Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:11, реферат
Цель исследования - определение педагогических условий профилактики дезадаптированных учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1. Изучить философскую, педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования, определить сущность профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов.
2. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия организации профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов, обеспечивающие ее результативность.
3. Разработать модель системы профилактической работы с дезадаптированными учащимися начальных классов, способствующую эффективности предупреждения отклоняющегося поведения на ранних этапах развития детей.
1.Введение
2.Понятие адаптации и дезадаптации.
3.Причины и формы школьной дезадаптации.
4.Предупреждение школьной дезадаптации.
5.Критерии дезадаптации.
6.Заключение.
7.Список литературы.
Третья позиция. Школьная дезадаптация - это преимущественно социально-педагогическое явление, в формировании которого определяющее значение принадлежит совокупным педагогическим и собственно школьным факторам (Кумарина Г.Ф, 1995, 1998). Господствоваший долгие годы взгляд на школу как на источник исключительно положительных влияний в данном аспекте уступает место обоснованному мнению, что для значительного количества учащихся школа становится зоной риска. В качестве пускового механизма формирования школьной дезадаптации анализируется несоответствие предьявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям их удовлетворить. К числу педагогических факторов, отрицательно влияющих на развитие ребенка и эффективность воздействия образовательной среды, относятся следующие: несоответствие школьного режима и темпа учебной работы санитарно-гигиеническим условиям обучения, экстенсивный характер учебных нагрузок, преобладание отрицательной оценочной стимуляции и возникающие на этой основе "смысловые барьеры" в отношениях ребенка с педагогами, конфликтный характер внутрисемейных отношений, формирующийся на основе учебных неуспехов.
Четвертая позиция. Школьная дезадаптация - это сложное социально-психологическое явление, суть которого составляет невозможность для ребенка найти в пространстве школьного обучения "свое место", на котором он может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоактуализации. Основной вектор этого подхода направлен на психическое состояние ребенка и на психологический контекст взаимозависимости и взаимообусловленности складывающихся в период обучения отношений:" семья-ребенок-школа", "ребенок-учитель", "ребенок-сверстники", "индивидуально предпочтительные - используемые школой технологии обучения". При сравнительной оценке возникает иллюзия близости позиций социально-дезадаптивного и социально-психологического подходов в интерпретации школьной дезадаптации, но эта иллюзия условна.
И для
того чтоб предупредить дезадаптацию,
нам нужно понять на какой позиции
находится ребенок.
Причины и формы школьной дезадаптации.
Они могут быть субъективного и объективного характера.
Субъективные причины дезадаптации:
1. Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе. Негативное отношение к школе , первичными причинами которого могут быть недостаточно профессиональная работа дошкольных учреждений, образец отрицательного отношения к школе братьев и сестёр и т.д. Вторичное разрушение мотивации происходит непосредственно в процессе обучения.
2. Несформированность элементов и навыков учебной деятельности, причиной которой могут быть как индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педагогическая запущенность.
3. Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Причиной могут быть неблагоприятная семейная обстановка, неправильные методы воспитания, неправильная организация режима дня ребёнка, а также последствия осложнений при беременности и родах у матери.
4. Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще это бывает у детей соматически ослабленных, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов.
Причины школьной дезадаптации, имеющие объективный характер:
1. Неправильное отношение учителя к ученику.
2. Неправильная организация учебного процесса.
Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу, прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Зависимость же школьной успеваемости от интеллекта не нуждается в доказательствах.
В зависимости
от выраженности симптомов и их сочетания
различают следующие формы
• Норма – благоприятное протекание адаптации, сопровождающееся слабой выраженностью или отсутствием негативных симптомов дезадаптации.
• "Скрытые" формы дезадаптации:
1-я степень
– начальная форма "скрытой"
ДА. Характеризуется средним
2-я степень
– прогрессирующая форма "
Нуждается в постоянном контроле и помощи учителя. Эпизодически наблюдается агрессивность к детям как защитная реакция организма.
• "Открытые" формы дезадаптации
3-я степень
- начальная форма "открытой"
ДА. Характеризуется средне- низким
уровнем работоспособности,
4-я степень
- прогрессирующая форма "
Негативное
отношение к школе, учителю, быстро
теряет интерес к заданиям, отказывается
их выполнять, равнодушен к неудачам,
негативно относится к
Понимание в этом ключе процесса школьной дезадаптации требует:
• знания социальной ситуации развития и жизнедеятельности ребенка;
• анализа его ведущего, субъективно неразрешимого и "системообразующего" для школьной дезадаптации конфликта;
• оценки этапности и уровня соматофизического и психического развития, индивидуально-психических и личностных свойств, характера ведущих отношений и особенностей реакций на кризисную ситуацию и личностно значимый конфликт;
• учета
факторов, которые выступают как условия
провоцирования, дополнительного углубления
или сдерживания процесса школьной дезадаптации.
