Введение
Философия,
развивавшаяся в античной Греции,
отражала своеобразие
общественной
системы, в которой она возникла.
Умственное движение от VII до IV в. до н.э.
может быть охарактеризовано как
развитие или как путь от мифологии
и от религии к материалистически
мыслящей науке. Одним из важнейших
явлений и результатов исторического
развития Древней Греции стала древнегреческая
философия. Возникнув в конце VII –
начале Viв. до н.э., древнегреческая
философия до конца своего развития,
пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным,
своеобразным и значительным явлением
культурной жизни античного общества.
Греческие философы принадлежали в
большинстве к различным слоям
“свободных”, т.е. по преимуществу рабовладельческого
класса. тем не менее в разработке
даже этих вопросов, а особенно в
разработке основ философского мировоззрения,
древние греки создали учения,
высоко поднимающиеся над тесным
историческим горизонтом рабовладельческого
общества. Древнегреческая философия
возникла не как область специальных
философских исследований, а в
неразрывной связи с зачатками
научных знаний – математических
и естественнонаучных, а также
в связи с мифологией и искусством.
Только в эпоху так называемого
эллинизма, начиная с III в до н.э.,
некоторые науки, прежде всего математика
и медицина, обособляются в специальные
области исследования.
Однако
и после этого древнегреческая
философия продолжает развиваться
как мировоззрение заключающее
ответы на вопросы наук: математических,
естественных и общественных. Восстановление
наследия и содержания учений древнегреческой
философии представляет исключительные
трудности вследствие происшедшей
еще до конца античного мира утраты
большей части почти всех произведений
древнегреческой философии и
науки, в том числе почти всех
произведений материалистических школ.
1.Древнегреческая
философия
1.1 Возникновение,
этапы развития и особенности древнегреческой
философии.
Античная
философия возникла и жила в «силовом
поле», полюсами которого являлись, с
одной стороны мифология, а с
другой – формирующаяся именно в
Древней Греции наука.
Скачок
в развитии производительных сил
вследствие перехода от бронзы к железу,
появление товарно-денежных отношений,
ослабление родоплеменных структур,
возникновение первых государств, рост
оппозиции традиционной религии
и ее идеологам в лице сословия
жрецов, критика нормативных нравственных
установок и представлений, усиление
критического духа и рост научных
знаний – вот некоторые факторы,
из которых складывалась духовная атмосфера,
благоприятствовавшая рождению философии.
В
античной Греции философия формируется
в тот период, когда смысл человеческой
жизни, ее привычный строй и порядок
оказываются под угрозой, когда
прежние традиционно-мифологические
представления рабовладельческого
общества обнаруживают свою недостаточность,
свою неспособность удовлетворять
новые мировоззренческие запросы.
Кризис
мифологического сознания был вызван
рядом причин. Главную роль здесь
сыграло экономическое развитие
Греции, экономический подъем в IX –
VII веках до н.э.: расширение торговли
и судоходства, возникновение и
расширение греческих колоний, увеличение
богатства и его перераспределение,
рост народонаселения и прилив его
в города. В результате развития
торговли, мореходства, колонизаций
новых земель расширялся географических
горизонт греков, Средиземное море
стало известным до Гибралтара, куда
достигали ионийские торговые суда,
а тем самым гомеровское представление
о Вселенной обнаружило свою неадекватность.
Но самым важным было расширение связей
и контактов с другими народами,
открытие прежде незнакомых грекам обычаев,
нравов и верований, что наводило
на мысль об относительности, условности
их собственных социальных и политических
установлений. Эти факторы способствовали
социальному расслоению и разрушению
прежних форм жизни, вели к кризису
традиционного уклада и к утрате
прочных нравственных ориентиров.
В
Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное
разложение традиционного типа социальности,
предполагавшего более или менее
жесткое разделение сословий, каждое
из которых имело свой, веками устоявшийся,
уклад жизни и передавало как
этот уклад, так и свои навыки и
умения из поколения в поколение.
В качестве той формы знания, которая
была общей для всех сословий, выступала
мифология; и хотя каждая местность
имела своих собственных богов,
по характеру своему и способу отношения
к человеку эти боги принципиально друг
от друга не отличались.
