Баптизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:01, реферат

Краткое описание

Термин «религия» был введен знаменитым римским оратором Цицероном, жившим в I веке до Р. Х. Цицерон считал, что это понятие является производным от латинского глагола religere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием». Поэтому и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.

Оглавление

Введение 2
Баптизм: краткий исторический очерк. 2
Баптизм в России 7
Основные положения вероучения. 9
Жизнь общины 10
Список использованной литературы. 12

Файлы: 1 файл

Реферат баптизм.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

Российский  государственный  университет нефти  и газа имени И. М. Губкина

Кафедра философии 

Реферат 
 

«Баптизм» 
 

Выполнила

Студентка группы ХТ-05-1

Преподаватель

Гулякевич Татьяна  Дементьевна

Петрухина Наталья 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2007

 

     Содержание.

 

Введение

 

     Термин  «религия» был введен знаменитым римским оратором Цицероном, жившим в I веке до Р. Х. Цицерон считал, что это понятие является производным от латинского глагола  religere  (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием». Поэтому и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.

     Современная наука насчитывает более 200 определений  термина «религия». Общепринятая в  науке этимология такова: слово происходит от лат. religio – совестливость, благочестие, набожность, предмет культа; religare – связывать, привязывать; religere – возвращаться, обдумывать, бояться.

      Рассмотрим  некоторые из ныне существующих определений  понятия «религия». В словаре  Ожегова читаем: «Религия – одна из форм общественного сознания – совокупность мистических представлений, основанных на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения».

      Как нет однозначного определения понятия  «религия», так нет и общепринятого  определения понятия «секта». Есть мнение, что секта – это группа лиц, имеющая отличия в вероисповедании  и обрядах от доминирующей в данном обществе религии.  Также существует мнение, что секта – это авторитарная организация, целью создания которой ее лидеры видят обогащение. Некоторые полагают, что главным признаком любой секты является ложь при вербовке и психологическое манипулирование членами организации и т.д. и т.п. Таким образом,  вопрос определения понятия «секта» так же не имеет однозначных ответов.

      Само  название конфессии «баптисты», в переводе с греческого – крестители, известно многим в России. За последние полтора века существования на русской земле оно даже приобрело оттенок некой традиционности.  Однако, далеко не все знают, что скрывается за этим названием. В народе  о баптистах ходит  множество разнообразных толков и домыслов. Одни говорят, что баптисты приносят в жертву детей, другие, что их собрания превращаются в экстатические оргии и т.д.,  но, в действительности все обстоит более прозаично – баптизм это протестантская секта или, если угодно, одна из форм развития протестантизма.   
 

      Баптизм: краткий исторический очерк.

          Основное внимание в этой работе  я хотела бы уделить русскому  баптизму, как явлению в своем  роде уникальному, но, чтобы понять, откуда он в России взялся, необходимо совершить небольшой историко-географический экскурс.  Корни баптистского движения стоит искать на западе в начале 16 го столетия.  В это время католический мир был потрясен Реформацией, отрицавшей монополию папы Римского на спасение душ человеческих вообще и толкование  Св. Писания в частности. Реформация началась сразу в нескольких странах и, согласно классификации профессора Алистера Маграта, разделилась на четыре основных течения:   

      «Лютеранство, Реформатская Церковь (часто  называемая  "Кальвинизм"),   "радикальная Реформация"  (до  сих пор часто называемая  "Анабаптизм"),  и "Контр-Реформация", или "Католическая  Реформация".  Первые три течения оказали огромное влияние на теологию баптистов.  Судить об их взаимосвязи можно лишь предположительно, что и будет показано ниже. Будет интересно проследить основные идеи реформаторов, чтобы выяснить, как именно они отразились в баптизме. Итак, само движение было вызвано к жизни несколькими факторами. Огромную роль в его становлении сыграл гуманизм, как искусство красноречия, в лице своего выдающегося деятеля – Эразма Роттердамского, друга лорда - канцлера Англии Томаса Мора,  который познакомил интеллектуальную публику с дословным переводом Нового Завета с языка оригинала. Реакция общества выразилось фразой «Или это не Евангелие,  или мы не христиане». Действительно, Вульгата – традиционный латинский вариант Библии, содержала ряд неточностей, причем иногда фатальных, которые папство охотно использовало а своих целях.

