Дезадаптация школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:11, реферат

Краткое описание

Цель исследования - определение педагогических условий профилактики дезадаптированных учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1. Изучить философскую, педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования, определить сущность профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов.
2. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия организации профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов, обеспечивающие ее результативность.
3. Разработать модель системы профилактической работы с дезадаптированными учащимися начальных классов, способствующую эффективности предупреждения отклоняющегося поведения на ранних этапах развития детей.

Оглавление

1.Введение
2.Понятие адаптации и дезадаптации.
3.Причины и формы школьной дезадаптации.
4.Предупреждение школьной дезадаптации.
5.Критерии дезадаптации.
6.Заключение.
7.Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферативная работа.docx

— 43.14 Кб (Скачать)

Третья  позиция. Школьная дезадаптация - это преимущественно социально-педагогическое явление, в формировании которого определяющее значение принадлежит совокупным педагогическим и собственно школьным факторам (Кумарина Г.Ф, 1995, 1998). Господствоваший долгие годы взгляд на школу как на источник исключительно положительных влияний в данном аспекте уступает место обоснованному мнению, что для значительного количества учащихся школа становится зоной риска. В качестве пускового механизма формирования школьной дезадаптации анализируется несоответствие предьявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям их удовлетворить. К числу педагогических факторов, отрицательно влияющих на развитие ребенка и эффективность воздействия образовательной среды, относятся следующие: несоответствие школьного режима и темпа учебной работы санитарно-гигиеническим условиям обучения, экстенсивный характер учебных нагрузок, преобладание отрицательной оценочной стимуляции и возникающие на этой основе "смысловые барьеры" в отношениях ребенка с педагогами, конфликтный характер внутрисемейных отношений, формирующийся на основе учебных неуспехов.

Четвертая позиция. Школьная дезадаптация - это сложное социально-психологическое явление, суть которого составляет невозможность для ребенка найти в пространстве школьного обучения "свое место", на котором он может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоактуализации. Основной вектор этого подхода направлен на психическое состояние ребенка и на психологический контекст взаимозависимости и взаимообусловленности складывающихся в период обучения отношений:" семья-ребенок-школа", "ребенок-учитель", "ребенок-сверстники", "индивидуально предпочтительные - используемые школой технологии обучения". При сравнительной оценке возникает иллюзия близости позиций социально-дезадаптивного и социально-психологического подходов в интерпретации школьной дезадаптации, но эта иллюзия условна.

И для  того чтоб предупредить дезадаптацию, нам нужно понять на какой позиции  находится ребенок.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Причины и формы школьной дезадаптации.

Они могут  быть субъективного и объективного характера.

Субъективные  причины дезадаптации:

1. Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе. Негативное отношение к школе , первичными причинами которого могут быть недостаточно профессиональная работа дошкольных учреждений, образец отрицательного отношения к школе братьев и сестёр и т.д. Вторичное разрушение мотивации происходит непосредственно в процессе обучения.

2. Несформированность элементов и навыков учебной деятельности, причиной которой могут быть как индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педагогическая запущенность.

3. Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Причиной могут быть неблагоприятная семейная обстановка, неправильные методы воспитания, неправильная организация режима дня ребёнка, а также последствия осложнений при беременности и родах у матери.

4. Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще это бывает у детей соматически ослабленных, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов.

Причины школьной дезадаптации, имеющие объективный  характер:

1. Неправильное отношение учителя к ученику.

2. Неправильная организация учебного процесса.

Все перечисленные  факторы представляют непосредственную угрозу, прежде всего для интеллектуального  развития ребенка. Зависимость же школьной успеваемости от интеллекта не нуждается  в доказательствах.

В зависимости  от выраженности симптомов и их сочетания  различают следующие формы адаптации - дезадаптации:

• Норма – благоприятное протекание адаптации, сопровождающееся слабой выраженностью или отсутствием негативных симптомов дезадаптации.

• "Скрытые" формы дезадаптации:

1-я степень  – начальная форма "скрытой"  ДА. Характеризуется средним уровнем  работоспособности, сниженным эмоциональным  тонусом, частичной расторможенностью,  плаксивостью. Повышенной утомляемостью.  Желание ходить в школу неустойчиво.  Старателен, но медленно включается  в учебный процесс, активность  сменяется пассивностью, адекватно  реагирует на замечание. В поведении  наблюдается тревожность, неуверенность.

