Древнегреческая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 18:56, контрольная работа

Краткое описание

Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразиеобщественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV в. до н.э. может быть охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии и от религии к материалистически мыслящей науке. Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции стала древнегреческая философия.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 38.87 Кб (Скачать)

     Третий  период античной философии – век  эллинизма. Сюда относятся стоики, эпикурейцы, скептики. Он включает в себя период раннего эллинизма (III-I вв. до н.э.) и  период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.). Культура раннего эллинизма характеризовалась, прежде всего индивидуализмом, обусловленным  освобождением человеческой личности от политической, экономической и  моральной зависимости от полиса. Главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности. В период позднего эллинизма были доведены до логического  завершения основные тенденции развития античной философской мысли. Произошел  как бы возврат к идеям классики, к ее философским учениям о  бытии (неопифагореизм, неоплатонизм), но возврат, обогащенный знанием  субъективного мира личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой Римской империи привело  философскую мысль к частному отходу от рационализма и обращению  к мистицизму. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от свободомыслия  раннего эллинизма, пошла по пути сакрального, то есть религиозного постижения мира.

 
 

1.2 Основные проблемы античной философии.

     Совокупную  проблематику античной философии можно  тематически определить следующим  образом: космология (натурфилософы), в  ее контексте тотальность реального  виделась как “physis” (природа) и как  космос (порядок), основной вопрос при  этом: «Как возник космос?»; мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических  способностей; метафизика (Платон) декларирует  существование интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие  неоднородны, причем мир идей выше чувственного; методология (Платон, Аристотель) разрабатывает  проблематику генезиса и природы  познания, при этом метод рационального  поиска понимается как выражение  правил адекватного мышления; эстетика разрабатывается как сфера решения  проблемы искусства и прекрасного  самого по себе; проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована  как иерархия обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология), этика; и в завершение эпохи античной философии формируются  мистико-религиозные проблемы, они  характерны для христианского периода  греческой философии.

     Необходимо  отметить, что в русле античной способности воспринимать этот мир  философски теоретическая философская  мысль представляется наиболее важной для последующего становления философского познания. По крайней мере, доктрина философии как жизни в настоящее  время претерпела существенное изменение: философия – это уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании. Разумеется, что сохраняют свое значение и элементы практической философии, развивающие идеи античной практической философии: идеи этики, политики, риторики, теории государства и права. Таким  образом, именно теорию можно считать  тем философским открытием античности, которое определило не только мышление современного человека, но и его  жизнь. И без сомнения, «обратное  влияние» механизмов познания, порожденных  древнегреческим сознанием, очень  сильно сказалось на самой структуре  сознательной жизни человека. В этом смысле, если теория как принцип  организации познания и его результатов  вполне выверена, то ее «обратное» воздействие  как реверсивного принципа организации  сознания еще не вполне ясно.

 

1.3 Античное наследие и его место в европейской историко-философской традиции.

 

     Для античной философии характерны были космизм и предметновещественная  интерпретация реальности. Мир выступал как макрокосм, а человек микрокосм. Античная философия – исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, её роль чрезвычайна высока. Именно здесь зародилась Европейская культура и цивилизация, здесь начало западной философии, почти всех её последующих школ идей и представлений, категорий проблем. Во все времена, вплоть до сегодняшних дней, европейская наука, культура, философия возвращаются к античной философии как своему источнику и колыбели, образцу мышления. Сам термин “философия“ возникает тоже здесь. Этот термин встречается у древне-греческого философа Пифагора (580 –500 до н.э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познания он был введён Платоном (428/27до н.э.) в противоположность “софосу” – мудрецу–пророку, обладавшему “Софией” – божественной мудростью.

     Большой вклад в развитие риторики, эристики и логики внесли первые древнегреческие  учителя мудрости (Протагор, Горгий, Антифонт и др.). Протагор был преподавателем риторики и эристики. Он учил, что  материя - это основа мира, пребывающая  в изменчивом состоянии. Протагор полагал, что нет ничего устойчивого, в  том числе и в человеческих знаниях. Следовательно, о всякой вещи возможны два противоположных мнения, оба претендующих на истинность.

