Бердяев о самопознании

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:16, реферат

Краткое описание

Анализируются взгляды Н.А. Бердяева на формы, содержание и цель самопознания, трактовка им проблемы соотношений индивидуального мировоззрения и общественного устройства, трансцендентного и реального миров, самопознания и творчества.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

2. Жизнь целого заключена во  взаимодействии его образующих. В процессе этого взаимодействия  происходит их дифференциация, в  результате которой меняются  и усложняются взаимоотношения между элементами целого. Это хорошо видно на примере истории лично-общественных отношений. Рабовладельческий и средневековый паттернизм, основанный на безусловном подчинении и даже поглощении личности обществом сменился началом эмансипации личности в Новое Время. Этот болезненный процесс продолжается и в настоящее время, причем на первый план выступает противостояние личности и общества. Одиночество и общение, индивид и коллектив, личные и общественные интересы – все эти темы рассматриваются Бердяевым с точки зрения непримиримой противоречивости и даже враждебности этих альтернатив. Противоречие всегда разрешается в пользу персоны. Здесь мы опять встречаемся с исторической ограниченностью индивидуального сознания, в котором выделенный им фрагмент истории был превращен во всеобщий закон.

Конфликтность – только один из моментов в сложной динамике лично-общественных координаций. Индивид далеко не всегда на протяжении своей жизни находится  в отношении противостояния обществу. Есть люди, которые всегда находятся в согласии с обществом, признавая все существующее разумным (Гегель), и есть пожизненные бунтари (Бердяев). Позиция индивида по отношению к обществу формируется под влиянием очень многих факторов и в конце концов входит составной частью в его мировоззрение. Но именно в силу такой многосторонней обусловленности не может быть одной единственно правильной позиции, неважно как она сформулирована, – в виде концепции персонализма или в виде лозунга «кто не с нами, тот против нас».

3. В самопознании, как оно представлено в работе Бердяева, подчеркивается только одна его функция: самопознание есть способ разумного обоснования собственной жизни. Необходимость такого обоснования возникает при переживании неудовлетворенности от стихийно сложившегося образа жизни. Такое переживание может (здесь нет никакой обязательности) привести к желанию направить свою жизнь по сознательно и свободно выбранному пути. В этом заключается продуктивная функция самопознания и его главный смысл. Но именно она не вошла в сферу бердяевского анализа. И не могла войти в силу свойственного ему отрицания возможности каких-либо новообразований в духовном развитии человека. Здесь Бердяев выступает как чистый преформист. Сравнивая

9 Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2009, 1 www.psyanima.ru

себя взрослого с юношеским  возрастом, он отмечает, что в нем  ничего не изменилось (конечно, за исключением  приобретенных знаний и опыта). «Я всю жизнь искал правды, которую я изначально нашел, она была как бы a priori моего духовного пути» [1, с. 333].

4. Самопознание – это психологический  инструмент регуляции жизнедеятельности  индивида, избравшего путь свободного  развития. Не каждому человеку  этот инструмент нужен, и не  каждый овладевает им. Самопознание, вопреки бытующему мнению, не возникает спонтанно в силу только возрастных изменений (в отличие от самосознания). Главными и общими его предпосылками являются: накопленный индивидуальный опыт (чем он богаче и разнообразнее, тем лучшие условия создаются для работы самопознания); переживание конфликта между жизненными целями и достигнутыми результатами (у Бердяева это был конфликт между стремлением к трансцендентному и пребыванием в эмпирической действительности); навык произвольной регуляции своего поведения (не только отдельных действий или профессиональной деятельности, а именно поведения во всей совокупности условий жизнедеятельности индивида). Среди специальных предпосылок самопознания, позволяющих в максимальной степени развить эту способность, можно выделить владение общепсихологическими знаниями и склонность к интроверсии.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт  философской автобиографии). – М.: Изд-во «Книга», 1991.

 

Поступила в редакцию 30.10.2008 г.

Сведения об авторе

А.И. Назаров – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна».

E-mail: koval39@inbox.ru


Информация о работе Бердяев о самопознании