Феноменология

Автор: Катюша Иванова, 01 Ноября 2010 в 21:11, реферат

Краткое описание

понятие феноменологии, ее история, суть

Файлы: 1 файл

Феноменология.docx

— 45.61 Кб (Скачать)

Феноменология (от греч. phainomenon - являющееся + logos - учение) - методологическая позиция. Описывает  формы психологической структуры  без ее разрушения и без экспериментального анализа. Мир существует в форме  индивидуального знания. Здесь находит  соединение экзистенциальная психология - , с одной стороны, и гештальтпсихология - , с другой. В диагностике личности этот подход реализуется прежде всего  при использовании проективных  методик, в которых должно быть зафиксировано  индивидуальное своеобразие видения  мира. 

Термин  “феноменология” впервые встречается  в “Новом органоне” (1764) И.Г. Ламберта как название его “учения о  видимости  Содержание и цель Ф. различным образом истолковывались в истории философии. И. Г. Ламберт (впервые предложивший термин «Ф.») видит в Ф. учение о явлениях как основе и предпосылке опытного познания, учение о заблуждениях чувственного опыта. К этой позиции близка точка зрения И. Канта в докритический период: он усматривает в Ф. пропедевтическую, вводную дисциплину, предохраняющую метафизику от ограниченности и несовершенства чувственого знания. В критический период идея о возможности критической науки, подвергающей анализу ценность и границы чувственности, перерастает у Канта в критику чистого разума. Противопоставляя мир явлений и «вещей в себе» (См. Вещь в себе), Кант утверждал, что рассудок не может выйти за пределы мира явлений как объектов опытного знания. Эта линия философии Канта в последующем привела к Феноменализму, линия же, связанная с анализом априорных форм созерцания и категориального синтеза,нашла своё развитие в Ф.          Новый этап в развитии Ф. связан с философией Г. Гегеля (См. Гегель), для которого Ф. – это учение о становлении науки, учение об исторических формах сознания, восходящего к абсолютному знанию. Ф., по Гегелю, выявляет различные ступени развития духа, даёт «... подробную историю образования самого сознания до уровня науки» («Феноменология духа», в кн.: Соч., М., 1959, т. 4, с. 44).

Самостоятельную значимость понятие феноменологии  приобретает в 20 веке, будучи обозначением одного из ведущих направлений современной  философской мысли. Основоположником феноменологической философии и  феноменологического движения является Эдмунд Гуссерль (1859-1938), критически развитивший  основные идеи “дескриптивной психологии”  Ф. Брентано. В процессе своей творческой эволюции Гуссерль испытал также  влияние философских концепций  Декарта, Лейбница, Юма, Канта, Больцано, Дильтея и др., в той или иной степени ассимилированных феноменологией, которую ее основатель именовал то “неокартезианством”, то “бергсонианством”, то “радикальным позитивизмом”, преодолевая  тем самым классические оппозиции  рационализма, интуитивизма и эмпиризма. Специфика феноменологии состоит  в том, что по своей сути она  есть не теоретическая конструкция, но практика особого рода, направленная на раскрытие и осмысление первичного опыта. Овладение феноменологией возможно только в ходе феноменологического  исследования.

  1. Основные термины феноменологии
 

      Феномен

      Кант  различает феномены и ноумены. Под  феноменом Кант подразумевает явления, под ноуменом - не вещи-в-себе, которые  непознаваемы, но реально существуют, а то, что реально не существует, но умопостигаемо.

      Гуссерль  называет феноменом «явление предмета в сознании» или сам процесс  такового «явления предметом себя»  в сознании. «Всякий феномен имеет  свою собственную интенциональную  структуру, анализ которой показывает, что она есть постоянно расширяющаяся система индивидуально интенциональных и интенционально связанных компонентов»1. 

      Интенциональность 

      Понятие интенциональности, заимствованное Гуссерлем  в философии своего учителя Брентано, который, в свою очередь, заимствовал  его у средневековых схоластов, и переосмысленное в ходе второй части «Логических исследований», является у Гуссерля одним из ключевых понятий феноменологии. В исследовании интенционального сознания акцент перенесен  с «что», или «выносимого за скобки»  бытия предмета, на его «как», или  многообразие способов данности предмета.

