Диалектика как философское учение о движении, развитии, изменении

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:08, реферат

Краткое описание

Диалектика как наука. Объективная и субъективная диалектика.Основные категории и законы диалектики.

Оглавление

Введение PAGEREF _Toc506722619 h 2
Диалектические принципы_ PAGEREF _Toc506722620 h 2
Конкретность истины PAGEREF _Toc506722621 h 2
Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного PAGEREF _Toc506722622 h 2
Практика как критерий истины PAGEREF _Toc506722623 h 2
и практического определителя связи предмета с тем, что нужно человеку PAGEREF _Toc506722624 h 2
Законы диалектики PAGEREF _Toc506722625 h 2
Закон единства и борьбы противоположностей PAGEREF _Toc506722626 h 2
Закон перехода количественных изменений в качественные PAGEREF _Toc506722627 h 2
Закон отрицания отрицания PAGEREF _Toc506722628 h 2
Основные диалектические закономерности и категории PAGEREF _Toc506722629 h 2
Сущность и явление PAGEREF _Toc506722630 h 2
Содержание и форма PAGEREF _Toc506722631 h 2
Случайность и необходимость PAGEREF _Toc506722632 h 2
Причина и следствие PAGEREF _Toc506722633 h 2
Возможность и действительность PAGEREF _Toc506722634 h 2
Единичное, особенное и всеобщее PAGEREF _Toc506722635 h 2
Заключение PAGEREF _Toc506722636 h 2
Список использованной литературы_ PAGEREF _Toc506722637 h 2

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 30.45 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ

 

УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Юридический Факультет

 

 

РЕФЕРАТ

 

ПО

 

ФИЛОСОФИИ

 

Тема: «Диалектика: принципы, законы,

 

категории»

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ: Студент 1-го курса                                                 Бабич О.Б.

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

 

 

 

Москва, 2001 г.

 

Реферат на тему:

 

Диалектика: принципы, законы, категории

 

 

Содержание

 

TOC o "1-3" h z Введение  PAGEREF _Toc506722619 h 2

 

Диалектические принципы_  PAGEREF _Toc506722620 h 2

 

Конкретность истины  PAGEREF _Toc506722621 h 2

 

Единство логического  и исторического, абстрактного и  конкретного  PAGEREF _Toc506722622 h 2

 

Практика как критерий истины  PAGEREF _Toc506722623 h 2

 

и практического определителя  связи предмета с тем, что нужно  человеку  PAGEREF _Toc506722624 h 2

 

Законы диалектики  PAGEREF _Toc506722625 h 2

 

Закон единства и борьбы противоположностей  PAGEREF _Toc506722626 h 2

 

Закон перехода количественных изменений в качественные  PAGEREF _Toc506722627 h 2

 

Закон отрицания отрицания  PAGEREF _Toc506722628 h 2

 

Основные диалектические закономерности и категории  PAGEREF _Toc506722629 h 2

 

Сущность и явление  PAGEREF _Toc506722630 h 2

 

Содержание и форма  PAGEREF _Toc506722631 h 2

 

Случайность и необходимость  PAGEREF _Toc506722632 h 2

 

Причина и следствие  PAGEREF _Toc506722633 h 2

 

Возможность и действительность  PAGEREF _Toc506722634 h 2

 

Единичное, особенное и  всеобщее  PAGEREF _Toc506722635 h 2

 

Заключение  PAGEREF _Toc506722636 h 2

 

Список использованной литературы_  PAGEREF _Toc506722637 h 2

 

 

Введение

 

ДИАЛЕКТИКА (греч.  — искусство  вести беседу)— теория и метод  познания действительности, наука о  наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин «Д.» в истории философии употребляется  в различных значениях. Сократ рассматривал Д. как искусство обнаружения  истины путем столкновения противоположных  мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт, Воспоминания о  Сократе, IV, 5, 12). Платон называл Д. логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий  происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали  термину Д. дурной оттенок, называя  Д. - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23), мегарцы Д. называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). Д. в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и  достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для науч. доказательства, диалектические, применяемые  в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных  суждений и приходят к вероятным  заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность (Тоника, II, 100 а 27). В средние века в философии термин «Д.» употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл Д, особое учение о сущем, Абеляр — искусство различения истины и лжи, термин Д. употреблялся в значении «логика», а иногда под Д. подразумевали искусство дискутирования.

 

В философии Канта диалектикой  называется логика видимости, которая  не приводит к истине. Когда общая  логика из канона превращается в органон  для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится Д. (И.Кант, Критика чистого разума, П., 1915, с. 66).

 

По Гегелю, Д.— своеобразный и единственно правильный метод  познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная  философия основывается на рассудочном  познании явлений, когда фиксируются  отд. свойства пред- мета независимо друг от друга. Догматическая философия  держится односторонних определений  рассудка и исключает противоположные  им определения. Догматизм всегда допускает  одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен (Гегель, Соч., т. 1, М. — Л., 1929, с.70 — 71). Диалектический метод  в противоположность метафизическому  основывается на разумном познании, рассматривает  предмет в единстве его противоположных  определений. Д. — метод познания, посредством которого постигается  с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция Д. у  Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод Д. раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних  определений рассудка.

