Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:46, магистерская работа

Краткое описание

Стремление человека к познанию окружающего мира бесконечно. Одним из средств этого познания является естествознание. Оно активно участвует в формировании мировоззрения каждого человека отдельно и общества в целом. К мировоззрению относится также социальная установка на понимание смысла жизни, жизненных идеалов, целей общества и средств их достижения. Мировоззрение - совокупность определенных знаний, комплекс норм и убеждений, проявляющихся в содержании практической деятельности. Определенный мировоззренческий и методологический подход к пониманию мира и объяснению эмпирических фактов выражает стиль мышления. Он включает в себя применяемые методы исследования, некоторую познавательную и социальную установку и может быть консервативным, ортодоксальным, критическим, революционным, конформистским, эклектичным и т.д.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Естественно-научная и гуманитарная культура……………………………...4
2.Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур…………………………………………………………………………….......7
3.Роль «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры……………...10
4.Необходимость единства естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе………………………………………………………….......12
5.Заключение………………………………………………………………………...17
6.Список литературы…………………………………………………………….....18

Файлы: 1 файл

Естественнонаучная и гуманитарная культуры.doc

— 100.50 Кб (Скачать)
 

Алматинский Университет Энергетики и Связи

Радиотехника, Электроника и Телекоммуникации

Кафедра Социальных дисциплин 
 
 
 
 

Семестровая работа

Тема: Естественно-научная и гуманитарная культура.. 
 
 
 
 
 

Выполнил: Бекетауов Д.Н.

Группа КМУп-11-1

Номер зачетной книжки: №11М037

Приняла: Сагиқызы А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Алматы 2011

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………….3

1. Естественно-научная  и гуманитарная  культура……………………………...4

2.Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур…………………………………………………………………………….......7

3.Роль «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры……………...10

4.Необходимость единства естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе………………………………………………………….......12

5.Заключение………………………………………………………………………...17

6.Список  литературы…………………………………………………………….....18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Стремление человека к познанию окружающего мира бесконечно. Одним из средств этого познания является естествознание. Оно активно участвует в формировании мировоззрения каждого человека отдельно и общества в целом. К мировоззрению относится также социальная установка на понимание смысла жизни, жизненных идеалов, целей общества и средств их достижения. Мировоззрение - совокупность определенных знаний, комплекс норм и убеждений, проявляющихся в содержании практической деятельности. Определенный мировоззренческий и методологический подход к пониманию мира и объяснению эмпирических фактов выражает стиль мышления. Он включает в себя применяемые методы исследования, некоторую познавательную и социальную установку и может быть консервативным, ортодоксальным, критическим, революционным, конформистским,  эклектичным и т.д.

          Естествознание, и его отдельные отрасли являются некоторой системой  взглядов на всю природу и на её части.

           Основные понятия – «природа» и «наука». В широком смысле слова природа - это все сущее в бесконечном многообразии своих проявлений, а в узком - природа обычно противопоставляется обществу. Под наукой обычно понимают сферу человеческой деятельности, в рамках которой вырабатываются и систематизируются объективные знания о действительности. 
 Цель естествознания - раскрыть сущность явлений природы, познать их законы и предсказать на их основе новые явления, а также указать возможные пути использования на практике познанных законов природы.

 

1. Естественно-научная  и гуманитарная  культура. 

          Понятие культура охватывает все многообразие материальной и  духовной деятельности людей. Вся наука, включая естествознание, является одной из важнейших форм культуры, без которой немыслимо производство материальных и духовных благ.

    Понятием "культура" обозначаются различные  явления: сорта растений, выведенные специалистами в ходе селекционной работы; процессы совершенствования  телесных, нравственных и умственных качеств человека; совокупность обычаев, традиций, верований и образа жизни народов; особый неприродный тип бытия, созданный человечеством в его истории и постоянно воспроизводимый в течение жизни поколений; системы положительно значимых ценностей в жизнедеятельности людей и т. д.

    Исходный  признак культуры выделяется через  соотношение с природой. Объект есть достояние культурной реальности, ее ли он обработан или переделан  людьми для удовлетворения их потребностей. В этом контексте все созданное человечеством есть культура. Таково расширенное понимание специфики культуры. 

    Однако  предельно общие понятия часто  не заключают в себе сколько-нибудь значительного научного потенциала, если они не раскрываются полностью  в своем содержании. Выражения типа "все" и "ничего" могут быть, поняты как тождественные.

    Поэтому ученые стремятся к более конкретному  объяснению явлений и выражающих их понятий. Одним из путей объяснения понятия "культуры" является ее инструменталистская  трактовка. Культура — это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой.

    Эти средства создаются людьми, постоянно  совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур — материальной, социальной и духовной.

    Материальная  культура — совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, активную и пассивную технику, физическую ("телесную") культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т. д.

    Социальная  культура — система правил поведения  людей в различных видах общения  и специализированных сферах общественной деятельности. Она включает этикет, профессиональную, правовую, религиозную, светскую, нравственную, экономическую и другие разновидности нормативной деятельности.

