Баптизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:01, реферат

Краткое описание

Термин «религия» был введен знаменитым римским оратором Цицероном, жившим в I веке до Р. Х. Цицерон считал, что это понятие является производным от латинского глагола religere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием». Поэтому и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.

Оглавление

Введение 2
Баптизм: краткий исторический очерк. 2
Баптизм в России 7
Основные положения вероучения. 9
Жизнь общины 10
Список использованной литературы. 12

Файлы: 1 файл

Реферат баптизм.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

      Дальнейшее развитие принципов пуритантства и привело к возникновению баптизма. Появление баптизма связано с деятельностью английского сепаратиста Джона Смита.  Выпускник Кембриджа, он в 1593 году получил степень магистра богословия, был возведен в сан священника англиканской церкви и назначен проповедником в Линкольн (сентябрь 1600). После долгих сомнений и размышлений в 1606 году он решил порвать с официальной церковью и присоединился к группе сепаратистов в Гейнсборо, где стал ее «учителем» — диссентеры избегали слова «священник».  Это было время, когда королевские власти настойчиво преследовали еретиков, принуждая их либо покаяться, либо покинуть страну, и группа Джона Смита решила эмигрировать в Амстердам (1606), где образовала новую английскую церковь. Он и раньше сомневался в правомерности крещения младенцев, а теперь окончательно укрепился в мысли, что истинная церковь состоит только из «видимых святых», крещенных заново. При этом Джон Смит исходил из того, что единственным главой церкви является Христос, и истинные верующие должны объединиться в братство Евангелия, чтобы во всем следовать его путем. Джон Смит полагал, что апостольская преемственность проявляется не через преемственность священников или видимых церквей, а только через истинную веру. Поскольку же, по его мнению, такая преемственность была прервана католицизмом и англиканством, то истинную церковь нужно создавать заново. Поэтому Джон Смит первостепенное значение отводил акту крещения как «внешнему знаку прощения грехов, смерти и покаяния», к которому допускаются лишь покаявшиеся и уверовавшие люди. Он сам крестил себя, следующим — Гельвеса, а позже и остальных членов своей группы, которые и составили альтернативную «истинную» церковь, закрепив свое понимание христианства "Декларацией веры" 1612 г.

        Вскоре в сообществе возникли  внутренние трения, и в конце  1611 или начале 1612 года большинство  его членов во главе с Томасом  Гельвесом вернулось на родину, положив начало баптизму в Англии. Церковь Джона Смита унаследовала две ветви протестантизма. Во-первых, идеи перекрещенцев, воспринятые непосредственно от меннонитов. Во вторых, доктрину Арминия, утверждавшего, что своей жертвеннической смертью Христос искупил грехи всех людей, а не только избранных. Отметив, что, по мнению Джона Смита, «Господь не предопределил ни одного человека к уничтожению», Джон Шекспир пишет: «Подобно Смиту Гельвес был арминианцем и церковь, которую он создал, была первой церковью общих баптистов на английской почве».

      Остается  только сказать, что в связи с  гонениями на баптистов в Англии последние были вынуждены искать убежища за пределами страны.

      Особого размаха репрессии достигли при  архиепископе Лодде, когда молитвенные дома баптистов были закрыты, а многие из них заключены в тюрьмы. Десятки тысяч сепаратистов были вынуждены эмигрировать, преимущественно в Новый Свет. Среди них был и Роджер Уильямс, родоначальник американского баптизма.

      Расширение  сферы деятельности баптизма сопровождалось интенсивной теологической деятельностью, выдвинувшей целый ряд религиозных мыслителей и проповедников, с помощью которых идеи баптизма перекочевали на  континент.  

Баптизм в России

      Существует  немалое количество исследований по вопросу возникновения и распространения баптизма в России. “С 60-х годов 19 столетия в южных районах, прежде всего на Украине, в Закавказье, и на Северном Кавказе, распространяется собственно баптизм. Инициатива исходит от Германского баптистского союза, основанного Иоганном Онкеном. Поэтому на первых порах делами новой церкви руководят выходцы из Германии, и только в 1886 году во главе Союза русских баптистов, созданного двумя годами раньше, становится Дей Мазаев - известный миллионер-овцевод из приазовских степей. Немного раньше на севере страны возникают так называемые редстокисты (они же "пашковцы", или "евангельские христиане"). Их появление связано с приездом в Петербург (1874) по приглашению графини Чертковой английского евангелиста лорда Гренвиля Редcтока, нашедшего ревностных почитателей среди завсегдатаев великосветских гостиных, прежде всего отставного полковника В.А. Пашкова и графа Модеста Корфа. Дебютировав в столичных салонах, редстокисты вскоре налаживают миссионерскую сеть в соседних губерниях - в Псковской, Новгородской, Тверской и др., конкурируя с баптистами”.  К моменту появления первых баптистских миссионеров, в России сложилась самая благоприятная обстановка для их деятельности. Надо сказать, что баптизм отнюдь не был первым протестантским вероучением, с которым познакомились русские люди. Еще при Петре I в страну проникли лютеране и кальвинисты. 

