Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:01, реферат
Термин «религия» был введен знаменитым римским оратором Цицероном, жившим в I веке до Р. Х. Цицерон считал, что это понятие является производным от латинского глагола religere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием». Поэтому и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.
Введение 2
Баптизм: краткий исторический очерк. 2
Баптизм в России 7
Основные положения вероучения. 9
Жизнь общины 10
Список использованной литературы. 12
Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина
Кафедра
философии
Реферат
«Баптизм»
Выполнила
Студентка группы ХТ-05-1
Преподаватель
Гулякевич Татьяна Дементьевна
Петрухина Наталья
Москва 2007
Содержание.
Термин «религия» был введен знаменитым римским оратором Цицероном, жившим в I веке до Р. Х. Цицерон считал, что это понятие является производным от латинского глагола religere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием». Поэтому и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.
Современная наука насчитывает более 200 определений термина «религия». Общепринятая в науке этимология такова: слово происходит от лат. religio – совестливость, благочестие, набожность, предмет культа; religare – связывать, привязывать; religere – возвращаться, обдумывать, бояться.
Рассмотрим некоторые из ныне существующих определений понятия «религия». В словаре Ожегова читаем: «Религия – одна из форм общественного сознания – совокупность мистических представлений, основанных на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения».
Как нет однозначного определения понятия «религия», так нет и общепринятого определения понятия «секта». Есть мнение, что секта – это группа лиц, имеющая отличия в вероисповедании и обрядах от доминирующей в данном обществе религии. Также существует мнение, что секта – это авторитарная организация, целью создания которой ее лидеры видят обогащение. Некоторые полагают, что главным признаком любой секты является ложь при вербовке и психологическое манипулирование членами организации и т.д. и т.п. Таким образом, вопрос определения понятия «секта» так же не имеет однозначных ответов.
Само
название конфессии «баптисты», в переводе
с греческого – крестители, известно многим
в России. За последние полтора века существования
на русской земле оно даже приобрело оттенок
некой традиционности. Однако, далеко
не все знают, что скрывается за этим названием.
В народе о баптистах ходит множество
разнообразных толков и домыслов. Одни
говорят, что баптисты приносят в жертву
детей, другие, что их собрания превращаются
в экстатические оргии и т.д., но, в действительности
все обстоит более прозаично – баптизм
это протестантская секта или, если угодно,
одна из форм развития протестантизма.
Баптизм: краткий исторический очерк.
Основное внимание в этой
«Лютеранство, Реформатская Церковь (часто называемая "Кальвинизм"), "радикальная Реформация" (до сих пор часто называемая "Анабаптизм"), и "Контр-Реформация", или "Католическая Реформация". Первые три течения оказали огромное влияние на теологию баптистов. Судить об их взаимосвязи можно лишь предположительно, что и будет показано ниже. Будет интересно проследить основные идеи реформаторов, чтобы выяснить, как именно они отразились в баптизме. Итак, само движение было вызвано к жизни несколькими факторами. Огромную роль в его становлении сыграл гуманизм, как искусство красноречия, в лице своего выдающегося деятеля – Эразма Роттердамского, друга лорда - канцлера Англии Томаса Мора, который познакомил интеллектуальную публику с дословным переводом Нового Завета с языка оригинала. Реакция общества выразилось фразой «Или это не Евангелие, или мы не христиане». Действительно, Вульгата – традиционный латинский вариант Библии, содержала ряд неточностей, причем иногда фатальных, которые папство охотно использовало а своих целях.
Столетиями угнетаемые папским престолом духовно и экономически крестьяне и горожане с готовностью подхватывали лозунги Реформации. Особенные нарекания вызывала практика продажи индульгенций – прощения грехов за деньги.
Папизм предлагал человеку купить билет в Царство Небесное, реформаторы обещали ему точно такой же билет, но бесплатно. Совершенно понятно, на чьей стороне были сердца многих бедняков. Внутреннего же изменения от верующего не требовал никто и в этом смысле Реформа является прямой наследницей католичества.
Обращаясь к проблеме отношений папизма и Реформы А.Хомяков пишет:
Надо сказать, что начало XIV в. ознаменовался увеличением числа образованных людей, чему немало способствовало распространение гуманизма. Эти люди склонны были критически рассматривать учение католической церкви.
К тому же, многие богословы
того времени владели древними
языками, что позволяло им
Главой Реформации в Германии стал ученый монах-августинец Мартин Лютер, в Швейцарии – бывший католический священник Ульрих Цвингли, впоследствии его сменил Жан Кальвин, в прошлом армейский капеллан, доведший протестантскую теологию, что называется, до ума и разработавший богословскую систему, которая существует и поныне, правда, в несколько измененном виде, и названа его именем.
