Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 14:58, контрольная работа
Диалектика является современной общей теорией развития всего сущего, которая адекватно отображает его эволюцию в своих законах, категориях и принципах. И это касается не только развития "абсолютной идеи", как у Гегеля, а и материального мира. То есть диалектика распространяется на всю окружающую действительность и является теоретическим отображением развития как "духа", так и материи, сознания, познание.
Введение…………………………………………………………………..с.2
1. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии ………………...с.3
2. Принципы диалектики..………………………………………………….с.7
3. Альтернативы диалектики……………………………………………....с.11
3.1 Метафизика как основная альтернатива диалектики………………...с.11
3.2. Догматизм………………………………………………………………с.14
3.3. Софистика………………………………………………………………с.15
3.4. Эклектика……………………………………………………………….с.16
3.5 Фатализм………………………………………………………………...с.16
3.6. Волюнтаризм……………………………………………………………с.17
3.7 Субъективизм……………………………………………………………с.18
Заключение……………………………………………………………….....с.19
Список литературы…………………………………………………….....с.20
Единство противоположностей временно. Борьба противоположностей абсолютна. Взаимоотношение единства и борьба противоположностей составляет противоречия. Развития рассматривается как процесс возникновения, развития и разрешения противоречия.
Противоречия бывают:
Внутренние
– характеризуют
Внешние – это противоречия между различными предметами. Определяющими противоречиями являются внутренние.
Основные противоречие – это противоречие, определяющее всю совокупность других противоложностей.
Не основные – это производное противоречие, результат и следствие основного.
Антагонистические противоречия – это противоречия между классами и другими социальными группами, характеризующиеся особой остротой, резкой враждебностью между ними. Нередко формой разрешения таких противоречий является социальные революции.
Неантагонические противоречия – это противоречие разрешение которых возможно на путях реформ, эволюционных преобразований, это усовершенствование предмета, процесса, явления.
Неантагонические противоречия можно в соответствующих условиях перерабатывать в антагоническое, и наоборот, антогонизм может ослабевать, превращаться в неантагонистическое противоречие.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает внутренний механизм развития, показывает, как непосредственно происходит этот процесс.
Основные категории, посредством которых выражается содержание закона, - это качество, количество, мера, свойство, диалектический скачок.
Качество характеризуется внутреннюю определенность предмета, тождественную бытию предмета, самому его существованию. Исчезновение качества ведет к исчезновению предмета или превращению его в другой предмет.
Количество – это внешняя определенность предмета, изменение которой в некоторых границах не влечет за собой изменения. Количественные характеристики включают такие показатели, как мера, объем, степень развития того или иного предмета или явления.
Границы, в которых изменение количества происходит без изменения качества, называется мерой. А точка, в которой происходит изменение качества и переход его в новое качественное состояние, - это узловые точки меры.
Сущность закона состоит в том, что при накоплении количества и достижении узловой точки меры происходит переход одного качественного состояния в другое. Возникшее новое качество открывает новые возможности для количественного роста.
Этот процесс перехода осуществляется посредством диалектического скачка. Форма или тип скачка зависит от особенностей развивающегося предмета.
Закон отрицания показывает направление тенденции развития. Диалектическое отрицание – это такой вид отрицания, который указывает на связь, преемственность между предшествующими и последующими ступенями развития. Диалектическое отрицание характеризуется такой чертой как объективность. Субъективного отрицания не бывает, существуют субъективное мнение, субъективная оценка. Отрицание по своей оценке объективно. Вторая его характеристика – всеобщность. Все в мире происходит через отрицание одних элементов, сторон, свойств развивающегося предмета и возникновение новых сторон, свойств. И, наконец, третьей характеристикой диалектического отрицания является его специфичность. То есть отрицание всегда осуществляется специфическим способом, определяемым как внутренней природой развивающегося предмета, так и условиями, в которых осуществляется процесс развития.
Схематическим выражением данного закона является спираль, раскрывающая и преемственность, цикличность, повторение каких-либо ступеней развития, и поступательность в развитии.
Содержание
этих принципов оказалось достаточно
эвристично и, по сути, предвосхитило многие
последующие открытия. Так, на принцип
всеобщей взаимосвязи всех явлений органично
легла общая теория систем. Ведь если любой
объект материального мира можно рассматривать
как состоящую из взаимосвязанных элементов
самостоятельную систему и одновременно
как элемент системы более широкой, то
получается, что любой элемент любой системы
нашей Вселенной через многоуровневую
иерархию взаимосвязей бесчисленных систем
связан с любым другим элементом абсолютно
любой системы. Каждая вещь в этом мире
пусть опосредованно, но связана с любой
другой, являясь, по выражению Ф. Энгельса,
«эхом всей Вселенной». Не менее значим,
оказался для науки и практики и принцип
всеобщности развития. В нынешнем естествознании
он фигурирует под названием принципа
глобального эволюционизма. Открытия
XX в. (расширение Вселенной, явления предбиологической
и химической эволюции, дрейф континентов)
существенно подкрепили диалектическую
аксиому о всеобщем характере процессов
развития.
3. Альтернативы диалектики
3.1 Метафизика как основная альтернатива диалектики
Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами.
