Биография Ф.Ницше и его вклад в этику

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 17:06, реферат

Краткое описание

Фридрих Вильгельм Ницше, первый сын священника, лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (род. в 1813, в семье священника) и Франциски Ницше, урождённой Элер (род. в 1826, в семье священника), родился 15 октября в местечке Рёккен у Лютцена, Германия. День рождения совпал с Днем рождения короля – Фридриха Вильгельма IV, поэтому мальчик был назван в его честь.

Файлы: 1 файл

ницше.doc

— 38.50 Кб (Скачать)

Поволжская  академия Государственной службы имени  П.А.Столыпина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Биография Ф.Ницше и его  вклад в этику. 
 
 
 
 
 
 
 

Работу  выполнил:

Студент 1-го курса

Очнойной  формы обучения

11 группы  Леднев В.В.. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саратов 2011

       Фридрих Вильгельм Ницше, первый сын священника, лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (род. в 1813, в семье священника) и Франциски Ницше, урождённой Элер (род. в 1826, в семье священника), родился 15 октября в местечке Рёккен у Лютцена, Германия. День рождения совпал с Днем рождения короля – Фридриха Вильгельма IV, поэтому мальчик был назван в его честь. Ницше рос в глубоко верующей семье, и вера составляла основу его мироощущения в детские годы.

    30 июля 1851- Смерть отца после года  безумия и изнурительных страданий. 4 января 1850 -года умирает маленький брат от нервного припадка. Трагизм пережитых дней надолго остается в сознании Ницше. Переезд семьи в Наумбург. Поступление в городскую школу для мальчиков.

  1858–62года.Учеба в Наумбургской гимназии. Первые пробы стихотворчества и музыкальных композиций. Ницше пользуется престижем у товарищей по гимназии, учится игре на рояле. Однажды, за 12 дней он пишет историю своего детства.

       6 октября 1858 года поступает в  знаменитую школу Пфорта (под  Наумбургом). Первые пробы писательства: маленькое сочинение «О музыке», стихи. Ницше начинает вести личный дневник. Знакомство и дружба с Паулем Дёйсееном. 1860 г. Основывает совместно с друзьями детства В. Пиндером и Г. Кругом музыкально-литературный союз «Германия» (просуществовавший всего три года). Ницше переживает сильное желание стать музыкантом вопреки осуществлявшейся им подготовке к гуманитарной научной деятельности. Уже в это время его занимают философские, этические проблемы. Любимыми авторами Ницше были Шиллер, Байрон, Гёльдерин, в особенности последний..

     1872 

Выход в свет «Рождения трагедии». Восторженные отзывы из Трибшена от Вагнера. Напряжённое  молчание в филологических кругах, которое повергает Ницше в  крайнее уныние. С января до марта  пять лекций на тему «О будущности наших образовательных учреждений». По возвращении из Трибшена 21 января узнаёт, что студенты собираются устроить в его честь факельное шествие; отговаривает их от этого намерения. Совместные планы с Вагнером в связи с предстоящим открытием Байрейта. 29 февраля восторженное письмо от Листа по поводу «Рождения трагедии». Музыкальная увертюра «Медитация Манфред» также не встречает положительных отзывов. Первая анонимная рецензия на «Рождение трагедии» в журнале «Rivista Europea» (Флоренция). 

Трогательное  прощание с Трибшеном. 22 мая Байрейтская  церемония, закладка краеугольного  камня байрейтского театра, оставившая неизгладимый след в душе Ницше, бывшем в числе немногих «посвящённых» (вместе с Роде). Знакомство с Мальвидой  фон Мейзенбуг, ближайшим другом семьи Вагнеров. 

Почти все ученики покидают Ницше после  резкого неприятия филологическими  кругами «Рождения трагедии».

   1880 

10 февраля  Ницше выезжает из Наумбурга  в Рива дель Гарда, где встречается  с П. Гастом. В середине марта  отправляется с Гастом в Венецию, которая сразу очаровала его. Круг чтения: «Бабье лето» А. Штифтера, Г. Спенсер, Д. Ст. Милль; богословские книги, в числе которых — «Христианство» Ф. Овербека, «Антропология Павла» Г. Людемана и «Христианство Юстина Мученика» М. фон Энгельгардта. Музыка – больше других – Шопен. В начале июля отправляется в Мариенбад. Читает Мериме, Сент-Бёва, Стендаля, Паскаля, Эмерсона. В первых числах сентября снова в Наумбурге. 8 октября через Франкфурт, Гейдельберг, Базель, Локарно отправляется в местечко Стреза у Лага Маджоре, откуда в середине ноября выезжает в Геную. Работа над «Утренней зарёй», которую Ницше называет работой выздоравливающего.

