Человек и человечество в философии Вл. Соловьева

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:29, реферат

Краткое описание

Имя Владимира Сергеевича Соловьева вновь становится очень популярным у нас. Его труды, во многом определившие уровень русской философской культуры конца XIX века были подвергнуты советской марксистской наукой однозначному идеологическому осуждению за идеализм и фидеизм, а потому в нашей стране не переиздавались

Файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

       Идеал свободной теократии предполагает, что духовная власть принадлежит в таком обществе церкви, а сила — царю. Церковь — действительная и объективная форма царства Божьего, и государство добровольно ей подчиняется. В.С. Соловьёв, исповедуя принцип соборности, подчеркивает, что одиночное, обособленное существование человека на данной ступени бытия невозможно. Здесь речь идет о человеческом сообществе, объединенном одной целью и одной верой.

       Постоянное стремление к цели означает пребывание в постоянном развитии, так как статичность, абсолютный покой исключает всякую цель. Развитие, по мнению Соловьёва, обладает двумя основными качествами: во-первых, оно предполагает сохранение определенности явления во все моменты его развития, и, во-вторых, приносит с собой новое качество, которого не было раньше. Уже с самого начала все эти особенности в нерасчлененном виде должны содержаться в развивающемся, как качества будущего растения в зерне. Поэтому развитие должно быть жизнью, а это развивающееся должно быть организмом или существом.

       Таким образом, субъектом духовного развития или преображения является человечество как целое. В.С. Соловьёв показывает постепенное движение человеческого общества в сторону своей целостности, становление его в качестве метаэмпирического и метафизического единства. Этапами истории человечества являются: семья (экономическое развитие), зарождение общего между всеми человеческими индивидуумами (политическое развитие) и духовное общение людей (церковное общение). Соловьёв глубоко верит в конечное торжество общечеловеческого и всечеловеческого идеала. Однако, предвидя возможный прорыв к высшему бытию, он опасался угрозы конца истории. И все же историзм помогает осмыслить процесс духовного преображения человечества (процесс образования) как изменение с сохранением, как развитие, содержащее в себе постановку и осуществление определенной цели, как процесс непрерывного обновления и духовного обогащения. «Высшая, безусловная нравственность, — пишет В.С. Соловьёв в работе «Оправдание добра», — обязывает настоящее поколение передать новому двоякое наследие: во-первых, все положительное, что добыто прошедшим человечества, все результаты исторического сбережения, а во-вторых, способность и готовность воспользоваться этим основным капиталом для общего блага, для нового приближения к высшей цели. Таково существенное назначение истинного воспитания, которое должно быть зараз и нераздельно традиционным и прогрессивным»15.

       Говоря о становлении совершенного общества, Вл. Соловьёв формулирует идею беспредельного прогресса человечества (сказалось увлечение космизмом, идеями Н.Ф. Федорова). Вечное солнце любви освещает путь не только от человека к человеку, но и ко всему человечеству — к истине, красоте, добру, побеждая извечного людского врага — смерть. Жалость, милосердие, уверенность в разумном смысле своего существования, а также чувство неоплаченного долга перед предками за переданную культуру, сознание ответственности перед будущими поколениями — вот, согласно мысли Соловьёва, основа нравственного поведения.

       Не случайно В.С. Соловьёв в развитии своих идей обращается к положительной философии, исходящей из примата нравственного начала, отличая ее от негативной, логической. Ведь непременным условием единства теократического общества является исключительно свободное подчинение членов этого единства целому. Это значит, что законы измерения человека — это нравственность, свобода и творчество. Философская концепция образования также исходит из тезиса о невозможности построения гармонии в условиях отсутствия личного выбора. Личность, являясь единством в многообразии и целостностью, сама из себя полагает свою цель. Самоопределяясь как личность, осуществляя свой свободный выбор, она в то же время не должна быть превращенной в часть, средство или орудие. Не случайно, поэтому с конечной задачей истории, охватывающей все человечество в его прошлом, настоящем и будущем, связано у Соловьёва учение о свободе, нравственном статусе и жизненных задачах человека, который должен преодолеть несовершенства жизни и преобразить ее в целях лучшего будущего.

