Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 03:01, реферат
Виртуальная реальность и виртуальный мир, виртуальные проблемы и виртуальные возможности, виртуальные желания и виртуальные удовольствия — интригующие и манящие понятия, рисующие в воображении психологический Клондайк: место, где сбываются все мечты, решаются проблемы, удовлетворяются желания. В отличие от мира фантазий и галлюцинаций, существующего целиком во внутренней реальности, — это место, в котором представлены многочисленные элементы внешней реальности.
Введение……………………………………………….........................
3
1. «Виртуальная реальность» сквозь века…………………………...
4
2. «Виртуальная реальность» в наши дни…………………………...
7
3. Проблема виртуальной реальности……………………….………
15
Заключение…………………………………………………….………
19
Литература………………………………………………………..……
20
Рассмотрим роль виртуальных образов в творческом процессе.
В ВР человек может зримо, явственно воспроизводить различные ситуации прошлого, настоящего, будущего. Он может представлять образы предметов, явлений, с которыми раньше не встречался - новую реальность, новые педагогические системы, концепции новых видов искусства, будущие спектакли и т. д., то есть строить наглядный образ не только того, что может быть материализовано, овеществлено, но и того, что не может быть материализовано.
В ВР протекает развертывание творческого замысла не только в форме зрительных представлений, но и в форме звуков, сопровождаемых различными ощущениями и эмоциональными состояниями. Все это наводит на мысль, что внутренний экран человека - творца есть всеобъемлющая лаборатория, где идет процесс синтеза различной образной информации12.
Экран психики философа, художника, музыканта, исполнителя является не только зеркалом окружающей жизни, средством субъективного ее переконструирования, обобщения, типизации, но и органом, создающим новые, ранее неведомые миры. Но какие бы частные картины, отдельно взятые фрагменты действительности не возникали бы в “поле сознания” творческой личности, имеет смысл говорить о функции экрана психики с позиции создания модели внешнего художественного и внутреннего духовного мира творца.
Человек, который занимается творчеством, практически всегда использует в той или иной степени внутренний экран в своих творческих поисках. Эта работа складывается из создания двух образов: консуетального и виртуального.
Представления о творчестве в ключе виртуального подхода дают возможность, во-первых, научного экспериментального изучения творческих состояний, во-вторых, разработки методики обучения творчеству, и в третьих, сопряжения научно - психологических, художественных методов с компьютерными средствами, поскольку методология компьютерных виртуальных реальностей строится на той же основе, что и методология психологических виртуальных реальностей13.
Теперь хотелось бы сказать о применении технологий виртуальной реальности в сферах творчества и искусства. Задача любого художника - передать другим людям свое ощущение мира, свою радость, а иногда и боль. Технологии виртуальной реальности дают невиданные доселе средства для творческого самовыражения, они позволяют зрителю не просто пассивно воспринимать произведения искусства, а стать непосредственным участником созданного художником фантастического мира.
На сегодняшний день технологические средства виртуальной реальности используются для изготовления телевизионных программ, музыкальных и рекламных видеороликов, спецэффектов к кинофильмам и их изготовления целиком с помощью технологий виртуальной реальности.
Рассмотрим проблемы виртуальной реальности в образовании.
Здесь хотелось бы сказать следующее. Классическая педагогика ориентирует обучаемого на мир действительности, или в категориях виртуалистики, на мир виртуальный, а мир возможности, или мир константный, из которого рождается мир действительности, оказывается за порогом ее рассмотрения.
Если педагогическая система ставит своей целью подготовку исполнителей, а не творцов, то она должна работать в ключе классической, поучающей педагогики, которая стремится вложить в обучаемых некоторое количество стандартных истин о нашей действительности. Если же цель педагогической системы - воспитание творческих личностей, то классический подход для нее не приемлем. Для этого педагогика должна быть творческой.
Переходим к вопросу об использовании технологий виртуальной реальности в образовательном процессе.
