Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:40, реферат
Есть подвижники мысли с уравновешенным эпическим складом духа,
создающее в конце жизни стройную и устойчивую логическую архитектуру своего
учения. Таковы Аристотель, Спиноза, Кант, Гегель, Спенсер... И есть
философы страстного лирического склада, воплощающие собой ненасытное
искание, огненную динамику вечного потока. Таковы Платон, Руссо, Фихте
И В ПОЗНАНИИ И, чТО ВСЕГО ПЕчАЛЬНЕЕ, В СОЦИАЛЬНО НРАВСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ.
ОДНИМ ИЗ АСПЕКТОВ ФИЛОСОФСКОГО УчЕНИя НИЦШЕ яВЛяЕТСя КРИТИКА
ХРИСТИАНСКОЙ МОРАЛИ. ОТМЕТИМ, чТО ЗДЕСЬ НИЦШЕ ЗАНИМАЛ ВЕСЬМА ОРИГИНАЛЬНУЮ
ПОЗИЦИЮ. ОН СчИТАЛ, чТО РЕЛИГИя ФОРМИРУЕТ ЗАВИСИМОЕ, НЕСАМОСТОяТЕЛЬНОЕ
СОЗНАНИЕ, СМИРЕНИЕ, НЕСВОБОДУ чЕЛОВЕКА. ДЛя НИЦШЕ РЕЛИГИя СТАЛА СИМВОЛОВ
ЗАВИСИМОГО "НЕСчАСТНОГО" СОЗНАНИя. КОНЕчНО ЖЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРАКТИКУ
ХРИСТИАНСКОГО УчЕНИя НЕЛЬЗя СВЕСТИ К ПОДОБНОМУ ЕГО ТОЛКОВАНИЮ. НО ТЕМ НЕ
МЕНЕЕ ЭТА ТОчКА ЗРЕНИя НЕМЕЦКОГО МЫСЛИТЕЛя ОчЕНЬ АКТУАЛЬНА СЕГОДНя.
ВЕСЬМА РАСПРОСТРАНЕННЫМ яВЛяЕТСя МНЕНИЕ О ТОМ, чТО РЕЛИГИя ЕДВА ЛИ НЕ
ЕДИНСТВЕННАя НРАВСТВЕННАя СПАСИТЕЛЬНИЦА РОССИИ: ТОЛЬКО ОНА СПОСОБНА ДАТЬ
чЕЛОВЕКУ ПОДЛИННЫЙ ПОДЪЕМ ДУХА; ТОЛЬКО ОНА "СКРЕПЛяЕТ НАЦИЮ"; ОНА "НАИБОЛЕЕ
ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО МАССОВОГО ВОСПИТАНИя МОРАЛИ", ТАК КАК ОНА "ДАЕТ
ОБЩЕДОСТУПНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВЕРХНАЦИОНАЛЬНОМ АБСОЛЮТЕ, БЕЗ КОТОРОГО
МОРАЛЬ НЕ СУЩЕСТВУЕТ". ТРУДНО СКАЗАТЬ, чТО БОЛЬШЕ В ЭТОМ ПРИЗНАНИИ: ИЛИ
ПОТРЕБНОСТИ В "СВЕРХНАЦИОНАЛЬНОМ АБСОЛЮТЕ", ИЛИ СНИСХОДИТЕЛЬНОЙ ЗАБОТЫ О
чЕЛОВЕКЕ ИЗ "МАССЫ", КОТОРЫЙ ТОЛЬКО
БЛАГОДАРя РЕЛИГИИ СМОЖЕТ СТАТЬ НРАВСТВЕННЫМ? НИЦШЕ ВЕРИЛ В ВОЗМОЖНОСТИ
САМОГО чЕЛОВЕКА - ЕДИНСТВЕННОГО ТВОРЦА И САМОГО СЕБя, И СВОЕЙ ИСТОРИИ.
«УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ МЕНЯ МОЖНО ПОНИМАТЬ, - А ТОГДА УЖ ПОНИМАТЬ С
НЕИЗБЕЖНОСТЬЮ, - МНЕ ОНИ ИЗВЕСТНЫ ДОСКОНАЛЬНО, ДОПОДЛИННО. НЕОБХОДИМО В
ДЕЛАХ ДУХА ЧЕСТНОСТЬ И НЕПОДКУПНОСТЬ, И НЕОБХОДИМО ЗАКАЛИТЬСЯ В НИХ, -
ИНАЧЕ НЕ ВЫДЕРЖИШЬ СУРОВЫЙ НАКАЛ МОЕЙ СТРАСТИ. НУЖНО СВЫКНУТЬСЯ С ЖИЗНЬЮ НА
ВЕРШИНАХ ГОР, - ЧТОБЫ ГЛУБОКО ПОД ТОБОЙ РАЗНОСИЛАСЬ ЖАЛКАЯ БОЛТОВНЯ О
ПОЛИТИКЕ, ОБ ЭГОИЗМЕ НАРОДОВ. НУЖНО СДЕЛАТЬСЯ РАВНОДУШНЫМ И НЕ ЗАДАВАТЬСЯ
ВОПРОСОМ О ТОМ, ЕСТЬ ЛИ ПОЛЬЗА ОТ ИСТИНЫ, НЕ ОКАЖЕТСЯ ЛИ ОНА РОКОВОЙ ДЛЯ
ТЕБЯ ... НУЖНО, КАК ТО СВОЙСТВЕННО СИЛЬНОМУ, ОТДАВАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ
ВОПРОСАМ, КОТОРЫЕ В НАШИ ДНИ НИКТО НЕ ОСМЕЛИВАЕТСЯ СТАВИТЬ; НЕОБХОДИМО
МУЖЕСТВО, ЧТОБЫ СТУПИТЬ В ОБЛАСТЬ ЗАПРЕТНОГО; НЕОБХОДИМА ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
- К ТОМУ, ЧТОБЫ СУЩЕСТВОВАТЬ В ЛАБИРИНТЕ, И СЕМИКРАТНЫЙ ОПЫТ ОДИНОЧЕСТВА. И
НОВЫЕ УШИ ДЛЯ НОВОЙ МУЗЫКИ. И НОВЫЕ ГЛАЗА - СПОСОБНЫЕ РАЗГЛЯДЕТЬ
НАИОТДАЛЕННЕЙШЕЕ. НОВАЯ СОВЕСТЬ, ЧТОБЫ РАССЛЫШАТЬ ИСТИНЫ, ПРЕЖДЕ МОЛЧАВШИЕ.
И ГОТОВНОСТЬ ВЕСТИ СВОЕ ДЕЛО В МОНУМЕНТАЛЬНОМ СТИЛЕ - ДЕРЖАТЬ В УЗДЕ
ЭНЕРГИЮ ВДОХНОВЕНИЯ ... ПОЧИТАТЬ СЕБЯ САМОГО; ЛЮБИТЬ СЕБЯ САМОГО; БЫТЬ
БЕЗУСЛОВНО СВОБОДНЫМ В
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
1. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; к генеалогии морали.
А. Николаева, Е. Воронцова, В. Вейнштока. - Мн.:Беларусь,1992.-335с.
2. Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм, А.Камю, Ж.П.Сартр. Сумерки богов
/Под ред. А.Яколева:перевод.-
3. Ницше Ф. Сочинение в 2 т.
/Пер. с нем; Под ред.К.
4. В.Вересаев. Живая жизнь : о Достоевском, о Толстом, Аполлон и
Дионис (о Ницше). - М:Политиздат,1991.-336с.
5. Ф.Ницше. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. -
М:Интербук,1990.-301с.
6. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия : проблемы
нравственной философии. - М:Мол.Гвардия,1987.-317с.
7. Галеви Даниэль. Жизнь Ф.Ницше.