Аристотель об обществе и государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:10, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование учения Аристотеля об обществе и государстве. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
выявить сущность понятия «государства» по Аристотелю, исследовав формы и цели социального общения, «природу» человека и государства, взгляды Аристотеля на институт рабства;
исследовать формы государства по Аристотелю, в том числе понять смысл учения Аристотеля о «среднем элементе» общества и о лучшем государственном строе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1.Биография Аристотеля……………………………………………5
Глава 2. Государство по Аристотелю …………………………………….8
Сущность государства……………………………………..…………8
Формы правления и идеальное государство……………..………...10
Глава 3. Общество по Аристотелю…………………….………………...13
Сущность общества и общественные отношения………………....13
Заключение………………………………………………………………..16
Список используемой литературы……………………………………….17

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Полития как  лучшая форма государства соединяет  в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах — умеренность, в имуществе—средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии подлежащего равенства. Перевороты оказываются следствием нарушения относительного характера равенства и искажения принципа политической справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться количественным равенством, в других — равенством по достоинству. Так, демократия основывается на том принципе, что относительное равенство влечет за собой и абсолютное равенство, а олигархия исходит из принципа, будто относительное неравенство обусловливает и неравенство абсолютное. Подобная ошибочность в исходных принципах государственных форм и ведет в дальнейшем к междоусобицам и мятежам. Совершенное государство должно соответствовать по человеческой мерке: т.е. быть не очень населенным, не малонаселенным, как, впрочем, и территория: оно должна быть достаточно большой, чтобы удовлетворять материальным нуждам, но не настолько, чтобы тяготить своими размерами. Черты гражданского характера предпочтительны греческого типа, включающие, впрочем, лучшие черты северных и восточных народов. Чтобы лучше использовать энергию молодых и мудрость старших, следует первых готовить для защиты государства, вторых — для богослужений, но и те, и другие участвуют в управлении.

Идеал совершенного государства — жизнь в мире и созерцательная активность. В выборе целей необходимо предпочитать более высокие цели, опираясь и отталкиваясь от более низких. Имея целью мир, мы готовимся к войне; работая на пределе, не забываем о свободе как о цели; все полезное — для достижения прекрасного. Этим критерием должен руководствоваться законодатель, не путая средства с целями, удерживая правильное соотношение между способностями души и действиями: важно умело работать и искусно вести войну, но еще более важно уметь отдыхать, жить в мире и создавать прекрасное.

Население лучшего  государства должно быть достаточным  и легко обозримым. Территория лучшего  государства должна быть одинаково  хорошо ориентирована по отношению к морю и материку. Территория, кроме того, должна быть достаточной для удовлетворения умеренных потребностей.

 

 

 

 

 

Глава 3. Общество по Аристотелю

1.Сущность общества и общественные отношения

Целью человеческой деятельности для всей древнегреческой  философии было достижение блаженства. Поскольку нравственная деятельность есть деятельность, она должна основываться на разуме. Смысл жизни не в удовольствиях, не в счастье, а в осуществлении требований разума.

Блаженство, считает  Аристотель, недостижимо иначе как  в условиях зрелой и завершенной  жизни: ребенок, человек только в возможности, неспособен к совершенной деятельности, бедность и болезнь, слабость и несчастье отнимают у человека средства к блаженной жизни, которые даются, напротив, богатством и здоровьем, силой и счастьем. И все-таки, рассматривая условия жизни как «материю», а благо как «форму» (цель) блаженной жизни, Аристотель видит решающий элемент блаженства во внутреннем достоинстве и добродетели личности. Блаженство есть результат деятельности, сообразной с добродетелью, и сама эта деятельность. Ставший уже классическим вопрос о соотношении удовольствия и разума Аристотель решает путем компромисса: удовольствие, вытекающее из разумной, т.е. сообразной благу, деятельности, само есть благо.

В «Политике» Аристотеля общество и государство по существу не различаются. Государство предстает в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей – «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». Но для такого общения необходимы досуг, внешние блага, такие как богатство и власть, а также определенные личные качества – здоровье, справедливость, мужество и т.д. В государство, в качестве равноправных граждан, входят только свободные.

Аристотель  прекрасно понимает, что положение  человека в обществе определяется собственностью. Поэтому он критикует Платона, который в своей утопии уничтожает частную собственность у высших классов, специально подчеркивая, что общность имуществ невозможна. Она вызывает недовольство и ссоры, снижает заинтересованность в труде, лишает человека «естественного» наслаждения владением, и т.д. Таким образом, он отстаивает частную собственность, которая представлялась ему, да и действительно была в его время единственно возможной и прогрессивной, обеспечивая своим развитием преодоление последних пережитков общинного социального устройства. Сохранение установившегося строя зависит от того, насколько государство сможет обеспечить превосходство своих сторонников над теми, кто не желает сохранения существующего порядка.