Совокупность философских идей, по-иному (не диалектически) объясняющих первоначала всего сущего, стали духовной основой антидиалектики. Одной из главных форм антидиалектики является метафизика, представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, эволюция которого обеспечивалась и поныне происходит за счет самых различных идей.
Метафизика отрывает противоположности друг от друга, не видит их связи или их противоречия. Метафизический способ мышления "за отдельными вещами не видит их взаимной связи, за их бытием - их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса".
Представления о метафизике приобретут более конкретный вид, если сравнить две концепции развития - диалектическую в метафизическую. Метафизическая рассматривает развитие как только уменьшение или увеличение (то есть как только количественные изменения) или как только качественные изменения без каких-либо количественных изменений, т.е. отрывает противоположности друг от друга. Далее, метафизическая концепция видит источник развития только во внешнем воздействии на вещь. Наконец, она рассматривает развитие или как движение по кругу, или только как движение по восходящей или нисходящей прямой.
Диалектическая же концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали.
Экстремизм в любом деле также метафизичен, как реакционная позиция. Метафизик впадает в крайности, хочет найти единственное средство для социальных преобразований.
Диалектике
чужда односторонность
Философские идеи, систематизирующие метафизику, можно свести в две группы. В первую группу входят идеи “жесткой оппозиции” диалектике. Этими идеями отрицается всеобщая связь явлений, абсолютизируется покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе - принципе развития. Оценивая данные метафизические идеи, Ф.Энгельс писал, что метафизика рассматривает процессы “вне их великой общей связи, и в силу этого - не в движении, … а как вечно неизменные”.
В процессе эволюции метафизика признала идею развития. Соответственно во вторую группу входят философские идеи, объясняющие мир из принципа развития, но интерпретирующие его метафизически. Данными идеями либо отрицается принцип противоречивости развития, а если и признается противоречивость, то не внутренняя (саморазвитие), а внешняя; развитие сводится или исключительно к эволюционизму (отрицаются скачки), или к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эволюция).
Таким образом, метафизика противостоит диалектике, во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие; во-вторых, как противоположная диалектике концепция развития. Эволюция метафизики от первого ее значения ко второму, от исторического ее образа к современному показывает, с одной стороны, идейную силу диалектики, в борьбе против которой метафизика была вынуждена, ведя спор с диалектикой, признать ее исходную позицию - принцип развития. С другой стороны, способность к обновлению показывает и достаточные силы самой метафизики.
Также можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики. По вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое. По вопросу о причине движения — согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок. По вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается). По вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития. В системе мышления — если динамический способ мышления сводится к шагам "тезис — антитезис — синтез", то метафизический опирается на формулы "или — или", "если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое. В отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика — однообразно, по принципу "черное — белое". В отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер. В отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.
Жизненные
проявления метафизики разнообразны.
Она обнаруживает себя как в мышлении,
так и в практическом действии. Наиболее
жизнестойкими формами метафизики являются
догматизм, софистика, эклектика.
3.2. Догматизм
Догматизм (от dogma, положение) - философский термин, обозначающий определенное отношение к содержанию системы, а не самую систему. Понятие догматизм определяется главным образом двумя противоположными ему понятиями - скептицизмом и критицизмом. Вообще говоря, догматизмом называется попытка построить философскую систему без предварительного исследования познавательных способностей человека и без решения вопроса о том, насколько человек может постичь цели, т. е. познать истину.
Догматизм
основан на возведении имеющегося взгляда
на мир в ранг единственно верного,
на неумении и нежелании увидеть,
понять, принять действительные изменения,
происходящие в мире. В догматизме наиболее
полно обнаруживает себя характерная
черта метафизики — ее односторонность.
Не стремясь к познанию мира во всем многообразии
его связей, догматизм однажды познанное
закрепляет в качестве абсолютно истинного,
однажды успешно примененное средство
рассматривает как универсальное. Тем
самым он существенным образом деформирует
как познание, так и практику, становясь
препятствием на пути возникновения нового.
3.3. Софистика
Софистика3 (греч. — умение хитро вести прения) рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, на употреблении ложных доводов. Учение, сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н. э., школы софистов философов-просветителей, тяготевших к релятивизму, первых профессиональных учителей по общему образованию. Термин «софистика» происходит от греческого слова «софист» (sophistes — мудрец), которым тогда называли платных учителей ораторского искусства. В начале софисты учили правильным приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре отошли от логических принципов его организации и все внимание сосредоточили на разработке логических уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий.
В софистике односторонность метафизики
проявляется по-иному. Если в догматизме
в угоду абсолютному началу в истине игнорируется
ее относительность, то софистика, напротив,
односторонне тяготеет к релятивизму,
абсолютизируя относительность результатов
познания. Релятивизм используется в софистике
в качестве исходной гносеологической
позиции, позволяющей при умелом, преднамеренно
неправильном построенном рассуждении,
искусно выдаваемом за истинное, ввести
человека в заблуждение. Примером такой
хитрой уловки являются софизмы и в частности
древний софизм “Рогатый”: “То, что ты
не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога;
следовательно, ты их имеешь”. Здесь осуществлено
неправомерное заключение от общего правила
к частному случаю, который это правило
по существу не предусматривает.