Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 17:05, реферат
Целью данной работы является сравнительный анализ проектов идеальной организации общества в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля.
Логично разделить её условно на три части. Сначала я рассмотрю взгляды Платона, затем перейду к идеям Аристотеля. В завершение я выделю общее и особенное в их проектах.
Введение.
Всё новое – хорошо забытое старое, а вопросы, на которые люди стараются найти ответы, были заданы человеком себе же ещё много веков назад.
Что такое
Бог? Что такое любовь? Кто есть
человек? Эти проблемы волновали
и будут волновать людей
Человек – существо биосоциальное. Биология и социум – вот что формирует личность в тесном сотрудничестве. От того, как именно сконструирован второй аспект, зависит успех государственной организации в процессе достижения счастья для граждан: как в целом, так и в частности.
Большой вклад в теорию государства внесли такие именитые философы, как Платон и Аристотель. И хоть жили они во времена, рядом с датами которых стоит «до н.э.», так ли далеко мы ушли от них в понимании государства? Некоторые их постулаты остаются актуальными и по сей день, а ход мыслей полезен каждому, кто задумывается о совершенствовании общественных процессов и различных административных реформах.
Целью данной работы является сравнительный анализ проектов идеальной организации общества в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля.
Логично
разделить её условно на три части.
Сначала я рассмотрю взгляды Платона,
затем перейду к идеям Аристотеля. В завершение
я выделю общее и особенное в их проектах.
Проект
идеальной организации
общества в «Государстве»
Платона.
Творчество Платона интересует людей уже три тысячелетия: его идеи современны и остаются актуальными для любой эпохи.
Платон
был первооткрывателем в
В истории мысли после Платона еще не было ни одного века, когда бы ни дискутировали о Платоне, то непомерно его превознося, то принижая в каком-либо соотношении.
Итак, остановимся на рассмотрении концепции желаемого государства Платона.
Первое, на что стоит обратить внимание, это классификация типов государственного устройства и их характеристика.
Платон выделил шесть возможных государственных устройств: Аристократия, Тимократия, Олигархия, Монархия, Демократия, Тирания. Причём две их них имеют положительную оценку, в то время как остальные четыре – отрицательную. По мнению Платона, плохими являются те государства, внутри которых преобладают материальные стимулы и корыстные интересы. Основные функции, которые должно выполнять идеальное государство, характеризуются следующим образом: во-первых, оно должно обладать силой собственной реорганизации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения врагов; во-вторых, осуществить систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами; в-третьих, контролировать и направлять развитие духовной деятельности и творчества.1
Идеальная система управления – аристократия как власть группы достойнейших. При этом Платон не отрицает и то, что и монархия может сослужить добрую службу обществу. По сути, философ считает, что устройство совершенного государства может быть только одно. Все возможное же различие сводится лишь к числу правящих мудрецов (философов): если мудрец один — это царство. Если несколько — аристократия. Но это различие в действительности не имеет никакого значения, ведь, если правят на самом деле мудрейшие, то сколько бы их не было, они все равно будут править совершенно одинаково2.
Платон считал, что ни одно из современных ему государств не приблизилось к идеальному. Их он делил на четыре группы, каждая из которых – последовательное искажение идеи желаемого государства. Свои взгляды на них он излагает в восьмой книге изучаемого произведения.
Всех
вышеперечисленных
Основой желаемого государственного устройства Платон называет разделение общества на три категории, у каждой из которых имеется своя задача и свой способ существования. Основа такого разделения – способности, заложенные природой. Платон выступает за узкую специализацию деятельности: «Можно делать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы». Платон рассматривает идеальный государственный строй по аналогии с человеческой душой. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны три основных начала государства (так как между государством и человеком существует взаимное подобие) – совещательное, защитное и деловое. Последним же соответствуют три сословия – правителей-философов, воинов (стражей) и производителей (ремесленников и землевладельцев).9
Во
главе государства должны стоять
философы – люди, «умеющие видеть благо
и совершать к нему восхождение». Появляться
они должны только от лучших родителей,
после чего их необходимо обучать специальным
образом: «Если в детстве пресечь подлости,
то зрение обратится к истине». Граждан,
способных к государственному управлению,
совсем немного и способности их зависят
от природных данных. Детей со способностями
отделяют от других и готовят к будущей
государственной деятельности: Платон
предлагает занести их в особый список.
Когда им исполнится двадцать лет, необходимо
выделить в особую, почетную группу и продолжить
образование, в виде общего обзора, раскрывающего
внутреннюю связь наук между собой и с
“природой бытия”. На данной ступени
открывается, имеются ли природные данные
для обучения диалектике. Когда молодым
людям исполнится тридцать лет, из них
отбираются те, кто умеет, не сосредоточивая
внимания на ощущения, подняться до истинного
бытия. Обнаруживших указанную способность
следует окружить еще большим почетом
и после пятилетней учебы диалектике направить
на службу для приобретения навыков практического
управления государством: в течение 15
лет их тестируют на военном и гражданском
поприще. Тех, кто не выдержал испытаний
практического правления, переводили
в жрецы. А когда им исполнится пятьдесят
лет, тех из них, кто остался в живых и показал
себя в государственных делах и в познании,
пора будет направить к “окончательной
цели”: заставить обратить свой умственный
взор в идеальную сферу, увидеть там “благо
само по себе” и по его образцу упорядочить
все государство, всех живущих в нём граждан,
в том числе и самих себя. Философам даруется
неограниченная власть в государстве,
которым они правят, охраняя законы и следя
за гражданами от самого рождения до смерти.