Социально-экономические
изменения, происходившие в VII – VI веках
до н. э., вели к разрушению сложившихся
форм связи между людьми и требовали
от индивида выработки новой жизненной
позиции. Философия и была одним
из ответов на это требование. Она
предлагала человеку новый тип самоопределения:
не через привычку и традицию, а
через собственный разум. Философ
говорил своему ученику: не принимай
все на веру — думай сам. На место
обычаев приходило образование,
место отца в воспитании занимал
учитель, а тем самым и власть
отца в семье ставилась под
вопрос.
К
социокультурным предпосылкам возникновения
античной философии прежде всего
можно отнести поэмы Гомера и
творчество гномических поэтов VII-VI
вв. до н.э. (от «гнома» – изречение,
греческое – стихотворный афоризм),
создававших стихотворные афоризмы.
Протофилософское
значение гомеровского эпоса можно
выразить в следующих позициях: гомеровские
поэмы структурированы в соответствии
с чувством гармонии, пропорции, меры,
которые впоследствии в контексте
философии станут онтологическими
принципами; гомеровский стих обнаруживает
подлинное искусство мотивации,
тоесть поэт не просто излагает факты,
а находит им объяснение, отыскивает
их причины и мотивы. Данный способ
изложения фактов подготовил греческую
ментальность к восприятию философии,
которая тоже будет искать истоки,
основания вещей. Гомеровский эпос
представляет реальность мифопоэтическими
средствами, но во всей ее полноте. Имплицитно
гомеровский стих содержит вопрос:
какова роль человека в универсуме?
Вопрос, который станет «классическим»
вопросом греческой философии. Философия
также будет стремиться выразить
реальность во всей ее полноте, но в
форме рациональных понятий.
К
социокультурным предпосылкам античной
философской мысли можно, конечно
же, отнести и общественную религию,
орфические мистерии. В греческой
религии различают две формы:
публичную и религию мистерий.
В определенной части собственного
содержания они совпадают, но порой
антиномичны, к примеру, в интерпретации
понятий смысла жизни, предназначения,
судьбы человека. При этом для интерпретации
генезиса философии важнее рассмотрение
религии мистерий.
Публичная
религия представлена поэмами Гомера
и Гесиода. Боги этой религии –
персонифицированные явления природы.
Тем самым, публичная религия
натуралистична. Свой характер она
передает и философии. Ссылка на природу
есть константа греческой мысли.
Возникнув
в конце VII – начале VI в. до н.э., древнегреческая
философия до конца своего развития,
пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным,
своеобразным и значительным явлением
культурной жизни античного общества.
Она возникла в греческих городах-государствах
на рубеже VII–VI вв. до н. э. Сначала на
западном побережье Малой Азии (в
Ионии), затем в греческих городах
Южной Италии, в прибрежных греческих
городах острова Сицилия и, наконец,
в Греции – в Афинах (V в. до н. э.).
Испытав период блестящего расцвета
в VI–V вв. до н. э., философия античной
Греции продолжала развиваться в
эпоху образования монархии Александра
Македонского (IV в. до н. э.) и при его
приемниках, а затем под властью
Римской империи и в период разделения
ее – в Восточной империи – вплоть до
начала VI в. н. э.
Греческие
философы принадлежали в большинстве
к различным слоям «свободных»,
то есть по преимуществу рабовладельческого
класса. Их общественно-политические,
нравственные и педагогические учения
выражали взгляды и интересы этого
класса. Тем не менее в разработке
даже этих вопросов, а особенно в
разработке основ философского мировоззрения,
древние греки создали учения,
высокого поднимающиеся над тесным
историческим горизонтом рабовладельческого
общества.
Основоположником
древнегреческой философии считается
Фалес (ок.625-547гг. до н.э.), а его продолжателями
были Анаксимандр (ок.610-546гг. до н.э.) и
Анаксимен (ок.585-525 гг. до н.э.).
