Дезадаптация школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:11, реферат

Краткое описание

Цель исследования - определение педагогических условий профилактики дезадаптированных учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1. Изучить философскую, педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования, определить сущность профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов.
2. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия организации профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов, обеспечивающие ее результативность.
3. Разработать модель системы профилактической работы с дезадаптированными учащимися начальных классов, способствующую эффективности предупреждения отклоняющегося поведения на ранних этапах развития детей.

Оглавление

1.Введение
2.Понятие адаптации и дезадаптации.
3.Причины и формы школьной дезадаптации.
4.Предупреждение школьной дезадаптации.
5.Критерии дезадаптации.
6.Заключение.
7.Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферативная работа.docx

— 43.14 Кб (Скачать)

В работе выделяются два взаимосвязанных  этапа. Первый этап – формирование готовности к обучению в новой  социальной ситуации – охватывает январь – сентябрь ещё до поступления  ребенка в школу. Второй этап –  создание условий для успешной социально-психологической  адаптации к новой социальной ситуации – это весь учебный год 1-го класса.

В исследованиях  М.Р. Битяновой, М.М. Безруких, С.Г. Шевченко утверждается, что проблема перехода из дошкольных учреждений в начальную  школу остается острой психологической  проблемой. Что же сделать, чтобы  переход из дошкольных учреждений в  начальную школу, несмотря на все  трудности, был менее травмирующим, более эффективным?В нормативных  документах об организации адаптационного периода первоклассников указывается, что успешность адаптации школьника  к обучению в 1-м классе зависит  от реализации преемственных связей между дошкольным начальным общим  образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего дошкольника  к новым условиям обучения в 1 классе, необходимо: учитывать психологические  особенности 7-летних детей; уровень  познавательной деятельности, с которым  ребёнок пришёл в 1-й класс; анализировать  причины неуспешного адаптационного периода и возможности коррекции  трудностей адаптации школьника. 

Психолого-педагогическое сопровождение “обеспечивает развитие психологически здоровой и способной  к самостоятельной организации  своей жизни личности, обеспечивает социальную защищенность”.

2. Своевременное  углубленное диагностирование пограничных  нарушений, состояний риска в  развитии учащихся.Единая программа  и методики психолого-педагогического  диагностирования этих состояний  на этапе поступления в школу  и в процессе обучения обеспечивают  целостность системы изучения  ребенка. Диагностические исследования  адаптационного периода осуществляются  по следующим направлениям: изучение  мотивационной сферы: школьная  мотивация; изучение эмоционально-волевой  сферы: самооценка, эмоционально-психологическое  состояние, произвольность деятельности  и саморегуляция, школьная тревожность;  изучение интеллектуальной сферы:  восприятие, внимание, память, мышление; изучение школьно-значимых психофизиологических  функций: фонематический слух, артикуляционный  аппарат, моторика, пространственная  ориентация, координация движений; изучение предпосылок к учебной  деятельности: педагогическая готовность; изучение социального статуса;  изучение состояния здоровья.Комплексная  диагностика позволяет в целом  обеспечить междисциплинарный, многоуровневый  подход к изучению ребенка.

3. Создание  в образовательном учреждении  педагогической среды, учитывающей  особенности дезадаптивных детей.Наиболее  благоприятные организационно-педагогические  условия, предусматривающие дифференцированную  коррекционную помощь непосредственно  в ходе учебного процесса и  во внеурочной деятельности для  детей, испытывающих трудности  в адаптации, созданы в специальном  (коррекционном) образовательном  учреждении. В качестве этих форм  выступают соответственно: вариативные  учебные планы, образовательные  и коррекционно-развивающие программы,  направленные на активную интеграцию  учащихся в общеобразовательные  школы; наполняемость классов  12 человек; щадящий санитарно-гигиенический,  психологический и дидактический  режим, с дополнительными услугами  лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего  характера; внутриклассная дифференциация, предусматривающая коррекцию в  соответствии с уровнем школьной  успешности детей, этапных целей  и требований, объема и уровня  сложности решаемых задач; групповые  и индивидуальные коррекционно-развивающие  занятия с педагогами и специалистами  (психологом, логопедом, дефектологом, социальным педагогом), направленные  на развитие и коррекцию школьно-значимых дефицитных функций, умений и навыков неспецифическими и специфическими методами; особые требования к самому учителю, который должен осознавать специфические трудности работы с дезадаптивными детьми и уметь создавать атмосферу повышенного внимания и заботы.

4. Освоение  и внедрение в образовательный  процесс инновационных технологий: здоровьесберегающая; коррекционно-развивающее  обучение; проектно-исследовательская  деятельность; информационно– коммуникационная  технология.Реализация современных  технологий направлена на успешное  протекание адаптационных процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Критерии  дезадаптации.