В мае 1991 года в сенатском подкомитете в США состоялись специальные слушания по вопросу об использовании новых технологий в образовательном процессе, в которых участвовали, в частности, будущий вице - президент США, а тогда сенатор Альберт Гор и ряд крупных специалистов по виртуальной реальности. Во время этих слушаний Мортон Хэйлиг так описал виртуальный класс будущего: “Идеальная классная комната будет электронной и сферической: три измерения, воздух, вибрации, температура, все что нужно. Там будет 5000 фильмов по любому предмету. Тебе нужен Рим или Греция - и ты сразу оказываешься там!”. Им уже построена широкоэкранная проекционная система, которая постоянно совершенствуется.14
Имеются концепции виртуальных библиотек. В качестве доступа к книгам и другой печатной продукции библиотеки будет использоваться телеприсутствие. Пользователь сможет перемещаться внутри визуального изображения книжных полок, находить то, что ему нужно, и сразу погружаться в чтение, а при наличии разрешения делать копии.
Во всем мире, а так же в нашей стране, успешно внедрена и набирает обороты дистантная форма обучения, которая в качестве интерактивной среды использует сеть Интернет.
Развитие дистантного образования в нашей стране обязано многим факторам, одним из которых является бурное развитие компьютерных телекоммуникаций.
Сейчас компьютерные коммуникации могут позволить участвовать в образовательном процессе как учащемуся, так и преподавателю, не выходя из дома. Очевидно, что потребуется некоторая адаптация учебного процесса к новой форме обучения. В качестве одного из вариантов переноса образовательного процесса в компьютеризированную среду могут использоваться локальные телеконференции, организованные на серверах новостей и подключенные к Internet.
Очень успешный опыт подобной формы обучения был опробован в мае 1996 г в Международном независимом эколого-политологическом университете.
Несмотря на отличия от традиционных форм образовательного процесса, гуманитарный образовательный блок достаточно легко адаптируем и переносим для дистантной формы образования.15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего вышеизложенного определенно ясно, как минимум, одно – «виртуальная реальность» уже реальна. Вопрос лишь, в какой мере и степени нынешние технологии позволяют нам «погрузиться» в нее.
В некотором смысле, само понятие «виртуальная реальность» не ново для человечества. Более того, некоторые ученые считают, что мы живем в виртуальной реальности еще со времен схоластики. Иначе говоря, всякий человек, гордо или кротко называющий себя «верующим» таким образом признает, что с самого рождения его погрузили в этакую «виртуальную реальность». При этом исходной, константной реальностью выступает, естественно, рай, к которому наша «высшая» сущность в телесном облачении и стремится на протяжении всей жизни.
Сама культура, все, что создано человеком, его физическим и умственным трудом, некоторые исследователи также называют «иной реальностью». То есть, мы сознательно формируем условности и вымыслы, выдумываем какие-то правила и запреты, нормы, ценности. Иначе говоря – сознательно и добровольно погружаем себя в «виртуальную реальность», забывая о некой, уже ставшей мифической константной реальности, о которой теперь складывают сказания и легенды, научные теории и гипотезы.
Как видно, во все времена человеку удавалось «уйти в иной мир», не уходя из этого. Хорошо это или плохо? Вопрос риторический.
И лишь одно остается неизменным и бесспорным – великий прогресс науки. Той самой незабвенной, для многих недосягаемой вершины человеческого разума, которая непременно приведет в счастливое светлое будущее. Хочется верить, что человечество, упоенное прогрессом и плодами собственных вымыслов, доживет до этого момента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Юхвид А.В. Философские проблемы виртуальной реальности и искусственного интеллекта: Доклад на третьей ежегодной всероссийской научно - практической конференции “Авторизованные образовательные реформы” (Политехнический музей, 19 мая 1999 г.) // Вестник МЭГУ. Международный научно - теоретический журнал авторизованной педагогики. - 2000. - № 12. - С. 54 - 57.
