Диалектика как философское учение о движении, развитии, изменении

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:08, реферат

Краткое описание

Диалектика как наука. Объективная и субъективная диалектика.Основные категории и законы диалектики.

Оглавление

Введение PAGEREF _Toc506722619 h 2
Диалектические принципы_ PAGEREF _Toc506722620 h 2
Конкретность истины PAGEREF _Toc506722621 h 2
Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного PAGEREF _Toc506722622 h 2
Практика как критерий истины PAGEREF _Toc506722623 h 2
и практического определителя связи предмета с тем, что нужно человеку PAGEREF _Toc506722624 h 2
Законы диалектики PAGEREF _Toc506722625 h 2
Закон единства и борьбы противоположностей PAGEREF _Toc506722626 h 2
Закон перехода количественных изменений в качественные PAGEREF _Toc506722627 h 2
Закон отрицания отрицания PAGEREF _Toc506722628 h 2
Основные диалектические закономерности и категории PAGEREF _Toc506722629 h 2
Сущность и явление PAGEREF _Toc506722630 h 2
Содержание и форма PAGEREF _Toc506722631 h 2
Случайность и необходимость PAGEREF _Toc506722632 h 2
Причина и следствие PAGEREF _Toc506722633 h 2
Возможность и действительность PAGEREF _Toc506722634 h 2
Единичное, особенное и всеобщее PAGEREF _Toc506722635 h 2
Заключение PAGEREF _Toc506722636 h 2
Список использованной литературы_ PAGEREF _Toc506722637 h 2

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 30.45 Кб (Скачать)

 

Диалектика устанавливает, что Е. всегда есть продукт процессов, протекающих по всеобщим закономерностям. Появление, изменение и исчезновение Е. всегда имеют место внутри определенных всеобщих условий, внутри сложнейшего  взаимодействия массы других Е., т. е. внутри действительности, управляемой  конкретно-всеобщими законами. В  развивающейся действительности постоянно  осуществляется переход, превращение  Е. во всеобщее и особенное, и обратно. Действие всеобщей закономерности выражается в Е. и через Е., а всякая новая  всеобщая форма (закономерность) всегда вначале выступает в действительности в виде единичного исключения из всеобщего  правила (будь то рождение нового биологического вида, новой формы общественных отношений  и т. д.). Никакая реальная система  явлений не может развиваться, не выделяя из своего состава новых  и новых единичных формообразований, вносящих в нее новые различия, изменяющих ее общий облик Е., т. о., реализует многообразие в единстве и является необходимой формой развития действительности. При этом сохраняются и воспроизводятся развитием, получая всеобщее значение, лишь такие единичные «исключения», которые соответствуют общей тенденции развития, требованиям, заложенным во всей совокупности условий, и реализуют эти требования своей особенностью, своим отличием от других Е. Через единичные, случайные отклонения, прокладывает себе дорогу общая необходимость, закономерность.

 

Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в  единстве и соотнесении его противоположных  моментов — единичного и всеобщего. Обычно О. рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между  единичным и всеобщим. Напр., понятие  «русский» выступает как общее  по отношению к каждому русскому человеку и как О. по отношению  к понятию «славянин». Последнее  выступает как общее по отношению  к понятию «русский» и как  О. по отношению к понятию «человек». При более глубоком рассмотрении О. выступает не просто как промежуточное  звено между единичным и всеобщим, а прежде всего как объединяющее их начало в рамках целого. В процессе познания противоположности общего и единичного снимаются, преодолеваются в категории О., которая выражает общее в его реальном, единичном  воплощении, а единичное — в  его единстве с общим. О. выступает  как реализованное общее. Категория  О.— важный момент движения познания в глубь объекта.

 

Категория всеобщего -  есть отражение реально всеобщего, т. е. объективного единства многообразных  явлений природы и общества, в  сознании человека. Объективно В. отражается в мышлении в форме системы  понятий, определений. Абстрактно В., выделенное путем сравнения из массы единичных  и особенных явлений, играет в  познании важную, но ограниченную роль. Само по себе абстрактно В. не в состоянии  выразить подлинную всеобщность, т. к. В. существует вне сознания не как  простое подобие, не как абстрактное  тождество явлений, а как живая  конкретная связь различных и  противоположных друг другу вещей, явлений, процессов, как закон, необходимость, включающая в свой состав случайность, противоречие формы и содержания и т. д. «Форма всеобщности в природе- это закон... Форма всеобщности  есть форма внутренней завершенности  и тем самым бесконечности; она  есть соединение многих конечных вещей  в бесконечное» (Ф.Энгельс «Диалектика  природы», М., 1955, стр. 186-185). В., т. о., существует в действительности через особенное, единичное, различное и противоположное, через переход, превращение противоположностей друг в друга, т. е. как конкретное тождество, единство противоположностей и различий, а не как «абстракт, присущий отдельному индивиду» (Маркс  К. и Энгельс Ф., ПСС, 2-е изд., т. 3, с 3).

 

 

Заключение

 

Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком  и обществом. Мера диалектичности человеческого  мышления определяется уровнем развития общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в интересах людей.

 

  Список использованной  литературы

 

 

И.Кант, Критика чистого  разума, П., 1915 г.

 

Гегель, Соч., т. 1, М. — Л., 1929 г.

 

Ф.Энгельс,   «Анти-Дюринг, М., 1957 г.

 

Г.В. Плеханов, Избр. филос. произв., т. 3, 1957, г.

 

В.И. Ленин, «Философские тетради», М., 1947 г.

 

В.И. Ленин, ПСС, изд. 4-е, т. 38

 

Ф.Энгельс «Диалектика  природы», М., 1955 г.

 

К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд.

 

Философская энциклопедия, М., 1960 г.


Информация о работе Диалектика как философское учение о движении, развитии, изменении