В работе
выделяются два взаимосвязанных
этапа. Первый этап – формирование
готовности к обучению в новой
социальной ситуации – охватывает
январь – сентябрь ещё до поступления
ребенка в школу. Второй этап –
создание условий для успешной социально-психологической
адаптации к новой социальной
ситуации – это весь учебный год
1-го класса.
В исследованиях
М.Р. Битяновой, М.М. Безруких, С.Г. Шевченко
утверждается, что проблема перехода
из дошкольных учреждений в начальную
школу остается острой психологической
проблемой. Что же сделать, чтобы
переход из дошкольных учреждений в
начальную школу, несмотря на все
трудности, был менее травмирующим,
более эффективным?В нормативных
документах об организации адаптационного
периода первоклассников указывается,
что успешность адаптации школьника
к обучению в 1-м классе зависит
от реализации преемственных связей
между дошкольным начальным общим
образованием. При решении проблемы
преемственности, особенно в период
адаптации вчерашнего дошкольника
к новым условиям обучения в 1 классе,
необходимо: учитывать психологические
особенности 7-летних детей; уровень
познавательной деятельности, с которым
ребёнок пришёл в 1-й класс; анализировать
причины неуспешного адаптационного
периода и возможности коррекции
трудностей адаптации школьника.
Психолого-педагогическое
сопровождение “обеспечивает развитие
психологически здоровой и способной
к самостоятельной организации
своей жизни личности, обеспечивает
социальную защищенность”.
2. Своевременное
углубленное диагностирование пограничных
нарушений, состояний риска в
развитии учащихся.Единая программа
и методики психолого-педагогического
диагностирования этих состояний
на этапе поступления в школу
и в процессе обучения обеспечивают
целостность системы изучения
ребенка. Диагностические исследования
адаптационного периода осуществляются
по следующим направлениям: изучение
мотивационной сферы: школьная
мотивация; изучение эмоционально-волевой
сферы: самооценка, эмоционально-психологическое
состояние, произвольность деятельности
и саморегуляция, школьная тревожность;
изучение интеллектуальной сферы:
восприятие, внимание, память, мышление;
изучение школьно-значимых психофизиологических
функций: фонематический слух, артикуляционный
аппарат, моторика, пространственная
ориентация, координация движений;
изучение предпосылок к учебной
деятельности: педагогическая готовность;
изучение социального статуса;
изучение состояния здоровья.Комплексная
диагностика позволяет в целом
обеспечить междисциплинарный, многоуровневый
подход к изучению ребенка.
3. Создание
в образовательном учреждении
педагогической среды, учитывающей
особенности дезадаптивных детей.Наиболее
благоприятные организационно-педагогические
условия, предусматривающие дифференцированную
коррекционную помощь непосредственно
в ходе учебного процесса и
во внеурочной деятельности для
детей, испытывающих трудности
в адаптации, созданы в специальном
(коррекционном) образовательном
учреждении. В качестве этих форм
выступают соответственно: вариативные
учебные планы, образовательные
и коррекционно-развивающие программы,
направленные на активную интеграцию
учащихся в общеобразовательные
школы; наполняемость классов
12 человек; щадящий санитарно-гигиенический,
психологический и дидактический
режим, с дополнительными услугами
лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего
характера; внутриклассная дифференциация,
предусматривающая коррекцию в
соответствии с уровнем школьной
успешности детей, этапных целей
и требований, объема и уровня
сложности решаемых задач; групповые
и индивидуальные коррекционно-развивающие
занятия с педагогами и специалистами
(психологом, логопедом, дефектологом,
социальным педагогом), направленные
на развитие и коррекцию школьно-значимых
дефицитных функций, умений и навыков
неспецифическими и специфическими методами;
особые требования к самому учителю, который
должен осознавать специфические трудности
работы с дезадаптивными детьми и уметь
создавать атмосферу повышенного внимания
и заботы.