     В отличии от Протагора, Горгий полагал, что в познании все ложно. Он учил, что ничего не существует, а если и существует, то непостижимо. По убеждению  этого философа, нельзя доказать, что  бытие и небытие существуют одновременною. Горгий затрагивал сложные логические проблемы, связанные с познанием  мира человеком. По убеждению Горгия, речь в состоянии отогнать страх  и отвести скорбь, вызвать положительные  психические состояния людей.

     Антифонт  в познании человека пошел дальше других софистов. Он считал, что человек  должен заботиться прежде всего о  самом себе, хотя и не забывая  законов внешнего мира. `...Предписания  законов произвольны, веления же природы необходимы`, - подчеркивал  философ. Антифонт отпустил своих рабов  на волю, а сам вступил со своей  бывшей рабыней в брак, за что  был объявлен сумасшедшим и лишен  гражданских прав.

     Софисты занимались логикой и математикой, астрономией, музыкой и поэзией. Однако их критиковали за релятивизм и словесные ухищрения.

     Основной  задачей своей философии Сократ считал оказание помощи человеку в  его познании самого себя. Метод  исследования человека Сократом можно  назвать субъективной диалектикой. Логическое искусство пригодилось  ему в его жизни, ведь за независимые  и атеистические взгляды он был  обвинен в растлении молодежи и предстал перед судом, где ему  и понадобилось красноречие для  собственной защиты. Сократ считал, что при всем разнообразии мнений истина все же единственна и она  постигается с помощью размышлений.

     С точки зрения Сократа, знать - это  иметь понятие о чем-либо. Познание самого себя является требованием разума, ведь без этого невозможно самоопределение  человека в этом мире. С помощью  знаний можно обрести сдержанность, мужество, справедливость. Без наличия  этих добродетелей невозможно выполнение человеком своих общественных и  государственных функций. Основной же гарантией достижения истинного  знания Сократ считал наличие у человека совести как некоего `внутреннего  голоса`.

     Добро начинается вместе с представлением и знанием о нем. Только знание сути мужества делает человека мужественным. Зло всегда является результатом  незнания добра.

     Он  высоко оценивал роль земледельческого труда в истории человечества, который, по его мнению, не губит  людей и не разрушает общинный строй жизни.

     Творчество  Сократа состоит в том, что  он активно способствовал переводу внимания философии с темы природы  на тему человека. Сократа по праву  относят к `великой тройке` древнегреческих  философов, наряду с Платоном и Аристотелем.

     После Сократа в Древней Греции существовала школа киников (Антисфен, Диоген). Её представители считали основой  человеческого счастья отказ  от чувственных удовольствий, богатства  и славы, а целью жизни - достижение независимости. Самой заметной фигурой  был Диоген Синопский. Диоген своим  личным примером (по преданию он жил  в бочке и ходил в лохмотьях) демонстрировал аскетический образ  жизни. Для него собственный образ  жизни и был философией в действии, которая несла в себе протест  против лжи и лицемерия.

     Особое  место в древнегреческой философии  занимает личность Платона, основателя Академии. Он считается родоначальником  объективного идеализма, сторонники которого считают реальным существование  некоего духовного начала, которое  породило из себя этот материальный мир.

     «Первоначально  есть душа, а не огонь и не воздух... душа первична» - полагал мыслитель. Мир, в котором существуют люди по Платону, всего лишь бледная тень от некоего мира идей. Лишь мир идей являет собой нечто неизменное, неподвижное. Это – подлинный мир, «мир вечного». Что же он представляет собой?

     Мир идей – это некая «занебесная  область», которую занимает сущность. Этот мир вне пространства, он вечен. Идея – это как бы прообраз материальных вещей, а вещи –всего лишь отпечаток  идей. Например, идее дома соответствует  действительный дом, идее человека –реальное  живое существо. Все эти предметы представляют собой соединение идеи с пассивной «материи» как  неким «строительным материалом». Здесь идея есть демируг (творец) материальных вещей.

