Характеристика Ф. Ницше

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 13:28, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы состоит в изучении учения Ф. Ницше о сверхчеловеке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотреть биографию Ф. В. Ницше; 2) охарактеризовать концепцию сверхчеловека Ф. Ницше.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1.Характеристика Ф. Ницше…………………………………………………4
2.Учение Ницше о сверхчеловеке……………………………………………7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...11
Список использованной литературы………………………………………13

Файлы: 1 файл

контрольная по философии.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

 

РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА

 

 

Факультет: «Транспортные сооружения и здания»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Философия»

 

 

 

 

Выполнил:

Ст. гр. ЗЖУ-291

Иванов Е.Н.

 

Проверил:

 

 

 

 

 

Москва 2015 год

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1.Характеристика Ф. Ницше…………………………………………………4

2.Учение Ницше о сверхчеловеке……………………………………………7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...11

Список использованной литературы………………………………………13

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейший поворот в развитии философии, связанный с переходом от рациональной философии к иррациональной, интуитивной, приходится на XIX — начало XX в. и наиболее ярко проявился в так называемой философии жизни. Становление этого направления философской мысли, наиболее яркими представителями которого являются А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, шло как бы параллельно формированию и развитию философии Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха и К. Маркса. Во многом позиции тех и других радикально различались. Если Гегель, Фейербах и Маркс олицетворяли собой, каждый по-своему, общеевропейскую культурную и философскую традиции, то Шопенгауэр и особенно Ницше порывают с ней, по крайней мере внешне. Метаморфозы такого рода не происходят сами по себе, должна возникнуть потребность в иной философии, ином нетрадиционном взгляде на мир и человека в этом мире.

Актуальность работы заключается в том, что философия Ф. Ницше была исторически обусловлена. Появление иррационалистических взглядов в философии явилось как бы ответом на кризис в научных методах познания, естествознания.

Цель работы состоит в изучении учения Ф. Ницше о сверхчеловеке.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотреть биографию Ф. В. Ницше; 2) охарактеризовать концепцию сверхчеловека Ф. Ницше.

 

1.ХАРАКТЕРИСТИКА Ф. НИЦШЕ

 

Фридрих Ницше (1844–1900) родился в семье пастора (его предки по линии матери и отца были священниками). Отец умер, когда Ницше было пять лет, и детство прошло в окружении женщин, в том числе сестры Элизабет, которая немалую роль сыграла в издании и популяризации работ своего брата.  Учился в Боннском и Лейпцигском университетах, изучал классическую филологию. Был любимым учеником Альбрехта Ричля — знаменитого либерально-протестантского богослова и ученого (школа Ричля, ричлеанство последовательно распространяла принципы научной критики на христианство и тем самым до предела десакрализовала, чуть ли не атеизировала его). Безусловно, ричлеанская критика христианства отразилась на отношении Ницше к этой религии, отношении бескомпромисно-враждебном. Еще до окончания университетского курса он получил приглашение в Базельский университет на должность профессора классической филологии. Рекомендовал его на эту должность Ричль.

В рекомендации он писал: «Предсказываю, что однажды он займет ведущее место в немецкой филологии». Однако даже Ричль не предполагал, что Ницше пойдет еще дальше, станет самым знаменитым философом и филологом Европы. Через 10 лет (в 35 лет) Ницше подал в отставку по причине болезни мозга. От головных болей он спасался микстурами, таблетками, постоянной переменой мест, но главным образом умственным трудом. Физические недомогания странным образом трансформировались в нем в безудержное побуждение к творчеству, в самый настоящий творческий зуд. Будь он здоровым, вряд ли он состоялся бы как гениальная личность. Болезнь, точнее сопротивление ей, определила, не только интенсивность его мысли, но и ее направление, содержание. Сам Ницше осознавал это. «Мою философию, — говорил он в автобиографии, — я сделал из моей воли к здоровью». Болезнь привела его к сумасшествию, в этом состоянии он и умер.

В его творчестве обычно выделяют три периода: 1871–1876 гг. («Рождение трагедий из духа музыки», «Несвоевременные размышления»), второй период — 1876–1877 гг. («Человеческое, слишком человеческое», «Пестрые мнения и изречения», «Странник и его тень», «Веселая наука») — период разочарований и критичности, «трезвый взгляд на действительную человеческую жизнь»; третий период — 1887–1989 гг. («Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Сумерки кумиров», «Антихрист», «Ницше против Вагнера»).

Форма изложения философских идей у Ницше — это афоризмы, мифы, проповеди, полемика, декларации. Он высказывал свою позицию, не заботясь об аргументации, доказательности: его философские взгляды — это его собственное бытие. «Переоценка ценностей», о чем часто писал Ницше, была его естественным состоянием. Поэтому знакомство с сочинениями Ницше — это знакомство с его личностью.

Философ сложен парадоксальностью и парадигмальностью мышления. Все работы, которые он писал, обычно вызывали шок в обществе.