          Столетиями угнетаемые папским престолом духовно и экономически крестьяне и горожане с готовностью подхватывали лозунги Реформации. Особенные нарекания вызывала практика продажи индульгенций – прощения грехов за деньги.

      Папизм  предлагал человеку купить билет  в Царство Небесное, реформаторы обещали ему точно такой же билет, но бесплатно. Совершенно понятно, на чьей стороне были сердца многих бедняков. Внутреннего же изменения от верующего не требовал никто и в этом смысле Реформа является прямой наследницей католичества.

      Обращаясь к проблеме отношений папизма  и Реформы А.Хомяков пишет:  

      Надо  сказать, что начало XIV в. ознаменовался  увеличением числа образованных людей, чему немало способствовало распространение  гуманизма. Эти люди склонны были критически рассматривать учение католической церкви.

        К тому же, многие богословы  того времени владели древними  языками, что позволяло им читать  Священное Писание в оригинале.  В то же самое время было  изобретено книгопечатание, обеспечившее  доступность трудов отцов Реформации широким массам населения, Христианский мир забурлил, как кипящая вода в котле, крышку сорвало, и католическая церковь утратила рычаги влияния на львиную долю европейского сообщества.

        Главой Реформации в Германии  стал ученый монах-августинец  Мартин Лютер, в Швейцарии – бывший католический священник Ульрих Цвингли, впоследствии его сменил Жан Кальвин, в прошлом армейский капеллан, доведший протестантскую теологию, что называется, до ума и разработавший богословскую систему, которая существует и поныне, правда, в несколько измененном виде, и названа его именем.

      Основные  идеи реформации.

      1) учение об оправдании только  верой, вне зависимости от совершения  добрых дел и любых внешних  священнодействий;

      2) принцип  «только писание»: Писание  содержит Слово Бога, которое обращается непосредственно к душе и совести христианина и является высшим авторитетом в вопросах веры и церковного богослужения, вне зависимости от церковного Предания и любой церковной иерархии;

      3) учение, согласно которому церковь,  которая образует мистическое тело Христа, представляет собой невидимое сообщество избранных христиан, предопределенных к спасению.

        Реформаторы утверждали, что эти  учения содержатся в Писании  и что они представляют собой  истинное божественное откровение, искаженное и забытое в процессе догматического и институционального вырождения, которое привело к римско-католической системе. Лютеровский принцип оправдания только верой, сводивший тайну спасения к душевному переживанию внутреннего человека и упразднявший необходимость добрых дел, имел далеко идущие последствия в отношении природы и устройства церкви. Прежде всего, он аннулировал духовное содержание и значение всей системы таинств. Далее, тем же ударом Лютер лишил священство его главной функции – совершения таинств. Еще одной функцией священства (sacerdotium, буквально, жречества) была функция учительства, и она также была упразднена, поскольку реформатор отрицал авторитет церковного Предания и учительства церкви. В результате ничто уже не оправдывало наличие института священства.

      Чтобы уберечь систему морали от разложения в результате выведения добрых дел  из тайны спасения, Лютер апеллирует к обязательствам, связанным с  жизнью в общине, к чисто человеческому  мотиву удобства». [4]

      Реформаторы очень скоро предложили прихожанам пользоваться вместо Писания своей вероучительной литературой, например, "Малым Катехизисом" Лютера.       

        В лютеранских школах до изучения  Нового Завета допускали лишь  особо успешных учеников, понимавших  греческий язык.

        Что же касается второй ветви протестантизма, то учение Кальвина– продолжателя дела Цвингли, не сильно отличается от идей Лютера.  Однако, у него существуют некоторые отклонения от позднего лютеранства, которые оказали впоследствии влияние на рассматриваемое нами вероучение баптистов.  В первую очередь это касается выдвинутой Кальвином доктрины предопределения, которая также вытекает из учения блж. Августина об оправдании верой. Спасение понималось, как дело Божие от начала до конца, от воли человека не зависящее. Таким образом, Бог сам определяет, кого оправдать, а кого нет. 