     В мире идей существует своя иерархия, некая  пирамида. Верховной среди всех является идея блага, в отличии от идеи зла. Благо источник истины. Оно –  высочайшая добродетель. Но и материя  играет все же не последнюю роль. Мир не может обойтись без нее. Развивая исходный тезис, Платон пришел к выводу о существовании некоей мировой души, источника всей жизни.

     Платон  подчеркивал, что органы чувств дают нам сведения лишь о неподлинном  мире. Истинным и надежным является познание разумное. Оно есть не что  иное, как воспоминание человеческой души о идеях, с которыми она встречалась  до вселения в тело. Высшей частью души является разум. Души бессмертны, и  тело человека являются их временным  пристанищем.

     В истории Платон хорошо известен социально-политическим учением. По его убеждению, в государстве  должны быть три социальные группы. Первая – это мудрые правители-философы. Вторую образуют мужественные войны. И  третье это земледельцы и ремесленники. По его убеждению, такое государство  будет прочным, поскольку каждый в нем станет заниматься своим  делом.

     Платон  отрицательно относился к демократии. Он полагал, что она являет собой  свободу в «неразбавленном виде». По убеждению мыслителя, идеальный  тип государства – аристократическая  республика. Там будут править  способные.

     Он  являлся родоначальником философского идеализма. В творчестве Платона  древнегреческий идеализм предстает  как мировоззрение, на почве которого в последующем образуется «единый  поток идеализма».

     Вершиной  в развитии древнегреческой философии  стало творчество Аристотеля, ученика  и критика Платона. Этот весьма одаренный  мыслитель проявил себя в логике и эстетике, в политической теории и естествознании. Аристотель –  «самая универсальная голова среди  всех древних греков».

     «Бытие  существует, а небытия нет» –  так гласит основной закон мыслителя. Основой бытия он считал первую материю. Промежуточной ступенью между материей и вещами являются: огонь, воздух, вода и земля. По Аристотелю. реальный мир  являет собой единство материи и  формы. Формой всех форм выступает Бог  как некий «перводвигатель». Аристотель критиковал своего учителя Платона  за то, что тот разделил сущее  на две реальности – мир идей и мир вещей. Тем самым предметы были лишены их внутреннего источника, оказавшись безжизненными.

     Критикуя  Платона, Аристотель старался соединить  вещественное и духовное. Аристотель В отличии от Платона, как бы восстанавливал в правах вещи. По Аристотелю развитие мира являет собой цепь превращений  возможности в реальность.

     Греческий философ выделил такие категории, как «сущность», «количество» и «качество», «время», «место» и другие. Аристотеля принято считать основателем  логики – науки о способах, формах, и законах мышления. Логика является орудием поиска знаний о мире.

     Он  пытался исследовать экономические  отношения в обществе того времени. Он был сторонником частной собственности. От животных человека отличается прежде всего тем, что обладает разумом, способностью думать и познавать. Наряду с этим, человек имеет речь, науку  и волю, что делает его способным  знать, общаться и делать выбор. Аристотель отстаивал тезис о естественности рабства. В его представлении  рабы – это варвары, отличающиеся от господ приспособленностью к физическому  труду.

     Формы государственного устройства, Аристотель разделил на «неправильные» и «правильные». Условием существования государства  он считал гражданина как полноправного  участника всех государственных  дел.

     Аристотель  известен также и как основатель биологии. Ему принадлежит определение  жизни: «...всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основания в нем  самом». Планету Земля Аристотель считал центром мироздания, а конечным и вечным источником всех форм жизни  и движения на ней – Бога.

     Многогранное  творчество Аристотеля завершает собой  классический период в древнегреческой  философии. Наступила эпоха эллинизма  связанная с завоеванием Греции, постепенным кризисом оснований  рабовладельческого общества.

     Период  заката древнегреческой философии  совпал с упадком свободной политической и духовной жизни в городах. Интерес  к философствованию значительно  снизился. Возникло раннее христианство. Важнейшими философскими течениями  в то время были эпикурейство, стоицизм и скептицизм.

Информация о работе Древнегреческая философия