Аристотель и Платон

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:43, реферат

Краткое описание

Философское наследие Платона и Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные ими философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные ими идеи нашли свое отражение в трудах многих позднейших философов (в том числе философов Нового времени). Даже если признать некоторым преувеличением высказывание, что, ”сопоставляя новейшие идеалистические системы с учениями Платона и Аристотеля, современные философы нередко приходят к выводу, что ни классики идеализма, ни их продолжатели не выдвинули принципиально новых

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ……………………………..5
1.1. Жизнь Платона ……………………………………………………………… .5
1.2. Жизнь Аристотеля…………………………………………………………… 6
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ 8
2.1. Платон о государстве…………………………………………………………..8
2.2. Аристотель об обществе и государстве…………………………………….12
ГЛАВА 3. ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ. 16
3.1. Учение Платона об идеях и его критика Аристотелем…………………. 16
3.2. Философские учения Аристотеля…………………………………………. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 29

Файлы: 1 файл

Философия Аристотеля и Платона.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

      Философы  и воины не имеют никакой частной  собственности и беспощадно караются за хранение золота и серебра. Собственность  – привилегия крестьян и мастеровых, так как она сама по себе не мешает работать, но губительна для тех, кто предан высоким размышлениям.

     Платон  считал, что все бедствия  людей  происходят  из-за отсутствия общности, постоянных раздоров, отсутствия хорошего  начальства.

      Вопрос  о том,  насколько хорошо государство  Платона, вторичен, важнее то, что это не существующее государство, но его "идея".

      Размышления  Платона о государстве,  в  котором  все  равны  перед  законом,  а  больше  всего  те,  кто  стоит  у  власти, так  и  остались  добрыми упованиями. Модель идеального государства – это не описание какого-либо существующего строя, системы, а напротив, модель такого государства, которого  нигде  и  никогда не было, но которое должно возникнуть. То есть  Платон,  говоря  об  идее  государства, создает проект-утопию.

      Главная задача трактата Платона о государстве - проблема благой и совершенной жизни общества в целом и его членов.

      Наисовершеннейшее благо обладает четырьмя главными доблестями:

  1. Мудрость
  2. Мужество
  3. Сдерживающая мера
  4. Справедливость

      Под мудростью Платон понимает высшее знание, или способность дать добрый совет, когда речь идет о государстве в целом. Такое знание - охранительное, а обладают этим знанием правители государства.

      Вторая  доблесть - мужество. Оно так же свойственно  лишь небольшому кругу лиц, хотя в  сравнении с мудрыми этих лиц больше.

      В отличие от мудрости и мужества, третья доблесть совершенного государства, или сдерживающая мера, есть уже  не качество особого класса, а доблесть, принадлежащая всем членам государства.

      Четвертая доблесть - справедливость. Ее наличие, ее торжество в государстве и обусловлено сдерживающей мерой.

      Классическая  точка зрения Платона, его социальный и политический аристократизм, восхищение обществом египетского типа с  его кастовым слоем, с характерным  для него трудным осуществлением перехода из одной касты в другую получили чрезвычайно яркое выражение в платоновском понимании справедливости.

      Торговля, обмен товарами и продуктами необходим  государству не только для внешних  сношений, но и внутри государства. Отсюда Платон выводит необходимость  рынка и чеканки монеты как единицы обмена. В свою очередь возникновение рынка порождает разряд специалистов рыночных операций: мелких торговцев и посредников, скупщиков и перепродавцов.

      Платон  считает необходимым также специальный  разряд обслуживающих наемных работников, продающих свои услуги за плату.

      Государством  у Платона руководят, как и  в олигархии, немногие. Но в отличие  от олигархии, где правителями отнюдь не бывают ни самые одаренные, ни наилучшим  образом подготовленные, в государстве  Платона правителями могут стать только лица, способные хорошо управлять государством. Во-первых, в силу природных задатков, во-вторых, вследствие долголетней предварительной подготовки.

      Платон  дал на словах образец совершенного государства, понимая, что он не в  состоянии доказать возможности устроения такого государства.

      Укреплению  идеального государства должна служить  строгая система воспитания и  образования, обеспечивающая достаточную  профессиональную и физическую подготовку всех сословий.

      В утопии Платона не только выражены представления философа об идеальном государственном порядке, но и отражены важнейшие черты действительного, реального античного полиса - далекие от намеченного идеала.

      Платон  остался до конца верен строгим  и суровым идеалам старой Греции, в спартанско-критском духе.

      В идеальном государстве Платона  не только работники напоминают рабов, но и члены двух высших классов  не знают полной и истинной свободы. Субъектом свободы и высшего  совершенства оказывается у Платона  не отдельная личность и даже не отдельный класс, а только все общество, все государство в целом. Это государство существует ради самого себя, ради своего внешнего великолепия, что касается гражданина, то его назначение только в том, чтобы способствовать красоте его построения в роли служебного члена. Все признаются лишь как всеобщие люди.

          2.2. Аристотель об обществе и государстве

      Система политических  взглядов изложена у  Аристотеля более богато и развернуто, чем у Платона. Как уже говорилось выше, Аристотелю принадлежат 158 "Политий", в которых он описывал политическое устройство древнегреческих полисов, городов-государств. На основе "Политий" им была составлена "Политика", систематически излагающая материал о государстве и формах государственного устройства.

      В отличие от Платона, Аристотель подчеркивал, что существует разница между обществом и государством. По его мнению, есть различные формы объединения людей, основными из которых являются семья, поселения, государство. «Аристотель считал человека общественным животным, который может жить только в обществе и государстве. Государство, по его мнению важнее семьи и отдельной личности, подобно тому, как целое важнее части. Созданию государства способствует обмен между отдельными людьми».

