Единство противоположностей и противоречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

1.Понятие тождества, различия, противоположности, противоречия.
2.Противоречия – источник движения и развития. Ступени развития противоречий.
3.Виды и типы противоречий.

Файлы: 1 файл

кр фил.docx

— 51.91 Кб (Скачать)

Конечно, на начальных ступенях развития предмета, где его противоречия находятся в скрытом, «дремлющем»  состоянии, довольно трудно и не всегда возможно уловить, зафиксировать эти  противоречия. Рассматривая эволюцию форм стоимости, Маркс в связи с этим указывает, что «в той самой степени, в какой развивается форма стоимости вообще, развивается и противоположность между двумя ее полюсами - относительной формой стоимости и эквивалентной формой. Уже первая форма... - содержит эту противоположность, но не фиксирует ее»31.

Выше мы показали, что  ни тождество, ни различие противоположностей не бывает абсолютным. А из этого  непреложно следует, что противоречие между противоположностями существует всегда, хотя степень его зрелости, его характер неодинаковы в разных условиях, оно специфично в каждом отдельном явлении. Но безусловно одно: немыслимо явление без противоречия между противоположностями, независимо от того, в какой стадии развития находится это явление. Возьмем такое явление, как способ производства. Капиталистические производственные отношения на первых порах соответствовали характеру производительных сил. Иначе не было бы никакой необходимости в смене феодализма капитализмом, не было бы бурного по сравнению с феодализмом развития производительных сил. Но и тогда между противоположностями капиталистического способа производства существовало противоречие. «Борьба между капиталистом, - писал К. Маркс, - и наемным рабочим начинается с самого возникновения капиталистического отношения»32.

В объективной действительности противоречие есть причина, глубокий внутренний источник изменения и развития. «Борьба» же противоположностей не возникает на том или ином этапе развития предмета. Она абсолютна так же, как абсолютно  движение, изменение. Из этого следует, что между противоположностями  не бывает никакого момента абсолютного  тождества.

Далее, научное познание невозможно, если противоречие рассматривать раз  и навсегда данным, мертвым, окостеневшим. Абсолютность противоречивости единства между противоположностями не исключает, а предполагает изменчивость, текучесть  этой противоречивости:. К метафизике ведет как отрицание абсолютности этой противоречивости, так и отрицание ее изменчивости.

Следовательно, не только явление  нужно рассматривать как процесс, но и его противоречие. Не брать его готовым, а изучать, как оно возникло вместе с явлением, какие различные этапы своего развития, обострения оно прошло, чем стало теперь, какова его природа, его тенденция, каковы внутренние и внешние условия его развития, какая его сторона, в каких условиях преобладает над своей другой и т. д. Поскольку противоречие в зависимости от природы и условий развития явлений бывает различного характера, разной степени зрелости и т. д.. то его анализ должен быть конкретным. Его познание невозможно, если игнорировать требование конкретности рассмотрения.

Итак, каждое конкретное противоречие, как любое другое явление, есть процесс  и в своей эволюции проходит ряд  этапов. Так, Маркс не только вскрыл в товаре все противоречия капитализма, но и проследил «развитие (и рост и движение) этих противоречий и  этого общества, в сумме его  отдельных частей, от его начала и до его конца»33. Он самым тщательным образом, вплоть до мельчайших подробностей, показал, как заложенное в товаре внутреннее противоречие потребительной стоимости и стоимости, бывшее вначале скрытым и незаметным, пройдя ряд последовательных качественно своеобразных этапов в своем развитии, вырастает в конечном итоге в резко выраженный антагонизм между основными классами капиталистического общества - буржуазией и пролетариатом.

Поскольку противоречие есть отношение  между тождеством и различием  в данном единстве, то в развитии любого противоречия можно выделить в самом общем виде следующие  основные этапы.

На первом этапе противоречие характеризуется господством тождества  над различием противоположностей. Здесь, во-первых, не все противоречия явления наличествуют: одни существуют и зародыше, а другие возникают позже, во-вторых, поскольку противоречие находится в скрытом, зародышевом состоянии, оно незаметно, поэтому его нельзя обнаружить и зафиксировать на эмпирическом уровне. Но в то же время господство тождества не исключает различия. Последнее наличествует всегда и своим бытием в тождестве обусловливает его господство. Господство тождества и подчинение различия свидетельствуют о том, что на этом этапе истинной, действительной противоположностью является тождество. Именно оно характеризует явление на этом этапе.

