
точку, из которой временит будущее,
следовательно, горизонт - это уже
не точка, а основание будущего. Жизненный
мир и горизонт - формы актуальностей,
в которых сконцентрированы формы
будущности. Очень упрощенно можно
различить жизненный мир и
горизонт как актуально-пространственный
и актуально-временной аспекты
жизнепереживания, как интерсубъективные
(пространственные и временные, соответственно),
условия встречи сознания с предметом»4.
Конституирование
Понятие
конституирования - еще одно важнейшее
понятие феноменологии. Источником
конституирования центров свершений
актов сознания является «Я».
Предмет,
явленный сознанию в многообразии способов
его данности, обретает в процессе
конституирования свое содержание или
бытие. "Нечто" явления или феномена
превращается в конкретность вещи.
Ноэма
и Ноэзиз
Ноэзис
и ноэма (греч. «мышление» и «акт
мышления» соответственно) - понятия,
фиксирующие модус процессуальности
интенциального сознания (ноэзис как "я
мыслю") и объективное содержание
мышления (ноэма как конституированный
в мышлении объект). Эти понятия
были введены в оборот Платоном.
Аристотелем мышление трактовалось
как комбинаторика ноэм, а истина
как их адекватное сочетание. В феноменологии
Гуссерля «ноэзис» и «ноэма» стали
обозначать понятийные структуры,
посредством которых сознание анализируется,
исходя из его существенных структурных
моментов. Ноэзис является моментом интенционального
свершения актов сознания или
способом данности предмета. Он содержит
два компонента: компонент ощущения
и компонент смыслообразования.
Ноэма представляет собой интенциональный
коррелят ноэзиса. Она фиксирует
наполнение интенции содержанием восприятия.
Это содержание или бытие предмета
является идентичным в многообразии
способов данности предмета или в
множестве конкретных ноэтических
переживаний.
Единство
ноэмы и ноэсиса определяется
синтезирующей деятельностью сознания,
при которой целостность предмета
обеспечивается целостностью сознания.
Как
считает А.Н. Суворова, «… «Значение
предмета" в понимании Гуссерля,
т.е. как "смысл предмета", есть
"ноэма"… т.е. мысленное содержание
о предмете, или, другими словами,
предметное содержание мысли.»5
Жизненный
мир
Понятие
мира, первоначально в форме "естественного
понятия мира", а затем, как "жизненный
мир", является отдельной темой
феноменологии. К этой теме обращались
Хайдеггер (бытие-в-мире и понятие
мирности мира), Мерло-Понти (бытие-к-миру),
Гурвич с его проектом мира доксы
и эпистемы, Шюц с его проектом
феноменологически-социологического
исследования построения и устройства
социального мира. У Гуссерля это
понятие тесно связано с такими
понятиями, как интерсубъективность,
телесность, опыт Чуждого и телеология
разума. Первоначально мир выступает
самым общим коррелятом сознания
или самой обширной его предметностью.
Это, с одной стороны, мир науки
и культуры, с другой - основание
всякого научного представления
о мире. Мир находится между
субъектами этого мира, выступая средой
их жизненного опыта и придавая этому
жизненному опыту определенные формы.
«Гуссерль
правильно ставит вопрос о связи
философии и наук с фундаментальными
сферами человеческого практического
опыта. Эта связь у Гуссерля привела
к введению понятия "жизненного мира",
под которым он понимает сферу
известного всем, непосредственного, очевидного.
Он пишет: жизненный мир - это "совокупность
верований, к которым относятся
с доверием и которые рассматриваются
как безусловно значимые и практически
апробированные до всех потребностей
научного обоснования". Жизненный
мир, по словам Гуссерля, есть не что
иное, как мир простого мнения - Doxa,
к которому по традиции стали относиться
так презрительно. Теперь Гуссерль
признает "жизненный мир" основой
всякого объективного познания. Жизненный
мир выступает своего рода горизонтом,
предпосылкой всякой действительной и
возможной практики. Жизненный мир
первичнее любого опыта и научного
познания…»6
Интерсубъективность
Интерсубъективность
есть условие возможности мира, как
и условие объективности всякого
знания, которое в "жизненном мире"
из «моего», субъективного, превращается
в «принадлежащее всем» - объективное.
- Основные
методы феноменологии
Феноменологический
метод состоит в том, чтобы
слиться с потоком сознания непосредственным
образом.
По
мнению А.Н. Суворовой, «… понятие о
предмете в настоящей науке должно
пройти горнило феноменологической
редукции, в результате которой Предмет
(его можно писать уже с большой
буквы), очищен от причинно-следственных
связей с другими предметами, отделен
от целей человека, где он выполняет
определенную функцию. Очищенный предмет
уже никак не связан с результатами чьей-то
деятельности и не является продуктом
каких-то сил. Это - чистый Предмет науки,
предмет как таковой. Это означает: обрести
феноменологический взгляд на вещи, что
сам Гуссерль называл "назад, к предметам!"…»7
Сам
Гуссерль пишет: «… феноменолог, который
хочет лишь фиксировать феномены
и познавать исключительно свою
собственную "жизнь", должен практиковать
эпохэ. Он должен наложить запрет на любую
обычную объективную "позицию"
и отказаться от любого суждения, касающегося
объективного мира. Опыт сам по себе
останется таким, каким он был, опытом
этого дома, этого тела, этого
мира в целом, в том или ином
присущем ему образе. Ибо невозможно
описать никакое интенциональное
переживание, пусть даже оно является
"иллюзорным", переживанием самопротиворечащего
суждения и т.п., не описывая того, что,
как таковое, присутствует в переживании
как объект познания…»8
Основы
феноменологии Гуссерля
ВВЕДЕНИЕ.
Гуссерль
Эдмунд (1859 – 1938) – великий
немецкий математик, логик и философ.
Учился в Лейпцигском университете. Первая
его книга Philosophic der Arithmetik
(Философия арифметики) была написана
в 1891 году. "Картезианские размышления"
– это последняя из опубликованных при
его жизни книг, в которой подводятся итоги
его долгого и плодотворного философского
пути. Книга выросла из двух докладов,
прочитанных им в 1929 г. сначала в Париже,
а затем в Страсбурге, под общим названием
"Введение в трансцендентальную феноменологию".
Среди множества источников, повлиявших
на становление феноменологии Э. Гуссерля,
наиболее заслуживающим внимания является
немецкая классическая философия, в особенности
философия Канта и Гегеля. Гуссерль, во
многом
опирающийся
на немецкую национальную традицию заимствует
у этих мыслителей многие подходы и,
в значительной степени, понятийный аппарат.