Профилактика  школьной  дезадаптации – залог  успешного обучения в школе. Проблема школьной дезадаптации является междисциплинарной  областью взаимодействия в реадаптационном  процессе, предметом внимания целого ряда специалистов, работающих в образовательном  учреждении. И в этом смысле следует  выработать, принять и руководствоваться  простой парадигмой: нет главенствующего  фактора в происхождении школьной дезадаптации, нет соответственно и  специалиста, всегда и в первую очередь  ответственного за ее происхождение  или устранение; и лишь принятие равнозначности роли и ответственности  различных специалистов в принципе с акцентированием роли и ответственности  того или иного из них в каждом индивидуальном случае школьной дезадаптации и на каждом ее этапе может сделать  продуктивной работу по ее профилактике и коррекции . Школьный психолого-медико-педагогический консилиум на основе комплексного подхода  осуществляет такое междисциплинарное  взаимодействие. Организация взаимодействия специалистов различного профиля в  процессе преодоления школьной  дезадаптации в рамках школьного  ПМПк строится исходя из этапов этого  процесса: предварительная диагностика, первичная и углубленная диагностика, комплексная реабилитация и завершающий, собственно реадаптационный, этап.Под  школьной дезадаптацией наиболее продуктивным необходимо понимать невозможность  обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному  ребенку той индивидуальной микросоциальной  средой, в которой он существует. Исследования дезадаптированных групп  детей и подростков (Б.Н.Алмазов, С.А.Беличева, Г.Ф.Кумарина, И.А.Невский  и др.) позволяют однозначно утверждать, что у истоков появления проблем  дезадаптации в большинстве случаев  лежат проблемы, связанные с неуспешностью  ребенка в основном виде деятельности – в учении.

Ранние  признаки школьной дезадаптации проявляются  в виде утраты интереса к учебе, страха перед ситуациями, контролирующими  уровень знаний, отказа отвечать у  доски, прогулы, отгороженность, антидисциплинарные поступки.Глубокие формы школьной дезадаптации выступают в виде стойкой неуспеваемости, “школьной фобии”, нарушений поведения, отказа от посещения школы, дисциплинарных нарушений с озорством, драками, срывом уроков, грубых форм поведенческих  расстройств с воровством и бродяжничеством, нарушений контактов, изоляции, конфликтов с одноклассниками, родителями и  педагогами.Причиной формирования дезадаптивных  состояний в развитии ребенка могут служить: невозможность обучения ребенка по программе, неадекватной его способностям; психофизиологические и физические особенности развития; несоответствие этим особенностям темпа учебной работы; экстенсивный характер учебных нагрузок; преобладание отрицательной оценочной стимуляции и возникающие на этой основе “смысловые барьеры” в отношениях ребенка с педагогами; конфликтный характер отношений в семье, формирующийся на основе школьных неуспехов ребенка.Наиболее уязвимым периодом развития школьной дезадаптации является период начального обучения. Поэтому необходимо внедрение в образовательное учреждение комплекса мер, способных обеспечить дезадаптированным детям адекватные, соответствующие их учебным возможностям условия обучения.

Модель  системы работы по формированию адаптационно-развивающей  среды при переходе из дошкольных образовательных учреждений в специальную (коррекционную) школу представляет собой комплекс психолого-педагогических условий, призванных работать на предупреждение школьной дезадаптации в процессе обучения. К их числу относятся следующие: 

1. Психолого-педагогическое  сопровождение учащихся, которое  представляет собой деятельность, направленную на создание социальных  психолого-педагогических условий,  способствующих предупреждению  школьной дезадаптации, успешному  обучению и развитию каждого  ребенка в конкретной школьной  среде.Психолого-педагогическое сопровождение  учащихся включает три взаимосвязанных  компонента: изучение личности учащегося;  создание благоприятных социально-педагогических  условий для развития личности, успешности обучения; непосредственную  психолого-педагогическую помощь  ребенку.

Работа  осуществляется по следующим направлениям: психологическое просвещение, диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая  работа, профилактика. Приоритетным направлением является профилактическая работа с  детьми по предупреждению социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая  тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (недоразвитие отдельных  психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении) проблем адаптационного периода.Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу психологи и педагоги называют кризисным. Наблюдается, что значительная часть детей испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции.Предлагаемая система работы на этапе перехода детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу позволяет существенно смягчить психологические последствия данного кризиса.В рамках системы мероприятий предлагается последовательная и взаимосвязанная работа педагогов, специалистов, психолога и администрации школы в течение полутора лет: с января, когда ребёнок ещё находится в детском саду, по май 1-го класса.Главным в работе является создание педагогических и социально-психологических условий для успешного обучения выпускников дошкольных учреждений в начальной школе.

В работе выделяются два взаимосвязанных  этапа. Первый этап – формирование готовности к обучению в новой  социальной ситуации – охватывает январь – сентябрь ещё до поступления  ребенка в школу. Второй этап –  создание условий для успешной социально-психологической  адаптации к новой социальной ситуации – это весь учебный год 1-го класса.