2-я степень  – прогрессирующая форма "скрытой"  ДА. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, ребёнок  не может сосредоточится, плаксив,  обидчив, раздражителен. Иногда  жалуется на головную боль, тошноту,  боли в животе. Отношение к  школе негативное, пассивен на  уроке, на просьбу отвечать - молчит, равнодушен к неудачам.

Нуждается в постоянном контроле и помощи учителя. Эпизодически наблюдается агрессивность  к детям как защитная реакция  организма.

• "Открытые" формы дезадаптации

3-я степень  - начальная форма "открытой" ДА. Характеризуется средне- низким  уровнем работоспособности, импульсивностью,  расторможенностью, внимание неустойчиво,  снижен аппетит, беспокойный сон.  На уроке не собран, быстро  теряет интерес к заданиям, в  учебной деятельности иногда  создаёт конфликтную ситуацию.

4-я степень  - прогрессирующая форма "открытой" дезадаптации. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, импульсивностью, расторможенностью, раздражительность переходит в агрессивность.

Негативное  отношение к школе, учителю, быстро теряет интерес к заданиям, отказывается их выполнять, равнодушен к неудачам, негативно относится к замечаниям, мешает на уроке, нуждается в постоянном контроле. Отмечается спад в успешности обучения, в общении с учителем проявляется демонстративность. Кривляется, отказывается выполнять требования учителя, создает конфликтную ситуацию. В общении с детьми агрессивен, обзывает детей, жалуется учителю.

Понимание в этом ключе процесса школьной дезадаптации требует:

• знания социальной ситуации развития и жизнедеятельности ребенка;

• анализа его ведущего, субъективно неразрешимого и "системообразующего" для школьной дезадаптации конфликта;

• оценки этапности и уровня соматофизического и психического развития, индивидуально-психических и личностных свойств, характера ведущих отношений и особенностей реакций на кризисную ситуацию и личностно значимый конфликт;

• учета факторов, которые выступают как условия провоцирования, дополнительного углубления или сдерживания процесса школьной дезадаптации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предупреждение  дезадаптации.

Профилактика  школьной дезадаптации заключается  в следующем:

1. Своевременное педагогическое диагностирование предпосылок и признаков школьной дезадаптации, проведение ранней, качественной диагностики актуального уровня развития каждого ребенка.

2. Момент поступления в школу должен соответствовать не паспортному возрасту (7 лет), а психофизиологическому (для некоторых детей это может быть и 7 с половиной и даже 8 лет).

3. Диагностика при поступлении ребенка в школу должна учитывать не столько уровень умений и знаний, сколько особенности психики, темперамента, потенциальные возможности каждого ребенка.

4. Создание в образовательных учреждениях для детей риска педагогической среды, учитывающей их индивидуально-типологические особенности. Использовать вариативные формы дифференцированной коррекционной помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время для детей высокой, средней и низкой степени риска. На организационно-педагогическом уровне такими формами могут быть – специальные классы с меньшей наполняемостью, со щадящим санитарно-гигиеническим, психогигиеническим и дидактическим режимом, с дополнительными услугами лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего характера; коррекционные группы для занятий с педагогами по отдельным учебным предметам, внутриклассная дифференциация и индивидуализация, групповые и индивидуальные внеурочные занятия с педагогами основного и дополнительного образования (кружки, секции, студии), а также со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом), направленные на развитие и коррекцию недостатков развития школьно-значимых дефицитных функций.

5. При необходимости использовать консультативную помощь детского психиатра.

6. Создавать классы компенсирующего обучения.

7. Применение психологической коррекции, социальных тренингов, тренингов с родителями.

8. Освоение педагогами методики коррекционно-развивающего обучения, нацеленного на здоровье сберегательную учебную деятельность.

