Диалектика и её альтернативы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 14:58, контрольная работа

Краткое описание

Диалектика является современной общей теорией развития всего сущего, которая адекватно отображает его эволюцию в своих законах, категориях и принципах. И это касается не только развития "абсолютной идеи", как у Гегеля, а и материального мира. То есть диалектика распространяется на всю окружающую действительность и является теоретическим отображением развития как "духа", так и материи, сознания, познание.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..с.2
1. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии ………………...с.3
2. Принципы диалектики..………………………………………………….с.7
3. Альтернативы диалектики……………………………………………....с.11
3.1 Метафизика как основная альтернатива диалектики………………...с.11
3.2. Догматизм………………………………………………………………с.14
3.3. Софистика………………………………………………………………с.15
3.4. Эклектика……………………………………………………………….с.16
3.5 Фатализм………………………………………………………………...с.16
3.6. Волюнтаризм……………………………………………………………с.17
3.7 Субъективизм……………………………………………………………с.18
Заключение……………………………………………………………….....с.19
Список литературы…………………………………………………….....с.20

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

3.4. Эклектика

     Часто встречается метафизика в форме  эклектики. Эклектикой является все  то, что обнаруживает в себе эклектизм, то есть стремление построить целостность  на основе разнородных, несовместимых элементов.

     Эклектика (греч. еklego - выбираю) - метод мышления, соединяющий в одном построений, одном отношении взаимоисключающие  принципы. Эклектик непоследователен, его взгляды противоречивы. Французский  философ Виктор Кузен утверждал, что философская система может быть создана из истин, содержащихся в самых различных учениях. Эклектичными, к примеру, могут быть признаны попытки мировоззренческого слияния материализма и идеализма. 

3.5 Фатализм

     Фатализм - (лат. fatalis — роковой) — мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы, происходящие в мире, подчинены необходимости, не оставляющей места свободе, творчеству, изначально предопределены. Первоначально фатализм развивался в мифологии как представление о неотвратимой подвластности людей и даже богов слепой судьбе, не имеющей смысла, цели. В философии фатализм проявляется в различной форме. Согласно учению стоиков, над космосом господствует неумолимая судьба и после периодически возникающего мирового пожара все повторяется. В учении Лейбница о предустановленной гармонии взаимодействие монад предопределено богом, в объективно-идеалистической системе Шеллинга разрыв свободы и необходимости лишает реальных индивидов возможности свободно действовать, у Гегеля личность выступает в конечном счете лишь орудием абсолютного духа. В системах метафизического материализма (Гоббс, фр. материализм 18 в. и др.) отрицание объективной случайности, отождествление причинности и необходимости также вели к Ф. Теологический Ф. исходит из предопределения событий истории и жизни человека волей бога; в его рамках идет борьба между концепциями абсолютного предопределения и воззрениями, пытающимися совместить всемогущество провидения со свободной волей человека ( католицизм , православие ). В марксистской философии органически связано действие законов   развития общества и свободной деятельности людей, достигнуто понимание диалектики необходимости и случайности, свободы и необходимости.       Марксизм усматривает корни фатализма. в интересах определенных социальных сил и показывает; что лишь в результате создания гуманного и справедливого общества постепенно устраняется историческая почва для фаталистических воззрений. 

3.6. Волюнтаризм

     Волюнтаризм (лат. voluntas - воля) - философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Применительно к индивидуально-человеческой системе отсчета волюнтаристические идеи фундировались в историко-философской традиции апелляцией к нравственному закону. Так, например, у Канта свободная воля конституируется практическим разумом на том единственном основании, что вне ее презумпции нравственный закон теряет реальный смысл. В качестве конституированного философское течение волюнтаризм . оформляется в 19 в., порождая системно-завершенные концепции, в рамках которых феномен воли обретает статус исходного принципа бытия: мир как слепая, самодостаточная и тотальная "воля к жизни", действующая вне рациональных оснований и не поддающаяся разумному постижению ("мир как воля и представление" у Шопенгауэра), бессознательное духовно-волевое начало как основа всего сущего, включая и человеческое сознание, выступающее слепым орудием в неразумной "мировой воли" (Э. Гартман), "воля к власти" как движущая сила истории (Ницше). В психологической сфере волюнтаризм означает интерпретацию деятельности психики, исходя сугубо из волевых процессов.

3.7 Субъективизм

     Субъективность  всегда выступала в числе самых  концентрированно выраженных философских  интересов, четко оформившись в  период с XVII по XIX столетия, он внутренне пронизывает и мысль современности. Гносеологическое и экзистенциальное – таковы два главных аспекта, в которых проблема субъекта рассматривается в данной работе. Сознание кризиса в обоих случаях оказывается движущей силой мышления субъективности, а кризис сознания – его удаленной границей. Жить в проблематическом и критическом пространстве является наиболее общей философской формулой субъективности, и философия сама есть деятельность такого рода, которая основывается на специальном понятии субъекта или особой привилегии, данной ему философией. Даже если эта привилегия быть подчиненным и разрушенным.

     Субъективизм, мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая наличие объективных законов природы и общества. Субъективизм - один из основных гносеологических источников идеализма. Сущность субъективизма - абсолютизация активной роли субъекта в различных областях деятельности, и прежде всего в процессе познания., к «субъективной слепоте», агностицизму и релятивизму.

 

Заключение

     Диалектика, в отличие от других концепций  развития, рассматривает предметы и  явления не изолировано один от другого, а в их взаимной связи, во взаимодействии, и противоречивости. Процесс развития можно понять и воссоздать в мышлении только с учетом этого. Таким образом, если рассматривать диалектику как теорию развития, то ее антиподами является метафизика и "отрицательная" диалектика; если рассматривать диалектику как логику, то ее альтернативами являются софистика и эклектика. Если же рассматривать диалектику как теорию познания, то ее альтернативами выступают догматизм и релятивизм. Поэтому диалектика является альтернативой всех теорий, учений, течений и направлений, которые отбрасывают, игнорируют или фальсифицируют объективные принципы связи, развития, разногласия, возражение, такие, как метафизика, софистика, догматизм, релятивизм, "отрицательная" диалектика.

     В современном сложном и противоречивом мире возрастает роль диалектики как  метода и диалектической логики как науки об этом методе, его нормах мышления. Надо учиться предвидеть печальные последствия хороших начинаний, надо бояться односторонности, очернительства и "розовых очков", следует овладевать умением вести дискуссии через разрешение противоречий, находить пути объединения различных сил при достижении добрых, чистых целей или разрешении проблем. Без учета ядра диалектики невозможно правильное решение проблем самостоятельности республик и существования федераций, простора для рыночных отношений и плановости, существования различных видов собственности, свободы и ответственности. Диалектика и творчество неотделимы. Быть диалектиком - значит избегать предвзятости и субъективизма, утопий и отсталости.

 

     

     Список литературы

  1. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.И., Социология: Курс лекций: Учебное пособие., Ростов-н/Д: Феникс, 2006.
  2. Волчек, Е.З. Философия: учеб. пособие с хрестоматийными извлечениями / Е.З. Волчек. — Мн.: ООО «Современная школа», 2005.
  3. Калмыков В.Н. Основы философии: Учеб. пособие/ В.Н. Калмыков. – Мн.: Выш. шк., 2006.
  4. Канке В.А. Философия. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.
  5. Софизм // Философский энциклопедический словарь. - М., 1989

Информация о работе Диалектика и её альтернативы