Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:08, реферат
Диалектика как наука. Объективная и субъективная диалектика.Основные категории и законы диалектики.
Введение PAGEREF _Toc506722619 h 2
Диалектические принципы_ PAGEREF _Toc506722620 h 2
Конкретность истины PAGEREF _Toc506722621 h 2
Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного PAGEREF _Toc506722622 h 2
Практика как критерий истины PAGEREF _Toc506722623 h 2
и практического определителя связи предмета с тем, что нужно человеку PAGEREF _Toc506722624 h 2
Законы диалектики PAGEREF _Toc506722625 h 2
Закон единства и борьбы противоположностей PAGEREF _Toc506722626 h 2
Закон перехода количественных изменений в качественные PAGEREF _Toc506722627 h 2
Закон отрицания отрицания PAGEREF _Toc506722628 h 2
Основные диалектические закономерности и категории PAGEREF _Toc506722629 h 2
Сущность и явление PAGEREF _Toc506722630 h 2
Содержание и форма PAGEREF _Toc506722631 h 2
Случайность и необходимость PAGEREF _Toc506722632 h 2
Причина и следствие PAGEREF _Toc506722633 h 2
Возможность и действительность PAGEREF _Toc506722634 h 2
Единичное, особенное и всеобщее PAGEREF _Toc506722635 h 2
Заключение PAGEREF _Toc506722636 h 2
Список использованной литературы_ PAGEREF _Toc506722637 h 2
МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Юридический Факультет
РЕФЕРАТ
ПО
ФИЛОСОФИИ
Тема: «Диалектика: принципы, законы,
категории»
ВЫПОЛНИЛ: Студент 1-го курса
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Москва, 2001 г.
Реферат на тему:
Диалектика: принципы, законы, категории
Содержание
TOC o "1-3" h z Введение PAGEREF _Toc506722619 h 2
Диалектические принципы_ PAGEREF _Toc506722620 h 2
Конкретность истины PAGEREF _Toc506722621 h 2
Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного PAGEREF _Toc506722622 h 2
Практика как критерий истины PAGEREF _Toc506722623 h 2
и практического определителя связи предмета с тем, что нужно человеку PAGEREF _Toc506722624 h 2
Законы диалектики PAGEREF _Toc506722625 h 2
Закон единства и борьбы противоположностей PAGEREF _Toc506722626 h 2
Закон перехода количественных изменений в качественные PAGEREF _Toc506722627 h 2
Закон отрицания отрицания PAGEREF _Toc506722628 h 2
Основные диалектические закономерности и категории PAGEREF _Toc506722629 h 2
Сущность и явление PAGEREF _Toc506722630 h 2
Содержание и форма PAGEREF _Toc506722631 h 2
Случайность и необходимость PAGEREF _Toc506722632 h 2
Причина и следствие PAGEREF _Toc506722633 h 2
Возможность и действительность PAGEREF _Toc506722634 h 2
Единичное, особенное и всеобщее PAGEREF _Toc506722635 h 2
Заключение PAGEREF _Toc506722636 h 2
Список использованной литературы_ PAGEREF _Toc506722637 h 2
Введение
ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство
вести беседу)— теория и метод
познания действительности, наука о
наиболее общих законах развития
природы, общества и мышления. Термин
«Д.» в истории философии
В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится Д. (И.Кант, Критика чистого разума, П., 1915, с. 66).
По Гегелю, Д.— своеобразный
и единственно правильный метод
познания, противоположный метафизике.
Метафизическая или догматичная
философия основывается на рассудочном
познании явлений, когда фиксируются
отд. свойства пред- мета независимо друг
от друга. Догматическая философия
держится односторонних определений
рассудка и исключает противоположные
им определения. Догматизм всегда допускает
одно из двух противоположных определений,
например, что мир или конечен,
или бесконечен (Гегель, Соч., т. 1, М.
— Л., 1929, с.70 — 71). Диалектический метод
в противоположность
Открытые Гегелем и мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и Ф.Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что «…в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий…» (Ф.Энгельс, «Анти-Дюринг, М., 1957, ст. 11).
В марксистской философии
термин Д. употребляется в значении
теории и метода познания явлений
действительности путем постижения
самодвижения предмета на основе внутренних
противоречий. Марксистская Д. исходит
из признания постоянного
Диалектические принципы
Конкретность истины
Конкретность истины или
же отрицание существования
Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного
Диалектика
абстрактного и конкретного –
это типичный случай
Принципы
развития объективного мира
Практика как критерий истины
и практического определителя связи предмета с тем, что нужно человеку
Критерий И. не может быть найден ни в сознании субъекта как таковом, ни в познаваемом объекте. Поскольку И. предполагает определенное познавательное отношение субъекта к объекту и в этом смысле «истина относится не только к субъекту, а также к объекту» (Плеханов Г.В., Избр. филос. произв., т. 3, 1957, с. 501), постольку критерий И. должен представлять собой определенное отношение, отличное от процесса познания, но вместе с тем органически связанное с ним. Таким отношением, материальным процессом является обществ. практика, которая и образует критерий И. По мере развития теоретического содержания науки проверка все в большей мере приобретает опосредованный характер, ибо теоретические положения формируются на базе абстракций все более высоких степеней и потому не поддаются непосредственной проверке (напр., теоретические положения субатомной физики, закон стоимости в политической экономии и т. д.). Та или иная научная теория истинна, если на основе полученных из нее выводов люди в состоянии реализовать поставленные ими цели.
Законы диалектики
Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.
В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его познания в динамике их развития.
Эти законы выражают универсальные
формы, пути и движущую силу развития
материального мира и его познания
и являются всеобщим методом диалектического
мышления. В этих законах диалектики
конкретизируются ее основные категории
в их историческом становлении и
соотношении. Открытие и научное
обоснование основных законов диалектики
обогатило понимание содержания
и связи ранее известных
Закон единства и борьбы противоположностей
Движущую силу развития выражает
закон единства и борьбы противоположностей.
Сущность этого закона состоит в
том, что предметы и явления объективного
мира в процессе своего развития, вытекающего
из взаимодействия и противоречия между
различными предметами и явлениями
и различными сторонами внутри предметов
и явлений, переходят из состояния
незаметного, несущественного различия
составляющих данное явление сторон,
тенденций к существенным различиям
моментов целого и к противоположностям,
которые вступают между собой
в противоречие, борьбу, составляющую
внутренний источник развития данного
явления. Каждый предмет содержит в
себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость
любого объекта состоит в том,
что в едином предмете в одно и
то же время имеет место и
Будучи отраженным в системе
теоретического знания, этот закон
входит основным стержнем или ядром
в диалектический метод научного
познания. В собственном смысле диалектика
есть изучение противоречия в самой
сущности предметов» (Ленин В. И., «Философские
тетради», М., 1947, с. 237). Диалектика, т. о.,
дает возможность усматривать
Закон перехода количественных изменений в качественные
Развитие как движение
от простого к сложному, от низшего
к высшему, от старого качественного
состояния к более высокому, новому
качеству есть одновременно и непрерывный,
и прерывный процесс. При этом
количественные изменения явлений
до известного предела носят характер
относительно непрерывного роста одного
и того же по своему качеству объекта,
который, изменяясь количественно
в пределах одной и той же меры,
не перестает быть тем, что он есть.
Только на определенной ступени развития,
при определенных условиях объект теряет
свое прежнее качество и становится
новым. Развитие, т. о., есть единство прерывности
и непрерывности, революционного, скачкообразного
и эволюционного изменения
Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового.
Закон отрицания отрицания
Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.
Информация о работе Диалектика как философское учение о движении, развитии, изменении