Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:50, контрольная работа
Познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Во все времена люди стремились познать окружающий мир, общество и самих себя. Первоначально человеческое знание было весьма несовершенным, оно воплощалось в различных практических навыках и мифологических представлениях. Однако с появлением философии, а затем и других наук - математики, физики, биологии, социально-политических учений - начался прогресс в области познания, плоды которого все более влияли на развитие человеческой цивилизации.
Экологическое состояние нашей планеты со второй половины XX в. можно считать катастрофическим. Социально-экономические структуры как развитых, так и развивающихся стран, сформированные в виде обществ потребления, истощают и загрязняют биосферу, формируют «технократического» человека, который любой ценой стремится подчинить себе природу. Не задумываясь о будущем и пытаясь осуществить свои ближайшие цели, человек уже сейчас испытывает влияние последствий, которых не ожидал и которые способны перечеркнуть все достигнутые им положительные результаты социально-экономического развития и изменения окружающей среды. Неблагоприятное воздействие человеческой деятельности распространилось на все главные структурные подразделения экосферы нашей планеты — биосферу, атмосферу, гидросферу, литосферу. В настоящее время очевидно, что мнение о том, что природа — безразмерный резервуар для человеческой деятельности, ошибочно. Окружающая среда (природа) представляет собой не поле для преобразующей деятельности человека, а выступает единым целостным организмом, в который включено человечество в качестве специфической подсистемы. Победное шествие рационалистического отношения к природе, недавно еще столь заметное в современном естествознании и технике, может обернуться беспрецедентным порабощением человека. Ведь человек, будучи существом телесным, также является частью природы, и его господство над ней означает и господство над человеком, вначале над другим, а потом и над самим собой.
Несомненно, все глобальные проблемы находятся в тесной взаимозависимости. Проблемы войны и мира, например, связаны с появлением ядерного оружия, его испытанием в атмосфере и под землей; эти атомные взрывы повлекли и серьезные изменения в окружающей природной среде, что, в свою очередь, явилось причиной роста злокачественных опухолей и лейкемии и соответственно увеличило смертность населения. Цивилизация формирует человека рационального, но безразличного к традиционным духовным ценностям. Центром этих ценностей выступает обладание. Быть - значит иметь. Утратив духовную вертикаль бытия, человечество стало заложником горизонтально-телесной множественности, где жажда новых чувственных удовольствий и удовлетворяющих их товаров растет по гиперболе. Падает, регрессирует и нравственность - процесс, активно поддерживаемый пропагандой насилия и стяжательства в средствах массовой информации. Происходит упадок извечных моральных ценностей, утрата веры в справедливость и будущее, ощущение нестабильности в обществе, семье и в индивидуальной судьбе человека. Усиливаются пороки и противоречия в обществе - неравенство, социальная несправедливость, коррупция, бесправие, развитие мафиозных структур, алкоголизм, наркомания, проституция и т.д. В большинстве государств мира отсутствует возможность равного доступа молодежи к образованию. В современном обществе уровень образования не соответствует возможности полноценно жить и работать.
Ряд ученых справедливо считают, что необходим переход всего земного сообщества от тупикового техногенно-потребительского к новому - духовно-экологическому, или ноосферному, - типу цивилизационного существования. Его суть в том, что "научно-технический прогресс, производство материальных товаров и услуг, политические и финансово-экономические интересы должны быть не целью, а всего лишь средством гармонизации отношений между обществом и природой, подспорьем для утверждения высших идеалов человеческого существования: бесконечного познания, всестороннего творческого развития и нравственного совершенствования". Судьбы мира зависят в конечном итоге от вопросов духовного порядка. Без соответствующих человеческих качеств, без глобальной ответственности каждого человека невозможно решение ни одной из глобальных проблем. Будем надеяться, что главным богатством всех стран в XXI веке станут не накопленное материально-техническое богатство и не финансовое благополучие (хотя это тоже важно, особенно для экономически отсталых стран), а сохраненные ресурсы природы и культурно-образовательный уровень людей, живущих в гармонии с этой природой. Вполне вероятно, что формирование нового - информационного - мирового сообщества, имеющего гуманные цели, станет той магистралью развития человечества, которая приведет его к решению и устранению главных глобальных проблем.
1.Философия: учеб.пособие с хрестоматийными извлечениями/ Е.З. Волчек. – Мн.: ООО «Современная школа», 2005.- 544с.
2. Философия: учеб. Для студентов вузов/ Ю.А. Харин (и др.) под общ. Ред. Ю.А. Харина.- 7-е изд., испр. И доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2005.- 448с.
3. Философия: учеб.пособие/ В.К. Лукошевич, В.М. Белокурский, И.П. Мамыкин и др. * под ред. В.К. Лукошевича. 2-е изд. , перераб. И доп. - Мн.:БГУ, 2002. – 431 с.
4. Философия: учеб.пособие/ А.А. Козел, Л.Е. Лойко, И.А. Рябков и др.:под общ. ред. А.А. Козела. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2006.- 416с.
5. Философия: курс лекций: учеб. пособие для вузов/ С.А. Нижников - М.: Изд-во "Экзамен". 2006. 383 С.
28.10.2009 г.
11