Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:08, реферат
Диалектика как наука. Объективная и субъективная диалектика.Основные категории и законы диалектики.
Введение PAGEREF _Toc506722619 h 2
Диалектические принципы_ PAGEREF _Toc506722620 h 2
Конкретность истины PAGEREF _Toc506722621 h 2
Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного PAGEREF _Toc506722622 h 2
Практика как критерий истины PAGEREF _Toc506722623 h 2
и практического определителя связи предмета с тем, что нужно человеку PAGEREF _Toc506722624 h 2
Законы диалектики PAGEREF _Toc506722625 h 2
Закон единства и борьбы противоположностей PAGEREF _Toc506722626 h 2
Закон перехода количественных изменений в качественные PAGEREF _Toc506722627 h 2
Закон отрицания отрицания PAGEREF _Toc506722628 h 2
Основные диалектические закономерности и категории PAGEREF _Toc506722629 h 2
Сущность и явление PAGEREF _Toc506722630 h 2
Содержание и форма PAGEREF _Toc506722631 h 2
Случайность и необходимость PAGEREF _Toc506722632 h 2
Причина и следствие PAGEREF _Toc506722633 h 2
Возможность и действительность PAGEREF _Toc506722634 h 2
Единичное, особенное и всеобщее PAGEREF _Toc506722635 h 2
Заключение PAGEREF _Toc506722636 h 2
Список использованной литературы_ PAGEREF _Toc506722637 h 2
Основные диалектические закономерности и категории
Диалектика не исчерпывается
тремя основными законами. Кроме
них так же существует ряд диалектических
закономерностей, конкретизирующие и
дополняющие основные законы диалектики,
выраженные в категориях: сущность
и явление, содержание и форма, случайность
и необходимость, причина и следствие,
возможность и
Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.
Сущность и явление
Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.
Сущность и явление — универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории Сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство С. и я. не означает их совпадения, тождества: “...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...” (К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд. т. 25, ч. 2, с. 384).
Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется: “...не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и сущности вещей...” (В.И. Ленин, ПСС, т. 29, с. 227). Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития: “...закон и сущность понятия однородные..., выражающие углубление познания человеком явлений, мира...” (там же, с. 136)
Содержание и форма
Содержание и форма - категории,
во взаимосвязи которых
Диалектическое понимание формы, предполагает рассмотрение её как развивающейся и становящейся структуры: необходимо, по мысли Маркса, “... генетически вывести различные формы...” и понять “...действительный процесс формообразования в его различных фазах” (К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд., т. 26, ч. 3, с. 526), с учётом объективной субординации С. и ф.
Развивая анализ особенностей
развития как борьбы С. и ф., составными
моментами которой являются взаимопереход
С. и ф. и “наполнение” старой формы
новым содержанием, В. И. Ленин сформулировал
важное положение о том, что “...всякий
кризис, даже всякий перелом в развитии,
неизбежно ведет к
Применительно к мышлению проблема взаимоотношения С. и ф. рассматривается в диалектике на основе принципа, согласно которому мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Содержание мышления — это результат отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений. В содержание мышления входят все многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в т.ч. её всеобщие связи и отношения; эти последние при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления. Категориальная структура мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается.
Случайность и необходимость
Необходимость и случайность
- категории, которые конкретизируют
представление о характере
Случайность – отражение
в основном внешних, несущественных,
неустойчивых, единичных связей действительности;
выражение начального пункта познания
объекта; результат перекрещивания
независимых причинных
Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса, полностью ими детерминирована в данном отношении, характеризуется строгой однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь же причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью своих причин. Она появляется в результате действия отдаленных, нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых причин или одновременного воздействия комплекса сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего протекания. Один и тот же комплекс причин может обусловливать необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе связей и одновременно вызывать случайности на др. уровне или в др. системе связей.
Причина и следствие
Причина и следствие - категории,
отображающие одну из форм всеобщей связи
и взаимодействия явлений. Под причиной
понимается явление, действие которого
вызывает, определяет, изменяет, производит
или влечёт за собой другое явление;
последнее называют следствием. Производимое
причиной следствие зависит от условий.
Одна и та же причина при разных
условиях вызывает неодинаковые следствия.
Различие между причиной и условием
относительно. Каждое условие в определенном
отношении является причиной, а каждая
причина в соответственном
Знание причинно-следственных связей отражает с большим или меньшим приближением реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей и процессов объективного мира.
Диалектика признаёт отправным
пунктом анализа понятия
П. и с. суть отдельные стороны,
моменты, звенья универсального взаимодействия.
Только мысленно изолируя, отделяя
его акт и абстрагируясь от
обратного влияния
П. и с. могут меняться местами: следствие может стать причиной другого следствия. Во многих областях объективной действительности само взаимодействие П. и с. выступает как причина изменения явлений и процессов.
В природе и обществе существует
бесчисленное многообразие форм взаимодействия,
взаимосвязи и
В гносеологии понятие причинно-следственной связи выполняет важную методологическую функцию, ориентируя исследователя на прогрессивное движение познания по причинно-следственной цепи — от случайности к необходимости, от единичного к особенному и общему, от формы к содержанию, от явления к сущности.
Возможность и действительность
Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении.
Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.
Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.
В. и д. — это категории,
отражающие свойства самого материального
мира и фиксирующие основные моменты
движения и развития материи. В. и
д.— соотносительные категории,
выражающие диалектический характер всякого
процесса развития. В процессе развития
каждого предмета в неорганической
и органической природе, в человеческом
обществе и мышлении та или иная
возможность превращается в действительность.
Какая из возможностей превратится
в действительность - это зависит
от обстоятельств, от условий, в которых
протекает развитие. Примером такого
превращения может служить
Возможность является более
бедным и абстрактным понятием, а
действительность более богатым
и конкретным. Действительность в
самом широком смысле — это
весь объективно существующий мир, объективная
реальность, бытие материи вообще,
вся материальная действительность.
В плане гносеологии
Единичное, особенное и всеобщее
Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности; предел количественного деления данного качества. Е. есть определенность качества внутри него самого, т. е. его однородность с вещами того же качества, служащая объективным основанием для его количественного математического выражения. С этим связана проблема единицы как основания счета. Е. есть диалектическая противоположность всеобщего. В своей изолированности Е. — такая же пустая абстракция, как и общее без Е. «... Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему... Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т. д.» (В.И. Ленин, ПСС, изд. 4-е, т. 38, с. 359).
Информация о работе Диалектика как философское учение о движении, развитии, изменении