4. Освоение
и внедрение в образовательный
процесс инновационных технологий:
здоровьесберегающая; коррекционно-развивающее
обучение; проектно-исследовательская
деятельность; информационно– коммуникационная
технология.Реализация современных
технологий направлена на успешное
протекание адаптационных процессов.
Критерии
дезадаптации.
Профилактика
школьной дезадаптации – залог
успешного обучения в школе. Проблема
школьной дезадаптации является междисциплинарной
областью взаимодействия в реадаптационном
процессе, предметом внимания целого
ряда специалистов, работающих в образовательном
учреждении. И в этом смысле следует
выработать, принять и руководствоваться
простой парадигмой: нет главенствующего
фактора в происхождении школьной
дезадаптации, нет соответственно и
специалиста, всегда и в первую очередь
ответственного за ее происхождение
или устранение; и лишь принятие
равнозначности роли и ответственности
различных специалистов в принципе
с акцентированием роли и ответственности
того или иного из них в каждом
индивидуальном случае школьной дезадаптации
и на каждом ее этапе может сделать
продуктивной работу по ее профилактике
и коррекции . Школьный психолого-медико-педагогический
консилиум на основе комплексного подхода
осуществляет такое междисциплинарное
взаимодействие. Организация взаимодействия
специалистов различного профиля в
процессе преодоления школьной
дезадаптации в рамках школьного
ПМПк строится исходя из этапов этого
процесса: предварительная диагностика,
первичная и углубленная диагностика,
комплексная реабилитация и завершающий,
собственно реадаптационный, этап.Под
школьной дезадаптацией наиболее продуктивным
необходимо понимать невозможность
обучения и адекватного взаимодействия
ребенка с окружением в условиях,
предъявляемых данному конкретному
ребенку той индивидуальной микросоциальной
средой, в которой он существует.
Исследования дезадаптированных групп
детей и подростков (Б.Н.Алмазов,
С.А.Беличева, Г.Ф.Кумарина, И.А.Невский
и др.) позволяют однозначно утверждать,
что у истоков появления проблем
дезадаптации в большинстве случаев
лежат проблемы, связанные с неуспешностью
ребенка в основном виде деятельности
– в учении.
Ранние
признаки школьной дезадаптации проявляются
в виде утраты интереса к учебе, страха
перед ситуациями, контролирующими
уровень знаний, отказа отвечать у
доски, прогулы, отгороженность, антидисциплинарные
поступки.Глубокие формы школьной дезадаптации
выступают в виде стойкой неуспеваемости,
“школьной фобии”, нарушений поведения,
отказа от посещения школы, дисциплинарных
нарушений с озорством, драками,
срывом уроков, грубых форм поведенческих
расстройств с воровством и бродяжничеством,
нарушений контактов, изоляции, конфликтов
с одноклассниками, родителями и
педагогами.Причиной формирования дезадаптивных
состояний в развитии ребенка могут
служить: невозможность обучения ребенка
по программе, неадекватной его способностям;
психофизиологические и физические особенности
развития; несоответствие этим особенностям
темпа учебной работы; экстенсивный характер
учебных нагрузок; преобладание отрицательной
оценочной стимуляции и возникающие на
этой основе “смысловые барьеры” в отношениях
ребенка с педагогами; конфликтный характер
отношений в семье, формирующийся на основе
школьных неуспехов ребенка.Наиболее
уязвимым периодом развития школьной
дезадаптации является период начального
обучения. Поэтому необходимо внедрение
в образовательное учреждение комплекса
мер, способных обеспечить дезадаптированным
детям адекватные, соответствующие их
учебным возможностям условия обучения.
Модель
системы работы по формированию адаптационно-развивающей
среды при переходе из дошкольных
образовательных учреждений в специальную
(коррекционную) школу представляет
собой комплекс психолого-педагогических
условий, призванных работать на предупреждение
школьной дезадаптации в процессе обучения.