Профилактика  школьной  дезадаптации – залог  успешного обучения в школе. Проблема школьной дезадаптации является междисциплинарной  областью взаимодействия в реадаптационном  процессе, предметом внимания целого ряда специалистов, работающих в образовательном  учреждении. И в этом смысле следует  выработать, принять и руководствоваться  простой парадигмой: нет главенствующего  фактора в происхождении школьной дезадаптации, нет соответственно и  специалиста, всегда и в первую очередь  ответственного за ее происхождение  или устранение; и лишь принятие равнозначности роли и ответственности  различных специалистов в принципе с акцентированием роли и ответственности  того или иного из них в каждом индивидуальном случае школьной дезадаптации и на каждом ее этапе может сделать  продуктивной работу по ее профилактике и коррекции . Школьный психолого-медико-педагогический консилиум на основе комплексного подхода  осуществляет такое междисциплинарное  взаимодействие. Организация взаимодействия специалистов различного профиля в  процессе преодоления школьной  дезадаптации в рамках школьного  ПМПк строится исходя из этапов этого  процесса: предварительная диагностика, первичная и углубленная диагностика, комплексная реабилитация и завершающий, собственно реадаптационный, этап.Под  школьной дезадаптацией наиболее продуктивным необходимо понимать невозможность  обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному  ребенку той индивидуальной микросоциальной  средой, в которой он существует. Исследования дезадаптированных групп  детей и подростков (Б.Н.Алмазов, С.А.Беличева, Г.Ф.Кумарина, И.А.Невский  и др.) позволяют однозначно утверждать, что у истоков появления проблем  дезадаптации в большинстве случаев  лежат проблемы, связанные с неуспешностью  ребенка в основном виде деятельности – в учении.

Ранние  признаки школьной дезадаптации проявляются  в виде утраты интереса к учебе, страха перед ситуациями, контролирующими  уровень знаний, отказа отвечать у  доски, прогулы, отгороженность, антидисциплинарные поступки.Глубокие формы школьной дезадаптации выступают в виде стойкой неуспеваемости, “школьной фобии”, нарушений поведения, отказа от посещения школы, дисциплинарных нарушений с озорством, драками, срывом уроков, грубых форм поведенческих  расстройств с воровством и бродяжничеством, нарушений контактов, изоляции, конфликтов с одноклассниками, родителями и  педагогами.Причиной формирования дезадаптивных  состояний в развитии ребенка  могут служить: невозможность обучения ребенка по программе, неадекватной его способностям; психофизиологические и физические особенности развития; несоответствие этим особенностям темпа учебной работы; экстенсивный характер учебных нагрузок; преобладание отрицательной оценочной стимуляции и возникающие на этой основе “смысловые барьеры” в отношениях ребенка с педагогами; конфликтный характер отношений в семье, формирующийся на основе школьных неуспехов ребенка.Наиболее уязвимым периодом развития школьной дезадаптации является период начального обучения. Поэтому необходимо внедрение в образовательное учреждение комплекса мер, способных обеспечить дезадаптированным детям адекватные, соответствующие их учебным возможностям условия обучения.

Модель  системы работы по формированию адаптационно-развивающей  среды при переходе из дошкольных образовательных учреждений в специальную (коррекционную) школу представляет собой комплекс психолого-педагогических условий, призванных работать на предупреждение школьной дезадаптации в процессе обучения. К их числу относятся следующие: 

1. Психолого-педагогическое  сопровождение учащихся, которое  представляет собой деятельность, направленную на создание социальных  психолого-педагогических условий,  способствующих предупреждению  школьной дезадаптации, успешному  обучению и развитию каждого  ребенка в конкретной школьной  среде.Психолого-педагогическое сопровождение  учащихся включает три взаимосвязанных  компонента: изучение личности учащегося;  создание благоприятных социально-педагогических  условий для развития личности, успешности обучения; непосредственную  психолого-педагогическую помощь  ребенку.

Работа  осуществляется по следующим направлениям: психологическое просвещение, диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая  работа, профилактика. Приоритетным направлением является профилактическая работа с  детьми по предупреждению социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая  тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (недоразвитие отдельных  психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении) проблем адаптационного периода.Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную  школу психологи и педагоги называют кризисным. Наблюдается, что значительная часть детей испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции.Предлагаемая система работы на этапе перехода детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу позволяет существенно смягчить психологические последствия данного кризиса.В рамках системы мероприятий предлагается последовательная и взаимосвязанная работа педагогов, специалистов, психолога и администрации школы в течение полутора лет: с января, когда ребёнок ещё находится в детском саду, по май 1-го класса.Главным в работе является создание педагогических и социально-психологических условий для успешного обучения выпускников дошкольных учреждений в начальной школе.

Информация о работе Дезадаптация школьников