Охранять идеальное государство должны стражи. «Стражи государства – раздражительная сторона человеческой души, назначенная для защиты прав и выполнения распоряжений природы разумной, должны получать такое воспитание и быть в такой степени образованным, чтобы, повинуясь мудрым внушениям правительства, легко могли охранять благоденствие общества и мужественно предотвращать в нем как внешние, так и внутренние опасности». Основное требование к ним - опыт и образованность. У воинов есть только одна обязанность – хранить и защищать государство, от остальных они освобождаются. Отбираются стражи также на основе природных способностей: «безупречный страж государства будет у нас по своей природе обладать и стремлением к мудрости и стремлением познавать, а также будет проворным и сильным».10 Сословие стражей не должно преследовать никаких частных, сословных, семейных или имущественных интересов. Вся их жизнь и быт создадутся на принципах солидарности, общности и равенства. «Если бы воины-стражи пустились в стяжательство, в приобретение денег и драгоценностей, они не могли бы уже выполнять свой долг защиты членов общества: они превратились бы в хозяев и землевладельцев, враждебных остальным гражданам».11
Третье
сословие – ремесленников и
В своём проекте идеального государства Платон вводит ещё несколько принципиальных правил.
Во-первых, это общность жён. «Все жены этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одни ни с кем не сожительствует»12. Таким образом, брак – исполнение долга по отношению к государству, а не следствие чувств. Кроме того, половые отношения наступают у людей по жеребьёвке. К слову, исход жеребьёвки заранее известен правителям, которые формируют нечто вроде «отборного стада» для служения государству.
Во-вторых, это общность детей. По Платону, после рождения детей отнимают у матерей и перемещают в специальные ясли, после чего класс мудрейших перераспределяет их среди кормилиц. «Дети тоже должны быть общими, и пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок — кто его отец».13 По мысли Платона, это приведёт к тому, что в старшем поколении каждый будет видеть своих родителей, а те, в свою очередь, в младшем поколении – своих детей. Из-за такого взаимного уважения должно наступить единство и благодать.
В-третьих, равенство прав мужчин и женщин, нехарактерное для восприятия мира того времени. Между мужчинами и женщинами существуют различия, но они отражаются на политической деятельности. «Некоторые женщины склонны к философии и годятся в качестве стражей, некоторые из женщин воинственны и могли бы быть хорошими воинами». Отобранные в сословие стражей лица женского пола получают то же воспитание, что и мужчины, кроме того, женщины должны наравне с мужчинами проходить всю предписанную подготовку. «Силы природы равно разлиты в обоих живых существах: по природе всем делам причастна и женщина, всем и мужчина; но женщина во всем слабее мужчины»14. Однако в ее слабости нельзя видеть основание для того, чтобы все предписывать мужчинам, а женщине ничего.
В-четвёртых, верховенство закона и сопряжённое с ним отречение от эгоистических ценностей: «Закон ставит своей целью не благоденствие одного какого-нибудь слоя населения, но благо всего государства».15
Субъектом свободы – все государство в целом. Платон приносит в жертву своему государству человека, его счастье, его свободу и моральное совершенство. Гегель на это сказал, что в «Государстве» Платона «все стороны, в которых утверждает себя единичность как таковая, растворяются во всеобщем, — все признаются лишь как всеобщие люди»16.
Описанный
проект организации государства и общества
Платон считает осуществимым исключительно
для греков: для других народов он неприменим
из-за их полной неспособности к конструированию
здравого общественного порядка.
Проект организации государства в «Политике» Аристотеля.
Свои взгляды на государственное устройство Аристотель изложил в произведении «Политика».
Начну с того, что Аристотель определял государство как вид общения, причём естественного, как и семья. «Необходимость побуждает сочетаться попарно тех, кто не может существовать друг без друга»17. Из этого следует вполне логично, что человек – политическое животное, которое не может существовать вне общества и государства.
Все возможные устройства государства Аристотель разделил на шесть типов. Три из них он рассматривает как правильные, а три – неправильные, то есть извращение первых трёх. Правильные виды, по Аристотелю – монархия, аристократия, полития. Неправильные – тирания, олигархия, демократия. Очень важно понимать, что философ имел в виду, называя каждое из государственных устройств. Так, для него монархия (царская власть) – это правление одного, имеющего в виду общее благо. Тирания – также единоличное правление, но то, которое нацелено на получение личных выгод, ориентированное на персональное благо. Аристократия – правление немногих лучших, осуществляемое в интересах всех граждан; в то время как олигархия – правление немногих состоятельных граждан, заботящихся лишь о собственной выгоде. Полития – правление большинства, отбираемого на основании определённого ценза и пекущегося об общем благе. Демократия – правление большинства, причём, как верно подметил философ, большинства неимущих, занимающихся отстаиванием интересов лишь своей группы (бедняков). Таким образом, основным критерием деления на «правильные» и «неправильные» государственные устройства было отсутствие или наличие добродетели в них.