Аристотель и Платон

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:43, реферат

Краткое описание

Философское наследие Платона и Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные ими философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные ими идеи нашли свое отражение в трудах многих позднейших философов (в том числе философов Нового времени). Даже если признать некоторым преувеличением высказывание, что, ”сопоставляя новейшие идеалистические системы с учениями Платона и Аристотеля, современные философы нередко приходят к выводу, что ни классики идеализма, ни их продолжатели не выдвинули принципиально новых

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ……………………………..5
1.1. Жизнь Платона ……………………………………………………………… .5
1.2. Жизнь Аристотеля…………………………………………………………… 6
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ 8
2.1. Платон о государстве…………………………………………………………..8
2.2. Аристотель об обществе и государстве…………………………………….12
ГЛАВА 3. ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ. 16
3.1. Учение Платона об идеях и его критика Аристотелем…………………. 16
3.2. Философские учения Аристотеля…………………………………………. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 29

Файлы: 1 файл

Философия Аристотеля и Платона.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                      ВВЕДЕНИЕ

 

      Философское наследие Платона и Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно  и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в  течение многих лет. Созданные ими  философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные ими идеи нашли свое отражение в трудах многих позднейших философов (в том числе философов Нового времени). Даже если признать некоторым преувеличением высказывание, что, ”сопоставляя новейшие идеалистические системы с учениями Платона и Аристотеля, современные философы нередко приходят к выводу, что ни классики идеализма, ни их продолжатели не выдвинули принципиально новых проблем, не преодолели заблуждений этих великих мыслителей”, все равно очевиден их огромный вклад в становление и развитие философии как науки, поэтому обращение к их творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времен, представляется вполне обоснованным.

      На  пороге  XXI  века  наше  общество  находится  на  этапе  глубоких  социально-экономических  преобразований. Таким периодам свойственны переосмысление  людьми  окружающего  мира,  возрождение  старых  и  становление  новых  философских  учений,  поэтому  представляет  интерес рассмотрение  творчества античных философов Платона и Аристотеля, живших  в эпоху великих потрясений. Мир Платона и Аристотеля – это мир крушения  системы греческих городов-полисов и возникновения империи Александра  Македонского.

      С  этой  точки  зрения  было  бы  интересно,  изучая  экономические  взгляды  Платона  и  Аристотеля, проследить за  тем,  как  бурные  события общественной  жизни  той  эпохи  находили  свое  отражение  в  становлении  их  экономических  взглядов. Тем  более,  что  свойственный  этим  двум  философам,  а  особенно  Платону,  антидогматизм  и  особенный  стиль в изложении  взглядов   позволяет   не  только  ознакомиться  с  конечными  результатами  их  творческих исканий,  но  и  проследить  за  ходом    мыслей  и  рассуждений.

      Интерес  к  творчеству  этих  двух философов  не ослабевает, и, быть может,  даже усиливается  в наше время ещё и потому, что  мнение людей, живших  две с половиной  тысячи лет назад,  интересно само по себе.

      Несомненно,  рассказывать об Аристотеле и  Платоне, как ученых, очень непросто  в  том  смысле,  что  слишком  большой  промежуток  времени  отделяет  их от  нас.  Быть может, что-то в их взглядах нам покажется бессмысленным, неверным, а  может  быть  и  слишком наивным. Конечно,  для своего времени они были крупнейшими учеными,  но  следует учитывать, что представления о мире  мыслителей,  живших  в IV в. до н.э.,  сильно  отличаются  от  нашего мнения.  

      Интерес к древнегреческому  философу  Платону, к его творчеству не  ослабевает,  быть может,  даже усиливается в наше время. Во-первых, мнение даже  самого  обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад,  интересно само по себе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот человек -  Платон. "... Платон - один из учителей человечества.  Не  будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние  греки,  что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое  человек, в чем трудности его исканий и свершений", - писал  В.Ф.  Асмус. Итак, значение мнения гениальнейшего афинского  философа о важнейших человеческих проблемах очевидно.

      Целью работы является сравнение основных философских учений Платона и  Аристотеля. Её достижению способствуют следующие задачи: Рассмотрение основных этапов жизни и творчества философов; выделение в их учениях черт сходства и различия; оценка вклада Платона и Аристотеля в развитие науки.

                       Глава 1. ЖИЗНЬ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ

           1.1. Жизнь Платона

 

       В 428 г. до н.э., в самый разгар междоусобной Пелопонической войны, в Афинах у Аристона и Периктионы родился сын Аристокл,  впоследствии Платон. Платон рос в знатной, старинной,  царского происхождения семье с прочными аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю своего рода.

      Большую роль в дальнейшей жизни Платона  сыграла его встреча с Сократом в 408 г. до н.э. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало  в жизни: твердую веру в существование истины и  высших ценностей    жизни,    которые   познаются   через  приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего  самосовершенствования. К этому времени Платон уже стал признанным философом.

      В 399-389 гг. до н.э. Платон, тяжело перенесший смерть Сократа, покидает Афины. По некоторым сведениям, он посещает Вавилон, Ассирию и Египет. В 387 г. до н.э. Платон едет в Сицилию,  где  знакомится  с тираном Дионисием Старшим. По приказу  Дионисия Платона, не пожелавшего льстить тирану, продают в рабство. Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике известного философа, купил его и немедленно дал ему свободу.

      Вернувшись  в 387 г. до н.э. в Афины, Платон купил  в живописном уголке на северо-западной окраине города, называемой Академией, сад с домом,  где основал свою знаменитую философскую школу. Академия просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее.