      Взгляд  на  идеальное  государство у  Аристотеля также отличался от представлений Платона. Платон, в сущности, создал  утопию, его  проект не имел шансов быть реализованным. Аристотель не замыкается на построении какого-то наилучшего государственного устройства, а рассматривает основные принципы функционирования государства, описывая при этом несколько типов как положительных, так и отрицательных, по его мнению, государственных систем.

      По  мнению  Аристотеля, существовало три  вида "правильных" форм правления  в государстве: монархия, где  власть принадлежит наследственному правителю, аристократия, где властвуют лучшие и демократия, где власть осуществляется гражданами государства. Однако, по убеждению Аристотеля, недостаток этих "правильных" форм государственного устройства состоит в том, что они имеют тенденцию вырождаться в "неправильные" формы, где  царят  порок  и злоупотребления: монархия может выродиться в тиранию, аристократия – в олигархию (власть немногих, подчиняющих свои интересы общим), демократия – в охлократию (власть невежественной  и  темной толпы). Поэтому он выдвигал идею формирования   "смешанного  государства", которое должно  сочетать достоинства демократии, аристократии  и монархии. Аристотель называл эту форму государства "политией"1.

        Идея "смешанного государства"  получила популярность и повлияла, как полагают ученые, на формирование в XVIII веке идеи разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

      В Греции в IV в. до н.э. наблюдалось обострение противоречий рабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не видел отрицательного влияния рабовладельческих отношений на развитие производительных сил. Как считал Аристотель, жизнь не может проходить без рабов. Поэтому рабство существует в силу экономической необходимости. Рабы способны воспринимать указания господина, но не способны руководить хозяйственной жизнью. Но если человек свободен, он не должен заниматься физическим трудом, т.к. иначе он становится рабом, будучи даже юридически свободным. Свободные потому и признаются свободными, потому что они не знают физического труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов и свободных объявляется вполне естественным.

      Именно  эти положения Аристотеля отразили экономическую закономерность в  развитии общества на той стадии, когда  рабство было основой производства. Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать свой интеллект, быть свободным от физического труда, принимать активное участие в государственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа должна выполняться рабами.

      Основу  богатства и главный источник его увеличения составляли рабы. Аристотель назвал рабов «первым предметом владения», поэтому надо заботиться о приобретении хороших рабов, которые способны долго и усердно трудиться.

      Аристотель, таким образом, сохраняя платоновские убеждения в приоритете интересов  общества в целом над интересами личности, в то же время, большее значение придавал и интересам личности, ответственности государства перед гражданами.

      По  сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать  экономические законы в современной  ему Греции. Особое место в его трудах занимает объяснение понятий  денег, торговли.

      Аристотель  с большим упорством пытался  понять законы обмена. Он исследовал исторический процесс зарождения и развития меновой  торговли, превращения её в крупную  торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость, «связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит факт общественного разделения труда1.

      Аристотель  с большим упорством стремился  понять законы обмена. Он доказывал, что постепенно обмен появлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность и стали обслуживать обмен. Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, который преследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его «экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых для жизни.

      Деятельность  торгово-ростовщического капитала, направленную на обогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её «хрематистикой». Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главная цель – накопление богатства. Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первой необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками, достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силу необходимости и государство не может обойтись без неё, в то же время недопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, но не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеют тогда никакой пользы в житейском обиходе.

      Таким образом,  Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах главные  экономические проблемы.  Он пытался  понять законы обмена, дал довольно полную характеристику денег.

 

         Глава 3. ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ

          3.1. Учение Платона об идеях и его критика Аристотелем

 

      Не  вызывает сомнения, что учение Платона  об идеях является одной из важнейших составных частей его творчества. Многие исследователи склоняются к мысли, что оно является своеобразным “ядром” всей его философской системы (пожалуй, учение об идеях можно без какого-либо преувеличения назвать центром всего, созданного им в области науки, поэтому изложение философии Платона, оставляющее без внимания данное учение, по-видимому, просто немыслимо). Тем не менее следует отметить, что платоновское учение об идеях не есть нечто изолированное и  оторванное от всего остального им созданного: напротив, Платон, будучи последовательным учеником Сократа, логически развил и дополнил философию своего учителя, уделив особое внимание знанию и поиску его оснований, а само учение об идеях явилось естественным завершением этого поиска. Поэтому мы, говоря словами А.Ф. Лосева, “не имеем права исходить из анализа только того, что непосредственно относится к теме”, и поэтому будем здесь рассматривать интересующую нас тему в необходимой взаимосвязи с остальными сторонами учения великого философа.

      В досократовской философии вопрос о познаваемости мира или вообще не упоминался, или познаваемость мира напрямую связывалась с возможностями чувственного восприятия. Заслуга Платона в том, что он в отличие от своих предшественников обратил особое внимание на недостатки чувственного восприятия (и соответственно основанного на нем обыденного сознания).

      Признав идею первопричиной всего сущего, Платон тем самым определил и  основную задачу философии, и предмет  науки как познание мира идей, которое  возможно лишь посредством диалектического процесса мышления как процесса образования и разделения понятий, и выявление их совместимости (или несовместимости) с предметным миром. Таким образом, Платон признает два метода познания: чувственный (неподлинный) и понятийно-мысленный (подлинный). Но поскольку всякое познание всегда направлено ни какой-либо объект, то он должен присутствовать и здесь. У Платона этот объект распадается на два: мир изменчивых и конечных во времени предметов и мир вечных неизменных идеальных сущностей - идей. Происходит как бы удвоение мира.

Информация о работе Аристотель и Платон