Основные идеи реформации.
1)
учение об оправдании только
верой, вне зависимости от
2) принцип «только писание»: Писание содержит Слово Бога, которое обращается непосредственно к душе и совести христианина и является высшим авторитетом в вопросах веры и церковного богослужения, вне зависимости от церковного Предания и любой церковной иерархии;
3) учение, согласно которому церковь, которая образует мистическое тело Христа, представляет собой невидимое сообщество избранных христиан, предопределенных к спасению.
Реформаторы утверждали, что эти
учения содержатся в Писании
и что они представляют собой
истинное божественное
Чтобы уберечь систему морали от разложения в результате выведения добрых дел из тайны спасения, Лютер апеллирует к обязательствам, связанным с жизнью в общине, к чисто человеческому мотиву удобства». [4]
Реформаторы очень скоро предложили прихожанам пользоваться вместо Писания своей вероучительной литературой, например, "Малым Катехизисом" Лютера.
В лютеранских школах до
Что же касается второй ветви протестантизма, то учение Кальвина– продолжателя дела Цвингли, не сильно отличается от идей Лютера. Однако, у него существуют некоторые отклонения от позднего лютеранства, которые оказали впоследствии влияние на рассматриваемое нами вероучение баптистов. В первую очередь это касается выдвинутой Кальвином доктрины предопределения, которая также вытекает из учения блж. Августина об оправдании верой. Спасение понималось, как дело Божие от начала до конца, от воли человека не зависящее. Таким образом, Бог сам определяет, кого оправдать, а кого нет.
Строго говоря, Мартин Лютер тоже был кальвинистом, но, впоследствии лютеранская церковь отказалась от учения о предопределении в пользу свободного отклика человека на призыв Божий, кальвинисты же остались на прежних позициях, хотя и в их церкви возникали попытки изменения теологической системы в сторону свободы воли. Что касается добрых дел, то, в отличие от Лютера, Кальвин видел в них необходимое следствие оправдания и безошибочный знак того, что оно достигнуто. Взгляд Кальвина на Таинства также отличался от лютеранского.
Термин «анабаптисты» введен Цвингли и буквально означает перекрещенцы. Сами радикалы, впрочем, никогда этим названием не пользовались. Основным утверждением представителей этой конфессии являлось то, что креститься может только человек, прилюдно исповедавший свою веру. Надо понимать, что детское крещение практически всего тогдашнего населения Европы рассматривалось анабаптистами, как недействительное, в силу того, что младенец не может верить сознательно. Поэтому людей, присоединявшихся к ним, анабаптисты перекрещивали, что является немыслимым делом с точки зрения христианской догматики. Такая практика раздражала светские власти. Совет Цюриха постановил, что каждый, кто совершил акт вторичного крещения, подлежит погружению в воду еще раз, правда, уже с целью утопления.
Стоит добавить, что, если кальвинизм
и лютеранство представляли
В остальном, анабаптизм, будучи порождением цвинглианства, воспринял его систему взглядов.
Жестоко
преследовавшиеся церковными и светскими
властями эти, как их называли, Швейцарские
братья нашли отклик у простых
людей в германоязычных странах.
Захватив с помощью его жителей
город Мюнстер, анабаптисты реквизировали
церковное имущество и
В результате репрессий со
стороны властей революционный
анабаптизм выродился в
Власти Нидерландов отнеслись к пацифистским идеям Симонса крайне отрицательно. С 1535 года в стране действовал указ Карла V, согласно которому все анабаптисты, перекрещенцы и их единомышленники подлежали смертной казни. В 1542 году губернатор Фрисландии постановил, что каждый, кто будет так или иначе помогать Менно Симонсу, должен наказываться как еретик. Поэтому многие меннониты эмигрировали в различные страны, в том числе в Англию и США. В нашу страну меннониты были официально приглашены правительством Екатерины II для колонизации окраинных земель. К началу XVII века все существенные ингридиенты баптизма были налицо. Вскоре появилось движение пуритан, которые выступали за дальнейшее очищение господствующей церкви от всего того, что англичане обозначали словом «рорегу» («папизм»). Речь, в частности, шла об упрощении богослужения, поскольку оно во многом воспроизводило римо-католические ритуалы, об отмене пышного культа и специальных священнических облачений (особенно во время причащения) и т.д.