В исследованиях  М.Р. Битяновой, М.М. Безруких, С.Г. Шевченко утверждается, что проблема перехода из дошкольных учреждений в начальную  школу остается острой психологической  проблемой. Что же сделать, чтобы  переход из дошкольных учреждений в  начальную школу, несмотря на все  трудности, был менее травмирующим, более эффективным?В нормативных  документах об организации адаптационного периода первоклассников указывается, что успешность адаптации школьника  к обучению в 1-м классе зависит  от реализации преемственных связей между дошкольным начальным общим  образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего дошкольника  к новым условиям обучения в 1 классе, необходимо: учитывать психологические  особенности 7-летних детей; уровень  познавательной деятельности, с которым  ребёнок пришёл в 1-й класс; анализировать  причины неуспешного адаптационного периода и возможности коррекции  трудностей адаптации школьника. 

Психолого-педагогическое сопровождение “обеспечивает развитие психологически здоровой и способной  к самостоятельной организации  своей жизни личности, обеспечивает социальную защищенность”.

2. Своевременное  углубленное диагностирование пограничных  нарушений, состояний риска в  развитии учащихся.Единая программа  и методики психолого-педагогического  диагностирования этих состояний  на этапе поступления в школу  и в процессе обучения обеспечивают  целостность системы изучения  ребенка. Диагностические исследования  адаптационного периода осуществляются  по следующим направлениям: изучение  мотивационной сферы: школьная  мотивация; изучение эмоционально-волевой  сферы: самооценка, эмоционально-психологическое  состояние, произвольность деятельности  и саморегуляция, школьная тревожность;  изучение интеллектуальной сферы:  восприятие, внимание, память, мышление; изучение школьно-значимых психофизиологических  функций: фонематический слух, артикуляционный  аппарат, моторика, пространственная  ориентация, координация движений; изучение предпосылок к учебной  деятельности: педагогическая готовность; изучение социального статуса;  изучение состояния здоровья.Комплексная  диагностика позволяет в целом  обеспечить междисциплинарный, многоуровневый  подход к изучению ребенка.

3. Создание  в образовательном учреждении  педагогической среды, учитывающей  особенности дезадаптивных детей.Наиболее  благоприятные организационно-педагогические  условия, предусматривающие дифференцированную  коррекционную помощь непосредственно  в ходе учебного процесса и  во внеурочной деятельности для  детей, испытывающих трудности  в адаптации, созданы в специальном  (коррекционном) образовательном  учреждении. В качестве этих форм  выступают соответственно: вариативные  учебные планы, образовательные  и коррекционно-развивающие программы,  направленные на активную интеграцию  учащихся в общеобразовательные  школы; наполняемость классов  12 человек; щадящий санитарно-гигиенический,  психологический и дидактический  режим, с дополнительными услугами  лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего  характера; внутриклассная дифференциация, предусматривающая коррекцию в  соответствии с уровнем школьной  успешности детей, этапных целей  и требований, объема и уровня  сложности решаемых задач; групповые  и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с педагогами и специалистами (психологом, логопедом, дефектологом, социальным педагогом), направленные на развитие и коррекцию школьно-значимых дефицитных функций, умений и навыков неспецифическими и специфическими методами; особые требования к самому учителю, который должен осознавать специфические трудности работы с дезадаптивными детьми и уметь создавать атмосферу повышенного внимания и заботы. 

4. Освоение  и внедрение в образовательный  процесс инновационных технологий: здоровьесберегающая; коррекционно-развивающее  обучение; проектно-исследовательская  деятельность; информационно– коммуникационная  технология.Реализация современных  технологий направлена на успешное  протекание адаптационных процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

  Ситуация  в мире современного детства  в настоящее время очень тревожная  и опасная, как для детей,  так и для будущего общества. Особенно остро стоит сейчас  в образовательном процессе проблема  дезадаптации учащихся. Именно поэтому  нельзя больше откладывать решение  этой проблемы возникшей, сегодня  в области образования, воспитания. Наверное, изначально, эта проблема  кроется в охране здоровья  детей, актуальность которой становится  всё более очевидной в связи  с наблюдаемым ростом нервно-психических  заболеваний и функциональных  расстройств среди детского населения.  Она не может быть решена  без практического использования  медико-психологических и социально-педагогических  знаний в системе школьного  образования. В последние годы  продолжает расти количество  детей с нарушением поведения.  Специалисты проводят большую  работу по преодолению всех  поведенческих нарушений, в то  же время отмечается рост дезадаптированных  детей в учебных заведениях. Особенно  рассматривается рост школьной  дезадаптации, которую следует рассматривать,  как одну из более сложных  явлений социальной дезадаптации. В основе возникновения школьной  дезадаптации лежат различные  факторы социального, медицинского, психологического и педагогического  характера.Проблема охраны психического здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических мер в системе образования.

Информация о работе Дезадаптация школьников