       Критикуя отвлеченные начала философии, В.С. Соловьёв выступал против подчинения нравственной философии отвлеченным принципам любого порядка (религиозным или спекулятивно-теоретическим). Предметом этики, по его мнению, являются особые переживания человека. Стыд, жалость, благоговение — вот три элементарных переживания, на которых стоит нравственность. Из них Соловьёв выводит все богатство духовной жизни человека. Специальное рассмотрение данных проблем — особая задача, и потому ограничимся констатацией лишь одного аспекта связи данного круга идей с философским осмыслением проблем образования.

     Размышляя о таких атрибутах человеческого  существа, как разум, чувства, воля в  их единстве, В.С. Соловьёв в духе своей  концепции формирования цельного общества указывает на необходимость усердного  приложения сил и способностей человека для приближения заветной общей цели. Пока мир не совершился, человек должен всем своим существом содействовать его совершению. Чтобы осуществилась в нас целостная жизнь, пишет Вл. Соловьёв, мы должны предвосхищать ее в мысли, вдохновляться ею в подъеме творческого воображения и чувства и готовить для нее себя самих и окружающий мир подвигом нашей воли. Следуя логике Соловьёва, здесь можно сделать, по крайней мере, два вывода. Во-первых, в центре образовательной парадигмы должен находиться человек с его интеллектуальными способностями, системой личностных ценностей, нравственных и волевых качеств. Во-вторых, понимание человека предполагает, что все перечисленные качества человека — это лишь возможности личностной гармонии, для ее реализации нужны и определенные условия и громадная внутренняя работа человека (сила духа).

     Необходимость создания широкой несекуляризированной концепции образования и воспитания, где воедино бы сливались требования научить, развить способности ума, взрастить и утончить нравственное чувство человека, активизировать энергию его души и сердца, направить ее в русло практической жизни и которая бы апеллировала к живому человеку, в той или иной степени осознавалась многими русскими мыслителями и практическими деятелями. В.С. Соловьёв полагал, что задача образованного класса состоит в том, чтобы приносить действительную и положительную пользу народу, стремясь к тому, чтобы народ был просвещеннее и счастливее16.

 

Заключение

     Итак, в учении Соловьева идея единства человечества имеет глубоко религиозный смысл: она содержит в себе идеал целостной жизни в его христианском понимании - как жизни во Христе. Здесь Соловьев продолжает традицию славянофилов и резко критикует атеистический нигилизм, столь влиятельный во второй половине прошлого века и подготовивший идейно русскую революцию. Но при этом и соловьевская концепция единства человечества не лишена, к сожалению, утопизма. Здесь его творчество несет на себе печать эпохи. «Учение Соловьева, - пишет автор одного из лучших исследований о Соловьеве Е. Н. Трубецкой, - зародилось в насыщенной утопиями духовной атмосфере второй половины прошлого столетия...: утопия социального реформаторства, утопия национального мессианства, утопия посюстороннего преображения вселенной...»

     Вера  в прогресс составляет предпосылку учения Соловьева о человечестве как едином организме.

     Всеединство – самая дорогая, задушевная, глубоко  выстраданная концепция, над созданием  которой Соловьев бился всю свою жизнь, подступая к ней с разных сторон. Но, в конце концов, на этом пути философа ждало разочарование: свести воедино все мыслимое многообразие мира и человеческой культуры оказалось невероятно сложно и, безусловно, утопично. Однако соловьевское всеединство – это продолжение и развитие заветов всего классического идеализма, своего рода итог мировой философии, предельная аккумуляция ее содержания.