 

Открытые Гегелем и  мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и  Ф.Энгельсом из социальной и природной  действительности. Было доказано, что  «…в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые  и в истории господствуют над  кажущейся случайностью событий…» (Ф.Энгельс,   «Анти-Дюринг, М., 1957, ст. 11).

 

В марксистской философии  термин Д. употребляется в значении теории и метода познания явлений  действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская Д. исходит  из признания постоянного становления, развития явлений материального  мира. Развитие — это не просто движение, под которым разумеется любое  изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение  от простого к сложному, от низшего  к высшему. Это восхождение носит  сложный характер. Вскрыть объективные  законы столкновения, развития различных  форм и видов материи – задача диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю  своего развития, о чем свидетельствует  пройденный философией путь. Причем главной  в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях  всего существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.

 

Диалектические принципы

Конкретность истины

 

Конкретность истины или  же отрицание существования абстрактности  И. означает, что истина связана определенными  условиями, в которых находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта и т.д. Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем  познании объекта  с учетом всех существующих моментов данной стадии противоречивого развития объекта, в отличии от эклектичного смешения всех сторон и признаков  явления.

 

Единство логического  и исторического, абстрактного и  конкретного

 

      Диалектика  абстрактного и конкретного –  это типичный случай диалектического  единства, взаимоперехода противоположностей. Абстракция в мышлении представляет  собой лишь исчезающий момент  в процессе отражения конкретной  действительности в ее общей  связи и развитии, т.е. в процессе  достижения конкретной истины. Абстрактное  рассмотрение предмета выступает  здесь как ступень, как момент  конкретного рассмотрения. Абстракция  тем самым толкуется не как  цель, а лишь как средство мышления, восходящего от абстрактного  к конкретному.

 

      Принципы  развития объективного мира должны  рассматриваться в том их виде,  в котором они протекали в  действительности.  Любой предмет,  любое явление могут быть поняты  и правильно оценены только  при условии рассмотрения их  в конкретных исторических условиях, в исторических логических связях  с другими явлениями и предметами. Из этого выводятся два взаимосвязанных  метода воспроизведения  исторических  процессов развития объекта: логический  метод, с помощью которого развитие  объекта воспроизводиться в форме  теории системы, и исторический  метод, с помощью которого развитие  объекта воспроизводиться в форме  истории системы.

 

Практика как критерий истины

и практического определителя  связи предмета с тем, что нужно  человеку

 

Критерий И. не может быть найден ни в сознании субъекта как  таковом, ни в познаваемом объекте. Поскольку И. предполагает определенное познавательное  отношение субъекта к объекту и в этом смысле «истина  относится не только к субъекту, а также к объекту» (Плеханов Г.В., Избр. филос. произв., т. 3, 1957, с. 501), постольку  критерий И. должен представлять собой  определенное отношение, отличное от процесса познания, но вместе с тем органически  связанное с ним. Таким отношением, материальным процессом является обществ. практика, которая и образует критерий И. По мере развития теоретического содержания науки проверка все в большей мере приобретает опосредованный характер, ибо теоретические положения формируются на базе абстракций все более высоких степеней и потому не поддаются непосредственной проверке (напр., теоретические положения субатомной физики, закон стоимости в политической экономии и т. д.). Та или иная научная теория истинна, если на основе полученных из нее выводов люди в состоянии реализовать поставленные ими цели.

 

Законы диалектики

 

Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание  отрицания.

 

В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной  диалектики мира и его познания в  динамике их развития.

 

Эти законы выражают универсальные  формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического  мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории  в их историческом становлении и  соотношении. Открытие и научное  обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение  существенного в развитии.

 

Закон единства и борьбы противоположностей

 

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в  том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего  из взаимодействия и противоречия между  различными предметами и явлениями  и различными сторонами внутри предметов  и явлений, переходят из состояния  незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям  моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой  в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного  явления. Каждый предмет содержит в  себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и  то же время имеет место и взаимопроникновение  и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря  противоречию, т. е. возникновению активного  взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности  находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.

 

Будучи отраженным в системе  теоретического знания, этот закон  входит основным стержнем или ядром  в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой  сущности предметов» (Ленин В. И., «Философские тетради», М., 1947, с. 237). Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы  развития мира внутри самого мира.

 

Закон перехода количественных изменений в качественные

 

Развитие как движение от простого к сложному, от низшего  к высшему, от старого качественного  состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений  до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно  в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, т. о., есть единство прерывности  и непрерывности, революционного, скачкообразного  и эволюционного изменения явлений.

 

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение  нового.

 

Закон отрицания отрицания

 

Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту  сторону развития выражает закон  отрицания отрицания. Каждое явление  относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку  оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс  развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также  переходит в иное качество. Отрицание  снимается вторым отрицанием, а вся  цепь развития представляет собой процесс  отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания  получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему  с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и  т. д. Закон отрицания отрицания  дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений  из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком  уровне некоторые черты старого  качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения  старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым.          Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.

Информация о работе Диалектика как философское учение о движении, развитии, изменении