Процесс обострения, углубления противоречий дополняется возникновением новых противоречий, которые непосредственно  не содержались в «зародыше», но которые также возникают и, в  свою очередь, получают «путевку в жизнь», также проходят процесс обострения, развития. Господство тождества на первом этапе содержит в себе свою собственную противоположность, собственное  отрицание, т. е. различие. Последнее  еще не совершенно, не развито, находится  в подчиненном, зародышевом состоянии  и не играет существенной роли в  единстве. Господство тождества одновременно есть усиление различия, его имманентное  развертывание. Чем совершеннее  и продолжительнее господство тождества, тем успешнее и глубже усиление различия. Развитие тождества есть, таким образом, дальнейшее расхождение противоположностей, т. е. развертывание своей отрицательности, различия, причем в одном и том  же отношении. Усиление расхождения, различия противоположностей мало-помалу, шаг  за шагом, последовательно и неизбежно  приводит к тому, что различие начинает господствовать над тождеством.

Второй этап противоречия характеризуется господством различия над тождеством. Последнее из господствующего  положения теперь превратилось в  подчиненное, а различие из подчиненного - в господствующее. Теперь истинной, действительной противоположностью единства является; различие, которое заключает  в себе и для себя тождество  как свои момент. Противоположности  меняются местами, ролями, функциями  и т. д., взаимно превращаются друг в друга, в тоже время сохраняя единую сущность, на основе которой происходят эти метаморфозы. Дальнейшая эволюция противоречия означает его дальнейшее обострение, обогащение. Оно приобретает новые черты, новые стороны, становится богаче, конкретнее, достигает высшего напряжения и зрелости. Возникает объективная необходимость саморазрешения противоречия и перехода явления в новое качественное состояние.

Третий этап в эволюции противоречия характеризуется его  практическим разрешением и переходом  явления .в свою противоположность, в новое явление, где совершаются те же процессы.

При этом .следует подчеркнуть, что развитие противоречия старого явления есть единственный исторический путь его разложения и образования нового. Ликвидация, устранение противоречия в диалектико - материалистическом понимании есть не что иное, как его разрешение, причем не словесным, а практическим путем. Разрешение теоретических противоположностей, -указывает .Маркс, - оказывается возможным только .практическим путем, только посредством практической энергии людей.

Разрешение противоречия - это вовсе не примирение составляющих его противоположностей и не "переход  их в нуль", а «снятие» и развитие их. Разрешение какого-либо противоречия означает, что борьба противоположных  сил получила новую форму своего движения. Поэтому, указав на то, что  процесс обмена товаров заключает  в себе противоречащие и исключающие  друг друга отношения, Маркс отмечает, что развитие товара не снимает этих противоречий, но создает форму для  их движения. Таков и вообще тот метод, при помощи которого разрешаются действительные противоречия"34. Разрешение какого-либо противоречия есть исчезновение именно данного конкретного противоречия (а не исчезновение противоречий вообще) и одновременно возникновение противоречия, другой его конкретной формы развития.

Если в явлениях противоречие существует всегда, то человеческое познание не сразу и не всегда обнаруживает его. Последнее достигается лишь в процессе сложной и трудной  деятельности мышления, посредством  которой объективное противоречие «переводится в субъективное, теоретическое. При этом непременным условием обнаружения противоречия и правильного его отражения является развитость, зрелость этого противоречия. Так, например, когда капитализм своим достижением развил до определенной степени зрелости «содержащиеся в самой действительности реальные противоречия... эти противоречия получили теоретически меткое, хотя и неосознанное выражение в теории Рикардо и других политико - экономов»35. Самопознание противоречий проходит несколько этапов, принимая на каждом этапе все более точные формы отражения этих противоречий, что означает все более глубокое и всестороннее разрешение проблем.

Из сказанного вытекает несколько  выводов: 1) новое явление возникает  в результате развития и обострения противоречий предшествующего ему  старого явления; 2) возникновение, становление  нового явления и гибель старого  явления есть одновременно и процесс  разрешения старых противоречий и возникновения  новых противоречий, новое явление  возникает (вообще движение, развитие имеет место) благодаря тому, что  «борьба» .противоположностей абсолютна, а их единство относительно.