2. Носов Н.А. Фома Аквинский и категория виртуальности // Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. - М, 1997. - С. 81.
3. Носов Н.А. Виртуальная парадигма // Виртуальные реальности. - М., 1998. - С. 91 - 92.
4. Халаджан Н.Н. Манифест авторизованного образования. - М., 1993.
5. Носов Н.А., Жданов В.Ф. Виртуальная психология творчества // Виртуальные реальности. - М., 1998. - С. 100 - 102.
6. Gates B. The road ahead. - W., 1995. - P. 264
7. Корсунцев И.Г. Субъект и виртуальная реальность. - М., 1998. - С. 150.
8. Борсук P. Виртуальная реальность и искусство.
- М.: Silicon Graphics, Inc., 1997. - URL: http://www.sgi.ru/articles/4_
9. Прохоров А. Реальность о виртуальной
реальности. - М.: Silicon Graphics, Inc., 1997. - URL: http://www.sgi.ru/articles/6.
10. Знаменская Т. Парралельный мир и цифровое
зазеркалье. - М.: Silicon Graphics, Inc., 1997. - URL: http://www.sgi.ru/articles/3_
11. Хачатуров Л.А. Телеконференция как виртуальная образовательная среда в дистантном образовании // Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. - М.: Институт повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2006. – С. 20-36
1 Антропология - Говорунов А.В. // Человек в ситуации
http://anthropology.ru/ru/
Антропология
- Говорунов А.В. // Человек в ситуации
http://anthropology.ru/ru/
Знаменская
Т. Парралельный мир и цифровое зазеркалье.
- М.: Silicon Graphics, Inc., 1997. - URL: http://www.sgi.ru/articles/3_
4 Знаменская Т. Парралельный
мир и цифровое зазеркалье. - М.: Silicon Graphics,
Inc., 1997. - URL: http://www.sgi.ru/articles/3_
5 Прохоров А. Реальность о виртуальной
реальности. - М.: Silicon Graphics, Inc., 1997. - URL: http://www.sgi.ru/articles/6.
6 Прохоров А. Реальность о виртуальной
реальности. - М.: Silicon Graphics, Inc., 1997. - URL: http://www.sgi.ru/articles/6.
7 Юхвид А.В. Философские проблемы виртуальной реальности и искусственного интеллекта: Доклад на третьей ежегодной всероссийской научно - практической конференции “Авторизованные образовательные реформы” (Политехнический музей, 19 мая 1999 г.) // Вестник МЭГУ. Международный научно - теоретический журнал авторизованной педагогики. - 2000. - № 12. - С. 54 - 55.
8 Антропология Говорунова
А.В. Информация, коммуникация, общество.
СПб., 2000. C. // Человек в ситуации виртуальной
9 Носов Н.А., Жданов В.Ф. Виртуальная психология творчества // Виртуальные реальности. - М., 1998. - С. 100 - 102.
Юхвид А.В. Философские проблемы виртуальной реальности и искусственного интеллекта: Доклад на третьей ежегодной всероссийской научно - практической конференции “Авторизованные образовательные реформы” (Политехнический музей, 19 мая 1999 г.) // Вестник МЭГУ. Международный научно - теоретический журнал авторизованной педагогики. - 2000. - № 12. - С. 54 - 57.
Антропология Говорунова
А.В. Информация, коммуникация, общество.
СПб., 2000. C. // Человек в ситуации виртуальной
Носов Н.А., Жданов В.Ф. Виртуальная психология творчества // Виртуальные реальности. - М.: Центр профориентации Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2006
13 Юхвид А.В. Виртуальная реальность в искусстве XXI века. - М.: Московский экстерный гуманитарный университет, 2004
14 Халаджан Н.Н. Манифест авторизованного образования. - М., 1993.
15 Хачатуров Л.А. Телеконференция как виртуальная образовательная среда в дистантном образовании // Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. - М.: Институт повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2006