      Строго  говоря, Мартин Лютер тоже был кальвинистом, но, впоследствии лютеранская церковь  отказалась от учения о предопределении  в пользу свободного отклика человека на призыв Божий, кальвинисты же остались на прежних позициях, хотя и в их церкви возникали попытки изменения теологической системы в сторону свободы воли. Что касается добрых дел, то, в отличие от Лютера, Кальвин видел в них необходимое следствие оправдания и безошибочный знак того, что оно достигнуто. Взгляд Кальвина на Таинства также отличался от лютеранского.

      Термин  «анабаптисты» введен Цвингли и  буквально означает перекрещенцы. Сами радикалы, впрочем, никогда этим названием  не пользовались. Основным утверждением представителей этой конфессии являлось то, что креститься может только человек, прилюдно исповедавший свою веру. Надо понимать, что детское крещение практически всего тогдашнего населения Европы  рассматривалось анабаптистами, как недействительное, в силу того, что младенец не может верить сознательно. Поэтому людей, присоединявшихся к ним, анабаптисты перекрещивали, что является немыслимым делом с точки зрения христианской догматики. Такая практика раздражала светские власти. Совет Цюриха постановил, что каждый, кто совершил акт вторичного крещения, подлежит погружению в воду еще раз, правда, уже с целью утопления.

         Стоит добавить, что, если кальвинизм  и лютеранство представляли собой,  так называемую, «магистерскую»  модель реформации, то есть находили  уместным вмешательство светских  властей - магистратов в духовные вопросы, то анабаптисты придерживались строго противоположных взглядов на власть, а также отрицали возможность участия христиан в войнах.

      В остальном, анабаптизм, будучи порождением  цвинглианства, воспринял его систему  взглядов.

      Жестоко преследовавшиеся церковными и светскими  властями эти, как их называли, Швейцарские  братья нашли отклик у простых  людей в германоязычных странах.  Захватив с помощью его жителей  город Мюнстер, анабаптисты реквизировали  церковное имущество и городскую казну, отменили деньги и товарообмен, централизованно распределяя предметы жизненной необходимости,  ликвидировали общественные и имущественные привилегии, ввели всеобщую трудовую повинность и даже полигамию, ссылаясь на упоминание о ней в Библии, как впоследствии это сделали американские мормоны. Коммуна просуществовала на осадном положении 14 месяцев, а затем была разгромлена. Свыше полусотни зачинщиков мятежа были казнены после чего движение анабаптистов практически прекратилось. Анабаптисты всегда были индивидуалистами и не стремились к объединению небольших общин в крупные союзы, что облегчало властям их уничтожение. Надо сказать, что протестанты ополчились на анабаптистов даже более, нежели католики.   Люди, клейменные словом «анабаптизм», массами бежали из Германии в страны, где, как им казалось, царит религиозная свобода,— в Польшу, Англию, Россию и, главным образом, в соседнюю Голландию.            

         В результате репрессий со  стороны властей революционный  анабаптизм выродился в непротивленческую секту меннонитов, возникшую  на рубеже 30—40-х гг. 16 в. в Нидерландах. Название связано с именем Менно Симонса — католического священника, перешедшего в 1531 в анабаптизм и позднее реорганизовавшего остатки анабаптистской секты в новую общину.

      Власти Нидерландов отнеслись к пацифистским идеям Симонса крайне отрицательно. С 1535 года в стране действовал указ Карла V, согласно которому все анабаптисты, перекрещенцы и их единомышленники подлежали смертной казни.      В 1542 году губернатор Фрисландии постановил, что каждый, кто будет так или иначе помогать Менно Симонсу, должен наказываться как еретик. Поэтому многие меннониты эмигрировали в различные страны, в том числе в Англию и США.  В нашу страну меннониты были официально приглашены правительством Екатерины II  для колонизации окраинных земель.  К началу XVII века все существенные ингридиенты баптизма были налицо. Вскоре появилось движение пуритан, которые выступали за дальнейшее очищение господствующей церкви от всего того, что англичане обозначали словом «рорегу» («папизм»). Речь, в частности, шла об упрощении богослужения, поскольку оно во многом воспроизводило римо-католические ритуалы, об отмене пышного культа и специальных священнических облачений (особенно во время причащения) и т.д.

Информация о работе Баптизм