      Наполнение  интенции бытийным содержанием Гуссерль называет истиной, а ее переживание  в суждении - очевидностью. Понятие  интенциональности и интенционального сознания связываются в феноменологии  Гуссерля первоначально с задачей  обоснования знания, достижимого  в рамках некой новой науки  или наукоучения.

      Понятие интенциональности характеризует  психические феномены. По мысли Гуссерля, сознание характеризуется направленностью  на предмет. Оно всегда направлено на что-то, является "сознанием... о". Это отношение сознания зависит  от него самого, а не от предмета, то есть, направленность сознания определяется его типом. Главное в интенциональности  – момент соотнесенности сознания к объекту. Эта интенциональность  всегда присутствует в акте сознания, переживания, независимо от того, существует ли объект, или нет. 

      Эпохэ 

      «Наше универсальное эпохэ заключает, как мы говорим, мир в скобки, исключает  мир (который просто здесь есть), из поля субъекта, представляющего  на его месте так-то и так-то переживаемый-воспринимаемый-вспоминаемый-выражаемый в суждении-мыслимый-оцениваемый  и пр. мир как таковой, "заключенный  в скобки" мир. Является не мир  или часть его, но "смысл" мира. Чтобы войти в сферу феноменологического  опыта, мы должны отступить от объектов, полагаемых в естественной установке, к многообразию модусов их явлений, к объектам "заключенным в скобки".»2

      Как полагает А.Н. Суворова, «…необходимо очистить вещь от характеристик, привнесенных познанием. Девиз "Возвращение к  предметам" означает в гносеологическом плане воздержание от ноэмы, воздержание  от суждений о свойствах предметов,- это и есть знаменитое эпохе Гуссерля...»3 
 

      Горизонт 

      Работа  Гуссерля в области описания интенционального сознания приводит его к таким  новым понятием или моделям этого  сознания, как внутреннее время-сознание и сознание-горизонт. Внутреннее время-сознание - это предпосылка понимания сознания как потока переживаний. Исходным моментом в этом потоке является точка "теперь" настоящего времени, вокруг которой - в  горизонте сознания - собраны только-что-бывшее и возможное будущее. Сознание в  точке "теперь" постоянно соотнесено со своим временным горизонтом. Эта  соотнесенность позволяет воспринимать, вспоминать и представлять нечто  только возможное.

      По  мнению А.Н. Суворовой, «… горизонт означает точку, из которой временит будущее, следовательно, горизонт - это уже  не точка, а основание будущего. Жизненный  мир и горизонт - формы актуальностей, в которых сконцентрированы формы  будущности. Очень упрощенно можно  различить жизненный мир и  горизонт как актуально-пространственный и актуально-временной аспекты  жизнепереживания, как интерсубъективные (пространственные и временные, соответственно), условия встречи сознания с предметом»4.

      Конституирование

 

      Понятие конституирования - еще одно важнейшее  понятие феноменологии. Источником конституирования центров свершений  актов сознания является «Я».

      Предмет, явленный сознанию в многообразии способов его данности, обретает в процессе конституирования свое содержание или  бытие. "Нечто" явления или феномена превращается в конкретность вещи. 

      Ноэма и Ноэзиз 

      Ноэзис  и ноэма (греч. «мышление» и «акт мышления» соответственно) - понятия, фиксирующие модус процессуальности интенциального сознания (ноэзис как "я  мыслю") и объективное содержание мышления (ноэма как конституированный  в мышлении объект). Эти понятия  были введены в оборот Платоном. Аристотелем мышление трактовалось как комбинаторика ноэм, а истина как их адекватное сочетание. В феноменологии  Гуссерля «ноэзис» и «ноэма» стали  обозначать  понятийные структуры, посредством которых сознание анализируется, исходя из его существенных структурных  моментов. Ноэзис является моментом интенционального свершения актов сознания или  способом данности предмета. Он содержит два компонента: компонент ощущения  и компонент смыслообразования. Ноэма представляет собой интенциональный  коррелят ноэзиса. Она фиксирует  наполнение интенции содержанием восприятия. Это содержание или бытие предмета является идентичным в многообразии способов данности предмета или в  множестве конкретных ноэтических  переживаний.

      Единство  ноэмы и ноэсиса определяется синтезирующей деятельностью сознания, при которой целостность предмета обеспечивается целостностью сознания.

