Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 18:56, контрольная работа
Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразиеобщественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV в. до н.э. может быть охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии и от религии к материалистически мыслящей науке. Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции стала древнегреческая философия.
Третий
период античной философии – век
эллинизма. Сюда относятся стоики, эпикурейцы,
скептики. Он включает в себя период
раннего эллинизма (III-I вв. до н.э.) и
период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.).
Культура раннего эллинизма
1.2 Основные проблемы античной философии.
Совокупную
проблематику античной философии можно
тематически определить следующим
образом: космология (натурфилософы), в
ее контексте тотальность
Необходимо
отметить, что в русле античной
способности воспринимать этот мир
философски теоретическая философская
мысль представляется наиболее важной
для последующего становления философского
познания. По крайней мере, доктрина
философии как жизни в
1.3 Античное наследие и его место в европейской историко-философской традиции.
Для
античной философии характерны были
космизм и
Большой вклад в развитие риторики, эристики и логики внесли первые древнегреческие учителя мудрости (Протагор, Горгий, Антифонт и др.). Протагор был преподавателем риторики и эристики. Он учил, что материя - это основа мира, пребывающая в изменчивом состоянии. Протагор полагал, что нет ничего устойчивого, в том числе и в человеческих знаниях. Следовательно, о всякой вещи возможны два противоположных мнения, оба претендующих на истинность.
В отличии от Протагора, Горгий полагал, что в познании все ложно. Он учил, что ничего не существует, а если и существует, то непостижимо. По убеждению этого философа, нельзя доказать, что бытие и небытие существуют одновременною. Горгий затрагивал сложные логические проблемы, связанные с познанием мира человеком. По убеждению Горгия, речь в состоянии отогнать страх и отвести скорбь, вызвать положительные психические состояния людей.
Антифонт в познании человека пошел дальше других софистов. Он считал, что человек должен заботиться прежде всего о самом себе, хотя и не забывая законов внешнего мира. `...Предписания законов произвольны, веления же природы необходимы`, - подчеркивал философ. Антифонт отпустил своих рабов на волю, а сам вступил со своей бывшей рабыней в брак, за что был объявлен сумасшедшим и лишен гражданских прав.
Софисты занимались логикой и математикой, астрономией, музыкой и поэзией. Однако их критиковали за релятивизм и словесные ухищрения.
Основной
задачей своей философии Сократ
считал оказание помощи человеку в
его познании самого себя. Метод
исследования человека Сократом можно
назвать субъективной диалектикой.
Логическое искусство пригодилось
ему в его жизни, ведь за независимые
и атеистические взгляды он был
обвинен в растлении молодежи
и предстал перед судом, где ему
и понадобилось красноречие для
собственной защиты. Сократ считал,
что при всем разнообразии мнений
истина все же единственна и она
постигается с помощью
С точки зрения Сократа, знать - это иметь понятие о чем-либо. Познание самого себя является требованием разума, ведь без этого невозможно самоопределение человека в этом мире. С помощью знаний можно обрести сдержанность, мужество, справедливость. Без наличия этих добродетелей невозможно выполнение человеком своих общественных и государственных функций. Основной же гарантией достижения истинного знания Сократ считал наличие у человека совести как некоего `внутреннего голоса`.
Добро начинается вместе с представлением и знанием о нем. Только знание сути мужества делает человека мужественным. Зло всегда является результатом незнания добра.
Он высоко оценивал роль земледельческого труда в истории человечества, который, по его мнению, не губит людей и не разрушает общинный строй жизни.
Творчество Сократа состоит в том, что он активно способствовал переводу внимания философии с темы природы на тему человека. Сократа по праву относят к `великой тройке` древнегреческих философов, наряду с Платоном и Аристотелем.
После Сократа в Древней Греции существовала школа киников (Антисфен, Диоген). Её представители считали основой человеческого счастья отказ от чувственных удовольствий, богатства и славы, а целью жизни - достижение независимости. Самой заметной фигурой был Диоген Синопский. Диоген своим личным примером (по преданию он жил в бочке и ходил в лохмотьях) демонстрировал аскетический образ жизни. Для него собственный образ жизни и был философией в действии, которая несла в себе протест против лжи и лицемерия.
Особое
место в древнегреческой
«Первоначально есть душа, а не огонь и не воздух... душа первична» - полагал мыслитель. Мир, в котором существуют люди по Платону, всего лишь бледная тень от некоего мира идей. Лишь мир идей являет собой нечто неизменное, неподвижное. Это – подлинный мир, «мир вечного». Что же он представляет собой?
Мир
идей – это некая «занебесная
область», которую занимает сущность.
Этот мир вне пространства, он вечен.
Идея – это как бы прообраз материальных
вещей, а вещи –всего лишь отпечаток
идей. Например, идее дома соответствует
действительный дом, идее человека –реальное
живое существо. Все эти предметы
представляют собой соединение идеи
с пассивной «материи» как
неким «строительным
В мире идей существует своя иерархия, некая пирамида. Верховной среди всех является идея блага, в отличии от идеи зла. Благо источник истины. Оно – высочайшая добродетель. Но и материя играет все же не последнюю роль. Мир не может обойтись без нее. Развивая исходный тезис, Платон пришел к выводу о существовании некоей мировой души, источника всей жизни.
Платон подчеркивал, что органы чувств дают нам сведения лишь о неподлинном мире. Истинным и надежным является познание разумное. Оно есть не что иное, как воспоминание человеческой души о идеях, с которыми она встречалась до вселения в тело. Высшей частью души является разум. Души бессмертны, и тело человека являются их временным пристанищем.
В
истории Платон хорошо известен социально-политическим
учением. По его убеждению, в государстве
должны быть три социальные группы.
Первая – это мудрые правители-философы.
Вторую образуют мужественные войны. И
третье это земледельцы и
Платон
отрицательно относился к демократии.
Он полагал, что она являет собой
свободу в «неразбавленном
Он
являлся родоначальником
Вершиной в развитии древнегреческой философии стало творчество Аристотеля, ученика и критика Платона. Этот весьма одаренный мыслитель проявил себя в логике и эстетике, в политической теории и естествознании. Аристотель – «самая универсальная голова среди всех древних греков».
«Бытие существует, а небытия нет» – так гласит основной закон мыслителя. Основой бытия он считал первую материю. Промежуточной ступенью между материей и вещами являются: огонь, воздух, вода и земля. По Аристотелю. реальный мир являет собой единство материи и формы. Формой всех форм выступает Бог как некий «перводвигатель». Аристотель критиковал своего учителя Платона за то, что тот разделил сущее на две реальности – мир идей и мир вещей. Тем самым предметы были лишены их внутреннего источника, оказавшись безжизненными.
Критикуя Платона, Аристотель старался соединить вещественное и духовное. Аристотель В отличии от Платона, как бы восстанавливал в правах вещи. По Аристотелю развитие мира являет собой цепь превращений возможности в реальность.
Греческий
философ выделил такие
Он
пытался исследовать
Формы государственного устройства, Аристотель разделил на «неправильные» и «правильные». Условием существования государства он считал гражданина как полноправного участника всех государственных дел.
Аристотель известен также и как основатель биологии. Ему принадлежит определение жизни: «...всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основания в нем самом». Планету Земля Аристотель считал центром мироздания, а конечным и вечным источником всех форм жизни и движения на ней – Бога.
Многогранное
творчество Аристотеля завершает собой
классический период в древнегреческой
философии. Наступила эпоха эллинизма
связанная с завоеванием
Период
заката древнегреческой философии
совпал с упадком свободной