Аристотель  стоит за «природное» происхождение и устройство государства, он выводит его из «природы человека», а не из божественного установления. С особой силой сказывается эта его установка в трактовке рабства.

Аристотель  считает, что рабство существует «по природе», ибо одни люди предназначены  повелевать, а другие – подчиняться и следовать указаниям первых. И здесь он использует мысль о противоположности души и тела. «Те люди, которые столь же отличаются от других людей, как душа от тела, а человек от животного ... по своей природе – рабы, для них... лучший удел быть в подчинении у деспотической власти»– такой, какой подчиняются тела и животные. Рабы – это, прежде всего, варвары, отличные от господ как телом, приспособленным к грубому физическому труду, так и «рабской» душою. Раб – «одушевленный инструмент», часть имущества господина, отличающаяся от другого имущества лишь тем, что имеет человеческие душу и тело. Раб не имеет никаких прав, и по отношению к нему не может быть совершено несправедливости; нельзя дружить с рабом, поскольку он раб, делает оговорку Аристотель, – но дружить с ним можно, поскольку он человек.

Нельзя не сказать, что социально-политическая концепция  Аристотеля, при всем том, что она отражала адекватным образом существующие общественные отношения, была крайне ограниченной. Ее теоретические установки не допускают превращения ее в орудие социального прогноза. Если применительно к природе это незаметно (слишком медленны ее процессы, чтобы встала необходимость в прогнозе, скажем, экологического порядка), то распространение на быстро меняющееся общество учения о соотношении души и тела, формы и материи исключает прогностические возможности теории вообще.

В «Политике» Аристотель уже во 2-й главе 1-й книги выясняет вопрос, центральный для античной общественной системы, — об отношении господина к рабу. Рабы полностью исключаются из числа членов общества, обладающих политическими правами, т.е. правом на участие в государственных делах. Собственно говоря, рабы даже не входят в состав аристотелевского государства. Они — его экономическая и социальная предпосылка, но не его признанный политический элемент. Государство, состоящее из рабов, представляется Аристотелю нелепостью. «Мы имели бы дело с одной из невозможностей, — говорит он, — если бы допустили, что государство заслуживает называться по своей природе рабским: государство есть нечто самодовлеющее, рабство же не самодовлеющее»

Состав государства, по Аристотелю, сложен. Государство — понятие сложное; оно, как и всякое другое понятие, представляя собой нечто целое, состоит из многих составных частей. Одна из них — народная масса, работающая над продуктами питания - это земледельцы. Вторая составная часть государства — класс так называемых ремесленников, занимающийся ремеслами, без которых невозможно само существование государства; из этих ремесел одни должны, существовать в силу необходимости, другие служат для удовлетворения роскоши или для того, чтобы скрасить жизнь. Третья часть — торговый класс, именно тот, который занимается куплей и продажей, оптовой и розничной торговлей. Четвертая часть — наемные рабочие, пятая — военное сословие.

 

 

 

Заключение

В заключение можно  сказать, что Аристотель, осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, разработал оригинальное социально- философское учение.

Социальная  и политико-правовая проблематика освящается Аристотелем в принципе с позиций идеального понимания полиса – города государства как политического общения свободных и равных людей.

Государство по Аристотелю – продукт естественного  развития. В этом отношении оно  подобно таким естественно возникшим первичным общениям как семья и селение. Человек по природе своей существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека.

Отношение господина  и раба являются, по Аристотелю, элементом семьи, а не государства. Политическая же власть исходит из отношений свободы и равенства, принципиально отличаясь этим от отцовской власти над детьми и над господской властью над рабами.

Что касается формы  правления государством, то Аристотель выделял правильные формы правления (монархия, аристократия, полития) и неправильные формы правления – тирания, олигархия и демократия. Но все-таки лучшей формой правления выступает полития – правление большинства в интересах общей пользы.

Во главе всего Аристотель ставит закон.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. - М.: ТК Велби, 2002 г.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М.: Велби, Проспект, 2008 г.
  3. Голобоков. В. Г. Краткая история философии. – М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002 г.
  4. Горелов А. А. Философия в вопросах и ответах. – М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2006 г.
  5. Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М.: Центр, 2002 г. 
  6. Рычков, А. К. Философия : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / А. К. Рычков, Б. Л. Яшин. - М. : ВЛАДОС, 2004 г.
  7. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – 2-е издание. – М.: Гардарики, 2004 г.
  8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. -  М.: Юрайт, 2010 г.
  9. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2005 г.
  10. http://www.slovari.info

 


Информация о работе Аристотель об обществе и государстве