Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:16, реферат
Анализируются взгляды Н.А. Бердяева на формы, содержание и цель самопознания, трактовка им проблемы соотношений индивидуального мировоззрения и общественного устройства, трансцендентного и реального миров, самопознания и творчества.
2. Жизнь целого заключена во
взаимодействии его образующих.
В процессе этого
Конфликтность – только один из моментов в сложной динамике лично-общественных координаций. Индивид далеко не всегда на протяжении своей жизни находится в отношении противостояния обществу. Есть люди, которые всегда находятся в согласии с обществом, признавая все существующее разумным (Гегель), и есть пожизненные бунтари (Бердяев). Позиция индивида по отношению к обществу формируется под влиянием очень многих факторов и в конце концов входит составной частью в его мировоззрение. Но именно в силу такой многосторонней обусловленности не может быть одной единственно правильной позиции, неважно как она сформулирована, – в виде концепции персонализма или в виде лозунга «кто не с нами, тот против нас».
3. В самопознании, как оно представлено в работе Бердяева, подчеркивается только одна его функция: самопознание есть способ разумного обоснования собственной жизни. Необходимость такого обоснования возникает при переживании неудовлетворенности от стихийно сложившегося образа жизни. Такое переживание может (здесь нет никакой обязательности) привести к желанию направить свою жизнь по сознательно и свободно выбранному пути. В этом заключается продуктивная функция самопознания и его главный смысл. Но именно она не вошла в сферу бердяевского анализа. И не могла войти в силу свойственного ему отрицания возможности каких-либо новообразований в духовном развитии человека. Здесь Бердяев выступает как чистый преформист. Сравнивая
9 Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2009, 1 www.psyanima.ru
себя взрослого с юношеским возрастом, он отмечает, что в нем ничего не изменилось (конечно, за исключением приобретенных знаний и опыта). «Я всю жизнь искал правды, которую я изначально нашел, она была как бы a priori моего духовного пути» [1, с. 333].
4. Самопознание – это
Литература:
1. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). – М.: Изд-во «Книга», 1991.
Поступила в редакцию 30.10.2008 г.
Сведения об авторе
А.И. Назаров – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна».
E-mail: koval39@inbox.ru