Древнегреческая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 18:56, контрольная работа

Краткое описание

Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразиеобщественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV в. до н.э. может быть охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии и от религии к материалистически мыслящей науке. Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции стала древнегреческая философия.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 38.87 Кб (Скачать)

Введение

     Философия, развивавшаяся в античной  Греции, отражала своеобразие

общественной  системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV в. до н.э. может быть охарактеризовано как  развитие или как путь от мифологии  и от религии к материалистически  мыслящей науке. Одним из важнейших  явлений и результатов исторического  развития Древней Греции стала древнегреческая  философия. Возникнув в конце VII –  начале  Viв. до н.э., древнегреческая  философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Греческие философы принадлежали в  большинстве к различным слоям  “свободных”, т.е. по преимуществу рабовладельческого класса. тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в  разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высоко поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества. Древнегреческая философия  возникла не как область специальных  философских исследований, а в  неразрывной связи с зачатками  научных знаний – математических и естественнонаучных, а также  в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого  эллинизма, начиная с III в до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные  области исследования. 

     Однако  и после этого древнегреческая  философия продолжает развиваться  как мировоззрение заключающее  ответы на вопросы наук: математических, естественных и общественных.  Восстановление наследия и содержания учений древнегреческой  философии представляет исключительные трудности вследствие происшедшей  еще до конца античного мира утраты большей части почти всех произведений древнегреческой философии и  науки, в том числе почти всех произведений материалистических школ.

1.Древнегреческая философия

1.1 Возникновение, этапы развития и особенности древнегреческой философии.

 

     Античная  философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с  одной стороны мифология, а с  другой – формирующаяся именно в  Древней Греции наука.

     Скачок  в развитии производительных сил  вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии  и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных  знаний – вот некоторые факторы, из которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.

     В античной Греции философия формируется  в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок  оказываются под угрозой, когда  прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять  новые мировоззренческие запросы.

     Кризис  мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь  сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX – VII веках до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и  расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его  в города. В результате развития торговли, мореходства, колонизаций  новых земель расширялся географических горизонт греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара, куда достигали ионийские торговые суда, а тем самым гомеровское представление  о Вселенной обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису  традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.

     В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное  разложение традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее  жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой, веками устоявшийся, уклад жизни и передавало как  этот уклад, так и свои навыки и  умения из поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая  была общей для всех сословий, выступала  мифология; и хотя каждая местность  имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались.

     Социально-экономические  изменения, происходившие в VII – VI веках  до н. э., вели к разрушению сложившихся  форм связи между людьми и требовали  от индивида выработки новой жизненной  позиции. Философия и была одним  из ответов на это требование. Она  предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а  через собственный разум. Философ  говорил своему ученику: не принимай все на веру — думай сам. На место  обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал  учитель, а тем самым и власть отца в семье ставилась под  вопрос.

     К социокультурным предпосылкам возникновения  античной философии прежде всего  можно отнести поэмы Гомера и  творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н.э. (от «гнома» – изречение, греческое – стихотворный афоризм), создававших стихотворные афоризмы.

     Протофилософское  значение гомеровского эпоса можно  выразить в следующих позициях: гомеровские  поэмы структурированы в соответствии с чувством гармонии, пропорции, меры, которые впоследствии в контексте  философии станут онтологическими  принципами; гомеровский стих обнаруживает подлинное искусство мотивации, тоесть поэт не просто излагает факты, а находит им объяснение, отыскивает их причины и мотивы. Данный способ изложения фактов подготовил греческую  ментальность к восприятию философии, которая тоже будет искать истоки, основания вещей. Гомеровский эпос представляет реальность мифопоэтическими средствами, но во всей ее полноте. Имплицитно гомеровский стих содержит вопрос: какова роль человека в универсуме? Вопрос, который станет «классическим» вопросом греческой философии. Философия  также будет стремиться выразить реальность во всей ее полноте, но в  форме рациональных понятий.

     К социокультурным предпосылкам античной философской мысли можно, конечно  же, отнести и общественную религию, орфические мистерии. В греческой  религии различают две формы: публичную и религию мистерий. В определенной части собственного содержания они совпадают, но порой  антиномичны, к примеру, в интерпретации  понятий смысла жизни, предназначения, судьбы человека. При этом для интерпретации  генезиса философии важнее рассмотрение религии мистерий.

     Публичная религия представлена поэмами Гомера и Гесиода. Боги этой религии –  персонифицированные явления природы. Тем самым, публичная религия  натуралистична. Свой характер она  передает и философии. Ссылка на природу  есть константа греческой мысли.