     Как это не парадоксально, но соловьевская концепция всеединства получила дальнейшее развитие не только в трудах его единомышленников – с. и Е. Трубецких, Л. Лопатина, С. Булгакова, Н. Бердяева, С. Франка и других русских философов «серебряного века», то соглашавшихся, то споривших со своим учителем. Не только русские символисты – и старшие, и младшие (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок и др.) – подхватили соловьевские идеи, но и их прямые оппоненты – русские футуристы активно поддерживали идею «искусства-жизнестроения» (Н. Чужак, О. Брик, с. Третьяков, В. Маяковский и др.) Соловьевская концепция всеединства наложила сильнейший отпечаток на богдановскую теорию «пролетарской культуры». Да что там говорить о «ревизионистских» ветвях русского марксизма, и самый что ни на есть ортодоксальный марксизм-ленинизм впитал в себя концепцию всеединства. Ведь ленинская концепция «партийной организации партийной литературы», сталинская модель огосударствливания культуры, предельная политизация и идеологизация культуры Ждановым – все эти «перлы» советского тоталитаризма суть парадоксальные обертоны соловьевского «всеединства» (только в основу пересоздания мира положена идея социальной революции, «живого творчества масс», «вооруженного восстания как искусства», политического творчества действительности и т.п.).

     Объяснение  подобной влиятельности В. Соловьева  дал В.Ф. Асмус: учение Соловьева, многообразное  и изменчивое, «как бы цементируется и организуется одной центральной мыслью, одной руководящей тенденцией», которая выдает в нем «глубоко национального – русского – мыслителя». Речь идет о его взгляде на философию «не как на отвлеченное познание действительности, но как на особый вид творчества, которое, опираясь на конкретное и целостное познание действительности, своей последней задачей имеет уже не только и даже не столько познание, но, прежде всего – пересоздание действительности, возвышение ее до последней ступени реальности и совершенства»17. Совпадая в глубоких своих основах с глубинными структурами русской культуры – ее менталитетом, философия В. Соловьева проложила русло национальному самосознанию России, по крайней мере, на столетие вперед. В этом ее непреходящее значение и смысл в истории культуры и философии. 

    Словарь терминов.

  1. Марксизм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века.
  1. Идеализм  - Философская концепция, противоположная материализму. Идеализм утверждает первичность духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона.
  1. Фидеизм - утверждение приоритета веры над разумом и божественного откровения над рациональными способами освоения действительности.
  1. Антиевропеизм – противоевропейские настроения, отрицания европейских подходов.
  1. Псевдопатриотизм  – лживый патриотизм.
  1. Славянофильство — сложившееся в 1830-е—1850-е националистическое направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия.
  1. Атеизм  — неверие в существование каких-либо сверхъестественных сил или существ (например, бога, богов, дьявола, духов, ангелов и тому подобное) или отрицание их существования, а также связанное с этим отрицание религии.
  1. Утопизм — учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении.
  1. Мессианство - Учение об особой роли данного народа в судьбах человечества, используемое буржуазией для разжигания реакционно-шовинистических настроений по преимуществу в среде мелкой буржуазии.
  1. Богочеловечество  — одно из центр. понятий христианства и рус. религ. философии, народ Божий.
  1. Реализм — философский термин, употребляемый для обозначения направления, постулирующего существование реальности, независимой от познающего субъекта.
  1. Спинозизм - Учение голландского философа 17 века Спинозы.
  1. Пантеизм — учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм).
  1. Детерминизм (от лат. determine — определяю) — учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни, со стороны Бога (теологический детерминизм, или учение о предопределении), или только явлений природы (космологический детерминизм), или специально человеческой воли (антропологическо-этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не оставалось бы тогда места.
  1. Имманентизм - убеждение, что Высшее бытие целиком присутствует в мире, а не вне него.
  1. Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей.
  1. Субъективизм - введенное Декартом понятие, означающее поворот к субъекту, т.е. взгляд на сознание как на первично данное, в то время как все другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания.
  1. Персонализм (от лат. persona — личность) — экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности — Бога.
  1. Схоластика  — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
  1. Теургия — магическое «искусство» достижения богоподобного состояния или «искусство» воздействовать на божества, духов, демонов при помощи определенных обрядов.

Информация о работе Человек и человечество в философии Вл. Соловьева