Древнегреческая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 18:56, контрольная работа

Краткое описание

Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразиеобщественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV в. до н.э. может быть охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии и от религии к материалистически мыслящей науке. Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции стала древнегреческая философия.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 38.87 Кб (Скачать)

     Эипкур  является самой крупной фигурой  в философии грекоримского периода. Он во всем противоречил Демокриту.

     В своем учении о природе Эпикур полагал, что ничто не возникает  из ничего и в ничто не превращается. Мир всегда был таков, каков он сейчас.

     Отличие философии Эпикура от Демокрита  состоит в том, что первый ввел принцип отклонения атомов в ходе их движения в пустоте. У Демокрита  же все изначально жестко задано и  не предполагает ее изменения. Неудивительно, что этот философ стал одним из самых почитаемых для немецкого  мыслителя и революционера Карла  Маркса, который искренне мечтать  освободить все человечество от состояния  несвободы.

     По  его убеждению, нельзя, чтобы страх  предстоящей смерти заглушал в человеке тягу к благополучию. Удовольствие является началом и завершением  счастливой жизни. Эпикур был сторонником  гедонизма, и в связи с этим его творчество может быть определено как «философия счастья». Философ  всегда подчеркивал, что нельзя жить счастливо, не живя разумно, нравственно  и справедливо.

     Стоицизм («философия спасения») выразил ощущения ненадежности мира и неопределенности. Идеалом для стоиков стал человек, который повинуется судьбе и воле богов.

     В этом мире все управляется необходимостью и законом. Имея начало во времени, мир  должен иметь свой конец.

     Главным в поведении человека должен стать  покой, невозмутимость и терпение. В  представлении стоиков, мудрец –  это тот, кто не желает счастья  и не проявляет никакой деятельной энергии. Очевидно, что стоицизм прямо  противоположен эпикурейству. Если для  последнего характерна установка на оптимизм и активизм, то стоики –  это сторонники пессимизма и апатии.

     Скептицизм (Пиррон и др. ) как течение эпохи  эллинизма отвергал возможность  получения человеком достоверных  знаний об окружающем мире. Поэтому  не следует называть вещи ни прекрасными, ни безобразными, оценивать поступки людей как справедливые или же не справедливые.

     К I веку до н.э. проявился эллектицизм  – механическое сочетание разнородных  учений и идей, опиравшихся на различные  системы классической и эллинистической  философии.

     Древнегреческая философия стала одной из самых  ярких страниц в истории мировой  философской мысли по своему идейному содержанию, разнообразию течений школ, типов мышления и идей. Здесь философия  по-настоящему стала сама собой. По сути дела, греческая философия явилась  мировоззрением освобождающейся личности, которая выделяла себя из Космоса  и осознавала свою самостоятельность  и ценность.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Спецификой  древнегреческой философии в  её начальный период  является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих  философов называли «физиками» (от греч. phisis – природа). Главным вопросом в древнегреческой философии  был вопрос о первоначале мира.  В этом смысле философия перекликается  с мифологией, наследует ее мировоззренческую  проблематику. Но если мифология стремиться  решить этот вопрос по принципу – кто  родил сущее, то философы ищут субстанционное начало – из чего все

произошло. В период своего становления человеческое познание направлено “вовне”, на объективный  мир. И первые греческие философы стремятся  сконструировать картину  мира, выявить всеобщие основания  бытия этого мира. Накопление философией объема знаний, разработка инструментария мышления изменения общественной жизни, под влиянием которых формируется  человеческая личность, формирование новых общественных потребностей обусловили дальнейший шаг в развитии философской  проблематики. Происходит переход от преимущественного изучения природы  к рассмотрению человека, его жизни  во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая  тенденция в философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты  и Сократ: именно с их деятельностью  начинается переход от философии  как любви к мудрости вообще, как  “первонауки” к философии в подлинном  смысле этого слова. Ибо философия, в буквальном смысле этого слова, - это переосмысление, переживание  мыслителем своего места, своей роли, своего предназначения в бытии. В  философии софистов и Сократа  человек становится единственным бытием. Перенос акцента в философском  размышлении с природы на человека означал не просто более широкое  и всесторонее развитие второй важнейшей  составляющей мировоззренческого комплекса, а коренной переворот в разработке мировоззренческой проблематики. С  того времени на передний план выходит  проблема отношения человека к миру. Уже софисты подчеркивали субъективный характер человеческого бытия, его  влияние на восприятие и оценку мира как объекта. Следовательно, начиная  с софистов и Сократа, философия  впервые формулирует основной мировоззренческий  вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию.

     Для философии специфическим является  не раздельное  рассмотрение человека и мира, а постоянное их соотнесение. Философское восприятие мира всегда субъективно, личностно окрашено, в  нем нельзя абстрагироваться от присутствия  познающего, оценивающего и эмоционально переживающего человека. Философия  – это самосознающее мышление.

 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

1.     Асмус В.Ф. Античная философия,  М., 1989

2.     История философии /под ред.  Мапельман В.М., Пенькова Е.М., М., 1997

3.     История философии в кратком  изложении /пер. с чешского  И.И.Богута, М.,

1976

4.     Кессиди Ф.Х. Сократ, М., 1976

5.     Радугин А.А. Философия, М., 1999

6.     Рассел Б. История западной  философии, Новосибирск, 1994

7.     Философский энциклопедический  словарь, М., 1989

8.     Чанышев А.Н. Курс лекций по  древней и средневековой философии,  М., 1991

Информация о работе Древнегреческая философия