Вслед за Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю, как порыв, как «волю к власти», к расширению своего «Я». Воли существуют на уровне всех живых организмов. Воля к власти – квинтэссенция жизни, которую необходимо поощрять. Кто обладает большей волей к власти, тот более жизнеспособен (и для людей, и для органического мира). Центральным понятием у философа является идея жизни, поэтому его считают родоначальником этого направления.

Ницше утверждает, что проблемы, возникшие перед человечеством, человек может преодолеть, выработав в себе новые ценности, разработав новую мораль и религию. Об этом он говорит в своих лучших работах «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Веселая наука», «Воля к власти».

Ф. Ницше: «Я всегда писал свои книги всем телом и жизнью: мне неизвестно, что такое чисто духовные проблемы».

Своеобразно Ницше относится к Сократу, которого он объявляет личным врагом. Своим рационализмом Сократ разрушил мифологическое мировоззрение и своей иронией убил его, не предложив ничего взамен. Рациональное знание могло, по Ницше, раскрыть только ту убийственную истину, что жизнь бессмысленна. Незнание дает человеку силы к жизни и сообщает ей смысл.

Отсутствие в мире закономерного развития означает и бессмысленность морали. Называя демократию моралью стадных животных и утверждая культ избранных, Ницше снискал себе славу предтечи фашизма. На это Т. Манн резонно замечает: не фашизм есть создание Ницше, а Ницше – создание фашизма, поскольку он уловил и отметил первые признаки нарождающегося империализма (хотя и не имел о нем представления) и возвестил приближение фашизма.

Стремление Ницше создать новую мораль взамен христианской и критиковалось, и осуждалось. Вл. Соловьев, например, писал, что в полемике с христианством Ницше «поразительно мелко плавает», его претензия на роль «антихриста» была бы в высшей степени комична, если бы не кончилась такой трагедией.

Как известно, Ницше, пройдя через манию величия, впал в болезненное состояние души и умер, даже не узнав об успехе книг, изданных им за свой счет.

Однако очень многие зачитываются Ницше, высоко его ценят за незаурядную одаренность как мыслителя и публициста, прекрасного филолога и музыкального импровизатора, считая, что приобщение к его творениям обогащает и утончает наш духовный мир.

В 20­е годы ХХ в. формируется новое философское направление – экзистенциализм – «философия существования», которое было оценено тогдашней академической мыслью как странное и бесперспективное. Но вскоре ведущие представители этого течения были возведены в ранг классиков философской мысли ХХ в.

Согласно экзистенциализму, задача философии – заниматься не столько науками, сколько вопросами индивидуально человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир. Для чего он живет? В чем смысл его жизни? Это действительно важные вопросы, которые не могут не волновать человека.

Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций: озабоченность, страх, одиночество, заброшенность, сознание конца своего бытия.

 

2.УЧЕНИЕ НИЦШЕ  О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ

 

В учении о человеке Ницше исходит из евангельской притчи о старом и новом человеке, о проклятии человека от Адама и спасении человека от Христа. Ницше считает, что человек после Христа также ветх, как и после Адама. Человечество через Христа не возродилось, а окончательно потеряло себя, заболело смертельной болезнью воли к смерти, и в этом он видит преступление христианства. «Оболочка земли, — говорит он, — заражена болезнью. Одна из этих болезней называется человек». Человек обессилел и обесславил себя верой в Бога. Упав так низко через поклонение Богу, человек доказал, что Бога нет. Отсюда знаменитый богоборческий постулат ницшеанской антропологии: «Бог умер». Это отрицательный постулат, но, как говорят, святое место пусто не бывает. И Ницше находит Богу замену.

Недостижимый идеал Бога он заменяет реально достижимым (как полагал Ницше) идеалом «сверхчеловека». «Я учу вас о сверхчеловеке», к этому сводится его положительный постулат. Человек не должен быть целью (как у Канта). «Человек есть нечто, что должно быть превзойдено». Современный человек — это «последний человек». Он или должен выродиться, или возродиться. «Обезьяна по отношению к человеку — посмешище и позор. Так же и современный человек посмешище по сравнению со сверхчеловеком». Последний человек должен оставить себя, забыть. Он только мост или «канат», натянутый между животными и сверхчеловеком». Только война может оздоровить человечество; только воин может возродить мужество, доблесть и честь. Война отсеивает расслабленных, больных, идеалистов и верующих. Сам Ницше так говорит об этом: «Благо войны освящает любую цель». Или: «Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему». Или: «Не щади своего ближнего». Даже друзьям он советует стать врагами, чтобы не ослабло напряжение жизни: «Уверенно и прекрасно будем врагами и мы, друзья», ибо «мужчина должен быть воспитан для войны».

Люди должны отказаться от себя в пользу будущего сверхчеловека. Они должны принести себя в жертву, «чтобы когда-нибудь жил сверхчеловек». Мы, говорит Ницше, «теперь первенцы», которых должны принести в жертву старым идеалам. Жертвующий собой человек — «переход» и «гибель»: он умирает, но смерть во имя сверхчеловека и есть переход к сверхчеловеку. Самопожертвование во имя сверхчеловека и есть выражение истины жизни, ее вечного становления, перехода к высшим проявлениям власти и господства. Только жертва в таком смысле может сделать из людей «отцов и предков сверхчеловека».

