Античная натурфилософия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

В работе рассматриваются такие вопросы, как философы в поисках первоначала мира, основоположники античной диалектики.
Актуальность данной темы определяется тем, что в античной философии были поставлены и частично разрешены основные философские проблемы: возникновение мира и человека, первоосновы всего сущего, соотношение двух основных форм бытия – материальной и идеальной, смысла жизни, смерти и бессмертия.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 47.54 Кб (Скачать)

     Чтобы преодолеть отрезок пути АБ предмет  сначала должен пройти половину этого  отрезка – АБ1. Однако, чтобы дойти до точки Б1, надо пройти половину от намеченной половины (четверть) – АБ2. А чтобы пройти половину половины, надо пройти половинку от этой четверти – АБ3 (одну восьмую).

     И это повторяется до бесконечности (ведь мы можем разделить любой  отрезок на бесконечное количество частей). Поэтому тело никогда не сможет достичь точки Б, как бы близко она ни была расположена, ибо оно должно «пройти» бесконечное множество точек. Безукоризненное с точки зрения формальной логики рассуждение!

     В другой апории Зенон задается странным, на первый взгляд, вопросом: может ли Ахиллес догнать черепаху? Зенон  доказывает, что «даже самый быстрый  из людей не сможет никогда догнать  даже самое медлительное создание, если оно вышло в путь раньше него. Ахиллес, бегущий в десять раз  быстрее черепахи, не сможет ее догнать. Пусть черепаха на сто метров впереди  Ахиллеса. Когда Ахиллес пробежит эти сто метров, черепаха будет  впереди него на десять метров. Пробежит Ахиллес и эти десять метров, а  черепаха окажется впереди на один метр и т.д. Расстояние между ними все время сокращается, но никогда  не обращается в нуль.

     Значит, Ахиллес никогда не догонит черепаху. Или, в более общем виде: Ахиллес, чтобы догнать черепаху, должен вначале  пройти расстояние от своего места  до места, где находилась черепаха в  момент его старта. Но за то время, что  ему понадобится для преодоления  данного расстояния, черепаха опять продвинется вперед на определенный отрезок, и эта ситуация будет повторяться вновь и вновь. Итак, чтобы догнать черепаху, Ахиллес вынужден будет преодолеть бесконечное количество отрезков пути»20.

     Апории  Зенона вызвали большое замешательство, потому что опровергнуть их не так-то просто. Можно, конечно, встать и начать ходить, но это будет обращение  к чувствам зрителей: они будут  видеть, что движение есть, но ведь чувствам-то доверять полностью нельзя... Секрет здесь в том, что пространство является одновременно и прерывным (состоящим из отдельных отрезков и точек), и непрерывным, то есть для  решения таких задачек надо уметь  находить предел суммы бесконечно малых  величин. 

2.4 Философские идеи  Парменида и Зенона. Их выводы и обоснования. 

         С философской точки зрения, несомненной  заслугой элеатов была постановка  вопроса о том, что чувственное  и рациональное, разумное познание  – не одно и то же. С позиций  чувственного познания многие  положения, например, современной  физики кажутся невозможными. Сегодня  не вызывает сомнения тот факт, что ориентироваться только на  чувственную достоверность и  очевидность нельзя. И хотя Ахиллес,  конечно, догонит черепаху, проблема, поставленная элеатами, была чрезвычайно  важной и глубокой: как соотносятся  чувственное и рациональное познание!

     Наиболее  глубокие идеи этой философии были разработаны Парменидом и Зеноном. Парменид разделял мир на истинный и неистинный. Истинным есть бытие, поскольку оно вечно и неизменно, всегда тождественно самому себе. Мир конкретных вещей есть неистинное бытие, ведь вещи постоянно изменяются, сегодня они отличны от вчерашних, а завтра и вовсе исчезают.

     Логическое  обоснование выводов Парменида сделал Зенон. Развивая взгляды учителя, он подчеркивал, что логически невозможно представить множественность вещей и допущение движения – это приводит к противоречиям. В соответствии с принципами элейской школы Зенон разрывал чувственное и рациональное познание. Истинным признается только рациональное познание, а чувственное познание считается ограниченным, противоречивым.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В многообразных философских учениях  и школах древнего мира предвосхищены  основные тенденции будущего развития философской мысли. Наиболее ценным приобретением древней философии  явились наивный материализм  и стихийная диалектика, положившие начало научному пониманию действительности.

     Для всех представителей милетской школы  основным вопросом был вопрос о первоначале  и сущности мира. И хотя ответы на этот вопрос давались разные – будут ли считаться первоосновой вода, «апейрон» или воздух – установка на теоретическое, рациональное объяснение природы свидетельствует о том, что мы имеем дело уже не с мифологией, а с принципиально новым отношением к миру, которое и положило начало формированию не только философии, но и науки.

     Первые  философские поиски, первые философы дают разные объяснения мира. Философские  концепции несут на себе не только печать времени, но и печать характера  своего создателя (например, аристократ Гераклит с явным высокомерием относится  к «толпе» и пишет языком, не понятным для малообразованного  человека, зато Анаксимен стремится  к простоте и ясности). Тем не менее, есть нечто, что объединяет первых философов.

     Во-первых, это поиски первоначала мира. Все предметы в мире – разные, но мир должен иметь общую первооснову, чтобы быть единым и цельным. За видимым разнообразием кроется невидимое единство, которое и пытались объяснить первые философы. Начало древнегреческой философии было связано больше с изучением природы, чем с изучением человека. Философия имела форму натурфилософии.

     Во-вторых, это теоретические поиски первоначала мира. Вода, апейрон, воздух, огонь, логос, закон, необходимость – это уже не мифологические или художественные образы, а понятия. Начинается выработка понятийного аппарата философии, правил логики, принципов рассуждения, – всего того, что отличает теоретическое знание от мифологии и искусства.

     В-третьих, формирование философии в Древней  Греции было неразрывно связано с развитием научного знания, философия в то время была и протонаукой, включала любые теоретические знания. Недаром первые философы были и первыми географами, астрономами, математиками.

     В-четвертых, разделения философских систем на материалистические и идеалистические еще не произошло. Первые философы не были ни материалистами, ни идеалистами, – в их взглядах сочетались элементы обоих направлений. Спор между материализмом и идеализмом начнется позже.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
     
  1. Алексеев, П.В. История философии. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 240 с.
  2. Введение в философию: Учебник для вузов в 2-х частях. Часть 1. – М.: Политиздат, 1989. – 367 с.
  3. Волкогонова, О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «ФОРУМ»6 ИНФРА-М, 2006. – 480 с.
  4. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1991. – 591 с.
  5. Радугин, А.А. Философия: Курс лекций. – М.: Изд-во Центр, 1997. – 272 с.
  6. Спиркин, А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2002. – 736 с.
  7. Философия/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 622 с.
  8. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии. – М.: Высшая школа, 1981. – 374 с.

 

Информация о работе Античная натурфилософия