         Во времена правления Екатерины  II возникла необходимость заселения  свободных земель в южных регионах  страны  в Херсонской, Таврической, Бессарабской, Киевской и Екатеринославской губерниях, на территориях по нижнему течению Волги и Дона. Правительством были изданы манифесты, приглашавшие на поселение иностранцев, которым были созданы весьма благоприятные условия - освобождение от податей, обязательных служб, оказание помощи деньгами, стройматериалами, семенами, скотом и т.д.  В течение последующего столетия свыше 600 тысяч иностранцев организовали в России около 1000 колоний. Среди них было немало меннонитов, не без  влияния которых, как мы помним, баптизм на западе оформился в самостоятельное учение. К 1867 году - официальной дате рождения российского баптизма - их насчитывалось 40 тыс. человек.

        Интенсивное заселение южных  областей вело к быстрому развитию  товарно-денежных отношений, что в свою очередь явилось причиной социальной напряженности. Народ, заслышав о небывалых вольностях, повалил на юг со всей России. Были предприняты полицейские меры по остановке движения народных масс, которые ни к чему не привели, приходилось даже задействовать войска. После проведения реформы 1861 года социальная обстановка еще более обострилась, на местах вспыхивали крестьянские восстания. Все это вместе взятое способствовало появлению новых религиозных групп, а также  различных "пророков", выступавших с радикальными социальными требованиями.

      Нетрудно  догадаться (хотя бы по аналогии с западной Реформацией), что в глазах угнетенного  богомольного люда несовместимость  собственных интересов с интересами монархического строя и охранявшей его церкви выступала как противоположность “истинной” мужицкой веры и казенного, ”Извне навязываемого" церковного благочестия. Учению церкви о ее роли непременного посредника в деле спасения они противопоставляли формулу “человек есть храм Божий”, церковной иерархии — демократизм религиозной организации. "господско-поповскому" Богу—своего “живого” Бога, в котором видели единственного защитника.

      Много способствовало распространению таких  настроений то обстоятельство, что  Петр I на долгих двести лет обезглавил   церковь, подчинив ее Святейшему Синоду и превратив в одно из ведомств самодержавной власти, т.е. отождествил ее с государством, политика которого вызывала бурный протест беднейших масс населения.    

      Непосредственное  влияние на становление баптизма в России оказали один из основоположников баптизма в Германии И. Онкен и члены Союза германских баптистов, распространявшие издававшиеся в Гамбурге «Миссионерские листки». Представитель Союза И. Онкен в 1869 г. посетил юг Украины, где первые баптистские общины появились в 1859 г., и составил для немецких колонистов изложение вероучения баптизма. Активными деятелями баптистского движения в России в этот период стали российские немцы, бывшие лютеране, меннониты, вюстисты И. Вилер, И. Прицкау, А. Унгер, Г. Гюберт, Б. Пеннер и др. За 20 лет — с 1864 по 1884 гг. — баптизм приняли 5% немецкого населения юга Украины».

      “В 1879 г. было издано высочайше утвержденное постановление Государственного совета от 27 марта, согласно которому баптисты, на основании ст. 44 Основного Закона государства, могли «беспрепятственно исповедовать свое вероучение и исполнять обряды веры по существующим у них обычаям». На первом организационном съезде баптистов в 1884 г. в с. Нововасильевка Таврической губернии был создан Союз русских баптистов Южной России и Кавказа; после присоединения баптистских общин Поволжья, Сибири и Казахстана Союз стал Всероссийским. Первым председателем Союза русских баптистов был перекрещенный братский меннонит И.И. Виллер (1839—1889). В 1886—1920 гг. главой Союза, вместо высланного из России Виллера, стал крупный промышленник и землевладелец Д.И. Мазаев (1855—1922).

      Более свободного отношения к вероучению, в отличие от Союза русских  баптистов, придерживался Всероссийский  союз евангельских христиан во главе  с И.С. Прохановым (1869—1935), образованный по решениям трех съездов 1907, 1908 и 1909 гг. Основы вероучения евангельских христиан были сформулированы в 1913 г. в «Кратком изложении вероучения евангельских христиан» и представляли общее учение баптистов. В начале ХХ в. Союз русских баптистов, Всероссийский союз евангельских христиан, другие баптистские организации неоднократно сотрудничали и предпринимали попытки объединения.