Рождению сверхчеловека предшествует акт переоценки всех ценностей, в особенности моральных, предшествует отказ от них в пользу ценностей, стоящих по ту сторону добра и зла. Эти над моральные ценности Ницше называет «ценностями жизни». Иногда проповедь их расценивается как аморализм Ницше. Это неточно. Сам Ницше называет себя имморалистом, т.е. человеком, не нарушающим приличия, а критикующим мораль, выступающим против ее ограничений и требований. Ницше ратует не за отмену нравственности, не за аморальные действия. Более того, он согласен: надо избегать безнравственных поступков; надо следовать нравственным предписаниям практически, но, добавляет он, «и то и другое должно стоять на иной почве», а именно на почве ценностей, утверждающих жизнь и ее волю к власти. Основные пороки традиционной морали, по Ницше: она деспотична и парализует самостоятельность индивида, его свободу, жизненную силу, нетерпима ко всему самобытному и нечаянному; действует по принципу слепого и механического табу, запрещая и сковывая. «В присутствии морали, — говорит Ницше, — нельзя мыслить». И потому традиционная мораль — это мораль рабов; она исключает прогресс, совершенствование жизни и человека. Она внеположна и враждебна творческому инстинкту жизни, требует исполнения закона и обычая. Но любой закон и обычай сдерживают становление, течение жизни. Жизнь в рамках закона — это остановившаяся жизнь. История нравственности — это история борьбы не за жизнь, а с жизнью. «Если и был прогресс, — замечает Ницше, — то благодаря сумасшедшим», т.е. людям, способным отступить от привычного и преодолевать ограничения. Традиционная мораль феминистична, женственна. Женщина является скандальным словом в лексиконе Ницше. Она действует на жизнь расслабляюще, стремится к покою и благополучию, тяготеет к ставшему и избегает риска становления. Традиционная мораль завоевана этой расслабляющей женственностью, фатальным духом ограничения, середины и нормы. Из нее ушел дух «опасности и игры», характерный для мужчины. Равенство нивелирует различие, иерархию, которая и есть жизненная справедливость.

Ницше не призывает к уничтожению традиционной морали. Он считает ее моралью рабов, и она должна остаться при них. Он только требует отмены ее притязаний на всеобщность. Наряду с нею (моралью рабов) он выдвигает концепцию морали господства. Она исходит из природного неравенства сил, из принципа господства силы над слабостью, торжества жизни над смертью, здоровья над немощью. Ее основной императив: любовь к дальнему (а не ближнему), любовь к человеку, которого нет, но который должен быть к человеку будущего, к сверхчеловеку. Ради него должно быть уничтожено или укрощено все, что мешает его приближению. Ее критерий — не добро и зло, а интенсивность жизни, эстетика и мощь власти. Хорошо «все, что укрепляет сознание власти, желание власти и саму власть». Дурно «все, что вытекает из слабости», оно снижает и подрывает волю к господству и цветению жизни. В ком же видится воплощение сверхчеловека? Ницше не ассоциирует сверхчеловека ни с какой исторической личностью. Это некая «белокурая бестия», по-видимому, ариец, нордический человек.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В учении Ницше, как в любом серьезном нравственно-философском исследовании, есть много ценного для нашего времени. Прежде всего, это яркая критика мещанства. Никто до и после Ницше с такой прозорливостью не смог предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей.

Это, кроме того, неприятие социальной системы, построенной либо на безмерном подчинении какой-либо одной идеологии, либо на принципах утилитаризма и прагматизма, где обесценено главное - личность, ее индивидуальность и неповторимость. Это идея возвышения человека, преодоление всего мелочного, обыденного, незначительного для жизни. Многие категории нравственного учения Ницше вошли в философско-этическую науку и в наш обыденный язык: "переоценка ценностей", "Сверхчеловек", то есть "которых слишком много"; "человеческое, слишком человеческое"; мораль "по ту сторону добра и зла".

Главной позитивной ценностью нравственного учения Ницше, без сомнения, является идея возвышения человека. Ницше с полным правом можно было бы назвать исследователем антропологического метода в философии. В своих нравственных оценках он стремился идти от индивида. Причем сам индивид рассматривался им как бесконечно становящаяся ценность, как процесс, как неисчерпаемость. По Ницше, человечество - это целостность, проявляющаяся через различие. Но абсолютизация неординарности приводила Ницше к парадоксальным выводам. Впрочем, любая абсолютизация приводит к крайностям и в познании и, что всего печальнее, в социально нравственной практике.

Одним из аспектов философского учения Ницше является критика христианской морали. Отметим, что здесь Ницше занимал весьма оригинальную позицию. Он считал, что религия формирует зависимое, несамостоятельное сознание, смирение, несвободу человека. Для Ницше религия стала символов зависимого "несчастного" сознания.

Информация о работе Характеристика Ф. Ницше