К их числу относятся следующие:
1. Психолого-педагогическое
сопровождение учащихся, которое
представляет собой деятельность,
направленную на создание социальных
психолого-педагогических условий,
способствующих предупреждению
школьной дезадаптации, успешному
обучению и развитию каждого
ребенка в конкретной школьной
среде.Психолого-педагогическое сопровождение
учащихся включает три взаимосвязанных
компонента: изучение личности учащегося;
создание благоприятных социально-педагогических
условий для развития личности,
успешности обучения; непосредственную
психолого-педагогическую помощь
ребенку.
Работа
осуществляется по следующим направлениям:
психологическое просвещение, диагностика,
консультирование, коррекционно-развивающая
работа, профилактика. Приоритетным направлением
является профилактическая работа с
детьми по предупреждению социально-психологических
(проблемы социальной дезадаптации), личностных
(неуверенность в себе, высокая
тревожность, неадекватная самооценка,
низкая учебная мотивация и т.д.),
познавательных (недоразвитие отдельных
психических процессов – восприятия,
внимания, памяти, мышления, трудностей
в обучении) проблем адаптационного
периода.Переход детей из дошкольных
образовательных учреждений в начальную
школу психологи и педагоги называют кризисным.
Наблюдается, что значительная часть детей
испытывают трудности, связанные с привыканием
к режиму, новым системам требований, новым
социальным контактам, стилю общения.
Обучение даётся ребёнку за счёт высоких
психологических затрат (повышенная тревожность,
низкая самооценка, психосоматические
заболевания и невротические симптомы
и др.). Возможны неадекватные поведенческие
реакции.Предлагаемая система работы
на этапе перехода детей из дошкольных
образовательных учреждений в начальную
школу позволяет существенно смягчить
психологические последствия данного
кризиса.В рамках системы мероприятий
предлагается последовательная и взаимосвязанная
работа педагогов, специалистов, психолога
и администрации школы в течение полутора
лет: с января, когда ребёнок ещё находится
в детском саду, по май 1-го класса.Главным
в работе является создание педагогических
и социально-психологических условий
для успешного обучения выпускников дошкольных
учреждений в начальной школе.
В работе
выделяются два взаимосвязанных
этапа. Первый этап – формирование
готовности к обучению в новой
социальной ситуации – охватывает
январь – сентябрь ещё до поступления
ребенка в школу. Второй этап –
создание условий для успешной социально-психологической
адаптации к новой социальной
ситуации – это весь учебный год
1-го класса.
В исследованиях
М.Р. Битяновой, М.М. Безруких, С.Г. Шевченко
утверждается, что проблема перехода
из дошкольных учреждений в начальную
школу остается острой психологической
проблемой. Что же сделать, чтобы
переход из дошкольных учреждений в
начальную школу, несмотря на все
трудности, был менее травмирующим,
более эффективным?В нормативных
документах об организации адаптационного
периода первоклассников указывается,
что успешность адаптации школьника
к обучению в 1-м классе зависит
от реализации преемственных связей
между дошкольным начальным общим
образованием. При решении проблемы
преемственности, особенно в период
адаптации вчерашнего дошкольника
к новым условиям обучения в 1 классе,
необходимо: учитывать психологические
особенности 7-летних детей; уровень
познавательной деятельности, с которым
ребёнок пришёл в 1-й класс; анализировать
причины неуспешного адаптационного
периода и возможности коррекции
трудностей адаптации школьника.
Психолого-педагогическое
сопровождение “обеспечивает развитие
психологически здоровой и способной
к самостоятельной организации
своей жизни личности, обеспечивает
социальную защищенность”.