        Переговоры продолжаются и после  Октября 1917 года, однако по разным  причинам не дают результата. Дело кончается тем, что в начале 30-х годов обе церкви фактически были разогнаны, многие руководители переправлены в Сибирь. Там, в октябре 1944 года создается Всесоюзный союз евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), который, как видно из названия, объединил баптистов и евангельских христиан. В августе 1945 года к нему присоединили часть христиан веры евангельской (пятидесятников), которая пошла на отказ от своих ключевых принципов — глоссолалии и “дара пророчества”. Остальные пятидесятники остались на положении “нерегистрируемых”. Но и в самом ВСЕХБ было неспокойно. В 1961 году от него отделилась воинственная группа так называемых инициативников (они же “прокофьевцы”, или “крючковцы”). Позже к ВСЕХБ присоединились братские меннониты и ряд других евангелических объединений.

      Переломным  стало начало 90-х годов, когда  евангелический конгломерат, созданный  силовыми, бюрократическими методами, стал спешно разбегаться, и перечисленные  выше конфессии предпочли в дальнейшем жить самостоятельно.

        Едва ли стоит напоминать, что в 1991 году от ВСЕХБ отпали евангелистские церкви, которые действовали в союзных республиках, объявивших о своем государственном суверенитете. Так что дороги баптистов, пятидесятников и меннонитов разошлись, на этот раз, по-видимому, навсегда.

Основные положения вероучения.

 

        Основным отличием баптистской  доктрины от учения прочих  протестантских конфессий является  отрицание возможности Крещения  младенцев и отсутствие Таинств,  в православном понимании этого  слова. Что, собственно говоря, есть плод последовательного применения на практике протестантских же доктрин "крещение по вере" и "спасение одной верой". Надо сказать, что проблема с апостольским преемством общая для всех протестантских церквей. Тем не менее, некоторые баптистские историки утверждают, что преемство от апостолов у них-то как раз имеется, ссылаясь на то, что христианская церковь заблудилась еще в четвертом веке, попав под власть государства, в то время, как всегда существовали люди не согласные с такой позицией, которые сторонились официальной церкви, храня преемство от апостолов. От них-то оно впоследствии и перешло к баптистам. 

      Что касается общего для всех протестантов отказа от почитания святых, Божией Матери, икон, то в баптизме он также  присутствует. Более того, они отказываются и от почитания Креста Господня, считая его только орудием убийства.

          Баптисты на российских просторах  встречаются как общие - арминиане,  так и частные- кальвинисты,  о разнице между ними мы  говорили выше, причем они полемизируют  друг с другом, в силу чего баптизм неоднороден. Как показывает практика, исповедание отдельной баптистской общины напрямую зависит от предпочтений ее пастора. 

        Самые глубокие расхождения западных  вероисповеданий и православия  лежат, как уже упоминалось,  в учении о спасении.

      Баптисты, как и прочие протестанты, переняли от римо-католиков правовое понимание спасения. Схематично их сотериология выглядит так - Бог сердился на людей и не мог простить их просто из милости, поэтому Христос заплатил за все грехи человека, чтобы умилостивить Бога и, если человек в Него уверовал, он спасен. То есть, не в перспективе, а уже спасен.

      Таким образом, все споры между кальвинистами  и арминианами заключаются в  том, можно ли это самое спасение потерять, ведя неправильный образ  жизни. Последовательные американские баптисты-кальвинисты утверждают, что нельзя ни при каких условиях.

      Баптист-арминианин, говоря обратное, тем не менее уверен в собственном спасении, и рассматривает  его потерю как возможную, но ничтожно малую вероятность. В таких случаях  они обычно с лучезарной улыбкой добавляют "это возможно, если я перестану верить...".

        Для протестантского сознания  любой грех есть оскорбление  Бога. Это, конечно, печально для  согрешившего, это весьма его  удручает, вселяет чувство вины  и т.п. И человек кается, скорбит и плачет, но он оплакивает не гибельность своего состояния, а свой проступок перед Богом. 

       

  Жизнь общины

 

      По  большому счету любой человек, считающий  себя баптистом, может организовать общину. Чаще это делает группа людей. Существует община за счет "десятины" - десятой части заработка, которую каждый ее член призывается вносить каждый месяц неукоснительно.

      С уклонистами проводятся специальные  беседы.  Каждая община избирает на общем собрании пресвитера, большие  церкви нескольких пресвитеров.  Также община избирает нескольких диаконов. Вместе они являются служителями данной поместной церкви и составляют церковный совет.

Информация о работе Баптизм