      Как считает А.Н. Суворова, «… «Значение  предмета" в понимании Гуссерля, т.е. как "смысл предмета", есть "ноэма"… т.е. мысленное содержание о предмете, или, другими словами, предметное содержание мысли.»5  

      Жизненный мир 

      Понятие мира, первоначально в форме "естественного  понятия мира", а затем, как "жизненный  мир", является отдельной темой  феноменологии. К этой теме обращались Хайдеггер (бытие-в-мире и понятие  мирности мира), Мерло-Понти (бытие-к-миру), Гурвич с его проектом мира доксы  и эпистемы, Шюц с его проектом феноменологически-социологического исследования построения и устройства социального мира. У Гуссерля это  понятие тесно связано с такими понятиями, как интерсубъективность, телесность, опыт Чуждого и телеология разума. Первоначально мир выступает  самым общим коррелятом сознания или самой обширной его предметностью. Это, с одной стороны, мир науки  и культуры, с другой - основание  всякого научного представления  о мире. Мир находится между  субъектами этого мира, выступая средой их жизненного опыта и придавая этому  жизненному опыту определенные формы.

      «Гуссерль правильно ставит вопрос о связи  философии и наук с фундаментальными сферами человеческого практического  опыта. Эта связь у Гуссерля привела  к введению понятия "жизненного мира", под которым он понимает сферу  известного всем, непосредственного, очевидного. Он пишет: жизненный мир - это "совокупность верований, к которым относятся  с доверием и которые рассматриваются  как безусловно значимые и практически  апробированные до всех потребностей научного обоснования". Жизненный  мир, по словам Гуссерля, есть не что  иное, как мир простого мнения - Doxa, к которому по традиции стали относиться так презрительно. Теперь Гуссерль признает "жизненный мир" основой  всякого объективного познания. Жизненный  мир выступает своего рода горизонтом, предпосылкой всякой действительной и  возможной практики. Жизненный мир  первичнее любого опыта и научного познания…»6

      Интерсубъективность

 

      Интерсубъективность есть условие возможности мира, как  и условие объективности всякого  знания, которое в "жизненном мире" из «моего», субъективного, превращается в «принадлежащее всем» - объективное. 

  1. Основные  методы феноменологии
 

      Феноменологический  метод состоит в том, чтобы  слиться с потоком сознания непосредственным образом.

      По  мнению А.Н. Суворовой, «… понятие о  предмете в настоящей науке должно пройти горнило феноменологической редукции, в результате которой Предмет (его можно писать уже с большой  буквы), очищен от причинно-следственных связей с другими предметами, отделен  от целей человека, где он выполняет определенную функцию. Очищенный предмет уже никак не связан с результатами чьей-то деятельности и не является продуктом каких-то сил. Это - чистый Предмет науки, предмет как таковой. Это означает: обрести феноменологический взгляд на вещи, что сам Гуссерль называл "назад, к предметам!"…»7

      Сам Гуссерль пишет: «… феноменолог, который  хочет лишь фиксировать феномены и познавать исключительно свою собственную "жизнь", должен практиковать эпохэ. Он должен наложить запрет на любую  обычную объективную "позицию" и отказаться от любого суждения, касающегося  объективного мира. Опыт сам по себе останется таким, каким он был, опытом этого дома, этого тела, этого  мира в целом, в том или ином присущем ему образе. Ибо невозможно описать никакое интенциональное  переживание, пусть даже оно является "иллюзорным", переживанием самопротиворечащего  суждения и т.п., не описывая того, что, как таковое, присутствует в переживании  как объект познания…»8 

Основы  феноменологии Гуссерля

ВВЕДЕНИЕ.

Гуссерль  Эдмунд    (1859 – 1938)  – великий   немецкий математик, логик и философ. Учился в Лейпцигском университете. Первая его книга    Philosophic    der Arithmetik (Философия арифметики) была написана в 1891 году. "Картезианские размышления" – это последняя из опубликованных при его жизни книг, в которой подводятся итоги его долгого и плодотворного философского пути. Книга выросла из двух докладов, прочитанных им в 1929 г. сначала в Париже, а затем в Страсбурге, под общим названием "Введение в трансцендентальную феноменологию". Среди множества источников, повлиявших на становление феноменологии Э. Гуссерля, наиболее заслуживающим внимания является немецкая классическая философия, в особенности философия Канта и Гегеля. Гуссерль, во многом

опирающийся на немецкую национальную традицию заимствует у этих мыслителей многие подходы и, в значительной степени, понятийный аппарат. 
 
 

Информация о работе Феноменология