1897 

20 апреля  — смерть матери. Незадолго до  этого сестра перевозит больного  Ницше в Веймар.

1900 

25 августа в полдень: смерть Фридриха Ницше в Веймаре.  
 

Вклад в этику.

Актуальность  проблемы морального творчества связана  с возрастанием роли нравственности, как внутреннего регулятора поведения  личности, ставящего человека перед  необходимостью принять ответственность  за себя самого, перед необходимостью морального выбора. Ситуация нравственной свободы оказывается тесно сопряженной с риском: «Сегодня нам удалось разбудить общественное сознание, преодолеть состояние апатии и отчужденности. И теперь вопрос стоит так: куда же пойдет это разбуженное сознание, в каком направлении будет развиваться общественное мнение?»1 Проблематика неоднозначности перспектив моральной свободы находила свое отражение и в истории этической мысли. В философии Фридриха Ницше она занимает ведущее место. Основные сочинения немецкого философа написаны в последней трети XIX века, однако, в них предвосхищены, фактически, социальные и нравственные коллизии, характерные для XX века, что делает изучение и критический анализ моральных воззрений Ницше актуальными.  
 

В марксистской этике намечаются два подхода  в рассмотрении проблемы морального творчества. Один из них, разрабатывавшийся в трудах Г.Д.Бандзеладзе, связан с представлением о морали, как о первой исторической форме духовного производства правил и норм, субъектом которого является передовой общественный класс. На долю же личности выпадает усвоение существующих нравственных норм, что, однако, нельзя рассматривать как рутинный, нетворческий процесс. Творчество добра, «добро-деяние» трактуется здесь как творческий нравственный акт, доступный всем без исключения. Эту точку зрения дополняет другая, призванная подчеркнуть «рисковый» характер морального творчества, его связь с нравственным подвигом, что отмечают, к примеру, У.Вильке, И.С.Кон. 

Другой  подход к решению указанной проблемы можно назвать этико-психологическим. В этом случае сфера нравственного творчества рассматривается как важнейшая часть жизнетворчества, по критерию творчества жизнь человека разделяется по крайней мере на две стадии: когда ее определяют в основном внешние обстоятельства, события, другие люди, и на подлинную историю личности, характеризующуюся стремлением к преобразованию жизни, ее сознательному построению. Эта точка зрения обосновывается, например, в коллективном труде «Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки» /М., 1982/. 

Вместе  с тем, историко-философский аспект проблемы морального творчества нельзя пока считать освещенным всестороннее, а ведь проблематика морального выбора, самоопределения человека неотделима от таких течений в западно-европейской  мысли, как «философия жизни», экзистенциализм. Значительные пробелы остаются и в изучении этических взглядов Ф.Ницше, одного из значительных представителей «философии жизни». Как правило, в современном советском ницшеведении этические воззрения Ницше не были предметом специального анализа, между тем, этические представления немецкого философа во многом определяют его гносеологические взгляды. Опыт критического рассмотрения моральной философии Ницше в сопоставлении ее с нравственными теориями русских мыслителей Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого был предпринят Ю.Н.Давыдовым в его работе «Этика любви и метафизика своеволия: проблемы нравственной философии» /М.: Молодая гвардия, 1982/. Автор представил Ницше и названных русских мыслителей преимущественно как антагонистов, причем, немецкий философ выражает, по его мнению, точку зрения нигилизма, в противовес «этике любви» Толстого и Достоевского. Однако, этические взгляды Ницше вовсе не столь уж однозначны, интерес, по мнению автора данного исследования, представляет не только нигилизм Ницше, но и, может быть, в гораздо большей степени его стремление к преодолению нигилизма, попытка представить мораль как проблему. Необходимо отметить, что проблема интерпретации этического наследия Ницше занимала и занимает многих западных исследователей, таких как У.Кауфман, Ж.Делюз, Б.Магнус, Р.Л.Хауи и др. 

Наряду  с критикой современных западных интерпретаторов Ницше, все настоятельнее  становится необходимость создания альтернативных исследований, в которых  осмысливалась бы роль и значение ницшевской этики в русле марксистской этической традиции. 

Информация о работе Биография Ф.Ницше и его вклад в этику