2. Своевременное
углубленное диагностирование пограничных
нарушений, состояний риска в
развитии учащихся.Единая программа
и методики психолого-педагогического
диагностирования этих состояний
на этапе поступления в школу
и в процессе обучения обеспечивают
целостность системы изучения
ребенка. Диагностические исследования
адаптационного периода осуществляются
по следующим направлениям: изучение
мотивационной сферы: школьная
мотивация; изучение эмоционально-волевой
сферы: самооценка, эмоционально-психологическое
состояние, произвольность деятельности
и саморегуляция, школьная тревожность;
изучение интеллектуальной сферы:
восприятие, внимание, память, мышление;
изучение школьно-значимых психофизиологических
функций: фонематический слух, артикуляционный
аппарат, моторика, пространственная
ориентация, координация движений;
изучение предпосылок к учебной
деятельности: педагогическая готовность;
изучение социального статуса;
изучение состояния здоровья.Комплексная
диагностика позволяет в целом
обеспечить междисциплинарный, многоуровневый
подход к изучению ребенка.
3. Создание
в образовательном учреждении
педагогической среды, учитывающей
особенности дезадаптивных детей.Наиболее
благоприятные организационно-педагогические
условия, предусматривающие дифференцированную
коррекционную помощь непосредственно
в ходе учебного процесса и
во внеурочной деятельности для
детей, испытывающих трудности
в адаптации, созданы в специальном
(коррекционном) образовательном
учреждении. В качестве этих форм
выступают соответственно: вариативные
учебные планы, образовательные
и коррекционно-развивающие программы,
направленные на активную интеграцию
учащихся в общеобразовательные
школы; наполняемость классов
12 человек; щадящий санитарно-гигиенический,
психологический и дидактический
режим, с дополнительными услугами
лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего
характера; внутриклассная дифференциация,
предусматривающая коррекцию в
соответствии с уровнем школьной
успешности детей, этапных целей
и требований, объема и уровня
сложности решаемых задач; групповые
и индивидуальные коррекционно-развивающие
занятия с педагогами и специалистами
(психологом, логопедом, дефектологом,
социальным педагогом), направленные на
развитие и коррекцию школьно-значимых
дефицитных функций, умений и навыков
неспецифическими и специфическими методами;
особые требования к самому учителю, который
должен осознавать специфические трудности
работы с дезадаптивными детьми и уметь
создавать атмосферу повышенного внимания
и заботы.
4. Освоение
и внедрение в образовательный
процесс инновационных технологий:
здоровьесберегающая; коррекционно-развивающее
обучение; проектно-исследовательская
деятельность; информационно– коммуникационная
технология.Реализация современных
технологий направлена на успешное
протекание адаптационных процессов.
Заключение.
Ситуация
в мире современного детства
в настоящее время очень тревожная
и опасная, как для детей,
так и для будущего общества.
Особенно остро стоит сейчас
в образовательном процессе проблема
дезадаптации учащихся. Именно поэтому
нельзя больше откладывать решение
этой проблемы возникшей, сегодня
в области образования, воспитания.
Наверное, изначально, эта проблема
кроется в охране здоровья
детей, актуальность которой становится
всё более очевидной в связи
с наблюдаемым ростом нервно-психических
заболеваний и функциональных
расстройств среди детского населения.
Она не может быть решена
без практического использования
медико-психологических и социально-педагогических
знаний в системе школьного
образования. В последние годы
продолжает расти количество
детей с нарушением поведения.
Специалисты проводят большую
работу по преодолению всех
поведенческих нарушений, в то
же время отмечается рост дезадаптированных
детей в учебных заведениях. Особенно
рассматривается рост школьной
дезадаптации, которую следует рассматривать,
как одну из более сложных
явлений социальной дезадаптации.
В основе возникновения школьной
дезадаптации лежат различные
факторы социального, медицинского,
психологического и педагогического
характера.Проблема охраны психического
здоровья детей, актуальность которой
становится все более очевидной в связи
с наблюдаемым ростом нервно-психических
заболеваний и функциональных расстройств
среди детского населения, требует широких
профилактических мер в системе образования.