    Духовная  культура — это составная часть  культурных достижений человечества. Она представляет собой многообразную систему знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений — знаков. Универсальный знак — язык — естественный и искусственный, звуковой (речь) и письменный.

    Основные  виды духовной культуры — мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т. д. Каждый из этих видов духовной культуры состоит из относительно самостоятельных разновидностей.

    В предметной области науки относительно четко выделяются системы знаний о природе — естествознание (естественные науки) и системы знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп, государства, человечества — гуманитарные науки.

    До  последовательного оформления науки, как самостоятельной части культуры человечества, знания о природе и ценностях общественной жизни входили в иные состояния духовной культуры: практический опыт, мудрость, народная медицина, моральные системы этносов, натурфилософия и др.

    Данное  обстоятельство дает право трактовать понятия "естествознание" и "гуманитарное знание" не в качестве естественных и гуманитарных наук, а в значении более широкого комплекса научных и ненаучных видов знаний.

    Однако  в условиях культуры XX в. такая трактовка непродуктивна. Поэтому чаще всего исходят из того, что современная естественнонаучная и гуманитарная разновидности культуры основаны на научном знании. С учетом того обстоятельства, что отдельный человек не в состоянии усвоить весь объем информации, накопленный науками, понятие "естественно-научная культура" указывает на три слоя реальности:  

  • совокупный исторический объем информации, полученный в процессе изучения природы и общества;  
  • объем информации о данных сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен усвоению;  
  • фактически усвоенное индивидом, специалистом содержание накопленного и актуализированного знания о природе и общественных ценностях.

   Сфера исследования природы естественными  науками, по сути, неисчерпаема. Она  включает объекты микро-, макро- и  мегамиров. В более популярном изложении это означает, что естествознание исследует неорганическую и органическую природу Земли и Вселенной.

   Основные  науки о неорганической природе  — физика, химия, физическая химия  и многочисленные подразделения. Комплекс биологических наук исследует живую природу, начиная от доклеточного уровня и кончая биосферой. Специфику планетного вещества Земли изучает геология и другие науки. Вселенная является объектом познания астрономии, астрофизики, астрохимии. Математика исследует все сферы бытия природы, где выявлены количественные закономерности. Методы математики проникают и в науки об обществе.

   Гуманитарная  культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики и других наук. Системообразующие ценности гуманитарных наук — гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т. д. Эти ценности имеют решающее значение в целеполагающей деятельности людей, так как поднимают человека от состояния животного эгоизма к всесторонней общественной жизни.

   Те  или иные группы ценностей и соответственно виды гуманитарной культуры могут наполняться  специфическим социальным содержанием. Их общественная значимость относительна и утверждается в соответствии с  той или иной ролью, которую они  играют в определенную историческую эпоху. Например, религиозные ценности католицизма доминировали в общественной жизни государств западной Европы в XI—XIV вв. В настоящее время в этих государствах превалируют политические и правовые ценности (демократия, права человека и т. п.).

   Существенную  роль в современной индустриальной цивилизации играют экономические  и утилитарно-практические ценности, в которых осмысливаются явления  материальной культуры. Важно подчеркнуть, что и в гуманитарном знании, и  в целом в гуманитарной культуре существенным образом представлены интересы субъекта. Поэтому неизбежны различные варианты осмысления и оценки "позитивности" одних и тех же общественных явлений для того или иного человека, группы, социума, государства. В этом и заключается специфика гуманитарной культуры.

      Естественно-научная  культура во многом исключает субъективизм ученого. Выделим основные признаки (показатели) рассматриваемых видов  культур. Специфика естественно-научной  культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) слой массива человеческого знания, имеющего большое значение для существования человека и общества.

     Кроме того, это глубоко специализированное знание. Для "рядовых" потребителей естественно-научной культуры необходимы научно-мировоззренческие популярные "переводы" (толкования) знаний о природных объектах. В любом случае для человека вообще естественно-научная культура есть важнейшее средство социализации, а для многих специалистов — решающее условие их эффективной деятельности.

      Специфика гуманитарной культуры состоит в  том, что знание о системе ценностных зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к  определенной социальной группе. В основе актуализаций нередко лежат общечеловеческие ценности (гуманизм, демократия, права человека, нормы морали и т. д.). Все это имеет решающее значение в социальной адаптации индивида.

     Проблема  истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.

     Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в следующем:

  • они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека, и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и совершенствования;
  • осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике естествознания, рационализации гуманитарной культуры и т. п.);
  • взаимно координируют в историко-культурном процессе;
  • являются самостоятельными частями единой системы знаний науки;
  • имеют основополагающую ценность для человека, ибо он выражает единство природы и общества.

Специфика и взаимосвязь  естественнонаучного  и гуманитарного  типов культур.

Информация о работе Естественнонаучная и гуманитарная культуры