Древнегреческая
философия возникла не как область
специальных философских исследований,
а в неразрывной связи с
зачатками научных знаний: математических
и естественнонаучных, в связи
с зачатками политических знаний,
а также в связи с мифологией
и искусством. Только в эпоху так
называемого эллинизма, начиная
с III в. до н.э., некоторые науки, прежде
всего математика и медицина, обособляются
в специальные области исследования.
Однако и после этого древнегреческая
философия продолжает развиваться
как мировоззрение, заключающее
ответы не только на вопросы собственно
философские, но и на вопросы наук:
математических, естественных и общественных.
Философия
Древнего Рима возникла в конце республиканского
периода Рима (II–I вв. до н. э.) и развивалась
параллельно с греческой философией
– во времена Римской империи
приблизительно до времени ее падения
(конец V – начало VI в. н. э.).
Характерная
особенность древнегреческой философии
состоит прежде всего в противопоставлении
философских размышлений практической
деятельности, в ее своеобразном отношении
к мифологии. Духовное развитие в VII–IV
вв. до н. э. шло от мифологии и
религии к науке и философии.
Важным звеном и условием этого развития
оказалось усвоение греками научных
и философских понятий, выработанных
в странах Востока – в Вавилоне,
Иране, Египте, Финикии. Особенно велико
было влияние вавилонской науки:
математики, астрономии, географии, системы
мер. Космология, календарь, элементы геометрии
и алгебры были заимствованы греками
от их предшественников и соседей
на востоке.
Постепенно
в античной философии возникает
два основных типа философского мировоззрения
– материализм и идеализм. Их
борьба составляет основное содержание
философского развития во все последующее
время. Одновременно возникает противоположность
двух основных методов мышления: диалектики
и метафизики.
V
в. до н.э. был временем дальнейшего
развития греческой науки и
философии, которые по-прежнему
оставались тесно связанными. В
этот период дальнейшего развития
античного общества и государства,
происходившего в условиях ожесточенной
классовой и политической борьбы,
возникают также политические
теории и публицистика.
В
греческой философии выделяют три
периода: первый – от Фалеса до Аристотеля,
второй – греческую философию
в римском мире и, наконец, третий
– неоплатоновскую философию.
История
греческой философии представляет
собой общий и вместе с тем
живой индивидуальный образ духовного
развития вообще. Первый период по преобладающим
в нем интересам можно назвать
космологическим, этико-политическим
и этико-религиозно философским. Абсолютно
все ученые-философы отмечают, что
этот период развития античной философии
был периодом натурфилософии. Своеобразной
чертой античной философии была связь
ее учений с учениями о природе, из
которых в последствии развились
самостоятельные науки: астрономия,
физика, биология. В VI и V вв. до н.э. философия
еще не существовала отдельно от познания
природы, а знание о природе –
отдельно от философии. Космологическое
умозрение VII и VI столетий до н.э. поднимает
вопрос о последнем основании
вещей. Таким образом появляется
понятие мирового единства, которое
противостоит множеству явлений
и через которое пытаются объяснить
связь этого множества и многообразия,
а также закономерность, проявляющуюся
прежде всего в самых общих
космических процессах, в смене
дня и ночи, в движении звезд. Простейшая
форма есть понятие единого мирового
вещества, из которого в вечном движении
происходят вещи и в которое они
опять превращаются.
Второй
период греческой философии (V-VI в. до
н.э.) начинается постановкой антропологических
проблем. Натурфилософское мышление достигло
границ, за которые оно в то время
не могло выйти. Данный период представлен
софистами, Сократом и сократиками.
В своей философской деятельности
Сократ руководствовался двумя принципами,
сформулированными оракулами: «необходимостью
каждому познать самого себя и
тем, что ни один человек ничего не
знает достоверно и только истинный
мудрец знает, что он ничего не знает».
Сократом завершается натурфилософский
период в истории древнегреческой
философии и начинается новый
этап, связанный с деятельностью
Платона и Аристотеля. Платон далеко
переступает за границы сократовского
духа. Платон – сознательный и последовательный
объективный идеалист. Он первый среди
философов поставил основной вопрос
философии, вопрос о соотношении
духа и материи. Строго говоря, о
философии в Древней Греции со
значительной степенью определенности
можно говорить, только начиная с
Платона.