Внутри данного единства противоположности взаимно превращаются друг в друга, обусловливая развитие самого единства. Так, взаимопревращение  пролетария и буржуа в рамках капиталистического единства состоит в том, что пролетарий, производя и воспроизводя прибавочную  стоимость, обусловливает не только свое эксплуатируемое бытие, но и  эксплуататорское бытие буржуа, а  буржуа, присваивая неоплаченный труд пролетария, обусловливает не только свое эксплуататорское бытие, но и эксплуатируемое  бытие пролетария. Буржуазия как  класс невозможна без пролетариата, без его труда, точнее, без эксплуатации его труда, но и пролетариат невозможен без буржуазии, без той мизерной доли буржуазной частной собственности, которая служит средством поддержания  жизни пролетариата. Так, капиталист производит рабочего, а рабочий капиталиста. Каждый воспроизводит самого себя тем, что он воспроизводит другого, воспроизводит  свое отрицание. Таким образом, это  взаимопроникновение противоположностей есть их взаимопревращение. Перед нами одно и то же отношение: эксплуатация, где на одном полюсе эксплуатируемый, а на другом эксплуататор. Это отношение  непрерывно воспроизводится до тех  пор, пока оно не упразднено.

Что же касается второго  аспекта взаимопревращения, то суть его состоит в следующем: скачок, переход в новое единство означает ликвидацию господства господствующей в старом единстве противоположности  и вместе с этим - подчинение подчиненной  противоположности, т. е. ликвидацию обеих  противоположностей.

Следовательно, главное не в том, что есть противоположности, есть «борьба» между ними и т. д., а главное во взаимопревращении  противоположностей. Истина состоит  в том, что «тождество противоположностей... есть признание (открытие) противоречивых, взаимоисключающих, противоположных  тенденций во всех явлениях», что  «диалектика есть учение о том, как  могут быть и как бывают (как  становятся) тождественными противоположности, - при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, - почему ум чело века не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую».

3.Виды  и типы противоречий.

Характерные черты: 

    1.  
      Противоположности должны находиться в единстве, т.е. быть резкими сторонами предмета или явления, но при этом так взаимопроникать, так зависеть друг от друга, что не одна из сторон не могла бы существовать без другой. Убери одну из сторон и исчезнет целое. Например, кусок магнита, если мы распилим его, то каждая из частей образует новый магнит, если разрядим, то магнит перестанет быть магнитом. Такие противоположности можно назвать диалектическими противоположностями
    2.  
      Противоположности должны находится в состоянии борьбы. Борьба в прямом смысле, только в природе. Обычно слово борьба понимается метафорически, оно означает взаимоотрицание, взаимоисключение противоположных сторон.
    3.  
      Таким образом, когда выполняются эти 2 признака, мы имеем диалектическое противоречие. 
       
      ^ Диалектическое противоречие – единство и борьба противоположностей одновременно. 
       
      Виды противоречий (по сферам действительности): 
  •  
    В природе. Они объективны, т.к. существуют независимо от людей. Изучаются естественными науками. В физике – движение и покой, в механике – притяжение и отталкивание, действие и противодействие, в химии – анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциация, в биологии – ассимиляция и диссимиляция, жизнь и смерть, в математике – плюс и минус, умножение и деление и т.д.
  •  
    ^ В обществе или социальные противоречия. Существуют объективно, но связанны с деятельностью людей (объективно-субъективно): производство – потребление, спрос – предложение, продавец – покупатель, производственные силы - производственные отношения. Особенность: антагонистический характер. Антагонизм – это противоречие, которое приобрело характер острого конфликта, непримиримой борьбы противоположных сил. Такое противоречие может быть разрешено только путем уничтожения одной из сторон: государство – терроризм. Антагонизм – черта только общества.
  •  
    ^ Противоречия мышления или познания. Антиномия – противоречие между 2 противоположными утверждениями, каждое из которых имеет законную силу или истинно. Впервые были открыты Кантом: антиномия человеческого поведения.
  1.  
    Тезис: поведение человека подчиненно естественной причинности. Оно детерминировано обстоятельствами, т.е. человек действует в соответствие с обстоятельствами.

Информация о работе Единство противоположностей и противоречия