Предупреждение дезадаптации.
Профилактика школьной дезадаптации заключается в следующем:
1. Своевременное педагогическое диагностирование предпосылок и признаков школьной дезадаптации, проведение ранней, качественной диагностики актуального уровня развития каждого ребенка.
2. Момент поступления в школу должен соответствовать не паспортному возрасту (7 лет), а психофизиологическому (для некоторых детей это может быть и 7 с половиной и даже 8 лет).
3. Диагностика при поступлении ребенка в школу должна учитывать не столько уровень умений и знаний, сколько особенности психики, темперамента, потенциальные возможности каждого ребенка.
4. Создание в образовательных учреждениях для детей риска педагогической среды, учитывающей их индивидуально-типологические особенности. Использовать вариативные формы дифференцированной коррекционной помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время для детей высокой, средней и низкой степени риска. На организационно-педагогическом уровне такими формами могут быть – специальные классы с меньшей наполняемостью, со щадящим санитарно-гигиеническим, психогигиеническим и дидактическим режимом, с дополнительными услугами лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего характера; коррекционные группы для занятий с педагогами по отдельным учебным предметам, внутриклассная дифференциация и индивидуализация, групповые и индивидуальные внеурочные занятия с педагогами основного и дополнительного образования (кружки, секции, студии), а также со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом), направленные на развитие и коррекцию недостатков развития школьно-значимых дефицитных функций.
5. При необходимости использовать консультативную помощь детского психиатра.
6. Создавать классы компенсирующего обучения.
7. Применение психологической коррекции, социальных тренингов, тренингов с родителями.
8. Освоение педагогами методики коррекционно-развивающего обучения, нацеленного на здоровье сберегательную учебную деятельность.
Профилактика
школьной дезадаптации – залог
успешного обучения в школе. Проблема
школьной дезадаптации является междисциплинарной
областью взаимодействия в реадаптационном
процессе, предметом внимания целого
ряда специалистов, работающих в образовательном
учреждении. И в этом смысле следует
выработать, принять и руководствоваться
простой парадигмой: нет главенствующего
фактора в происхождении
Ранние признаки школьной дезадаптации проявляются в виде утраты интереса к учебе, страха перед ситуациями, контролирующими уровень знаний, отказа отвечать у доски, прогулы, отгороженность, антидисциплинарные поступки.Глубокие формы школьной дезадаптации выступают в виде стойкой неуспеваемости, “школьной фобии”, нарушений поведения, отказа от посещения школы, дисциплинарных нарушений с озорством, драками, срывом уроков, грубых форм поведенческих расстройств с воровством и бродяжничеством, нарушений контактов, изоляции, конфликтов с одноклассниками, родителями и педагогами.Причиной формирования дезадаптивных состояний в развитии ребенка могут служить: невозможность обучения ребенка по программе, неадекватной его способностям; психофизиологические и физические особенности развития; несоответствие этим особенностям темпа учебной работы; экстенсивный характер учебных нагрузок; преобладание отрицательной оценочной стимуляции и возникающие на этой основе “смысловые барьеры” в отношениях ребенка с педагогами; конфликтный характер отношений в семье, формирующийся на основе школьных неуспехов ребенка.Наиболее уязвимым периодом развития школьной дезадаптации является период начального обучения. Поэтому необходимо внедрение в образовательное учреждение комплекса мер, способных обеспечить дезадаптированным детям адекватные, соответствующие их учебным возможностям условия обучения.
Модель
системы работы по формированию адаптационно-развивающей
среды при переходе из дошкольных
образовательных учреждений в специальную
(коррекционную) школу представляет
собой комплекс психолого-педагогических
условий, призванных работать на предупреждение
школьной дезадаптации в процессе обучения.
К их числу относятся следующие:
1. Психолого-педагогическое
сопровождение учащихся, которое
представляет собой
Работа
осуществляется по следующим направлениям:
психологическое просвещение, диагностика,
консультирование, коррекционно-развивающая
работа, профилактика. Приоритетным направлением
является профилактическая работа с
детьми по предупреждению социально-психологических
(проблемы социальной дезадаптации), личностных
(неуверенность в себе, высокая
тревожность, неадекватная самооценка,
низкая учебная мотивация и т.д.),
познавательных (недоразвитие отдельных
психических процессов –