     Возникнув в конце VII – начале VI в. до н.э., древнегреческая  философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Она возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII–VI вв. до н. э. Сначала на западном побережье Малой Азии (в  Ионии), затем в греческих городах  Южной Италии, в прибрежных греческих  городах острова Сицилия и, наконец, в Греции – в Афинах (V в. до н. э.). Испытав период блестящего расцвета в VI–V вв. до н. э., философия античной Греции продолжала развиваться в  эпоху образования монархии Александра Македонского (IV в. до н. э.) и при его  приемниках, а затем под властью Римской империи и в период разделения ее – в Восточной империи – вплоть до начала VI в. н. э.

     Греческие философы принадлежали в большинстве  к различным слоям «свободных», то есть по преимуществу рабовладельческого класса. Их общественно-политические, нравственные и педагогические учения выражали взгляды и интересы этого  класса. Тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в  разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высокого поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.

     Основоположником  древнегреческой философии считается  Фалес (ок.625-547гг. до н.э.), а его продолжателями были Анаксимандр (ок.610-546гг. до н.э.) и  Анаксимен (ок.585-525 гг. до н.э.).

     Древнегреческая философия возникла не как область  специальных философских исследований, а в неразрывной связи с  зачатками научных знаний: математических и естественнонаучных, в связи  с зачатками политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так  называемого эллинизма, начиная  с III в. до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая  философия продолжает развиваться  как мировоззрение, заключающее  ответы не только на вопросы собственно философские, но и на вопросы наук: математических, естественных и общественных.

     Философия Древнего Рима возникла в конце республиканского периода Рима (II–I вв. до н. э.) и развивалась  параллельно с греческой философией – во времена Римской империи  приблизительно до времени ее падения (конец V – начало VI в. н. э.).

     Характерная особенность древнегреческой философии  состоит прежде всего в противопоставлении философских размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении  к мифологии. Духовное развитие в VII–IV вв. до н. э. шло от мифологии и  религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития оказалось усвоение греками научных  и философских понятий, выработанных в странах Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велико было влияние вавилонской науки: математики, астрономии, географии, системы  мер. Космология, календарь, элементы геометрии  и алгебры были заимствованы греками  от их предшественников и соседей  на востоке.

     Постепенно  в античной философии возникает  два основных типа философского мировоззрения  – материализм и идеализм. Их борьба составляет основное содержание философского развития во все последующее  время. Одновременно возникает противоположность  двух основных методов мышления: диалектики и метафизики.

     V в. до н.э. был временем дальнейшего  развития греческой науки и  философии, которые по-прежнему  оставались тесно связанными. В  этот период дальнейшего развития  античного общества и государства,  происходившего в условиях ожесточенной  классовой и политической борьбы, возникают также политические  теории и публицистика.

     В греческой философии выделяют три  периода: первый – от Фалеса до Аристотеля, второй – греческую философию  в римском мире и, наконец, третий – неоплатоновскую философию.

     История греческой философии представляет собой общий и вместе с тем  живой индивидуальный образ духовного  развития вообще. Первый период по преобладающим  в нем интересам можно назвать  космологическим, этико-политическим и этико-религиозно философским. Абсолютно  все ученые-философы отмечают, что  этот период развития античной философии  был периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была связь  ее учений с учениями о природе, из которых в последствии развились  самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и V вв. до н.э. философия  еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе –  отдельно от философии. Космологическое  умозрение VII и VI столетий до н.э. поднимает  вопрос о последнем основании  вещей. Таким образом появляется понятие мирового единства, которое  противостоит множеству явлений  и через которое пытаются объяснить  связь этого множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся  прежде всего в самых общих  космических процессах, в смене  дня и ночи, в движении звезд. Простейшая форма есть понятие единого мирового вещества, из которого в вечном движении происходят вещи и в которое они  опять превращаются.

     Второй  период греческой философии (V-VI в. до н.э.) начинается постановкой антропологических  проблем. Натурфилософское мышление достигло границ, за которые оно в то время  не могло выйти. Данный период представлен  софистами, Сократом и сократиками. В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: «необходимостью  каждому познать самого себя и  тем, что ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает». Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой  философии и начинается новый  этап, связанный с деятельностью  Платона и Аристотеля. Платон далеко переступает за границы сократовского  духа. Платон – сознательный и последовательный объективный идеалист. Он первый среди  философов поставил основной вопрос философии, вопрос о соотношении  духа и материи. Строго говоря, о  философии в Древней Греции со значительной степенью определенности можно говорить, только начиная с  Платона.

Информация о работе Древнегреческая философия