      В 367-353 гг. до н.э. Платон дважды посещает Сицилию, находящуюся во власти "просвещенного" тирана  Дионисия Младшего.

      В 347 г. до н.э., по преданию, в день своего рождения Платон умирает.

        1.2. Жизнь Аристотеля

 

      Аристотель  родился в 384г. до н.э. в греческом  городе Стагире.  Глубокое провинциальное  происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида: худощавый, маленького роста, с узкими глазами, да к тому же еще и сильно шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу.

      Приехав с севера Греции, Аристотель в самом  раннем возрасте (в 17 лет) вошел  в  школу Платона. Первые сочинения  Аристотеля в стенах Платоновской Академии, куда он поступает, отличаются склонностью его к риторике, которой  он, впоследствии, занимался всю жизнь.

      Аристотель  представлялся Платону ретивым  конем, которого приходится сдерживать уздой. Некоторые античные источники  прямо говорят не только о расхождении, но и даже о неприязни между двумя философами. Платон не одобрял свойственной Аристотелю манеры держать себя и одеваться. Аристотель уделял  большое внимание своему внешнему виду, а Платон считал, что это неприемлемо истинному философу.

      Расхождение во взглядах двух философов позже привело к созданию в 335 г. Аристотелем собственной школы – Лекея. С этих пор он становится завзятым противником  своего  учителя. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но  истина для него дороже. Вся жизнь его состояла в бесконечном стремлении найти, проанализировать, схватить истину, докопаться до смысла окружающего  мира.

      Известен  тот факт, что в сороковых годах 4 в. до н.э. Аристотель был приглашен  македонским царем Филиппом II на роль воспитателя своего сына – Александра, будущего великого завоевателя.

      На  многие века имя Аристотеля стало  непререкаемым авторитетом в  науке. Его интересовали законы, управляющие  движением тел, - и появилась знаменитая «Физика» (в 8 книгах). Он размышлял над  различными явлениями природы, о  чем говорится в «Метеорологике» (в 4 книгах). Он изучал поведение животных, строение их тел – 5 книг под названием «О возникновении животных». И это ещё далеко не все: ему принадлежат труды о логике, этике, поэтике. Но нас, конечно, больше будут интересовать его сочинения, касающиеся ведения хозяйства, политики и  социологии. В их числе «Никромахова этика», «Политика», «Экономика». Он описал 158 различных греческих и негреческих законодательств, так называемых «Политий»1.

      Аристотель  был сильным человеком, но он был  многим неугоден. И когда оказалось, что деваться уже некуда, и с ним могут расправиться как с Сократом, он принял яд. Так  кончилась жизнь великого мыслителя древности. И всё же его искания, вся его жизнь свидетельствуют о небывалом мужестве великого человека, для которого даже сама смерть стала актом мудрости и невозмутимого спокойствия. 

 

Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ

        2.1. Платон о государстве

 

      Возникновение государства Платон связывал с удовлетворением  повседневных интересов людей и с обменом. «Государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждаются… Оно возникает из нужд человека: никто не может сам удовлетворить всех своих нужд… Мы берём себе одного помощника для одной цели, другого для другой, и когда все эти сотоварищи и помощники собраны в одном месте, то всю группу обитателей можно назвать государством. Они обмениваются друг с другом… с той мыслью, что этот обмен будет им ко благу» говорил Платон1.

      Платон, в сущности, определял государство как особую форму поселения людей, которая возникает из необходимости взаимопомощи, удовлетворения потребностей в пище и жилье, защите  населения и его территории, поддержания порядка внутри самого поселения. Таким образом, государство и общество, у Платона пока еще не различаются.

      Государство может существовать длительное время, в том случае, если оно основано на натуральном хозяйстве и если деньги имеют ограниченное хождение. Платон уделил особое внимание деньгам, но, по-моему, так и не понял их сущности. Платон отрицательно относился к функции денег в качестве сокровища. Деньги имеют две функции: меры стоимости и средства обращения. Они должны служить только для обмена. Платон требовал запретить куплю-продажу в кредит, т.е. выступал против использования денег как средство платежа.

      Наиболее  значимым для нас стал труд Платона, посвященный государственному строю. Подробно он занялся рассмотрением  государственного строя в 8 книге  «Государства». Главная причина  порчи общества, а вместе с тем и государственного строя заключается в "господстве корыстных интересов". В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстных интересов" в их строе.

  1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.
  2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.
  3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы – тирании.
  4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека – тирана.

      Таким образом, можно сказать, что Платон классифицирует существующие государственные  формы на две большие группы:

  1. Приемлемые государственные формы
  2. Регрессивные, упадочные формы

      Ключевое  место  концепции Платона занимает учение об идеальном государстве. Модель такого исправленного и улучшенного  человеческого общества он строит в  своем огромном сочинении «Государство». В этом произведении десять частей, или книг, множество действующих лиц. Главное лицо сочинения – Сократ. Рядом с ним родные братья Платона – Адимант и Главкон, к которым постоянно обращается  Сократ и которые создают видимость беседы. Диалог между ними превращается в размышление Сократа об идеальном государстве.

      Идеальное государство – то, которое удовлетворяет  требованию справедливости. Справедливость в данном случае состоит в том, что в обществе созданы условия, которые гарантируют процветание  всего государства и учитывают естественное неравенство людей в их природных задатках.

      Главный принцип устройства идеального государства  – разделение труда, т.е. каждый должен заниматься своим делом. Торговля необходима только потому, что она обслуживает  разделение труда внутри города и между городами.

Информация о работе Аристотель и Платон